VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Индивидуальный подход в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016040
Тема: Индивидуальный подход в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Содержание
     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
     
     
     
     
     
     
     
     КУРСОВАЯ РАБОТА
     на тему: «Индивидуальный подход в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста»
     
     
     
     
     
     Выполнил:
     Проверила:
     
     
     
     
     
     

     
     Кызыл 2018 г.

     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	5
1.2 Понятие индивидуального подхода, его роль в воспитании детей дошкольного возраста	5
1.2. Методы и приемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста	10
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.	15
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы	15
2.2 Опыт использования индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста	18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	27
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ	29
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования. Необходимость индивидуального подхода обусловлена тем, что на одни и те же средства и формы воспитательного воздействия каждый ребенок реагирует по-разному, в зависимости от своеобразия его ума, чувств, воли, темперамента, характера, возникших раньше того, как складываются его отношения с окружающими детьми, с воспитателем на данном этапе. Все это вызывает существенные индивидуальные различия в отношении каждого воспитанника к самым воспитательных воздействий. Игнорирование этого факта снижает эффективность воздействий воспитателя на ребенка, а иногда дает нежелательные последствия.
     В прошлом рождались как зарубежные (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Ж. Пиаже, И.Г. Песталоцци, С. Френе), так и отечественные (С.Ф. Русова, А.И. Дорошенкова, Н.Д. Лубенец и пр.) теории индивидуального воспитания детей, в которых значительное внимание уделялось учету индивидуальных потребностей, интересов и возможностей ребенка.
     Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически изучить и обосновать эффективность индивидуального подхода в процесс воспитания детей в ДОУ.
     Объектом исследования является индивидуальный подход к воспитанию.
     Предметом исследования является процесс организации индивидуального подхода в ДОУ.
     Задачи исследования:
     1. Изучить понятие индивидуального подхода, его роль в воспитании детей дошкольного возраста.
     2. Рассмотреть методы и приема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.
     3. Проанализировать проблемы индивидуального подхода к дошкольникам.
     4. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода; доказать необходимость осуществления индивидуального подхода в ДОУ.
     Теоретико-методологическая основа исследования: проблема индивидуальных особенностей учащихся, необходимость их учета и дальнейшего развития в учебно-воспитательном процессе была предметом внимания И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта, К.Д. Ушинского. Именно в их трудах находим идею о том, что «без учета природы ребенка» нельзя достичь успехов в педагогической деятельности.
     За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд работ ученых-методистов В.П. Беспалько, А.А. Кирсанова, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.
     В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, а также предложены пути и средства ее решения.
     Признавая бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику разработок индивидуальных заданий.
     Проблема исследования заключается в возможности использования новаторских методологических подходов при разработке индивидуальных заданий для повышения знаний дошкольников.
     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
     
     
     
     
     

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
     
1.2 Понятие индивидуального подхода, его роль в воспитании детей дошкольного возраста
     
     Творческий поиск всегда обязывает человека отказаться от общих схем и шаблонов, сосредоточив свое внимание на личности ребенка, авансом воспринимая ее как творчески одаренную. Такой подход к личности ребенка должно быть ведущим в работе воспитателей, психологов и социальных педагогов ДОУ.
     Индивидуальный подход предполагает построение всей системы воспитания с учетом физического и духовного своеобразия личности каждого ребенка, что обусловлено некоторыми врожденными различиями (тип высшей нервной деятельности и т. д.) или теми, которые возникают вследствие специфических условий жизни ребенка и особенностей его воспитания. Учет индивидуальных различий ребенка является одним из важных условий успеха в воспитании.
     Воспитание в широком смысле этого понятия определяют как процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом смысле его можно разделить на обучение - процесс передачи и усвоения системы знаний, умений и навыков - и собственно воспитание - формирование физических, моральных, умственных, эстетических и трудовых качеств ребенка. Воспитание - это главный фактор в формировании личности ребенка, благодаря которому реализуется социальная программа его развития и развиваются природные задатки и способности.
     Индивидуальное воспитание - такая организация педагогического процесса, при которой воспитатель взаимодействует с ребенком на уровне «личность - личность». Цель индивидуального воспитания детей расслаивается на два одинаково важных направления: внешнее, очевидное для взрослых и детей, - деловое, которое положено в основу общения, и внутреннее, скрытое, духовно-нравственное, педагогическое Дошкольная педагогика. 
     Внешняя, деловая цель состоит в том, что воспитатель делится с ребенком своим жизненным опытом, знаниями, умениями и навыками. Это своеобразная форма шефства, индивидуального наставничества. Реальный критерий успеха такой парного взаимодействия - овладение детьми конкретными знаниями, умениями, навыками.
     Внутренняя, собственно педагогическая цель исходит из того, чтобы на основе взаимной приязни, симпатии наладить человеческий доверительный духовно-нравственный контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни, обсуждать проблему идеалов, потребностей и интересов.
     Учитывая определение понятия «воспитания», можем сделать вывод, что любой воспитательный процесс направлен на развитие личности. Поскольку личность - это социальное лицо, свободно и ответственно определяющее свою позицию среди других, которое выступает активным субъектом собственной жизнедеятельности, творчески относится к окружению и самому себе, то воспитание по своей сути и является индивидуальным. Воспитание дошкольника не сводится к исправлению возможных отклонений поведения или предупреждению средствами внушения, наставления, различных форм наказания. Воспитывать - значит создавать развивающую среду, способствующую полноценной реализации потенциальных сил ребенка [2, с. 144]. 
     Проанализировав существующие принципы воспитания, можем сделать вывод, что в центре воспитательного процесса находится ребенок; воспитательный процесс направлен на развитие личности, а оно, в свою очередь, на учет индивидуальных особенностей ребенка, планирование и реализацию индивидуальных программ развития ребенка, создание благоприятного среды для развития индивидуальности; совокупность воспитательных процессов различных социальных институтов; технологизацию воспитательного процесса [4, с.169].
     Определим ведущие принципы индивидуального воспитания детей дошкольного возраста:
     - принцип гуманизма, отношения к ребенку как к ценности, признание права на свободное развитие и реализацию своих природных способностей, уважение к уникальному своеобразию каждого ребенка и его семьи. Соблюдение этого принципа обеспечивает сохранение и поддержку тех особенностей индивидуальной и семейной культуры, носителями которой является ребенок. Реализация данного принципа заключается в безусловном принятии индивидуальности каждого ребенка и его родителей, их действенной поддержке и понимании, предоставлении возможности выбора посильной и интересной для ребенка деятельности, различных ролей, материалов, отказе от жесткой регламентации жизни, категорических оценок;
     - принцип целостности, организации воспитания как системного педагогического процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие личности. Предполагает восприятие педагогом ребенка не как набора отдельных характеристик, а целостного образования; предполагает преемственность в реализации направлений и этапов воспитательной работы всех социальных институтов;
     - принцип активности, развития в дошкольном возрасте самостоятельности, творческого отношения к жизни и различных видов деятельности, формирования у ребенка критичности, способности делать собственные выборы, принимать решения и отвечать за их последствия, саморазвития;
     - принцип культуросообразности, органическое сочетание индивидуального развития с формированием у дошкольника базиса личностной культуры, его сбалансированность с национальной культурой русского народа, родным языком, традициями, обычаями, обеспечение преемственности и наследственности поколений;
     - принцип вариативности программных задач, учебно-воспитательной среды, материальной среды, развивающего оборудования имеет очень большое значение не только для учета индивидуальных различий, но и для развития системообразующих свойств индивидуальности. Именно в процессе создания разнообразной среды, обогащения методического, дидактического арсенала у каждого педагога возникает возможность варьирования содержания воспитательной работы, поиска и использования методов и приемов работ, максимально эффективных для обучения и воспитания каждого ребенка;
     - принцип технологизации, согласно которому и воспитательный процесс предусматривает научно обоснованные действия педагога и соответственно организованные им действия воспитанников, подчиненные достижению специально спроектированной системы воспитательных целей;
     - принцип индивидуального подхода, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: содержание, формы и методы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему. Реализация этого принципа предполагает создание педагогом благоприятных условий для естественного и постепенного развития ребенка [12, с. 56].
     Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей каждого ребенка создает условия для успешного учета их в процессе воспитания и обучения. Эти положения подтверждают исследования психологов, которые занимались определенными аспектами индивидуализации воспитания детей старшего дошкольного возраста. По мнению А.А. Кирсанова, «... Учебно-воспитательная работа в детском саду-это прежде всего общая деятельность взрослого и ребенка, и задача воспитателя состоит в том, чтобы увидеть, понять, как дети воспринимают знания и их усваивают, как они общаются, сопереживают, проявляют эмоциональную чувствительность, он должен посочувствовать им при необходимости, помочь, поддержать» [20, с.169].
     О.Г. Кутеева пишет: «Определить пути и средства развивающей работы с ребенком возможно лишь при условии осознания педагогами и родителями прогноза развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей его развития (специфики познавательной, моторной, эмоциональной, коммуникативной, волевой, личностной сферы, поведения в целом)»[18, с.55].
     Ермолаева акцентирует внимание педагогов на том, что работа по развитию творчества ребенка может быть плодотворной только при полном контакте педагога с детьми, знании взрослыми индивидуальных особенностей каждого ребенка [1, с.300].
     Считается, что индивидуальный подход в воспитании базируется на знании и понимании личностных свойств детей, учете этих знаний при выборе стиля педагогического общения, средств воспитания, обеспечении помощи ребенку в развитии наиболее ценных сторон его индивидуальности, что позволяет компенсировать отрицательные свойства путем формирования индивидуальных стилей, реализации индивидуализированных коррекционных программ.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1.2. Методы и приемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста
     
     Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умение разобраться в сложных проявлениях поведения ребенка. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому воспитаннику. Стержнем индивидуального подхода к дошкольникам должны стать внимание и любовь взрослых, соблюдение диалога в общении с ребенком.
     Воспитатель для установления контактов с ней имеет учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, его настроение и чувства. Если у ребенка складываются теплые, искренние отношения с людьми, он становится более уравновешенным, поддается воспитательному влиянию. Л.И. Ковальчук, анализируя практическую работу воспитателей в этом направлении и показывая типичные трудности, с которыми они сталкиваются, видит одну из распространенных ошибок в поверхностном ознакомлении с разработками и рекомендациями ученых и методических служб и отмечает, что, наблюдая ожидаемый эффект, значительная часть педагогов отказывается от дальнейшего использования рекомендуемых методов и приемов для повышения эффективности воспитательного воздействия различных видов детской деятельности на личность ребенка [16, с.112].
     Помешать этому можно, повысив уровень психолого-педагогических знаний воспитателей: «Педагог должен уметь психологически правильно объяснить замеченные индивидуальные проявления поведения, определить, что именно лежит в его основе. Он должен стать ребенку близким человеком, иначе осуществлять индивидуальный подход в условиях коллективной работы будет очень трудно».
     Воспитательная работа в детском саду - это прежде всего совместная деятельность взрослого и ребенка, которая предусматривает личностно ориентированную модель взаимодействия, по которой ребенок - не объект воспитательных воздействий, а субъект, партнер взаимодействия. Воспитатель действует здесь не рядом, не над, а вместе с воспитанником. Его задача состоит в том, чтобы увидеть, понять, как дети воспринимают информацию и ее усваивают, как они общаются, сопереживают, проявляют эмоциональную чувствительность. В частности, это предполагает поиски резервов роста детской личности как самоценности, определение психолого-педагогических условий реализации индивидуального подхода в образовательном процессе дошкольных учебных заведений [16, с.163].
     Одним из основных условий реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста является знание воспитателями закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач дошкольного образования на современном этапе развития государства, овладение формами и методами работы с детьми дошкольного возраста. При изучении возрастных особенностей дошкольников воспитатель преимущественно опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных особенностей воспитания отдельных детей, то ему приходится полагаться только на материал, полученный в процессе собственного изучения воспитанников. Поэтому следующим условием является владение воспитателями методами изучения индивидуальных особенностей детей, к которым относятся, в первую очередь, наблюдение и педагогический эксперимент. Сюда также относятся беседы с детьми, изучение продуктов детской деятельности, психологические тесты, моделирование педагогических ситуаций.
     Для того чтобы получить больше информации об индивидуальных особенностях воспитанника, следует также понять специфику социальной ситуации развития ребенка, которая является одним из решающих факторов индивидуального развития ребенка дошкольного возраста.
     С этой целью следует изучать условия семейного воспитания: иметь общее представление о семье воспитанника; знать изменения, которые произошли в жизни ребенка, особенности семейного воспитания. Ведь привлечение родителей в образовательный процесс детского сада также является одним из главных условий реализации индивидуального подхода. Воспитательное воздействие, осуществляющее семьей, имеет решающее значение в дальнейшем развитии личности ребенка дошкольного возраста.
     Вся система дошкольного образования должна быть направлена на формирование физических, эмоциональных и познавательных сил ребенка, которые составляют основу гармоничного развития личности. Воспитатели дошкольных учреждений должны создавать такое развивающую среду, в которой будут учитываться индивидуальные интересы и потребности каждого ребенка. Только умелое руководство различными видами детской деятельности, подбор эффективных форм и методов работы с детьми будет способствовать полноценному развитию дошкольника как личности. С этой целью следует создавать индивидуальные программы развития каждого ребенка с учетом его психологических особенностей, задатков и способностей, интересов и предпочтений [7, с.154].
     Важное значение в осуществлении индивидуального подхода к детям имеет педагогическая оценка их деятельности и поведения. При этом объектом оценки должны быть прежде всего мотивы действий и поступков, а не только их результаты.
     Одним из требований индивидуального подхода является четкая дифференциация методов и форм воспитательного воздействия на учащихся. Поощрение как средство стимуляции нужно применить к каждому ребенку, но в первую очередь к тем детям, в которых воспитатель замечает такие черты, как нерешительность, отсутствие интереса. Поощрение по-разному влияет на детей. На самоуверенного ребенка похвала может повлиять отрицательно: побудить к самоуспокоенности, зазнайству, а на скромного – положительно.
     Такта и чувства меры требует также применения воспитателем и наказаний как форм воспитательного воздействия. Если у воспитанника недостаточно развиты чувство собственного достоинства или самокритичность, то в случае нарушения им норм поведения или невыполнения поручения, если это случается с данным ребенком очень редко, достаточно ограничиться осуждающим взглядом или замечанием. Что касается другого ребенка, то такая форма наказания может оказаться слишком мягкой и безрезультатной. Но и самое суровое наказание не должно оскорблять воспитанника, унижать чувство его собственного достоинства.
     Одним из важных аспектов индивидуального подхода является учет особенностей темперамента дошкольников, что обусловлено типом их нервной системы.дошкольный воспитание индивидуальный
     Например, по отношению к ребенку-сангвинику целесообразно проявлять больше требований к устойчивости предпочтений, устойчивости реакций на явления окружения. Меланхолик нуждается в частом ободрении, одобрении, благодаря чему можно повысить уровень его уверенности в собственных силах. В контактах с флегматиком воспитатель должен учитывает медлительность его реакций, а вместе с тем преодолевает его инертность, тактично стимулируя скорость движений речи, вариацию чувств. У холерика, учитывая его неуравновешенность, следует формировать сдержанность и саморегуляцию своих действий и поступков. Учет этих индивидуальных различий тем важнее, чем младше ребенок/
     Важную роль в индивидуальном подходе играет также учет психических состояний ребенка, настроения, общего физического самочувствия, утомляемости в процессе воспитания. Общим и важным условием обеспечения результативности индивидуального подхода является органическое сочетание воздействий воспитателя на отдельного ребенка с влияниями на него коллектива сверстников. Как показывает практика, подавляющее большинство воздействий воспитателя на самого ребенка достигает своей цели при условии широкого использования воспитательных возможностей детского коллектива.
     Таким образом, индивидуальный подход имеет положительное влияние на формирование личности при условии осуществления его в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические.
     Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
     
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
     
     Цель экспериментальной работы: изучение эффективности индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста..
     Задачи экспериментальной работы:
     создать условия для развития личности детей старшего дошкольного возраста;
     предложить методику развития личности детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода;
     Опытная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №37 г. Кызыл. Испытуемыми были дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек из подготовительной группы.
     Обучение детей в ДОУ ведется в различных направлениях. Для определения эффективности использования индивидуального подхода в обучении дошкольников, нами было выбрано только одно направление - изобразительное творчество.
     Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий по рисованию для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества[]: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
     Рисование как вид изобразительной деятельности используется для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения: общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам.
     В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение [6, с.30]. 
     Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков в самообслуживании способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, развивают воображение, фантазию, а в целом помогают ребенку подготовиться к обучению в школе.
     Вначале был осуществлен выбор диагностических методик[19, c.32]:
     -диагностика готовности детей к обучению изобразительной деятельности в школе (Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова),
     -диагностика развития творческого воображения дошкольников (Дьяченко О.М.) .
     Диагностические задания направлены на выявление уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показателя его эстетического и интеллектуального развития. Критерии оценки объединены в две группы: 1 - анализ продуктов деятельности, 2 - анализ процесса деятельности. Обе группы тесно между собой взаимосвязаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты. Анализ продуктов деятельности: содержание изображения, передача формы, строение предмета, передача пропорций предмета в изображении, композиция, цвет. Анализ процесса деятельности: характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности, творчество.
     Анализ показал, что 18% детей находится на высоком уровне развития, 69% на среднем уровне и 13% детей дошкольного возраста на низком уровне.
     Для решения поставленных в опытно-экспериментальной работе задач, была предложена программа «Веселые ладошки», в основе которой лежит индивидуальный подход к обучению.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
2.2 Опыт использования индивидуального подхода в обучении детей дошкольного возраста
     
     Традиционная система обучения изобразительной деятельности (рисование) неспособна обеспечить каждому ребёнку помощь в развитии самостоятельности, активности, инициативы и творчества, поэтому использование индивидуального подхода является актуальным.
     Для решения поставленных задач разработана компилятивная программа по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки». Она предназначена для развития художественно-творческой деятельности детей в процессе ознакомления с изобразительным искусством и изобразительной деятельностью (рисование).
     Содержательная форма представления программы
     Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы Бондаревской Е.В., Давыдова В.В., Серикова В.В., Занкова Л.В., выделены следующие виды индивидуального подхода к обучению детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности [12, c.136]:
     * на основе их индивидуально-психологических особенностей;
     * организационной формы обучения;
     * содержания работы;
     * разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям.
     Все перечисленные виды дифференциации взаимосвязаны и могут быть использованы на разных этапах образовательной работы с детьми.
     Компилятивная программа по изобразительной деятельности (рисование) «Волшебные ладошки» предназначена для детей 6-7 лет.
     Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность проходит в форме обучающего занятия, занятия-игры, занятия-образа, занятия-импровизации, экспериментирования с художественными материалами и др. Внеучебная деятельность организуется в форме беседы, анализа произведений искусства; наблюдения, совместного изготовления панно и др.
     На занятиях осуществляется межпредметная связь с художественно-речевым творчеством (художественное слово, разыгрывание диалогов, сценок из сказок) и музыкальной деятельностью (подбор музыки, характерной для художественного образа, фоновая музыка) .
     Содержание программы
     Живопись. Жанры (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика, материалы живописи. Выразительные средства живописи: цвет. Цвет - признак предмета. Эмоциональные свойства цвета - выражение своего отношения к предмету изображения. Развитие способности к цветоразличению: основные и составные цвета; теплые и холодные цвета; контрастные цвета. Экспериментирование с цветом для получения оттенков и новых цветов [10, c.224].
     Графика. Виды графики по применению, по материалам. Выразительные свойства графики: линия, штрих, пятно. Графический материал и художественный образ. Знакомство с различными художественными графическими материалами (тушь, перо, карандаш, уголь, пастель, акварель). Соответствие графического материала и художественного образа [10, c.224].
     Декоративно-прикладное искусство. Знакомство детей с русскими народными промыслами и культурой родного края, с декоративными элементами дымковской, филимоновской, городецкой, хохломской, гжельской росписи, орнаментов ханты и манси и др. Знакомство с творчеством народных мастеров, историей возникновения промысла и технологией изготовления изделий и игрушек. Характерные особенности узоров, украшающих изделия, цветовой гаммы, используемой для росписи.
     Архитектура. Характерные признаки здания: жилые и общественные. Формирование представлений о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения. Изображение разных по архитектуре зданий, используя метод моделирования. Формирование представлений о работе архитектора. Знакомство через иллюстративный материал с архитектурой известных зданий России.
     Формы работы с детьми по ознакомлению с изобразительным искусством [11, c.60]:
     * Беседы;
     * Занятия на основе метода интеграции;
     * Рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, слайдов;
     * Выставки в мини-галерее репродукций картин, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
     * Выставки детских работ;
     * Просмотр видеофильмов;
     * Экскурсии;
     * Дидактические игры;
     * Использование силуэтного моделирования;
     Экспериментирование с различными художественными материалами.
     На занятиях используются различные методы и приёмы:
     * игровой метод;
     * метод обследования, наглядности (рассматривание репродукций картин, подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий) ;
     * словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ;
     * практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения) ;
     * эвристический (развитие находчивости и активности) ;
     * метод проектов;
     * проблемно-мотивационный;
     * метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
     * сотворчество;
     * исследовательский метод;
     * мотивационный (убеждение, поощрение).
     Формы занятий: фронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные.
     Типы занятий: на тему, предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного); на тему, выбранную ребёнком (по его замыслу.
     Дети имеют возможность принимать участие в творческих выставках и конкурсах.
     Рисование развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, способствует развитию ручной умелости. Через изображение на бумаге ребенок передает свои чувства, свое отношение к людям или событиям, то есть всё, что волнует ребенка, то, о чем он не всегда может рассказать словами.
     В изобразительной деятельности способности детей проявляются по-разному. Для детей старшего дошкольного возраста составлены индивидуальные карты развития как для детей, имеющих предпосылки одарённости в изобразительной деятельности, так и для детей с трудностями в развитии.
     Задачи работы с детьми ставятся в зависимости от результатов диагностики овладения изобразительной деятельностью. Общение педагога с ребенком организуется фронтально или в малой подгруппе (6-8 человек со сходными задачами обучения). Организуя общение, педагог интегрирует познавательную и изобразительную деятельность. Для развития ребенка чрезвычайно важным является оперирование полученными знаниями в продуктивной и познавательной деятельности. Использование сложившихся представлений ребенка в проблемно-поисковой деятельности (в детском саду) и в житейских ситуациях (в семье) актуализирует знания, т. е. делает их значимыми, полезными для самого ребенка.
     На каждом занятии педагогом решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки, расширяются возможности изобразительной творческой деятельности детей.
     Залогом успешной работы по знакомству детей с изобразительным искусством является взаимодействие с семьей. Развитие интереса к изобразительному искусству и художественно-эстетическому воспитанию детей возможно в рамках семейного клуба «В мире красок и фантазии», где родители являются равноправными участниками образовательного процесса.
     Досуговые формы организации общения с родителями (тематические развлечения «Осенняя палитра», «Путешествие в село Дымково», «В гостях у матрешки») помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей [4, c.140].
     Родители на данных мероприятиях читают стихотворения вместе со своим ребенком, поют песни, играют, рисуют, лепят игрушки из глины, изготавливают вместе с детьми поделки, имеют возможность проявить свои знания, умения.
     Познавательные формы организации общения педагогов и родителей (открытые просмотры занятий «Волшебное дерево», «Снегири на ветке рябины», «Был трудный бой», «Веселые цыплята») выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.
     Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей (совместные занятия «Птица счастья», «Кукла-закрутка «Нянюшка») способствуют ознакомлению родителей с дошкольным учреждением, особенностями воспитания детей.
     Педагогическая целесообразность разработки компилятивной программы «Волшебные ладошки» определяется одной из основных тенденций совершенствования образовательных технологий: переходом от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным программам обучения.
     Педагогом по изобразительной деятельности при организации работы по развитию изобразительной деятельности с детьми используются различные виды индивидуального подхода к детям с разным уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.
     Учитывая уровень достижений детей, педагог определяет содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия. В то же время.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44