- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Историческая память.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001513 |
Тема: | Историческая память. |
Содержание
«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина Факультет государственного и муниципального управления Направление подготовки380304 "Государственное и муниципальное управление" КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине«Социология» на тему: «Историческая память: вчера и сегодня» Автор работы: студент 1 курса 103 гр. очной формы обучения направления подготовки "Государственное и муниципальное управление" Евсюкова Дарья Александровна Руководитель работы: должность, звание____________ Ф.И.О.______________________ Оценка______________________ Подпись_____________________ "____"_________2016 г. Саратов 2016 г. Содержание 2 Введение 2 Глава 1.Теоретические аспекты изучения исторической памяти и тенденций современности. 2 1.1 Историческая память: понятие, содержание.. 2 1.2. Особенности формирования исторической памяти 2 Глава 2.Историческая память современного российского общества 2 2.1 Социологическое измерение исторической памяти. 2 2.2.Тенденции современности: отношение к историческому прошлому 2 Заключение 2 Библиографический список 2 Приложения 2 https://author24.ru/readyworks/kursovaya_rabota/sociologiya/139294/ Объектом изучения в данной работе является историческая память как аспект общественного сознания. Предметом исследования: трансформация представлений различных поколений об исторической памяти. Целью курсовой работы является проведение социологического анализа трансформации представлений различных поколений об историческом прошлом Исследованиями исторической памяти в XX веке занимались Морис Хальбвакс, Пьер Нора, Ян и АлейдаАссман, Ж. Ле Гофф, Б. Гене, П. Хаттон, и др. Огромное влияние на становление historicalmemorystudies оказало третье поколение школы "Анналов". В США издается авторитетный журнал "History&Memory". В наше время в России исследования в этой области ведут И. М. Савельева, А. В. Полетаев, Л. П. Репина, О. Б. Леонтьева, Н. Е. Копосов, А. И. Филюшкин, О. В. Герасимов и другие историки, социологи, философы. Проблематика исторической памяти включена в учебные курсы высшего исторического образования. Происходящие в стране последние два десятилетия события не могут не оставить след в общественном сознании. Они накладывают свой отпечаток не только в сфере политики и экономики, но и в обыденном мире, на общественных отношениях, тенденциях развития и устоях жизни нашего общества. Под влиянием этих изменений у многих граждан нашей большой страны складывается впечатление о том, что современное поколение становится безнравственным, забывает свою историю, мораль перестала играть какую-либо роль, что так невозможно жить, что нам грозит духовное перерождение, а если быть точнее, то вырождение. Наиболее уязвима к негативному моральному транзиту, по отношению к старшему поколению, молодежь. Ведь те, кто воспитывался в «суровые» советские годы, наверное, еще долго не забудет о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «нравственность», «патриотизм» и «семья», не забудет уроки историиОнинавсегда «вбиты» в головы бывших советских граждан. Эти люди как никто знают цену этим словам, для них это не просто какие-то буквы, как для многих молодых людей века нынешнего, для них – это неотъемлемая часть их жизни. Но что же происходит сегодня? И действительно ли все так плохо, как пытаются нам преподнести различные источники. Неужели действительно российскому обществу грозит моральное истощение и для нас базовые ценности перестают быть таковыми и уходят на второй план? И мы забываем свою историю? Алармистское содержание исторической памяти артикулировано в трудах Г. Гендерсона, Дж. Найсбитта, И. В. Бестужев-Лады, Т. Стивенсона, Л. Колдуэлла, Р. Фолка, Д. Дьюдни, М. Фергюсона, Дж. Мейси, К. Роджерса, Дж. Визнера, С. Хофмана. Р. Барнета, П. Гудмена, О. Флехтгейма и их многочисленные коллеги, представляющие различные отрасли социальных наук. Глубокая и всесторонняя компаративистика понимания детерминации социокультурных процессов исторической памятью представлена в фундаментальном исследовании П. Хаттона «История как искусство памяти» (1993). Понимание сложности и масштабности проблемы продемонстрировано в работах ведущих отечественных ученых Б. Г. Капустина, А. С. Панарина, В. М. Межуева, С. С. Неретпной, В. С. Добряинова, И. Т. Фролова, И. В. Бестужева-Лады, В. В. Кузина, А. К. Уледова, Н. С. Розова, М. А. Чешкова, И. М. Савельевой, А. В. Полетаева, В.В. Ильина, Н. И. Цымбаева и многих других. Междисциплинарные аспекты диссертации потребовали привлечения работ отечественных и зарубежных социологов, в числе которых М. К. Горшков, В. Э. Шляпентох, В. А. Ядов, С. С. Фролов, В. И. Добреньков, Г. В. Осипов, Л. Г. Ионин, В. И. Курбатов, А. Г. Здравомыслов, Ю. Г. Волков, Ю. А. Левада, Т. Парсонс, Р. Дарендорф, Л. Козер, П. Бергер, Э. Гидденс, Дж. Хоманс, Р. Арон, У. Томас, Ю. Хабермас, Р. Мертон, Г. Блумер, Н. Луман, Н. Элиас, У. Бек. http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-izmerenie-funktsionirovaniya-istoricheskoy-pamyati-molodezhi Историческая наука занимает особое место среди гуманитарных дисциплин: это обусловлено тем, что она является системообразующей наукой. Знания о прошлом обеспечивают передачу морально-нравственных и идейных ценностей, помогают осуществить связь времен и ориентироваться в историческом пространстве. Историческое сознание – мощный регулятор общественного поведения, который складывается под воздействием различных каналов и источников. На сегодняшний день сложно дать однозначную трактовку «исторической памяти». Так, например, известный российский ученый Л.П. Репинадает следующее определение, соотнося понятия «коллективная память» и «историческая память:«коллективная память» чаще всего трактуется как «общий опыт, пережитый людьми совместно» (речь может идти и о памяти поколений), или как групповая память. «Историческая память понимается как коллективная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы), или как социальная память (в той, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или в целом – как совокупность донаучных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом. Высокая востребованность понятия «историческая память» во многом объясняется как его собственной «нестрогостью» и наличием множества дефиниций, так и текучестью явления, концептуализированного в исходном понятии «память». Памятьможет включать что угодно – от спонтанного ощущения до формализованной публичной церемонии»1. Историческая память, согласно Тощенко, – это «определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим ибудущим. Историческая память, по сути дела, является выражением процесса организации, сохранения ивоспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания».При этом Тощенко подчеркивает, что историческая память избирательна, она сохраняет отдельные исторические события и игнорирует другие. И все же историческая память удерживает в сознании людей основные исторические события прошлого, иногда превращая их в различные формы мировоззренческого восприятия прошлого опыта2. Интересную интерпретацию исторической памяти дает в своих трудах французский социолог, основатель теории исторической памяти — Морис Хальбвакс, который рассматривает историческую память в двух ее проявлениях – коллективная и личная (индивидуальная) память.Коллективная память является, с точки зрения исследователя, залогом идентичности общества. Предлагая свою концепцию памяти, он исходит из того, что индивиду доступны два вида памяти – индивидуальнаяи коллективная. Используя дюркгеймовские «коллективные представления», Хальбвакс переносит рассмотрение памяти в окружающий индивида социальный контекст. С одной стороны, воспоминания человекавписываются в рамки его личной жизни, с другой ? он способен вести себя как член группы, вызывая в памяти воспоминания, затрагивающие его группу. Эти две памяти часто проникают друг в друга, но не смешиваются. Индивидуальная и коллективная память развиваются по собственным законам. Первая можетопереться на коллективную, когда необходимо уточнить какое-либо воспоминание. Если индивидуальные воспоминания попадают в коллективную память, они меняются и уже не являются сознанием личности. Хальбвакс эти два типа памяти называет и по-другому: внутренняя, личная, автобиографическая и внешняя, социальная, историческая. Первая, безусловно, использует вторую, так как жизнь человека – это часть истории, вторая же ? шире первой и более суха и схематична. Чтобы уточнить разницу между двумя видами памяти, ученый обращается к феномену социального времени. «Наши жизни расположены на поверхностиобществ, они повторяют их движение и испытывают на себе последствия их сотрясений. Но то или иное событие занимает свое место в ряду исторических фактов лишь через некоторое время после того, как онопроисходит. Стало быть, мы можем привязать различные фазы нашей жизни к событиям национального масштаба лишь задним числом»3. Д. Г. Давлетшина в своей работе говорит: «Социальная память имеет множество своих проявлений: это и историческая, и нравственная память, и надындивидуальная память, с которой связана проблема сохранения интеллектуальных ресурсов человечества»4. Основываясь на её понимании и мнении, можно сказать, что историческая память – это составляющая социальной памяти. С точки зрения других исследователей, «историческая память» может трактоваться как однопорядковое с «историческим знанием». Например, по мнению Н. В. Романовского,доктора исторических наук, профессора, заместителя главного редактора РАН «Социологические исследования», «соотношение исторического сознания (а),исторического знания (б) и исторической памяти (в) можно выразить формулой: а = б + в»5. Таким образом, с одной стороны, под исторической памятью можно понимать способность субъекта сохранять воспоминания о пережитом опыте, который является необходимой основой для выработки исторического сознания. С другой стороны, это результат определенных смыслообразующих операций по упорядочению воспоминаний, осуществляемых в ходе формирования исторического сознания путем переработки пережитого опыта6. В данной работе мы будем определять историческую память какнабор передаваемых из поколения в поколение знаний о произошедших исторических событиях, фактах, об исторических и культурных деятелях, о национальных героях, о традициях и обычаях ушедших эпох или этносов, о периодизации развития тех или иных народов. Принято выделять индивидуальную и коллективную историческую память. Последняя включает в себя предыдущую. Но о коллективной памяти, мы должны подразумевать не сумму представлений отдельных индивидов, а некие стандартные, общие для всех понятия. Индивидуальная память как правило формируется на основе саморегулирования, зачастую это явление не контролируется человеком совсем. В свою очередь коллективная – это уже контролируемый процесс, который поддается изменениям и манипуляциям. Основываясь на выше изложенном, можно сказать, что историческая память является неким ресурсом с помощью которого можно почувствовать связь времен. Это "важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо разделение оживляемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования и интеграции социальных групп в настоящем".Историческая память является основой преемственности поколений и национально гражданской идентичности. Но порой историческая память мифологична. Это связано с тем, что очевидцы событий уходят из жизни, а многое со временем переосмысливается и интерпретируется по-новому. К тому же, зачастую рассказчик приукрашивает историю, передаваемую своему собеседнику. Или же совсем убирает некоторые детали. Но все же, народ всегда должен интересоваться своим прошлым, подвигами предков и их неудачами. Ведь только анализируя прошлое можно построить успешное настоящие. 1.2. Особенности формирования исторической памяти Процесс формирования исторической память достаточно сложен и существует множество путей и источников для этого. Зачастую самым простым из них является личный опыт, но именно при этомпути познания неправильная интерпретация или непонимание могут привести к искажению информации. К тому же, это субъективное мнение одного человека, и оно может существенно отличаться от других точек зрения. Собственный опыт охватывает небольшой период исторического времени, а потому он не может являться основой, базисом для исторической памяти. Но он должен дополнять информационное историческое пространство, формируемое обществом. Информационная среда, в которой находится индивид, оказывает влияние на формирование исторической памяти. Если ранее, во времена СССР поток информации был контролируем, то сегодня можно встретить различные вариации и интерпретации тех или иных событий. Но все же, и сейчас власть пытается контролировать…… формировать единое «историческое пространство», представленное общенародными праздниками, годовщинами и при помощи других механизмов возрождения исторической памяти. Еще одним источником является искусство, при помощи него человек формирует свое представление о прошлом, имеет возможность не только вообразить, но и посмотреть на то, как жили люди в прошлом, чем они занимались, как выглядели, окунуться в эпоху далекого прошлого. Неразрывно с источниками формирования исторической памяти связаны и механизмы, но выполняют несколько иные функции. Они отвечают за передачу информации, донесение ее до новых поколений. А источники больше фиксируют и преобразовывают информацию в некие образы (искусство, литература). Одним из самых важных механизмов, по-нашему мнению, на сегодняшний день, является система образования. Начиная с малых лет детей учат базовым ценностям не только в семье, но и в детском саду. Еще в Садике им рассказывают сказки, тем самым закладывая основы представлений о прошлом. Затем, попадая в школу ребенок в младших классах изучаетпроизведения литературы, узнает какие-то основы истории. И это тоже помогаетформировать историческую память. В старших классах ученик имеет начальное представление об истории и знает основные факты из прошлого, уже может осознанно относиться к историческом прошлому и определять достоверность тех или иных событий. Тем самым можно сказать о том, что к концу 11 класса основной этап формирования исторической памяти подходит к завершению. Еще одним не менее важным механизмом являются средства массовой информации (СМИ). С их помощью общество получаетбольшую часть информации, узнает об основных событиях, происходящих вокруг. Сегодня в век Интерната и компьютерных технологий люди проводят большую часть своей жизни изучая сайты или общаясь в социальных сетях. Это непосредственно оказывает влияние на формирование исторической памяти. Ведь в едином информационном пространстве собрано множество различных источников. Но зачастую люди не могут отделить достоверные от ложных, в результате этого многие события и факты искажаются или приобретают совсем иной смысл. Места памяти также являются механизмами. Еще Пьер Нора, французский историк, автор концепции «мест памяти», говорил о том, что это места, где воплощена национальная память. К ним можно отнести памятники, праздники, торжества в честь людей или событий, похвальные слова, речи по усопшим. Все это помогает не забыть значимые события нашей истории, навсегда увековечить память и придает особый статус людям или фактам из прошлого. И источники, и механизмы непосредственно подвержены влиянию некоторых факторов, таких как идеология, религия, информационные технологии и многие другие факторы. Именно они во многом определяют информационную среду общества. Ярким примером может послужить наличие коммунистической идеологии в СССР: в школах и институтах пропагандировали изучать историю партии и партийных деятелей, журналы выпускали огромное количество статей с информацией о политических лидерах, заседаниях, процессах и обо всем, что было так или иначе связано с деятельностью партии и коммунистической идеологией, по радио сообщали об основных политических событиях.Каждый гражданин получал одинаковую информацию, результате этого, закладывалась определенная база знаний по истории, которая была стандартизирована и унифицирована. Роль факторов во многом состоит в том, чтобы регулировать потоки информации, актуализацию, доступность и интерпретацию. Они фактически управляют массовым историческим сознанием, зачастую даже манипулируя им. Особенно, манипуляции исторического сознания подвержено современное молодое поколение. Еще Аллен Даллес говорил: «Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать на молодежь - станем разлагать, развращать и растлевать ее».7Это опасно тем, что многие представители молодого поколения не знают базовых дат и понятий, истории своей страны, и их очень легко убедить в ложных ценностях и информации, которая никогда не была свойственна тому или иному народу или стране. Говоря о процессе формирования и изучения исторической памяти нельзя не упомянуть о месте и роли информационных каналов, которые тоже подвержены изменениям с течением времени. Долгое время основным каналом передачи информации являлся устный, главным образом опираясь на передачу сведений из «уст в уста» в виде сказаний, былин, легенд). Он господствовал во времена традиционного общества. Исторические предания закреплялись в памяти поколений, но носили скорее бытовой характер, с существенными пространственно-временными искажениями. Особенностью традиционного восприятия была интерпретация при помощи религии, она выступала основным регулятором всех отношений. В последствии в эпоху феодального общества устный канал постепенно начинает вытесняться письменными технологиями, на которые опирались все науки и искусство. Передача информации становится более достоверной, образы полными и четкими. Но и здесь имелись свои минусы: разные слои населения по-разному описывали и понимали те или иные события и каждый был по-своему прав. К тому же, бумага со временем портится и многие сведения в виде летописей, книг «не дожили» до наших дней. Сегодня основным каналом получения информации является Интернет. Он позволяет быстро находить необходимые данные, сохранять их. Но, к сожалению, информация, полученная в социальных сетях не всегда достоверна. Многие пользователи в своих блогах специально выкладывают ложную информацию, преследуя свои собственные цели. Они пытаются исказить историю, убедить молодое поколение во многих вымышленных фактах. Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что историческая память – это набор передаваемых из поколения в поколение знаний о произошедших исторических событиях, фактах, об исторических и культурных деятелях, о национальных героях, о традициях и обычаях ушедших эпох или этносов, о периодизации развития тех или иных народов. Процесс формирования исторической памяти сложен, существует множество различных источников и каналов. А так же оказывают влияние и внешние факторы, такие как идеология, образование и информационная среда. http://tvkultura.ru/article/show/article_id/21164/ http://www.rbc.ru/society/03/10/2007/121384.shtml https://er.ru/news/104110/ http://www.stopfake.org/opros-levada-tsentr-stalin-i-ego-rol-v-istorii-strany/ http://fom.ru/Proshloe/11896 https://www.newkaliningrad.ru/news/briefs/community/5999983-fom-70-rossiyan-schitayut-chto-istoriya-vov-v-strane-osveshchaetsya-pravdivo.html http://rusplt.ru/society/neizvestnaya-v-rossii-voyna-11545.html 1. Бойко В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти// http://ecsocman.hse.ru/data/382/881/1216/010.BOIKOV.pdf 2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 с. 3. Ельчанинов В.А. Историческое сознание. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 111 с. 4. Кулиш В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи // Ученые записки РГСУ. – 2010. – № 6. – С. 42-46. 5. Кулиш В.В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. – 2008. – № 3 (50). – С. 42–46. 6. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. - 1992. - № 5-6. – С. 14 – 18. 7. Немировский В.Г. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи в 1988–2004 гг. // Молодежная га лактика. – 2007. – № 3. – С. 110–115. 8. Рачипа А.В., Бурьков В.В. Феномен исторической памяти и проблемы формирования ценностей и ориентации молодежи в современной системе управления// http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/2013/1/35.pdf 9. Сибирова Г. Этническое самосознание в социокультурном контексте//http://www.regioncentre.ru/resources/books/drug/drug10/ 10. Синицина Н.А. Историческая память как культурообразующий фактор // Вестник Южно-Российского университета. – Ростов-на-Дону.- №5. – 2008. - С. 76 - 78. 11. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // СОЦИС. – 1998. – № 5. – С. 3 – 7. 12. Шилина Т.П. Сохранение культурно – исторического наследия и формирование исторической памяти молодежи// http://www.samson-corp.ru/science/science.php?id=072 1 Репина, Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. – 2004. – № 5. – 42 С. 2Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память: анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. – 3 С. 3Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41). – 8С. 4Давлетшина Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека: Автореф. дис.канд. философ. Наук. Уфа, 2006. – 18 С. 5 Омельченко Е. Л., Сабирова Г. А. Изучение массового исторического сознания в постсоветской России: обзор подходов [Электронный ресурс]. URL: http://www.politmemo.ru/filemanager/download/92 (дата обращения: 10.04.2016). 6Путилова Е.Г. Историческое сознание и историческая память: соотношение понятий на современном этапе //Грамота, 2012. № 10 (24): в 2-х ч. Ч. II. 143-145 С. 7 Текст плана Аллена Даллеса по уничтожению СССР --------------- ------------------------------------------------------------ --------------- ------------------------------------------------------------ 1 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: