VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

История формирования конфликтологических идей и превращения конфликтологию в самостоятельную область научных знаний

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012258
Тема: История формирования конфликтологических идей и превращения конфликтологию в самостоятельную область научных знаний
Содержание
1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

(РУДН)





ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА

«УТВЕРЖДАЮ»: 

Заведующий кафедрой

менеджмента

д.э.н., В. С. Ефремов 

« ____» _________20__ г.

КУРСОВАЯ РАБОТА



На тему:

«История формирования конфликтологических идей и превращения конфликтологию в самостоятельную область научных знаний»





По дисциплине: Конфликтология

 Выполнила: 

 Студент группы ЭУМ-503б (5 курс)

	 Студенческий билет №:1032168560

	  Суванбердиев Амантур

		  «   » апрель 2017г.





                                                                         

                                                                            Руководитель:

                                                                           кафедры менеджмента 

                                                                           доцент, 

                                                                           к.пс.н.МедведевЮ.В.













Москва 2017



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1.НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ КОНФЛИКТА….…6

1.1 Основные виды конфликта…………………..………………………………6

1.2 Социальный конфликт………………………………………..…………..…10

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ       НАУКИ ………….…………………….15

2.1 Причины возникновения конфликтов……………………………….……..20

2.2 Социальные роли  участников конфликта………………...…………..…...22



ГЛАВА 3. КОНФЛИКТОЛОГИЯ НА ПРАКТИКЕ

3.1 Анализ прогнозирования и решения конфликтов........................................25

3.2 Конфликтологи как наука…………...………………….……..…………….28



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………………………..35

	СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….3

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	\

	

	

	Введение

Отдельно взятые люди, как и отдельно взятые социальные группы могут иметь какие-то свои определенные интересы, как социальные, так и политические или экономические. Не всегда эти интересы совпадаю. Более того, они могут быть прямо противоположными. Как писал Гегель, «человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность» . Возможно, такое определение покажется преувеличенным, так как в повседневной жизни, да и в историческом контексте есть большое число людей простых и бесхитростных, к которым подобные слова не подойдут. Однако Гегель говорил об основной массе человечества, и тут с ним нельзя не согласиться.

Действительно, преследуя свои интересы, человек неизбежно наталкивается на сопротивление других, что вызывает противоборство и создает конфликт. 

Таким образом, можно сказать, что конфликт – это состояние антагонизма двух или более участников, где по крайней мере один пытается навязать свою позицию в социальной взаимосвязи их отношений.

Понятие «конфликт» произошло от латинского conflictus перевод которого обозначает отсутствие согласия. История конфликтов так же стара, как и история человечества. Однако конфликтология – понятие новое. Впервые о нем заговорил Карл Маркс , который разработал учение о противоречиях. Положенная в основу его революционного учения идея «низы не хотят, а верхи не могут» - лучший пример конфликтной ситуации.

Как наука, конфликтология начинает свой отсчет с середины ХХ века . В ее формировании как науки приняли участие, прежде всего социологи и философы, что указывает на то, что не смотря на то, что «конфликт» можно 

интерпретировать применительно буквально к любой области жизнедеятельности, как наука конфликтология востребована именно в социологии. 

В работе рассматривается понятие конфликта, прежде всего, в социальном аспекте. Приведена классификация конфликтов и ее анализ. Особое внимание уделено социальному конфликту, как самому важному для исследований науки конфликтологии. Показан исторический путь развития конфликтологии, ее актуальность. Также приведен пример конфликтологии в действии.

Актуальность работы в том, что она дает возможность взглянуть на конфликтологию в контексте исторических процессов ее возникновения. Практическая ценность работы – в том, что проведен анализ науки конфликтологии применительно к социальной атмосфере России на сегодняшний день. 





















Глава 1. Научный подход к пониманию конфликтов

1.1 Основные виды конфликта

Научный подход подразумевает, четкость и однозначность определений, а также структурирование и систематизацию, поэтому постараемся разобраться и систематизировать разнообразные понятия в отношении термина «конфликт». 

Для успешного понимания классификации конфликта, потребуется найти ответы на такие вопросы, как:

- каков источник конфликта?

-каково содержание конфликта?

-какова значимость конфликта?

-каков тип разрешения?

-какова форма выражения?

- каков тип структуры взаимоотношений?

-какова социальная формализация?

- каков социально-психологический эффект?

- каков социальный результат? и т.д

Существуют большое количество различных классификаций конфликтов. Так, например, существуют классификация конфликтов:



По количеству участников конфликтного взаимодействия: 

Внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;

- межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

- межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

По тому, какие проблемы стали причиной конфликтных действие, различают политические, экономические, семейно-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, идеологические и прочие конфликты.

По критерию истинности, конфликты делятся на ложные и реальные, что было предложено социологом М. Дойчем , однако хотелось бы тут добавить и конфликты «искусственно созданные», о чем будет говориться в работе в главе 3.

 По характеру причин конфликты различают конфликты объективные и субъективные, при этом, первые вызваны объективными предпосылками, в то время как вторые — субъективными. Как показывает анализ, объективный конфликт более склонен к конструктивному разрешению, в то время как субъективный конфликт- тяготеет к деструктивному решению. Кроме того, есть и другие виды классификаций, как, например, представлено на рисунке 1.1

Также следует отдельно остановиться на такой интересной классификации, как классификация конфликтов по значению для группы и организации – по ней конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Остановимся на этой классификации поподробнее.

Несмотря на то, что с обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и тем, что по бытующему мнению, конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать, современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.





Скрытые/ Явные

Вертикальные/ Горизонтальные

Кратковременные/ Затяжные

Интенсивные/ Стертые

Объективно обусловленные/ Субъективно обусловленные

Виды конфликтов























Рис. 1.1 Одна из классификаций конфликтов



Рассмотрим сначала отрицательные стороны конфликта, которые в целом очевидны, но все же стоит их перечислить:

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

- конфликт являет собой угрозу интересам сторон;

- конфликт угрожает сложившейся стабильности и равноправию;

- конфликт мешает позитивным изменениям;

- конфликт приводит к лишению опоры;

- конфликт ставит социальные группы в зависимость от каких то политических решений, которые имеют кабальные условия;

- конфликт ведет не к продуманному ответу а к быстрому опрометчивому действию;

- конфликт вызывает недоверие сторон друг относительно друга;

- конфликт приобретает закономерность расширяться и углубляться;

- конфликт ставит под угрозу интересы, так как меняет приоритеты.

Положительные стороны конфликта представляют собой менее изученную сторону, и все же есть подтвержденные данные полученные в результате исследований рядом ученных социологов и психологов.

Так, по У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

- конфликт укрепляет самосознание;

- под влиянием конфликта формируется новый набор ценностей;

- конфликт способствует осознанию общности, и росту патриотизма;

- конфликт объединяет единомышленников в противоборствующих группах;

- конфликты отодвигают на второй план несущественные противоречия;

-  конфликт дает выход эмоциям, что предохраняет от больших разрушений;

- конфликт привлекает внимание к недовольству и дискомфорту, призывая обсудить;

- конфликт формирует новые связи с разными группами и людьми;

- конфликт стимулирует разработку систем предотвращения и управления конфликтами.

Таким образом, несмотря на то, что конфликт рассматриваться как потрясение и стресс в отношении предшествующего состояния, этот стресс может быть позитивным и даже быть генератором новых структур и в этом определении М. Робер и Ф. Тильман показывают современные тенденции распознавания конфликта как позитивного явления.



1.2 Социальный конфликт



Конфликт изучался и сейчас изучается наукой социологией по той причине, что все мы живем в социуме, а социальный конфликт – это самая высокая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, или между слоями общества.

Кроме того, по природе своей конфликт является социальным явлением, порожденным особенностями общественной жизни, социальных систем, столкновением, противоборством субъектов социума

В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов, представленных на рис. 1.2:

- объекта - конкретной причины столкновения субъектов; двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта; инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.



Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. 







Инциндент

Субъект #1





Объект



Субъект #2



















Рис. 1.2. Структура социального конфликта



Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру, потому что в нем могут быть и другие заинтересованные стороны, те, кто может подстрекать или делать ставки на конечный результат, те, что считает себя арбитрами и т.д. Участники конфликта имеют свои характеристики и по качеству и количеству, а кроме того, качественные и количественные характеристики имеет и среда, где развивается конфликт. При этом объект может быть наделен своим особенностями. 

В связи с этим, чем полнее структура рассматриваемого конфликта, тем точнее будет анализ.

То определение, как социальный конфликт понимается в современное время, впервые было сформулировано немецким социологом Г. Зиммелем. Он указывает в свей работе, что социальный конфликт всегда лежит на пути развития общества. При этом конфликте удаляются ценности которые устарели и появляются новые.

Определение понятию «конфликт» приводится каждым из ученых, которые занимаются этой темой. При этом определения очень разнообразны. Как разнообразна и сама тема конфликта. Также существует огромное количество определений состояний конфликта и их классификация. На каждой из фаз социального конфликта наблюдается определенное состояние конфликта. Поэтому конфликт часто рассматривают как повод для разрешения противоречий. Внимание ученых особенно привлекает механизм прогнозирования и управления конфликтом. Другое важное определение конфликтологии - острота конфликта, которой определяется степень столкновения интересов и глубина противоречий. Чаще всего под остротой понимают интенсивность враждебных действий. Острота конфликта дает возможность спрогнозировать время, наступления той или иной фазы и объем усилий которые потребуются для разрешения конфликтной ситуации. 

Понятие длительности конфликта указывает на временной отрезок его действия и может быть краткосрочным или долгосрочным.

Специфика конфликтной ситуации зависит от ее фигурантов - конфликтантов. 

Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии - конфликтология. Самыми известными представителями этого направления являются немецкий социолог Р. Дарендорф, американский социолог Л. Козер, и американский социолог К. Боулдингидр поэтому главная задача — научиться контролировать их.

Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта, в которой определил социальный конфликт как беспощадная к противникам борьба за ценности и статус.

Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу, который рассматривает конфликт как ситуацию, в которой стороны понимают несовместимость своих взглядов и всячески хотят переиграть друг друга. 

Основными признаками конфликта являются :

-ситуация воспринимаема участниками (противодействующими сторонами) как конфликтная;

- антагонизм противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

-взаимодействие конфликтующих сторон;

-то, что получено в результате конфликтного взаимодействия;

-прессинг, использование силы



Таким образом, в философии, психологии и социологии к определенному этапу накопился большой объем знаний, который мог бы быть сведен в определенную область или же в определенную науку, какой и стала конфликтология.


Глава 2. Исторические этапы формирование конфликтологической науки

2.1 Причины возникновения конфликтов



Наука, по своему определению, это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой подобной активности является накапливание фактов и постоянное их дополнение и систематизация, критический анализ и синтез в результате анализа новых знаний или умозаключений, которые дают возможность проанализировать причинно-следственные связи и составить прогноз на будущее.

После первого упоминания термина «конфликтология» Карлом Марксом, последовали дальнейшие разработки социолога Дж. Тернера о понятии конфликта, а как наука, конфликтология начинает свой отсчет времени  с середины ХХ века. Именно тогда издается книга американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта» , в которую вошли идеи Карла Маркса, Дж. Тернера, а также немецкого философа начала ХХ века Георга Зиммеля и британского социолога Р. Даррендорфа.

Конфликтология стала дополняться теоремами, что только подтверждает ее формирование, как науки. В частности, на вопрос «какую ситуацию можно назвать конфликтной» отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликтология от констатации факта конфликта и многочисленных способов классификации переходит к разработке инструментов прогнозирования и управления/влияния на конфликтные ситуации.

Проводится глубинный анализ всех этапов прохождения конфликта.

В частности, установлено, что: Предконфликтная ситуация — это период, оценки конфликтующими сторонами своих шансов на успех и формирования стратегии действия, когда противники объединяются в группы..

Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов : открытые действия соперников, которые носят открытый характер (споры, санкции, возможно, физическое воздействие и пр.) и скрытые действия соперников, целью которых является обман, запутывание, хитрость, при которых соперники выполняют некие обманные движения с целью запутать противоположную сторону, «пустить по ложному пути» и не открыть своих истинных намерений.

Конфликтология гласит, что разрешение конфликта возможно лишь после того, как устранена конфликтная ситуация, а не просто исчерпан инцидент, так как инцидент – лишь верхняя часть айсберга, а подводная останется до тех пор, пока не будет решен конфликт.

 Разрешение конфликта может произойти в результате истощения энергии сторон или полного истощения одного из противников, или в следствии того, что вмешивается новая сторона конфликта из-вне и создает перевес в пользу одной из сторон конфликта.

При этом, для успешного разрешения конфликта необходимы условия совместного подхода к анализу конфликтной ситуации.

А именно:

- своевременное установление источника конфликта;

- определение области конфликта — в чем причина возникновения, каковы противоречия, какие цели преследуют стороны конфликта;

- обоюдное стремление сторон преодолеть возникшие противоречия;

- обоюдный поиск путей к преодолению конфликта.

Существуют различные методы разрешения конфликта:

а)избегание конфликта, а именно, физический или психологический выход из зоны конфликта, однако конфликт как таковой в этом случае не самоустранится, так как не устранена вызвавшая его причина;

б) обсуждение сторонами возникшего конфликта, что позволит обойтись без насильственных методов решения вопроса;

в) привлечение тех, кто может послужить посредниками в процессе примирения сторон. Часто бывает так, что без посредника не обойтись, как это особенно часто бывает в случае политических конфликтов;

г) перемирие, что является лишь отсрочкой решения конфликта, так как стороны набравшись сил могут снова возобновить конфликтные действия;

д) арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

При этом заметим, что разрешение конфликта может быть полным и частичным.

При полном разрешении он полностью исчерпывается, а при частичном – видоизменяется внешне, но мотив при этом не исчезает.

Последствия конфликта могут быть как позитивными так и негативными. Часто в реальной жизни не бывает однозначно позитивного или негативного последствия, а бывает смешанный итог.

Позитивные последствия:

-решение накопившихся вопросов;

-рост объема социальных изменений;

-сближение сторон конфликта;

-увеличение консолидации в каждом из соперничающих лагерей

Негативные последствия:

-рост напряженности;

-рост дестабилизации



Предконфликтная ситуация

Конфликт

Разрешение конфликта

Последствия конфликта



























Рис. 2.1 Схема последовательности возникновения и завершения конфликта.



Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

Отметим также, что роли участников конфликта неодинаковы [5]. Их социологические позиции часто неравны, также как физические и психологические. Их авторитеты также могут быть несовместимыми, особенно в том случае, когда конфликт возник  между индивидом и, например, какой то системой или государственной структурой, или даже всей государственной системой, как это случалось в прошлом и как встречается и в наше время, так как инакомыслие всегда имело место быть



2.2 Социальные роли конфликта участнков конфликта



По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке: 

1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени, 

2) далее следуют коллективы, 

3) социальные слои, 

4) государство.

Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Роль отдельных участников конфликта также с точки зрения того, как они воспринимаются окружающими также может быть разнозначной. Так одни из них могут выглядеть неприглядно, а другие – чуть ли не героями. Но тем не менее каждый , кто участвует в конфликте, имеет свои мотивы и дели.

При этом как эти цели и мотивы остаются неизвестными или неясными окружающим, а становятся видимыми и ясными только на высших стадиях развития конфликта, тогда становится ясно как распределены роли «кто за кого».

Кроме участников, важна и микро и макро среда где разворачиваются события а также социальная почва. 

При этом понятием социальной почвы определяют ту среду, в которой зарождается и расцветает конфликт и подразумевает не только ограниченную область но и дальние составляющие, все элементы, которые может включать конфликт. В понятие почвы конфликта также включены и классовые отношения и культура, и менталитет, и общество в целом. Все то, что может вызвать конфликт и способствовать его развитию.

А характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране или какой-то организации или группе, но и от субъективного восприятия  ими того образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп (что будет подробно рассмотрено на примере в главе 3). Восприятие или образ могут и не соответсвовать истинному положению вещей но он тем не менее существует объективно. Такое восприятие (образы) может быть трех видов

1) представления о самих себе,

2) представление о других участниках конфликта,

3) представление о внешней среде где разворачивается конфликт.

На самом деле, только такие образы а не существующая реальность и составляют базу для поведения тех кто задействован в конфликте.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу.  В связи с этим, то как мы относимся к себе, наши образы себя не совпадают с тем что мы есть на самом деле, но и не сильно отличаются от объективной реальности, но являются приближенными друг к другу 

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях.

Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. 

Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют . Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.

Ранее уже говорилось о динамике конфликта, но более детально можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой “инкубационной” стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например, отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую, является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные противодействия сторон. 

Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что 

они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

-расширение числа участников;

-нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;

- смещение эмоциональной окраски конфликтав сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;

-возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

-Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

-Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

-В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон. В другом случае, при обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения. 

Говоря об историческом примере конфликтологии, которая сформировалась как наука к середине ХХ века, но начала набирать силу еще в веке XIX, можно рассмотреть историю конфликтов и их разрешений на примере российской истории XIX века (рис 



Крепостное право 

Бунты крестьян

Указ о вольных хлебопашцах 1803г

Война 1812г

Нарастание крестьянского движения

Огромный дефицит бюджета

Агрессивная внешняя политика (Россия - жандарм Европы)

Кодификация русского законодательства

Разрешение крестьянам иметь частную собственность

Введение  в оборот серебряного рубля

Крымская война 1854-56гг

Голодные бунты

Отмена крепостного права 1861г

Военная реформа – служба 6лет вместо 20лет

Введена 3х уровневая судебная система

Низкое индустриальное развитие

Нарастание крестьянского движения из за непосильного оброка введенного после отмены крепостного права

Экспорт хлеба, 

Винная монополия, золотой рубль и привлечение иностранных инвесторов 

Бурный индустриальный рост

Нестабильная внутренняя политика

 

















































Рис.2.2 Хронология конфликтов и их частичных или полных разрешений в России в XIX веке

Как видно на рис.2.2 видно, как различных исторических промежутках времени XIX века поочередно возникали конфликтные ситуации (отмечены серым цветом) и как они решались (отмечены желтым цветом). Розовым цветом показано положительное изменение. 

Теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования, конфликта — важнейшая цель конфликтологии.

При этом возможны два вероятных способа разрешения конфликта:

-преобразование породивших конфликт объективных факторов;

-воспроизведение субъективной и психологической составляющих образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у участников конфликта

Но результативность использования этих методов может быть неоднозначной. Применение оных может дать или частичное решение конфликтной ситуации, или привести к полному решению.

Как видим из схемы, представленной на рис. 2.2, то, что конфликт после предложенного преобразование оставался либо через некоторое время возвращался – показывает на то, что он был решен лишь частично, как это было в случае отмены крепостного права, когда крестьяне получив свободу, все равно оставались зависимыми от помещика, продолжая платить ему непомерный оброк еще в течении 9 лет. Поэтому их недовольство продолжало крепнуть, несмотря на поистине революционное решение веками существовавшего крепостного права. А полное решение в виде начала экспорта хлеба, введения золотого рубля и винная монополия, наполнившая бюджет, дали позитивный результат в виде бурного индустриального роста.

Решение конфликта «частью» получается при прекращении внешнего конфликтного поведение участников этого конфликта, однако когнитивная (внутренняя), эмоциональная и интеллектуальная область, вызвавшая конфликтное поведение. В этом случае, конфликт полностью не разрешен, а только на уровне бехевиеристском, как, например, если применяются какие-то наказания к сторонам конфликта, в то время как сама причина вызвавшая конфликт остается неизменной.

О разрешении конфликта можно говорить только тогда, когда оба компонента конфликтной ситуации, как внешний, так и внутренний, учтены. Подобный успешный исход получается при удовлетворении всех требований каждой из конфликтующих сторон. При этом часто требуются дополнительные действия.

Надо непрерывно помнить и четко понимать, что самой непростой задачей регулирования конфликтом на разрешительной стадии является трансформация образа субъективного того какова на самом деле конфликтная ситуация у сторон находящихся в данный момент в конфликте. 

От руководителя в регулировании конфликтных ситуаций (в примере на рис.2.2 под руководителем подразумевается император и его министры) требуется трансформация имеющихся ценностных установок и мотивов и принятие новых волевых решений 

Нужно заметить, что конфликт не обязательно протекает в указанных выше стадиях, а именно, в так называемой латентной, открытой и разрешительной стадиях. 

Так, если сложившаяся объективно конфликтная ситуация – не замечена или не осознана той стороной, чьи интересы она ущемила, то конфликт не может считаться начавшимся. При этом считается, что конфликт не начался, если причины, по которым он уже возник, благополучно и сразу устранены.

Исследование различных способов предупреждения конфликта на его начальных этапах –другая задача конфликтологии, причем, не менее важная. Способы решения этой задачи занимались многие годы и в разные временные промежутки времени.

Рассмотрим еще одну группу понятий в существующем реестре категорий понятий конфликтологии. Они отражают основные разновидности конфликтов, их типологию. 

Потребность классифицировать конфликты связана с интересами ученых лучше вникнуть и разобраться в их сущности, а также разобраться в практических потребностях наиболее эффективного регулирования их различных видов. 

Особенности конфликтного взаимоотношению

1) конфликт, как и компромисс, представляет собой свойство отношений в обществе и наделен социальной природой;

2) конфликт представляет собой патологические внутренние, психические состояния человека, связанные со стрессом и высокой степенью напряжения;

3) конфликт не только внутреннее состояние, но и внешнее выражение поведения находящегося в стрессе индивида 

 4) конфликт — это не обычное напряжение в психическом состоянии, но и особое эмоционально тяжелое состояние, характеризующееся острым негативным фоном.

Данным признаком определение конфликта разнится от похожих на него определений близких к нему по форме, но других по существу способов социального взаимодействия.

При этом заметим, что конфликт сам по себе не может существовать, как некое физическое препятствие, на которое внезапно можно наткнуться. Конфликт не может существовать сам по себе и не быть ни от чего зависимым. Он может быть только связанным с необходимыми для его существования, составляющими. 

Конфликт это основа определенного набора взаимоотношений. 

При этом отметим, что несмотря на то, что конфликт состояние и явление повсеместно распространенное, он не есть состояние постоянно. Он – состояние временное. А постоянное состояние – это согласие.

Предмет и объект конфликтологии

Представленный выше аппарат категорий и понятий – есть основа теоретического содержания науки о конфликте, ее предмета. Известно, что предмет любой науки – это модель объекта, его части или какой то области, которая может считаться эталонной или теоретической и на которой сфокусирована главная идея исследования. 

Предметом или объектом (что довольно близко к понятию «предмет») конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, а также его теоретические основы, базирующиеся на аппарате понятий с категорией конфликта в виде ядра. Объектом конфликтологии является жизнь социума со всеми бесконечными вариациями настоящих конфликтов, которыми полна наша ежедневная действительность, как мелких, так и крупномасштабных.

Как и в любой другой области знаний, между объектом и предметом

конфликтологи существует и притяжение и отторжение (дистанция), которую стараниями ученых пытаются сократить, однако это никогда полостью не произойдет. Ученые во всех случаях стараются подвести свои теоретические выводы к реально существующей жизни максимально близко. Инструменты и методы исследований, которыми пользуются ученые любой области знаний будут служить достижению этих целей.






Глава 3. Конфликтология на практике

3.1 Анализ прогнозирования и решения конфликтов



В предыдущей главе был приведен пример конфликтов и способов выхода из них. Конфликтология как наука с инструментами прогнозирования, еще не существовала, хотя были умные люди и видные политические деятели, которые могли догадаться о тех или иных последствиях своих действий. Но научной базы и сильного аппарата прогнозирования конфликтов, все же не было.

Сейчас в ХХI веке, конфликтологи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%