VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Комплексный правовой анализ Конституции Французской республики 1958 года

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014102
Тема: Комплексный правовой анализ Конституции Французской республики 1958 года
Содержание
Введение
    Актуальность исследования.Конституция Франции от 4 октября 1958 года является основополагающим актом Пятой республики, принятым на референдуме 28 сентября 1958 года, действующим до сих пор. С целью преодоления нестабильности правительства и кризиса войны в Алжире в основу Конституции Пятой республики была положена концепция сильной исполнительной власти. Ее ключевыми идеологами были министр юстиции Мишель Дебре, который выступал за британскую модель с ее большими полномочиями премьер-министра, и генерал Шарль де Голль, желая утвердить Президента Республики как гаранта национальной независимости, территориальной целостности и соблюдение международных договоров.
    Таким образом, в 1958 году Франция эволюционировала от парламентского режима с усиленной президентской властью к режиму «полупрезидентской»республики.
    Учитывая многовековую изменчивость французов(со времен Великой французской революции во Франции насчитывается около двух десятков конституционных актов), Конституция 1958 года считается одной из самих лучших конституций Франции. На сегодняшний день она состоит из семнадцати разделов, ста шести статей и преамбулы. Кроме того, как указано в преамбуле, неотъемлемой частью Конституции Франции является Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Преамбула Конституции Франции от 27 октября 1946 года и Экологическая хартия 2004 года.
    С момента принятия и опубликования Конституции Франции в нее  двадцать четыре раза вносились изменения. Среди них можно выделить: референдум 1962 года, на котором граждане Франции одобрили предложение Шарля де Голля избирать Президента страны непосредственно народом; парламентские поправки в Конституцию 2000 года, которые сократили продолжительность одного срока правления президента с 7 до 5 лет,конституционные изменения от 21 июля 2008 года, предусматривающие ограничение срока президентской власти (не более двух пятилетних сроков подряд).
    Несмотря на долгий путь трансформации и модернизации, на сегодня действующая Конституция Франции остается образцом для Основных законов демократических государств.
    Цель исследования: осуществить комплексный правовой анализ Конституции Французской республики 1958 года.
    Согласно поставленной цели  предпринята попытка решить следующие задачи:
    - на основе новейших исследований зарубежных и отечественных авторов осветить вопросы становления Конституции Французской республики 1958 года;
    - раскрыть принятие и характеристику Конституции Французской республики 1958 года;
    - провести правовой анализ Конституции Французской республики 1958 года
    - исследовать особенности Конституции Французской республики 1958 года.
    Объектом исследования являются общественные отношения, характеризующие правовое регулирование становления, развития и утверждения Конституции Французской республики 1958 года.
    Предмет исследования: Конституция Французской республики 1958 года.
    Методологической основой работы стали общепризнанные научные критерии объективности и историзма, а также исследовательские методы, основанные на них. Прежде всегона всех этапах выполнения курсовой работы использованы такие общие методы научного познания, как наблюдение, сравнение, анализ, аналогия, индукция, дедукция и другие, служившие не только основным инструментом отбора фактического материала, но и необходимым условием достижения поставленной в курсовой работе цели. 
    Объем и структура работы обусловлены целью и задачами исследования, а также логикой расположения в ней материала. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
    























    Глава 1. Теоретические аспекты Конституции Французской республики 1958 года
    1.1. Истоки Конституции Французской республики 1958 года
    Конституционная история Франции является едва ли не самой богатой на события по сравнению с другими европейскими странами. Именно в этой стране в XVI в. в связи со стремлением ограничить абсолютную власть короля впервые начали употреблять термин «основной закон» («основные законы»), хотя конституции как акта с юридическими качествами основного закона, то есть как акта высшей силы, тогда не было.
    В интеллектуальной среде именно Франции в XVIII в. на почве достижений европейской политико-правовой мысли были сформулированы идеи народного суверенитета и разделения властей, а также многие другие реформаторские для того временит, идеи, которые в наши дни совокупно составляют основы теории мирового конституционализма.
    Среди таких идей особое место принадлежит теории учредительной власти. Первыми соответствующие положения сформулировали отдельные представители школы естественного права, но вид завершенной теории они получили благодаряЕ. Сийесу - активному участнику политических процессов во Франции конца XVIII -начала XIX в. Согласно этой теории конституция как основной закон является актом учредительной, первичной по характеру власти, принадлежащей непосредственнонароду. Одновременно конституция трактуется как, по сути, инструмент установления фактически производных от учредительной власти и потому вторичных властей - законодательной, исполнительной и судебной [13, c. 176].
    Согласно теории учредительной власти юридическая природа конституции как основного закона и природа так называемых формальных законов различаются: если конституция - это акт учредительной власти, с чего выводится ее высшая сила, то формальные законы определяются актами законодательной власти или, еще точнее, актами органа законодательной власти, чем объясняется их субординированность, прежде всего по силе, конституции. Примечательно, что понятие формального закона как акта, принятого «народным представительством» (парламентом) и подписанного королем (главой государства), впервые было введено в конце XVIII в. также именно во Франции.
    Выдающуюся роль в области мирового конституционализма сыграла французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, воснову которой положены идеи естественных прав, а также свободы и равенства (равноправия) индивидумов. Этот акт был первым в Европе нормативным сборником прав и свобод, которые имеют характер субъективных прав и соответственно обязывают власть их соблюдать. Декларация и сегодня имеет существенное регулятивноезначение: в преамбуле действующей Конституции Франции установлено, что «французский народ торжественно заявляет о приверженности правам человека и принципам национального суверенитета, которые были определены в Декларации 1789 года». В юридической практике Франции положения Декларации по юридическим свойствам не отличают от положений собственно Конституции. Кроме того, часть ее формулировок заимствована авторами из международных документов по правам человека, они так или иначе воспроизведены в основных законах, принятых в разных странах мира [17, c. 124].
    Декларация прав человека и гражданина была впоследствии включена в структуру Конституции Франции 1791 года, которая вместе с принятым в том же году в Польше Законом об управлении были первыми в Европе конституциями с юридическим качеством основного закона. После Конституции 1791 года и до наших дней во Франции было принято или выдано, по оценкам различных французских авторов, еще от четырнадцати до шестнадцати конституций или актов конституционной значимости, и у большинства из них есть заимствования из текста Декларации или прямые ссылки на нее.
    Примечательно, что в процессе государственно-правового развития Франции были применены практически все известные способы принятия так называемых народних конституций, то есть таких, которые приняты избранным народом представительныморганом (учредительным собранием, парламентом) или приняты и утверждены народом на референдуме. В 1814 году здесь была издана Конституционная хартия, которая считается первой в мире подаренной монархом конституцией, и которая в первой половине XIX в. послужила образцом для части других европейских стран. К тому же в хартии впервые в практике мирового конституционализма был употреблен термин «глава государства» [10, c. 218].
    Конституционной истории Франции известны различные формы конституции (основногозакона). Почти все конституции этого государства и акты конституционной значимости были систематизированны основными законами, то есть едиными нормативными актами высшей силы. Как известно, такая форма конституции доминирует в практике мирового конституционализма. Вместе с тем иную форму имела Конституция Франции 1875 года - совокупность трех актов высшей силы. Эта форма конституции характеризуется как несистематизированный основной закон. В наши дни она принята в таких странах, как Австрия, Канада и Швеция. С Конституцией 1875 года было связано и введение формы органического закона. Соответствующие официальные названия имели принятые того же года пообычной законодательной процедурой избирательные законы, по которым не признавалась сравнительно высшая юридическая сила. Органичность этих законов усматривалась в том, что они должны были обеспечивать организацию государственных институтов, установленных Конституцией.
    С начала революции XVIII века во Франции неоднократно устанавливались, менялись или ликвидировались различные режимы, что как правило, означало принятие или издание новых конституций или актов конституционной значимости. Как результат, происходила кардинальная смена или корректировки принятой формы государственного правления. Так, в начале XIX в. на замену республиканской форме правления в таких ее исторических версиях, как директория и консульство, пришла монархическая форма (по терминологии французских авторов - Первая империя). Впоследствии произошли изменения и в рамках самой монархической формы: Первую империю сменила так называемая реставрированная монархия с династией, правившей до революции XVIII в. Но в обоих этих случаях соответствующая форма была уже не абсолютной феодальной, а ограниченной, конституционной монархией [2, c. 188].
    Изменения формы государственного правления имели место и в дальнейшем. После революции 1848 года начался период Второй республики, в течение которого было принято две конституции, впервые на европейском континенте ввели институт президента государства, который избирался на всеобщих выборах. Но в отличие от США, где президенту конституционно принадлежит исполнительная власть, по содержанию конституции 1848 года и 1851 года президент вообще доминировал в сфере властвования. Если сначала срок, на который выбирали президента, был определен в четыре года, то впоследствии его увеличили до десяти. Вторую республику за четыре года заменила Вторая империя. В короткий период между Второй империей и Третьей республикой имел место опыт диктатуры пролетариата в форме парижской коммуны.
    Наиболее длительным оказался период Третьей республики, которая существовала с 70-х годов XIX в. до Второй мировой войны. Принятая в начале этого периода Конституция 1875 года ввела новую для мирового конституционализма форму государственного правления - парламентскую республику, которая в значительной мере копировала парламентскую монархию, что в то время эволюционным путем сложилась в Великобритании.
    Почти сразу после окончания Второй мировой войны начался период Четвертой республики, который ознаменовался принятием Конституции Франции 1946г. Эта Конституция сохраняла парламентско-республиканскую форму государственного правления. В частности, президент избирался на общем заседании палат парламента, а правительство было определено политически ответственным исключительно перед нижней палатой. Однако в условиях неоднократного избрания в парламент представителей значительного количества политических партий, отсутствия устойчивого парламентского большинства и по сути перманентной внутриполитической «турбулентности» нередко возникали правительственные кризисы. Все это сопровождалось перманентными попытками корректировать конституционный строй: в период 1946-1958 годов в парламент было внесено почти сто предложений о внесении изменений в основной закон.
    В 1958 году ситуация значительно осложнилась в связи с острым внутриполитическим конфликтом по поводу перспектив военных действий, что уже несколько лет перед тем происходили в колониальном Алжире. При таких обстоятельствах в начале июня того же года был принят специальный конституционный закон, согласно которому правительству, только что возглавленное ШарлемдеГоллем, предоставлялось право одобрить проект новой Конституции с последующим его вынесением на референдум. И хотя в этом законе определялся не только порядок подготовки, рассмотрения и принятия Конституции, но и принципы, которые должны быть положены в основу ее содержания, парламент тем самым фактически отстранился от осуществления принадлежащих ему соответствующих полномочий.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1.2. Принятие и характеристика Конституции Французской республики 1958 года
    Проект новой Конституции разработала группа экспертов во главе с министром юстиции, которого относили к близкому окружению ШарлядеГолля. По некоторым свидетельствамположения проекта относительно статуса президента обсуждались и были в целом сформулированы на встречах главы правительства и министра юстиции. Поэтому ШарлядеГолля нередко признают реальным автором Конституции Франции 1958г., а установленный в соответствии с ней порядок организации и функционирования государства характеризуют как «голлистский режим», или как «режим личной власти» президента. Такая оценка определена и тем, что еще в 1946году в признанной впоследствииисторической речи в г. Байе Шарльде Голль очертил порядок организации и осуществления власти, видя необходимым признать за президентом роль арбитра «в случаях политических разногласий» и гаранта «национальной независимости» [6, c. 96].
    Разработанный группой экспертов проект Конституции был обсужден на межминистерском уровне и после чего передан в консультативный конституционный комитет, который рассмотрел его и предложил определенные поправки. В состав этого комитета входили члены, назначенные правительством и определены палатами парламента. В дальнейшем проект рассматирвался правительством, которе частично согласилось с поправками, и высоким органом административной юрисдикции, что совершил его правовую экспертизу. В начале сентября 1958г. правительство одобрило текст проекта и вынесло его на референдум. Действующая Конституция Франции была принята на референдуме 28 сентября, и с этого времени начался период Пятой республики.
    На сегодня в Конституцию1958 г. семнадцать раз вносились изменения. Среди них выделяются те, которые произошли в 1962 годуи касались выборов Президента. По оценкам многих французских юристов примененный в этом случае порядок внесения изменений не отвечал самой Конституции, ведь проект соответствующего акта по решению Президента был прямо вынесен на референдум. При этом Президент сослался на часть первую статьи 11 Конституции 1958г., согласно которой на референдум может быть вынесен «любой законопроект по организации публичных властей».
    Большое значение имеют изменения, которые были внесены 1992г. и показали процесс европейской интеграции, предусмотрев, в частности, передачу части «суверенных прав» так называемым наднациональным организациям. По результатам этих изменений конституционный текст дополнили новым разделом, актуальное название которого «О Европейском Союзе».
    Значительными можно считать изменения от 1995г., касающиеся предмета и порядка проведения референдума, а также деятельности парламента и статуса его членов. Знаковым было уменьшение в 2000г. срока, на который выбирают Президента, из установленных, начиная с последней четверти XIX в., семи лет до пяти. В 2005г. в преамбулу Конституции 1958г. было включено положение о «правах и обязанностях, определенных Хартией об окружающей среде», что означало закрепление на национальном уровне права человека на безопасную окружающую среду и других экологических прав. Через два года после этого Конституция 1958г. была дополнена почти революционной, учитывая национальную историческую традицию, статьей, согласно которой «никто не может быть приговорен к смертной казни» [9, c. 214].
    Однако наибольшее число статей было изменено и дополнено в 2008г., когда произошла комплексная ревизия Конституции 1958г. Соответствующие изменения касались большинства ее разделов, хотя значительная часть этих изменений имела отношение к статусу различных административно-территориальных единиц, а также к организации и полномочий создаваемых в их пределах органов.
    Весомыми были и тогдашние изменения, которыми определяли права парламентских фракций, и последние конституировались фактически как органы палат Парламента. Одновременно в конституционный текст был добавлен раздел о Защитнике прав, а также сделаны уточнения относительно участия Франции в Европейском Союзе и определены условия ратификации Лиссабонского договора 2007г. - базового соглашения о принципах функционирования ЕС, призванного заменить так называемую европейскую конституцию, идею которой не смогли реализовать. Тогда же установили, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.
    Конституция 1958г., в отличие от большинства других основных законов, не содержит отдельного раздела, посвященного правам и свободам, хотя в ее преамбуле провозглашено «приверженность правам человека, которые были признаны в Декларации 1789 года, подтверждены и дополнены в преамбуле Конституции в 1946 году, а также правам и обязанностям, определенным в Хартии об окружающей среде 2004 года». Вместе с тем в отдельных статьях сформулированы принципы, которые имеют основополагающее значение в определении правового статуса индивида. В качестве примера служат положения ст.1 Конституции 1958г., согласно которым государство «обеспечивает равенство перед законом всех граждан», и положение ст.66 о том, что «никто не может быть произвольно лишен свободы».
    Одной из характерных особенностей Конституции 1958г. является то, что она зафиксировала государственный лозунг (девиз) - короткою словесную формулировку, которое выражает определенные идеи, признанные общественными ценностями. Современная практика установления государственного лозунга была начата именно во Франции в период революции XVIII в. И сегодня в ст.2 Конституции установлено, что девизом республики является «Свобода, Равенство, Братство». В этой статье задекларирован также принцип республики с традиционным для ранее принятым в стране основным законом формулировкой - «правление народа, осуществляемое народом для народа». Такая формулировка отражает общий смысл принципа народного суверенитета.
    О суверенитете народа прямо говорится в ст. 3 Конституции 1958 года: «Национальный суверенитет принадлежит народу, который реализует его через своих представителей и через референдум». Как известно, идея народного суверенитета приобрела завершенность в XVII-XVIII вв., когда в Европе начался или углубился процесс формирования национальных государств. В связи с этим народный суверенитет определяли как национальный суверенитет. Практически одновременно признали феномен политической нации, отличной от нации как этнической общности и по сути тождественной народу как совокупности всех граждан или как совокупности всех избирателей. В современной трактовке народный суверенитет - это суверенитет именно политической нации [3, c. 147].
    По содержанию Конституции 1958 г. впервые в практике мирового конституционализма было введено форму государственного правления, в науке определяется как смешанная республиканская, или, по оценке французского юриста и политолога М. Дюверже, полупрезидентская республика. К главным признакам этой формы правления, которая соединяет черты парламентской и президентской республик, отнесены, во-первых, дуализм или дихотомия исполнительной власти, что на практике означает распределение полномочий в соответствующей сфере между правительством с его главой и президентом в условиях политической ответственности правительства исключительно перед парламентом и, во-вторых, конституционное определение президента как арбитра или (и) гаранта в определенных основным законом сферах государственной жизни.
    Значительная часть статей Конституции 1958 г. посвящена определению статуса ключевых звеньев государственного механизма. Так, в ее ст. 5 установлено, что «Президент Республики отвечает за соблюдение Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства ..., является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров», а в ст. 64 зафиксировано, что Президент является «гарантом независимости судебной власти» [7, c. 205].
    Концепцию президентского арбитража предложили еще в период формирования Третьей республики, связывая ее с недопустимостью признания за президентом роли лидера парламентского большинства и руководителя правительства. Тогдашние идеи относительно президентского арбитража были укоренены в концепции королевской власти, предложенной Б. Констаном в начале XIX в. Этот автор выделял королевскую власть, как только формальную составляющую исполнительной власти и признавал ее за «посредническую» и «нейтральную», которая должна обеспечивать «единство и согласованность» функционирования государственной власти в целом. Соответствующей концепции отвечала такая ??форма государственного правления как парламентская монархия.
    Комментируя цитируемые положения ст. 5 Конституции 1958 года, одни современные французские авторы утверждают, что по их содержанию речь идет о политическом арбитраже, и Президент с согласия Парламента и Правительства во главе с Премьер-министром должен или может разрешать споры между ними, а не вмешиваться в осуществление их полномочий. Для осуществления такого арбитража Президент, в частности, уполномочен назначать референдум по предложению Правительства или по совместному предложению обеих палат Парламента. При этом он должен действовать в исключительных и экстренных случаях, если возникает острая кризисная ситуация. Другие авторы видят по содержанию соответствующих положений юридический по характеру президентский арбитраж и воспринимают это содержание как предусматривающее решающую роль Президента в сфере государственного властвования. Некоторые даже характеризуют Президента как «вождя государства» или «национального гида».
    Характерно, что положение о президенте как арбитре или, чаще, как гаранте содержатся в ряде новейших основных законах, принятых в других странах, причем с различными формами государственного правления. Иногда глава государства конституционно определен арбитром или гарантом даже в парламентских монархиях (например, в Испании). Очевидно, что в разных странах в зависимости от формы правления, конституционные положения, содержащие такие определения главы государства, могут различаться по своим общественно-политическим назначением и по результатам их правореализации.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Глава 2. Правовой анализ Конституции Французской республики 1958 года
    2.1. Президент Французской республики
    Положение о президенте как арбитре или как гаранте нередко служат обоснованием тезиса о предполагаемых или скрытых возможностях. Отсюда попытки признать и, по сути, произвольно сформулировать такие полномочия, которые прямо не зафиксированы в конституции или законах, но якобы вытекающие из соответствующих положений. Такой подход может означать возможность признания за президентом фактически абсолютной власти. Это не соответствует назначению конституции, которая призвана ограничивать власть, гарантируя права и свободы и максимально четко очерчивая компетенцию ключевых звеньев государственного механизма.
    Согласно Конституции 1958г. Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов сроком на пять лет. Такой порядок выборов был введен по результатам соответствующих изменений, внесенных в 1962г. (об их юридической проблемности говорилось выше). Предварительно выборы Президента должны иметь косвенный и сложный характер. В Конституции 1958г. и в законах возрастной ценз для кандидатов в Президенты не определен, что является нехарактерным для практики мирового конституционализма. Поэтому французские авторы дискутируют по поводу того, является ли этот ценз таким, как для кандидатов в депутаты нижней палаты, или таким, как для кандидатов в члены верхней палаты парламента. Как отмечалось, одно и то же лицо не может быть Президентом два срока подряд [11, c. 237].
    Конституция 1958г. обеспечила Президенту статус значимого главы государства и наделила его существенными полномочиями в сфере исполнительной власти, часть из которых он осуществляет по своему усмотрению и без связывания его соответствующих актов Премьер-министром и, при необходимости, министром или министрами. Как показывает политическая история современной Франции, властные возможности и собственное усмотрение Президента зависят от степени его поддержки в парламенте (от наличия так называемого президентского большинства) и от общественного авторитета лица, занимающего должность Президента. При этом реализация некоторых полномочий Президента обусловлена объективными обстоятельствами. В частности, он формально по собственному усмотрению уполномочен назначать премьер-министра, но вынужден учитывать расстановку партийно-политических сил в нижней палате парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность.
    Согласно Конституции 1958г. Президент по предложению Премьер-министра назначает других членов Правительства и прекращает их полномочия, то есть освобождаетот должности. Президент подписывает принятые Советом министров нормативные акты. Он назначает на гражданские и военные должности на государственной службе, является главнокомандующим вооруженными силами, председательствует в специальных органах - высших советах и ??комитетах национальной обороны. Президент уполномочен вести переговоры о заключении международных договоров и ратифицировать их. Но во всех этих случаях акты Президента нуждаются в контрассигновании со стороны премьер-министра и, в случае необходимости, ответственного министра или министров [15, c. 313].
    С другой стороны, практически сразу после принятия Конституции 1958 г. некоторые ее положения были интерпретированы таким образом, что это привело к расширению властных возможностей Президента. Например, по духу и букве основного закона ответственность за национальную оборону и внешнюю политику отнесена к функциям Премьер-министра и правительства в целом, но на практике соответствующую функцию взял на себя тогдашний Президент ШарльдеГолль, который опирался на парламентское большинство, сложившееся фактически возглавляемой им политической партией.
    Согласно Конституции 1958 года на предложение правительства, сформулированное во время сессии Парламента, или на совместное предложение палат Президент может вынести на референдум законопроект по определенным вопросам. Однако конституционные формулировки по этим вопросам являются чрезмерно общими, что не исключает возможность вынесения на референдум по сути любого законопроекта. Опыт референдума 1962г., о котором шла речь, показал такую ??возможность. Важно то, что акт Президента о назначении референдума не нуждается в контрассигновании.
    Согласно ст.10 Конституции 1958г. к осуществлению промульгации, то есть подписания и официального опубликования, закона Президент может «требовать от парламента нового обсуждения закона или его отдельных статей», что означает наделение его правом вето. При этом применение вето на закон о государственном бюджете не предусмотрено. Однако, в отличие от других стран со смешанной республиканской формой государственного правления, для преодоления вето достаточно не квалифицированного, а простого большинства голосов в палатах Парламента, то есть большинства, на основе которого закон сначала был принят. После консультаций с Премьер-министром и председателями палат Президент может распустить нижнюю палату. В случаях применения вето и роспуска нижней палаты парламента соответствующие акты Президента также не требуют контрассигнования.
    Среди полномочий Президента выделяется его право принимать «меры» если согласно ст.16 Конституции 1958г. «Институтам Республики, независимости государства, целостности ее территории будет угрожать серьезная и непосредственная опасность и нормальное функционирование конституционных публичных властей будет прекращено». Для принятия решения Президенту достаточно провести официальные консультации с Премьер-министром, председателями палат парламента и Конституционным советом, причем акт о таком решении не требует контрассигнования.
    
    2.2. Правительство и парламент Французской республики
    Согласно ст. 20 Конституции 1958 г. «Правительство определяет и проводит политику нации. Оно распоряжается гражданской администрацией и вооруженными силами». Учитывая содержание конституционно установленного статуса Президента, эти положения не выдаются имеющими абсолютное значение. Возможность их реализации в значительной степени зависит от расстановки сил в парламенте (прежде всего в его нижней палате) и от степени политической поддержки президента в среде конкретного созыва парламента.
    В ст.21 Конституции 1958 г. предусмотрено, что «Премьер-министр руководит деятельностью правительства. Он ответственен за национальную оборону..., осуществляет регламентную власть и назначает на гражданские и военные должности». Но и в этом случае властные возможности Премьер-министра, обусловленные наличием или отсутствием в парламенте «пропрезидентской» большинства. Тем самым трактовка и реализация соответствующих положений основного закона обусловлены партийно-политическим балансом, который составляется по результатам президентских и парламентских выборов. В период президентства Ш.деГолля цитируемые положения ст.21 трактовали так: Премьер-министр руководит деятельностью правительства, но не самым Правительством, которым руководит Президент [4, c. 145].
    Согласно Конституции 1958г. полномочия члена Правительства несовместимы, в частности, с мандатом члена Парламента. Правительство несет коллективную политическую ответственность перед парламентом: Национальное Собрание может выразить ему недоверие путем принятия резолюции порицания.
    Согласно Конституции 1958 года Парламент состоит из Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Депутаты Национального собрания избираются путем всеобщих и прямых выборов сроком на пять лет. Сенаторы избираются избирательными коллегиями, образуемыми в пределах каждого из департаментов. В состав каждой из таких коллегий входят депутаты Национального собрания и региональные советники (члены представительного органа власти, сформированного в регионе, к которому территориально отнесен соответствующий департамент), избранные в пределах департамента, генеральные советники (члены представительного органа власти, сформированного в конкретном департаменте) и делегаты от представительных органов самоуправления, сложившихся в коммунах - низших звеньях административно-территориального устройства. Последние составляют подавляющее большинство членов избирательных коллегий. Срок полномочий Сената - шесть лет, но каждые три года переизбирается половина его состава. К 2003г. этот срок определялся в девять лет с обновлением состава палаты на треть каждые три года [8, c. 326].
    Главной функцией парламента является законотворчество. В Конституции 1958 г. порядок законотворчества регламентирован достаточно подробно: ему посвящено большинство статей, включенных в раздел, озаглавленный «Об отношениях между Парламентом и Правительством». Субъектами права законодательной инициативы признаны Премьер-министр и члены Парламента. Но если законодательные инициативы главы правительства определены как законопроекты, то члены Парламента уполномочены инициировать законодательные предложения. В соответствии с регламентами палат Парламента в процессе рассмотрения и принятия законов первые имеют приоритет перед вторыми. Тем самым Правительство в лице Премьер-министра выступает главным инициатором и, через парламентское большинство, на котороеон опирается и который фактически представляет, организатором законотворчества.
    Как известно, в большинстве конституций сфера законодательного регулирования не определена. Это может трактоваться так, что парламент способен принимать законы обо всех возможных объектах правового регулирования. На практике законодательным регулированием охватываются в основном только общие вопросы весомого общественного значения, хотя степень их общности и уровень значимости определяется в каждой стране в зависимости, прежде всего, от традиций законотворчества. В статье же 34 Конституции1958 г.определена не только сфера исключительно законодательного регулирования, но и сфера, где законом устанавливаются «фундаментальные принципы» правового регулирования в целом. Вопросы вне этих сфер регулируются на основе подзаконных актов.
    Не менее важной функцией Парламента является контроль за деятельностью правительства, то есть парламентский контроль. Основной формой такого контроля выступает интерпелляция, процедура которой была впервые конституирована именно во Франции в конце XVIII века. Смысл интерпелляции в том, что глава правительства или отдельный министр должны дать ответ на внесенный в нижнюю палату и поддержанный определенным количеством ее членов письменный запрос. Ответ на такой запрос обсуждается и может привести к постановке в палате вопроса о выражении недоверия правительству.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2.3. Особенности Конституции Французской республики 1958 года
    Весомую роль в государственном властвовании играет Конституционный совет, который является органом конституционного контроля. Присущая Франции особая форма несудебного (по некоторым определениям - квазисудебного) конституционного контроля отличается от судебного конституционного контроля, осуществляемого судами общей юрисдикции или конституционным судом. Исторически присущая Франции форма конституционного контроля была первой в мире.
    Идею «охраны конституции» сформулировал Е. Сийес, который утверждал о необходимости в целях обеспечения верховенства конституции как основного закона создать «специальную политическую власть», которая могла бы отменять законы, противоречащие конституции. Эта идея впервые была реализована в Конституции Франции 1799г., которая содержала главу об охранном сенате. Она нашла отражение и в некоторых конституциях, принятых в следующем веке, а в XX в. в Конституции 1946г., которая предусматривала создание конституционной комиссии с соответствующими полномочиями, и в Конституции 1958г.
    Конституционный совет уполномочен осуществлять исключительно предварительный конституционный контроль, то есть контроль в отношении актов, не .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44