VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование связи стрессоустойчивости с личностной готовностью к риску в деятельности строителей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011652
Тема: Исследование связи стрессоустойчивости с личностной готовностью к риску в деятельности строителей
Содержание
ФИЛИАЛ  ОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ   ИНСТИТУТ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

 В Г. КАЛИНИНГРАДЕ



Кафедра  психологии



ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

_______________________

«____» ____________ ___г.







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 



на тему: «Исследование связи стрессоустойчивости с личностной готовностью к риску в деятельности  строителей (на примере организации ???????»


направление 370301 Психология



Исполнитель:

студент V курса

заочного отделения

Бонадысева

Наталья ????????

____________ 

                                                                                                                                                                          (подпись)



Научный руководитель:

к.п.н.

Баркаева Ирина Леонидовна

_________________ 

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                              (подпись)



                                              Калининград

                                                     2017





СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ И ГОТОВНОСТИ К РИСКУ  В  НАУЧНОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ ……………………………………………..……


1.1 Сущность понятий «психологический стресс»  и «стрессоустойчивость» личности в психологии…………………………………………………………….

1.2. Рискованное поведение личности: особенности готовности к риску………………………………………………………………………………... 

1.3. Специфика профессиональной деятельности сотрудников строительной организации ………………….…………………………………………………….                                                                                      




2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………......................



2.1. Ход  исследования и описание методик…………………………………….

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..








                                  Методики:
1. Тест Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость).
2.  «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.

3.   Методика «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25 )

      Т.В.Корниловой



!!!!!Наташа, методики, о которых я говорила



1.Шкала «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой.

2.Опросник трудового стресса Ч. Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской.



	Объект исследования  - стрессоустойчивость личности.

	Предмет исследования - влияние стрессоустойчивости личности на готовность   к риску.

	????Гипотеза исследования. Мы полагаем, что:  

	- показатели стрессоустойчивости личности положительно связаны с показателями уровня готовности  к риску;  

	-  чем выше показатели  стрессоустойчивости личности, тем выше показатели склонности к риску.

!!!!!!Возможно, гипотезу надо будет подработать.













                                                   Введение.

  Темой данной дипломной работы является: ««Исследование связи стрессоустойчивости с личностной готовностью к риску в деятельности  строителей (на примере строительной фирмы ООО « Викстрой»)» .
    Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию данного психологического феномена, а также краткую характеристику основных методов его измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.
  Мы считаем , что данная тема достаточно актуальна, так как
cтресс в современном обществе стал одной из глобальных проблем.
  Понятие cтресс, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.
  В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию, в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов. В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.    Противопоставить появлению и развитию стрессовых ситуаций можно защитные механизмы человека, в совокупности именуемые стрессоустойчивостью.  Стрессоустойчивость помогает человеку нивелировать отрицательные эффекты стрессов, находить пути разрешения конфликтов, плодотворно заниматься своей профессиональной деятельностью.
 Значительная часть ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связана именно с работой, профессиональной деятельностью.

Работа на строительном объекте ,как правило связана с значительными физическими нагрузками, высоким темпом деятельности ,монотонией , повышенным содержанием шума и многих других стрессовых факторов;
 а наличие в деятельности строителей такого сильного действующего фактора, как опасность, риск, угроза жизни и здоровью, несомненно, подчеркивает необычность, экстремальность данной профессии.
  Разнообразие мнений о сущности риска объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, а также и тем, что риск — это сложное явление, имеющее множество не совпадающих, а иногда противоположных реальных оснований. 
Готовность к риску как характерологическую составляющую «храбрости» анализировали многие зарубежные психологи. На примерах анализа конкретных жизненных ситуаций, которые бы следовало назвать критическими, они демонстрировали позитивную роль этого качества при желании человека действовать в соответствии со своими убеждениями.
Вместе с тем именно в отношении принятия условий неопределенности и риска люди отличаются личностно и действенно (иногда последний аспект связывается с с интеллектуальными стратегиями человека, иногда – с поведенческими, реализующими risk-taking). Таким образом, важно не только то, как они воспринимают ситуацию риска, но и то, как они личностно самоопределяются; какие интеллектуальные и личностные усилия реализуются человеком в отношении к неопределенности, новизне или опасности ситуации, когда он принимает решение о действиях в условиях риска. Важным является вопрос о том, как соотносятся ситуационные факторы и личностные предпосылки регуляции выбора и принятии риска. 

  Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам  стресса и стрессоустойчивости  , а так -же риска и рискованного поведения.

   Понимание стресса как чрезвычайного положения, как общей реакции присуще большинству зарубежных Ш. Левис, Е. Рутман, Г. Селье, П. Фресс и др., и отечественных авторов В. Калюшин, Ц.П. Короленко, В. П. Марищука, Б. Федорова и др. [24;25;28;16;27]Стресс-факторы в профессиональной деятельности , а так -же стрессовые состояния  изучали Н.Е Водопьянова ;Китаев-Смык .[6]


Проблемой риска в психологии занимались и занимаются следующие ученые: Г. Н. Солнцева изучила психологические механизмы и модели рискованного поведения, Т. В. Корнилова объяснила природу риска в психологии неопределенности и принятия решений, рассмотрела понятие «интеллектуального риска»;польский психолог Ю. Козелецкий  рассматривал риск в психологической теории решений.[26; 12;13]В  контексте принятия решений  проблемой риска занимались  В.В.Кочетков и И.Г.Скотникова.  [11]  В. А. Петровский сформулировал гипотезу о существовании «надситуативного» риска и рассматривал риск как особого рода активность, А. В. Шаболтас изучает рискованное поведение в сфере поведенческой психологии здоровья. П. В.Дик условно разделил определения риска, существующие в психологии, на типы: риск как действие, риск как условие; риск как цель; риск как мотив и риск как потребность.[20;29]  

Проблема психологического стресса, стрессоустойчивости специалистов-строителей, приобретает все возрастающую практическую актуальность, в связи с непрерывным влиянием социальных, экономических, экологических, техногенных, личностных факторов, составляющих экстремальности нашей жизни, и существенным изменением содержания и условий труда.
Значение таких феноменов, как склонность и готовность к риску, способность к эффективным действиям в условиях риска особенно важно для решения задач оценки и формирования профессиональной пригодности для представителей «опасных» профессий и, в частности, строителей.

Проблема исследования :


Не смотря на достаточно внушительное количество исследований на тему стрессоустойчивости  , проблема влияния  стрессоустойчивости  на готовность  к риску  личности мало изучена.

Постановка и решение проблемы  связи   стрессоустойчивости  и  готовности к риску    , имеет важное значение для решения таких задач как профилактика эмоционального выгорания и неврозов, а так -же оптимизация  и трудовой деятельности.






 Целью исследования является:

    Проанализировать существующие в психологии взгляды на такие понятия как: стрессоустойчивость личности и готовность к риску ; выявить и проанализировать степень  связи между уровнем готовности к риску и  уровнем стрессоустойчивости  личности  с помощью математических методов статистики .


Объект исследования  - стрессоустойчивость личности.

Предмет исследования - влияние стрессоустойчивости личности на готовность   к риску.




Гепотеза  исследования.

  Мы полагаем, что:  

	- показатели стрессоустойчивости личности положительно связаны с показателями уровня готовности  к риску;  

	-  чем выше показатели  стрессоустойчивости личности, тем выше показатели готовности  к риску.




Задачи исследования : 

1.Рассмотреть и проанализировать существующие в психологии взгляды на проблемы стресса и стрессоустойчивости личности .


2.Рассмотреть и проанализировать существующие в психологии взгляды на проблемы риска и рискованного поведения .

3. Подобрать методики для исследования cтрессоустойчивости и готовности к риску .

4. Продиагностировать уровень  стрессоустойчивости  личности  и уровень готовности к риску у строителей  фирмы  ООО Викстрой.»

5. Проанализировать степень  связи между уровнем готовности  к риску и  уровнем стрессоустойчивости  личности  с помощью математических методов статистики .

6.Разработать практические рекомендации, способствующие устойчивости к стрессу в деятельности строителей. 



Научная новизна исследования состоит в изучении характера связи между уровнем готовности к риску и  уровнем стрессоустойчивости  личности  на примере конкретных субъектов деятельности-сотрудников современной строительной организации. Рассмотрение  феноменов риска и рискованного поведения личности опираясь на теорию неадаптивности. Анализируя проявления неадаптивности, мы говорим о надситуативной активности субъекта.


Теоретико-методологическая база исследования – научные публикации отечественных и зарубежных психологов.


Методы исследования: 

В процессе написания  работы   использовались :

-теоретические методы -общенаучные исследовательские методы : анализ и синтез полученной информации; принципы последовательности, системности и историчности исследования.     

-эмпирические  методы –наблюдение (cтадартезированное, стороннее),  беседа  ,тестирование, метод наглядного представления результатов .    

    
                                                                                                                                               
Для исследования были применены следующие методики:


1)Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость) .
2) Методика исследования степени личностной готовности к риску. «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.

3)Методика «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25)Т.В.Корниловой.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в описании существующих теорий стресса , а так -же риска и рискованного поведения личности. В выявлении  психологических предпосылок  формирования стресс- реакции. В выявлении   связи между уровнем готовности  к риску и  уровнем стрессоустойчивости  личности .




Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования результатов исследования ,а так- же разработанных нами рекомендаций,    в практической деятельности  психолога на предприятии.


Структура исследования :


   Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух  глав и заключения.


Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первом параграфе первой главы рассматриваются понятие стресса и стрессоустойчивости  в психологии ;во втором параграфе первой главы рассматривается понятие риск, рискованное поведение личности и особенности готовности к риску; третий параграф первой главы посвящен описанию специфики профессиональной деятельности сотрудников строительной организации.

Во второй главе описывается эмпирическое исследование  связи стрессоустойчивости и рискованного поведения  сотрудников строительной организации.
В заключении подводятся  итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Представлены рекомендации  способствующие устойчивости к стрессу в деятельности строителей.



База исследования.


В исследовании приняли участие 32 человека; мужчины, работники строительной фирмы ООО «Викстрой» г.Гурьевска.  Все испытуемые непосредственно принимают участие в производственном процессе. Возраст испытуемых  от 23 лет до 61 года.  Стаж работы от  2-х лет  до 43 лет.

Исследование проводилось с 24 апреля по 19 мая 2017 года.








  1. Сущность понятий «психологический стресс»  и «стрессоустойчивость» личности в психологии .



Современная жизнь изобилует стрессами. Динамичный темп жизни диктует свои условия, стрессы могут поджидать нас повсюду и на работе, и в семье. В связи с этим термины стресс и стрессоустойчивость употребляется очень широко, часто и весьма произвольно. Рассмотрим определения этих понятий. 
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать [8,23].

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции [12;23].

Научные статьи о стрессе, как правило, начинаются с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре - пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.
Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания [22 ].

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизация процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий [22 ].

 В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [22 ]. 

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [1].

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [3].

Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции.

Согласно теории стрессоустойчивости (В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский  , люди подразделяются на четыре основные группы: очень подверженные стрессу; люди, которые внутренне готовы к спокойным переменам; достаточно принципиальные в своих убеждениях и умеренно лояльные к внешним изменениям люди и стрессоустойчивые люди.


Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. 



Факторы  оказывающие влияние на развитие психологического стресса.



Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса весьма многочисленны и неоднозначны. Остановимся на некоторых ключевых моментах, а именно: на характеристиках стрессового события, интерпретации события человеком, влиянии прошлого опыта, осведомленности (информированности), индивидуальных и личностных особенностей человека на восприятие ситуации и способ реагирования.


 Характеристики стрессового события. Стрессовые события могут различаться по следующим признакам:

1) частоте возникновения — события могут быть одиночными, возникать периодически (например, «авралы» на производстве), накладываться друг на друга («несчастья преследуют одно за другим»);

2) длительности воздействия — кратковременное, продолжительное, хроническое (постоянное). Кратковременные стрессоры — это, как правило, повседневные неприятности, в результате воздействия которых актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов. К продолжительным стрессорам можно отнести критические жизненные события, требующие значительного времени для адаптации.

3) интенсивности воздействия — чем больше физиологические и психические изменения в результате воздействия стрессора отличаются от оптимальных параметров, тем интенсивнее стрессовое воздействие события на человека. Например, такие события, как смерть близкого или возникновение угрозы собственной жизни, по интенсивности воздействия, как правило, значительно превосходят события, связанные с неприятностями в профессиональной сфере или утратой имущества;

4) знаку эмоциональной окрашенности — стрессовые события могут быть не только негативными, неприятными событиями жизни, вызывающими резко отрицательные эмоции, но и позитивными, требующими адаптации к неким произошедшим изменениям, вызывающими сильные положительные эмоции. Например, такие события, как новоселье, вступление в брак или рождение ребенка, воспринимаясь как позитивные, желательные, тем не менее, могут оказывать сильное стрессовое воздействие на человека.

Так -же на восприятие человеком стрессового события влияет:

 а) Интерпретация человеком стрессового события. Как уже было отмечено, ситуация становится для    человека источником стресса только в том случае, если субъективно оценивается им как стрессовая.

Например, расторжение брака может восприниматься одним человеком как трагедия, крушение всей его жизни, расставание с любимым человеком, потеря опоры и стабильности, вызывать такие чувства, как беспомощность и страх одиночества. Для другого человека развод — это освобождение от тяготивших его обязательств, возможность начать «новую» жизнь.

б) Прошлый опыт человека. На восприятие события как стрессового в значительной степени влияет личный опыт человека. Для каждого существуют закрепившиеся в результате прошлого опыта установки о том, какие ситуации являются наиболее опасными и стрессовыми. У каждого из нас есть «точки уязвимости», воздействие на которые вызывает максимально выраженную стрессовую реакцию. Напротив, какие-то стрессоры воспринимаются человеком как менее опасные, так как он сталкивался с ними в прошлом, и у него выработались программы эффективного реагирования на данные ситуации. В таком случае, стрессовое воздействие будет для человека менее разрушительным, так как он готов с ним справиться. Такие стереотипы поведения не возникают сами по себе, а приобретаются человеком на протяжении всей его жизни, начиная с самого раннего детства. Иногда у человека в результате прошлого опыта вырабатываются стереотипные реакции, носящие недостаточно адаптивный характер, что может привести при воздействии аналогичных стрессоров к нарастанию напряжения и развитию хронического стресса.

в) Осведомленность (информированность) о ситуации.

Часто событие становится стрессовым для конкретного человека, если оно субъективно оценивается им как угрожающее, непредсказуемое по своим последствиям. Особенно усиливается степень стрессового воздействия в тех случаях, когда событие является неожиданным, внезапным. Отсутствие полной и достоверной информации о ситуации многократно увеличивает беспокойство и напряжение по поводу происходящего. Повышение информированности о ситуации и способах совладания с ней снижает ее субъективное стрессовое значение для человека. Наличие у человека знаний, умений и навыков, позволяющих ему справиться с ситуацией, способствует интерпретации потенциально стрессового события как нейтрального, либо имеющего незначительное стрессовое воздействие.




                                        Уровни реакции на стресс.



Большинство  исследователей выделяют следующие виды реакций на стресс:     

 1)Эмоциональная реакция

(раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль и т.д.)

 Эмоциональная реакция. Как правило, стрессовые ситуации вызывают у нас сильные эмоции, чаще негативные, но возможны и позитивные. Простой и однозначной зависимости между типом стресса и конкретными эмоциями не существует.

Наиболее распространенные эмоциональные реакции на негативное стрессовое воздействие можно разделить на два типа: стенические (раздражение, злость, гнев) и астенические (опасение, апатия, печаль, грусть, оцепенение). Стресс часто вызывает чувство злости, которое может варьировать по интенсивности от легкого раздражения до приступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция типична, например, в том случае, если на пути к достижению желаемой цели возникает непреодолимое или труднопреодолимое препятствие (в психологии для обозначения такой ситуации используется термин «фрустрация»). Пожалуй, наиболее распространенной эмоциональной реакцией на стресс является эмоция страха той или иной интенсивности. Иногда стресс ухудшает настроение, вызывая уныние и грусть. Такая реакция особенно характерна в стрессовой ситуации, которую невозможно изменить. Эмоциональные реакции на стресс могут приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Даже отрицательные эмоции, возникающие при стрессе, могут служить важным целям. Например, подобно физической боли, неприятные эмоции могут сигнализировать о неблагополучии и необходимости что-то предпринять.

Позитивной эмоциональной реакцией на стресс является, прежде всего, общее эмоциональное возбуждение, связанное с выбросом энергии на стадии мобилизации ресурсов (резистентности). Как показывают многочисленные исследования, эффективность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбуждения. Однако увеличение эффективности происходит до определенного предела, после которого возбуждение достигает такой силы, что становится разрушительным. Уровень возбуждения, которому соответствует самый высокий показатель продуктивности деятельности, называется оптимальным уровнем возбуждения. Этот оптимальный уровень различен для разных задач. Отчасти он зависит от сложности задачи. Общее правило таково, что чем сложнее задача, тем ниже оптимальный уровень возбуждения.

2)Поведенческая реакция

(попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то, заняться самобичеванием, обратиться за помощью, решить проблему, выразить эмоции и т.п.)

 Поведенческая реакция. Поведенческая реакция на стресс прежде всего включает в себя действия по его преодолению. Преодоление стресса — это действия, направленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшей стресс. Люди справляются со стрессами множеством различных способов. Выбор человеком той или иной стратегии преодоления зависит от целого ряда факторов, как обусловленных внешними обстоятельствами, так и индивидуальными особенностями самого человека. Важно заметить, что именно от стратегии преодоления в значительной степени зависит, будут ли последствия каждого конкретного стресса позитивными или негативными.

Все поведенческие реакции на стресс можно разделить на два полюса: реакция бегства (как правило, бессознательная) и реакция борьбы (как правило, осознанная). [10]


К последней можно отнести так называемые копинг-механизмы (или механизмы совладания). По определению Р. Лазаруса, копинг-механизмы — это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы. Эти стратегии носят активный характер, в значительной мере определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации. Копинг-механизмы охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы функционирования личности и реализуются в следующих формах.

а) в когнитивной (познавательной) сфере:

— отвлечение или переключение мыслей на другие темы;

— принятие ситуации как чего-то неизбежного (философия смирения);

— снижение серьезности создавшейся ситуации с помощью юмора, иронии;

— проблемный анализ сложившейся ситуации, обдумывание стратегии своего поведения;

— сравнение себя с другими, находящимися в относительно худшем положении;

— придание личностного смысла создавшейся ситуации, например, отношение к сложившейся ситуации как к вызову судьбы или проверке стойкости духа.

б) в эмоциональной сфере:

— отреагирование отрицательных эмоций в разумной, приемлемой форме;

— подавление отрицательных эмоций с сохранением самообладания, самоконтроля;

в) в поведенческой сфере:

— отвлечение — обращение к какой-либо деятельности;

— проявление альтруизма — забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;

— активная защита — действия, направленные на изменение ситуации;

— активный поиск эмоциональной поддержки — стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.
При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Особенности этого умения связаны с "Я-концепцией", локусом контроля, эмпатией, условиями среды. 
Существуют и бессознательные реакции, направленные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой ситуации. К ним относятся механизмы психологической защиты, представление о которых первоначально было сформировано в рамках психоаналитической теории (впервые этот термин появился в 1894 г. в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы»). Эти механизмы направлены на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить травмирующие моменты воздействия стресса на личность.

.На сегодняшний день специалистам известно более двадцати видов механизмов психологической защиты. Среди них можно назвать:

— вытеснение — невозможность вспомнить какое-либо событие, либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации;

— отрицание — защитный механизм, при котором различные факты, содержащие в себе угрозу для человека, отрицаются или не воспринимаются им;

— проекцию — неосознанное наделение другого человека собственными чертами и свойствами, перенос своих чувств и переживаний на другого человека или в другую ситуацию;

— регрессию — переход к более ранним, менее зрелым и адекватным образцам поведения;

— рационализацию — построение приемлемых моральных, логичных обоснований для объяснения и оправдания неприемлемых импульсивных форм поведения;

— сублимацию — направление энергии на социально одобряемые, как правило, творческие сферы человеческой деятельности;

— подавление — изгнание из памяти неприятных, вызывающих неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей, желаний; и др.

Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении травмирующего воздействия нежелательных событий на психику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механизмы совладания, в то время как у незрелых, дисгармоничных, инфантильных личностей — механизмы психологических защит.


3)Физиологическая реакция

(возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения и т.п.)

Нервная система – это разветвлённая сложная сеть нервных клеток – нейронов и их отростков. Нейроны обеспечивают поступление сигналов от органов чувств в центр мозга, а от мозговых центров к мышцам и другим системам организма. Передачу возбуждения от одной клетке к другой обеспечивают специальные вещества, называемые медиаторами (посредниками).

Регуляцию работы внутренних органов процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение постоянство внутренней среды – гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение еще не оказывает болезнетворного действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса – «реакции борьбы или бегства».

При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичные» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении уровня содержания этих веществ в крови сходно с состоянием возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение этих реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов.

При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. [22,23.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44