VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение правовых основ информатизации и единого информационного пространства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012027
Тема: Изучение правовых основ информатизации и единого информационного пространства
Содержание
Оглавление

	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА	6

	1.1.Понятие и цели информатизации	6

	1.2.Понятие информационного пространства	12

	ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА	15

	2.1. Анализ современного состояния функционирования единого информационного пространства	15

	2.2. Зарубежный опыт правового регулирования процесса информатизации	22

	2.3. Направления совершенствования информационного законодательства в области регулирования развития единого информационного пространства	32

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	46

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	49



















	




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Одним из основных условий развития современного правового государства является формирование единого информационноправового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц, а также согласованность и непротиворечивость издаваемых правовых актов.

Формирование и развитие правовых основ информационного пространства в России берет свое начало с 90х годов XX столетия. Конституция РФ, являясь основным законом во многом определяет вектор развития нашего общества, что нашло свое отражение в таких документах как : «Концепция правовой информатизации»; «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов»;«Концепция государственной информационной политики».

Эти документы стали основой политики нашего государства по формированию нормативной правовой базы в сфере информационных отношений. Последнее десятилетие бурно развивается законодательство, направленное на формирование информационного общества в Российской Федерации, создание оптимальных условий для полного удовлетворения информационных потребностей, обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений.

По ряду позиций вышеназванные  документы совпадают в основных подходах к формированию единого информационного пространства страны, однако имеют ряд недостатков и противоречий. В целях совершенствования правовой основы формирования и развития единого информационного пространства были разработаны: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр212, Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632р.

Стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий обостряет проблему правового регулирования. 

Степень научной разработанности темы исследования. Изучению правовых проблем, возникающих в процессе информатизации общества и построения единого информационного пространства в  Российской Федерации, посвящены работы И.Л. Бачило, О.Н. Горбунова, В.А. Золоева О.А., З.Т. Крошилин, Л.В. Магдилова, С.В.Медведева, М.Г. Путилов, Е.И. Шишаев, С.В. Ястребов и др. 

Объектом квалификационного исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации  и зарубежных стран в области  информатизации.

Предмет квалификационного исследования – анализ законодательства  об информатизации и единого информационного пространства. 

Целью данного квалификационного исследования является изучение правовых основ информатизации и единого информационного пространства.

Задачами квалификационного исследования являются:

раскрыть понятия «информатизация» и «единое информационное пространство»;

проанализировать современное состояние единого информационного пространства;

изучить зарубежный опыт информатизации общества 

разработать предложения по совершенствованию правовых основ единого информационного пространства.

Теоретико-правовую основу квалификационного исследования составили современные правовые концепции, фундаментальные исследования по информационному праву, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные отдельным правовым институтам информационного права, научные публикации, материалы научных конференций, круглых столов, семинаров по проблемам информатизации и построения единого информационного пространства. 

Нормативно-правовой основой квалификационного исследования являются различные международные соглашения в сфере информационного права,  Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» Федеральный закон  РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон РФ «Об электронной подписи» и другие нормативно-правовые акты в области информатизации общества. 

Личный вклад автора заключается в анализе законодательства Российской федерации в области единого информационного пространства; выявлении пробеловв законодательстве в области информатизации и  выработке предложений по совершенствованию информационного законодательства. 

Для достижения поставленной в квалификационной работе цели и сформулированных задач были использованы историко-правовой, сравнительно-правовой и общенаучный методы.

Структурно квалификационная работа состоит их введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 




ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1.Понятие и цели информатизации

В современных условиях развития общества, усложнения его технической и, социальной и экономической инфраструктуры информация становится главным стратегическим ресурсом, таким же, как и имеющиеся традиционные энергетические и материальные ресурсы.

В настоящее время государственными служащими и работниками науки активно используется термин «информатизация». 

В России он впервые был применен А. И. Ракитовым в 1987 году. Под информатизацией он понимал «процесс, в котором технологические, социальные, политические, экономические и культурные механизмы не просто взаимодействуют, а буквально соединены воедино в целях прогрессивно возрастающего использования информационных технологий для формирования, производства, использования, переработки, распространения и хранения информации».

На настоящий момент существует ряд определений данного понятия. В глоссарии по информационному обществу под редакцией Ю. Е. Хохлова под информатизацией понимается «социально-экономический и научно-технический процесс широкомасштабного применения ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства, для создания предпосылок перехода к информационному обществу».

Трактовка информатизации как многоаспектного социального процесса достаточна популярна в российской научной среде. Иногда данное понятие трактуется как «…сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.» 

С. В. Сысоева предлагает следующее авторское определение информатизации: «…это комплексный управляемый технико-технологический и социально-экономический процесс использования информационно-компьютерных технологий, создающий условия для дальнейшего получения, обработки, потребления, распространения и хранения информации».

Заслуживает внимания трактовка данного понятия, предложенная А. Д. Урсулом: «Это системно-деятельностные процессы овладения и применения информации как ресурса управления и развития с помощью средств информатики для создания информационного общества и на этой основе дальнейшего прогресса цивилизации».

Н. М. Тюкавкин понимает под информатизацией «организационный научно-технический и социально-экономический процесс создания оптимальных условий в удовлетворении информационных потребностей общества, реализации прав и обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на основе формирования, применения, использования и развития информационных ресурсов».

Однако не все авторы придерживаются такого подхода. Так, существует более широкая трактовка информатизации как «процесса трансформации индустриального общества в информационное».

Соответственно, можно констатировать, что в настоящее время в научном сообществе нет единого подхода к определению понятия информатизации. В этих условиях особенно важна трактовка и понимание данного термина различными органами власти. Согласно ФЗ № 24ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под данным определением понимался «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». 

В действующем же федеральном законе нет трактовки данного понятия. Обращаясь к региональным нормативно-правовым актам, отмечаем наличие в них трактовок понятия информатизации определенных отраслей. Так, в концепции целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006–2010 годы» под информатизацией образования понимается «обновление содержания, методов и организационных форм обучения, достижение новых учебных результатов, модернизация всех сторон жизни общеобразовательной и профессиональной школы». 

В концепции информатизации здравоохранения Новогородской области на 1999–2001 гг. данное понятие охарактеризовано с 2 сторон: «В контексте настоящего документа информатизация понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества оказываемой населению медицинский помощи, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в региональной системе здравоохранения. В организационном плане информатизация представляет собой систему научно-технических программ, которые состоят из научно-исследовательских, научно-технических и материально-технических проектов».

В концепции правовой информатизации России, утвержденной указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966, под правовой информатизацией понимается «процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий».

Таким образом, можно констатировать, что и в нормативно-правовых документах определение этого термина довольно размытое. Единственное, что не вызывает сомнений, так это то, что информатизация – это процесс. Соответственно, у информатизации как и у любого процесса существует: причина; цель;  объект воздействия;  субъект воздействия; механизм реализации. 

Причина этого процесса широко обсуждалась выше. Что же касается цели информатизации, то в уже упомянутой концепции правовой информатизации России перечислены следующие цели правовой информатизации: 

информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства; 

информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; 

сохранение и структурирование информационного правового поля. 

В концепции региональной информатизации, утвержденной Постановлением Правительства России от 29.12.2014 № 2769р, опять же, отсутствует трактовка термина информатизации, а целями ее выступают: 

повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий; 

выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации; 

формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Н. М. Тюкавкин считает, что информатизация нацелена на «обеспечение полного применения и использования исчерпывающих, достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности».

По нашему мнению, целью информатизации необходимо признать повышение эффективности анализа и использования информации и знаний в различных сферах общественной жизни, увеличение объема актуальной, достоверной, доступной различным заинтересованным пользователям информации, позволяющее достичь основополагающих целей развития субъекта информатизации. 

Под субъектом информатизации мы понимаем инициатора данного процесса. Так, если мы описываем процесс информатизации в организации, то основной его целью будет построение информационной системы организации, позволяющей оперативно получать и анализировать необходимую информацию. Следовательно, субъектами информатизации могут выступать государство, общество в целом, коммерческие и некоммерческие организации и отдельные граждане. 

Определение объекта информатизации дано в пункте 3.1 национального стандарта РФ ГОСТ Р 512752006 «Защита информации. Объект информатизации. Факты, воздействующие на информацию. Общие положения»: «под объектом информатизации понимается совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, а также средств их обеспечения, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых эти средства и системы установлены, или помещений и объектов, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров». 

Такая трактовка информатизации позволяет по-иному взглянуть на соотношение информатизации и информационно-коммуникационных технологий. В таком прочтении информационно-коммуникационные технологии являются всего лишь одним из способов достижения конечной цели информатизации. 

Изучая историю человечества, можно найти подтверждение такой трактовке. Вся деятельность человека на протяжении его существования вела к увеличению объема информации; изобретение письменности позволило документировать и сохранять информацию, что впоследствии привело к созданию архивов, библиотечных каталогов и т. д. Все это также являлось информатизацией, а современный этап информатизации характеризуется использованием информационно-коммуникационных технологий. 

Обобщая все вышесказанное, можно сформировать авторское определение информатизации на современном этапе – это процесс применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах общественной жизни для повышения эффективности анализа и использования информации и знаний, увеличения объема актуальной, достоверной, доступной различным заинтересованным пользователям информации, позволяющее достичь основополагающих целей развития как всего общества в целом, так и отдельных его элементов.

1.2.Понятие информационного пространства

Современная Россия реализует своюэкономическую, социальную и правовуюполитику, исходя из интересов формирующегося информационного общества. Действуя в русле общемировых тенденций, вРоссии проводятся многоэтапные реформы, принимаются программные документы, нормативные акты, приближающиепостроение информационного общества.Таким образом, своевременно реагируя навызовы современной эпохи, государствопредпринимает необходимые шаги к достижению поставленной цели. Одним из такихшагов является создание единого информационного пространства страны.

Термин «единое информационное пространство», часто используемый в научнойлитературе, в настоящее время все ещене имеет единого определения, более того,данное понятие не имеет и законодательного закрепления. Так, по мнению И. Дзялошинского, строгого определения понятию«единое информационное пространство»никто не давал. И до сих пор, хотя словосочетание «информационное пространство»применяется чрезвычайно широко, его содержание как научного понятия почти неразработано. Без риска ошибиться, отмечает он, можно сделать вывод о том, что данное понятие употребляется в своем общемсмысле скорее как метафора, чем как строгий научный термин. Более определенноеи точное содержание имеют лишь его частные смыслы, опирающиеся на конкретныемодельные представления, которые еще неупорядочены в общую систему.

По мнению ряда ученых, единое информационное пространство – это совокупность разнонаправленных информационных потоков государства, регулируемыхсредствами массовой информации, и напрямую зависящих от средств получения,передачи, обработки и хранения информации.На наш взгляд, данное определение является однобоким, и не отражаетполностью суть единого информационногопространства.

Характеризуя единое информационноепространство, Е. Прохоров сравнивает егос единым правовым пространством, т. е.закрывающим все правовые ниши законодательством. Под единым информационным пространством он понимает наличиев любой точке страны информационногополя такой плотности, которая дает возможность каждому получить всю необходимуюи достаточную информацию для адекватной, отвечающей всем его информационным потребностям ориентации в реалияхжизни – региона, страны, мира, для выработки мнений, взглядов, позиций, которыеобеспечивали бы достаточные основаниядля принятия верных решений.Понашему мнению, данное определение также не раскрывает всю полноту изучаемогоявления, Е. Прохоров рассматривает его вузком смысле, связывая единое информационное пространство лишь с возможностью доступа в информации, что являетсяневерным.

Интересен подход к определению данного понятия Бачило И. Л., Лопатина В. Н.,Федотова М.А., которые понимают под единым информационным пространством страны совокупность информационных ресурсов и информационнойинфраструктуры, позволяющая на основеединых принципов и по общим правиламобеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступностик открытым информационным ресурсам, атакже максимально полное удовлетворениеих информационных потребностей на всейтерритории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировоеинформационное пространство и обеспечения национального информационногосуверенитета. Данное определение, на нашвзгляд, хорошо отражает сущность изучаемого явления и его внутреннее строение.

 Что касается правового регулирования вопросов создания единого информационного пространства, то можно констатировать отсутствие в федеральных законах соответствующих норм. Как известно, еще в1995 г. была принята Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Концепция под единым информационным пространством, понимает совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. На наш взгляд, подход к понятию единого информационного пространства в Концепции имеет определенные недостатки, связанные с отсутствием учета отношений между субъектами. В этой связи интересна позиция Магдиловой Л. В., отмечающей что, информационное пространство это не просто механическая сумма ресурсов и средств их обработки, а ещё и определенная конфигурация отношений различных общественных субъектов к данным ресурсам и средствам.






ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

2.1. Анализ современного состояния функционирования единого информационного пространства

Одним из основных условий развития современного правового государства является формирование единого информационно-правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц, а также согласованность и непротиворечивость издаваемых правовых актов.

Формирование и развитие правовых основ информационного пространства в России берет свое начало с 90-х годовXX столетия.  В период с 1993-1999гг. были приняты несколько концептуальных документов, составляющих правовую основу формирования и развития информационного пространства в Российской Федерации: Концепция правовой информатизации; Президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации; Концепция формирования и развития единого информационного пространстваРоссии и соответствующих государственных информационных ресурсов, Концепция государственной информационной политики.

В 1999 г. вступила в силу Концепция государственной информационной политики, имеющая областью своего применения конкретизацию и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию Единого информационного пространства России и ее вхождению в мировое информационное сообщество. Концепция в большей степени посвящена вхождению в мировое информационное пространство, и рассматривает вопрос создание единого информационного пространства России немного опосредованно.

Эти документы стали основой политики нашего государства по формированию нормативной правовой базы в сфере информационных отношений. Последнее десятилетие бурноразвивается законодательство, направленное на формирование информационного общества в Российской Федерации, создание оптимальных условий для полного удовлетворения информационных потребностей, обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав граждан,органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений.

По ряду позиций эти документы совпадают в основных подходах к формированию единого информационного пространства страны, однако имеют ряд недостатков и противоречий. В целях совершенствования правовой основы формирования и развития единогоинформационного пространства были разработаны: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр212, Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632р.

В Стратегии развития информационного общества, в частности, отмечается важность формирования «единого информационного пространства, в том числе, для решения задач обеспечения национальной безопасности».

В принятой Стратегии поставлены весьма высокие целевые показатели: доля государственных услуг, которые население сможет получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий к 2015 году, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации должно достигать 100 %, а доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70 %.

Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 утверждена Стратегия  развития  информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы. Данная Стратегия определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

  Важное значение в процессе построения единого информационного пространства имеет Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г.№ 149 ФЗ, закрепляющий основные принципы регулирования отношений в информационной сфере, правовой статус информационных ресурсов и т. д.

На федеральном уровне осуществляется политика, направленная на формирование нового и обновления уже действующего законодательства в сфере информатизации и повышения открытости органов государственной власти и местного самоуправления, которая непосредственно влияет на процесс формирования единого информационного пространства. Начиная с 2009года, были приняты достаточно прогрессивные для нашего государства нормативно правовые акты: Федеральный закон от22 декабря 2008 г. № 262 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 10 ФЗ «Об электронной подписи». Данные законодательные акты, являясь новеллами отечественного законодательства, выступают в качестве одной из основ электронного государства, к построению которого стремится Россия.

Среди основных федеральных программ, разработанных в целях практической реализации задач развития информационного общества и создания электронного правительства в России, можно назвать Федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002–2010», Государственную программу «Информационное общество(2011–2020 гг.)».

Информационное пространство будет эффективным, если оно будет открытым для общества, дающим возможность реализовывать согласованные интересы граждан, общества и государства на комплексной и системной основе. Важнейшим фактором, влияющим на формирование единого информационного пространства, является целенаправленная государственная информационная политика, основанная на опыте преуспевающих в деле построения информационного общества государств, на использовании новых технологий, и исходящая из интересов гражданского общества.

Не вызывает сомнений тот факт, что создание единого информационного пространства страны невозможно без его развития в субъектах РФ, так как непосредственное взаимодействие граждан и органов государственной власти (государства), формирование и накопление информационных ресурсов и т. д. происходит именно на уровне регионов. Таким образом, единое информационное пространство региона можно определить как совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, обеспечивающих информационное взаимодействие государства (в лице субъекта федерации), организаций и граждан, на основе равнодоступности к открытым информационным ресурсам субъекта федерации, и удовлетворения их информационных потребностей.

Говоря о правовых основах информационного пространства субъектов, в частности  Республики Дагестан, прежде всего, необходимо остановиться на информационно правовых нормах Конституции РД. В ней основным информационным правам и свободам посвящена ст. 28 (по аналогии со ст. 29 Конституции РФ). Так, ч. 1 ст. 28 гарантирует каждому свободу мысли и слова. Основной объем прав на информацию содержится в ч. 2 ст. 28 Конституции РД: «Каждый имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом».

Информационные права и свободы, касающиеся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, чести и доброго имени, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, содержатся в ст. 25 Конституции РД. В ст. 39 провозглашается право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

На основе информационно-правовых норм международного законодательства, Конституций РФ и РД, федерального законодательства в области построения информационного общества, и в частности его основы – информационного пространства, в Республике Дагестан создается правовая база, на основе которой решаются практические вопросы создания регионального информационного пространства как сегмента единого информационного пространства России. 

Среди наиболее значимых нормативно-правовых актов, регулирующих процессы формирования и развития единого информационного пространства как основы информационного общества в данном регионе, хотелось бы выделить следующие постановления Правительства Республики Дагестан: «Об утверждении порядка организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт вРеспублике Дагестан» от 22 августа 2011 г. № 283; «Об утверждении регламента ведения официального сайта Правительства Республики Дагестан» от 21 апреля 2011 г.№ 120; «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан» от 8 апреля 2011 г. № 100; «О республиканском реестре государственных и муниципальных услуг (функций)» от 30 июня 2010 г. № 234;«О правительственной комиссии Республики Дагестан по внедрению информационныхтехнологий» от 19 июля 2010 г. № 258; «Об информационной системе поддержки оказания органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций по принципу «одного окна» от 20 июля 2009 г. № 242.

Таким образом, в Республике Дагестан формируется региональная правовая база, регулирующая практические вопросы формирования и реализации информационной политики субъекта, предусматривающей развитие информационного пространства как основы построения информационного общества, принимаются нормативноправовые акты, регламентирующие порядок создания информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, перехода органов государственной власти на электронный документооборот, осуществление функций управления в электронном режиме (Электронного Правительства).

Выполнение федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65, обеспечило основу реализации Программы в части внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг, в том числе:

создан ряд государственных информационных систем, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), портал государственных и муниципальных закупок, государственную автоматизированную систему "Управление", интернетузел для обеспечения бесперебойной работы интернетресурсов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, типовую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для субъектов Российской Федерации;
созданы сеть удостоверяющих центров и сеть общественного доступа к государственнымуслугам;

разработаны опытные образцы оборудования и программных средств для анализа реализации и прогнозирования выполнения работ по приоритетным национальным проектам, мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными ресурсами, информационно-поисковых систем хранения и обработки мультимедийной информации.

Говоря о функционировании правовых основ формирования и развития информационного пространства в Республике Дагестан на современном этапе следует отметить, что: 

в рамках Федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и на республиканском Портале государственных услуг Республики Дагестан жителям доступны 116 государственных и муниципальных услуг, среди них 83 республиканские и 33 муниципальные услуги. На стадии завершения перевод в электронную форму еще 66 государственных и муниципальных услуг, а также тиражирование 43 типовых муниципальных услуг для всех муниципалитетов республики;

созданы и функционируют  Многофункциональные центры (МФЦ);

создан интернет-портал «Общественный надзор», который дает возможность каждому гражданину изложить свою проблему, следить за процессом ее решения, в связи с чем он за считанные месяцы стал востребованным сервисом электронного правительства. Поступающие заявки касаются проблем ЖКХ, благоустройства дорог;

создан единый интернет-портал органов государственной власти Республики Дагестан, который позволят населению республики на основе единой информационной платформы информационного пространства получить «одну точку входа» к правительственным интернет-ресурсам.

2.2. Зарубежный опыт правового регулирования процесса информатизации



В условиях продолжающейся в РФ административной реформы особое значение приобретает использование опыта развитых стран в сфереправового регулирования процесса информатизации. Актуальность исследования вопросов региональной информатизации не вызывает сомнения вусловиях расширения полномочий региональныхорганов государственной власти и модернизациипроцесса оказания государственных услуг.

Как известно, в России существуют определенные сложности, связанные с многоуровневостьюсистемы государственного управления, в связи счем возникает необходимость налаживания процессов внутреннего взаимодействия между ее элементами. Это и обусловило выбор для исследования двух схожих с Российской Федерацией федеративных государств – Федеративной РеспубликиГермания и Канады.

Характерными чертами процесса информатизации в Германии являются его законодательноеобеспечение и проведение общегосударственнойполитики, основанной на реализации единой стратегии строительства электронных правительствфедерального, земельного и муниципальногоуровней власти.

Хронологически первым законодательнымактом Германии в сфере информатизации являлся Закон об административной процедуре 1976 г., который в том числе регулировал вопросыэлектронных коммуникаций, правила доступа электронным административным актам, содержалтребование постоянной проверки подписей в административных файлах.

Одной из первых стран в мире Германия22 июля 1997 года приняла Закон об электроннойподписи, который содержал основные терминыи понятия в области использования электронныхподписей. Данный Закон был отменен в связи спринятием в 2001 году Рамочного закона об электронной подписи, который устанавливал различные виды электронных подписей, а также требования к сертификации услуг и их поставщиков.

1 августа 1997 г. был принят Закон об информационных и коммуникационных услугах. Правовой документ устанавливал общие требованияи условия оказания информационных и коммуникационных услуг, закреплял принципы обработкиперсональных данных, права и обязанности провайдеров и т. д. Совместно с Государственным дого.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44