VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса старших дошкольников к математике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012564
Тема: Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса старших дошкольников к математике
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
 «Тарский индустриально-педагогический колледж»







Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса старших дошкольников к математике

КУРСОВАЯ РАБОТА




Эшметова Анастасия Викторовна

Специальность 050144                     
Дошкольное образование               
III курса, группы 31ДО                                           
Научный руководитель — 
Стольникова Валентина Петровна





г. Тара, 2018г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

3
Глава 1 
Психолого – педагогические основы формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.


1.1 Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста.
6

1.2 Принципы обучения дошкольников элементам математики. 
9
Глава 2 
Игровой занимательный материл как средство развития математических способностей и интереса к занятиям у детей дошкольного возраста.


2.1 Игровой занимательный материал в обучении дошкольников математике.
12

2.2 Классификация занимательного материала.
16
Заключение

21
Библиография

24


      
      
      
      
      
      
      
      
     Введение
     Эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольников с учетом благоприятных периодов развития является одной из актуальных проблем нашего времени. Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка - дошкольника считается развитие его познавательной активности. 
     Доказано, что развитие познавательного интереса к математике способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного материала в ходе работы с занимательным материалом. Занимательный математический материал содействует решению задач полноценного развития и воспитания детей: 
* активизирует умственную деятельность, 
* помогает заинтересовать детей математическим материалом, 
* увлекает и развлекает детей, 
* развивает ум, 
* расширяет, углубляет математические представления,
*  закрепляет полученные знания и умения.
     Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Такой занимательный материал можно вводить в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) или применять его на этапе рефлексии  НОД, когда отмечается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах и их преобразовании. Загадки, задачи, шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия можно применять нетрудные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики».
     Занимательные математические игры педагог может использовать и для организации самостоятельной деятельности дошкольников.
     Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Так, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - вынуждает детей задуматься и в поисках ответа вовлечься в игру воображения.
     Занимательный математический материал очень различен по характеру, тематике, способу решения. Самые посильные задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения дошкольников математике.
     Белоус Н.Г., Березина Р.Л., Вахрушева Л.Н., Гуменникова Е.П., Ерофеева Т.И., Михайлова З.А., Соловьева Е.В. и другие отмечали, что успех обучения математике обусловлен присутствием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. 
     Познавательный интерес к математике является избирательным, эмоционально – окрашенным отношением дошкольником к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении приобретать больше знаний по математике, применять их в самостоятельной деятельности.
     Исходя из выше изложенного, тема, выбранная нами, актуальна.
     Проблемой исследования является: как строить работу по развитию познавательного интереса старших дошкольников к математике по средством игрового занимательного материала?
     Объектом исследования является: процесс развития познавательного интереса старших дошкольников к математике.
     Предметом исследования является: методы и формы ознакомления старших дошкольников с игровым занимательным материалом.
     Таким образом, целью является: изучить методы и формы ознакомления старших дошкольников с игровым занимательным материалом, направленными на развитие познавательного интереса старших дошкольников к математике.
     В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
     1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательного интереса старших дошкольников к математике по средством игрового занимательного материала;
     2) определить и изучить методы и  формы ознакомления старших дошкольников с игровым занимательным материалом.
     Методы исследования данной курсовой работы являются: анализ литературы, синтез, сравнение. 






     Глава 1 Психолого – педагогические основы формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста.
     Дошкольный возраст  является началом длинной дороги в мир познания, мир чудес. Поскольку именно в данном возрасте закладывается основа для последующего обучения в школе. Задача заключается не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Большую роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника выступает математическое развитие. Тем не менее на занятия по математике отводится небольшое количество времени, а дошкольники в свободные минуты любят играть в занимательные игры, в том числе и по математике, которая позволяет им самостоятельно развиваться и формирует у них познавательные способности.
     Значимость формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие».
     Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и соответствующих логических операций. Математическое развитие — это важный компонент в формировании «картины мира» дошкольника.
     Формированию у ребенка математических представлений содействует применение разных дидактических игр. В ходе игры ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, сконцентрированы на умственное развитие ребёнка в целом.
     В начальной школе курс математики вовсе не прост. Нередко дети испытывают разного рода затруднения при изучении школьной программы по математике. Возможно, одной из главных причин аналогичных трудностей считается потеря интереса к математике как предмету.
     Следовательно, одной из наиболее важных задач родителей и воспитателя — это развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
     Математика является одной из немногих предметов, которая охватывает разные стороны личности детей дошкольного возраста. В процессе формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) и обучения у детей активно развиваются все познавательные процессы:
* речь, 
* мышление, 
* память,
* восприятие, 
* представление. 
     Это становится эффективным, если при постановке занятий, учитывается частота и последовательность развития познавательных процессов у дошкольника, в зависимости от психофизического развития каждого ребёнка. Если дошкольник не достиг возраста, в котором он способен постигать математические процессы, то занятия не будут играть ни какой роли для его сознания. Потенциал детей дошкольного возраста определяются их психологией. В современном мире инновационные методы и средства всё чаще включаются в учебную программу дошкольников.
     Дети по выпуску из дошкольного образовательного учреждения обязаны быть готовыми к первому классу, а так же адаптированы к внешней самостоятельной жизни. Они ведь не все время и повсюду будут ходить за руку с мамой. Долю времени дошкольники будут проводить самостоятельно и надеяться на свои навыки – это и есть процесс развития. В последние годы в практику введено такое понятие как предматематическая подготовка.
     Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей дошкольного возраста следует выделить существенные, а собственно:
* приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
* формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
* формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
* овладение математической терминологией;
* развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
     Данные задачи решаются воспитателем комплексно, на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной  деятельности дошкольников. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в детских садах показывают, что только правильно организованная деятельность детей дошкольного возраста и регулярное обучение обеспечивают своевременное математическое развитие ребёнка.
     1.2 Принципы обучения дошкольников элементам математики. 
     Принципы – это основные исходные положения, которыми следует руководствоваться в разных областях деятельности. Теория и практика учебного процесса (дидактика) опирается на дидактические принципы, обусловленные целями и задачами современного обучения, объективными закономерностями развития.
     Дидактические принципы возникли из общения практики и глубокого теоретического осмысления её результатов. В педагогике определилась система основных дидактических принципов, реализация которых в процессе обучения зависит от специфики учебной деятельности и в каждом конкретном случае проявляются своеобразно.
     Один из главных принципов дидактики в дошкольной педагогике является принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только получили знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с реализацией, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, то есть развивается личность ребёнка в целом.
     Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребёнок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Воспитатель должен понимать, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.
     Большое внимание в организации обучения должно быть уделено развитию мышления дошкольника, которое проходит путь от практических действий с конкретными предметами или их изображениями к оперированию понятиями, то есть к логическим действиям. Например, когда дети дошкольного возраста знакомятся с множеством, воспитатель организует их практическую деятельность. Дети действуют с набором однородных предметов: перекладывают, переставляют, нанизывают, обозначают объекты и действия словами. В дальнейшем практические действия, обеспечивающие сравнения, заменяются обозначением действий словами, а затем в умственном плане возможен процесс сравнения двух групп объектов, основанный на количественном сравнении с использованием чисел.
     Приобретение знаний, а главное – совершенствование их качества, развитие мышления и обеспечивают развитие ребёнка.
     Принцип индивидуального подхода к дошкольнику предполагает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности. Следует помнить, что активность ребёнка в процессе обучения определяется моторностью деятельности, не степенью его занятости, а главным образом уровнем умственной активности, которая имеет элементы творчества.
     Принцип гумманизации педагогического процесса.
     В основе этого принципа лежит личностно – ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должна стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищённости ребёнка с учётом его возможностей и потребностей. Другими словами, личностно – ориетированная модель в обучении – это, прежде всего, индивидуализация обучения, создание условий для становления ребёнка как личности.
     Принцип воспитывающего обучения отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребёнка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение – две стороны единого процесса формирования личности. Они неразрывны, хотя и нетождественны.
     Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание вытекает из старого, известного. Воспитатель распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение от занятия к занятию, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение материала обеспечивает прочные и глубокие знания. Отсутствие чёткой системы в обучении, прежде всего, негативно сказывается на познавательной активности детей, т. к. им каждый раз приходиться встречаться со сложностью установления связей между уже имеющимися у них и новыми знаниями, умениями. Дети ощущают неуверенность, поэтому ожидают от воспитателя помощи, подсказки.
     В обучении весьма важен элемент новизны, он вызывает заинтересованность у детей, Например, с арифметическими задачами детей знакомят постепенно, на каждом занятии предусматривается повторение и обязательное сообщение новых знаний. Так, на первом занятии воспитатель ставит цели: ознакомить детей с сущностью и структурой арифметической задачи, научить решать задачи на нахождение суммы и остатка путём сложения и вычитания. На втором занятии повторяются, уточняются знания детей об арифметической задаче; их учат самостоятельно составлять задачи, опираясь на конкретные действия или изображения конкретных множеств, на третье занятии можно предложить детям решение текстовых (устных) задач.
     
     
     
     Глава 2. Игровой занимательный материл как средство развития математических способностей и интереса к занятиям у детей дошкольного возраста
     2.1 Игровой занимательный материал в обучении дошкольников математике
     Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное взаимодействие дошкольника к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении приобретать больше знаний по математике, применять их в самостоятельной деятельности.
     Обязательным условием развития детского математического творчества считается обогащенная предметно - пространственная среда. Это, преимущественно, наличие интересных развивающих игр, различных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Главная цель применения занимательного материала - это формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом обязательным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей. Занимательные по содержанию, устремленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление дошкольниками познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками.
     Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее часто используются дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить осуществление детьми в изобретательности, отбора, наименование набора объектов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
     Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств осуществления программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется целью, назначением, возрастом детей, содержанием занятия. Она может быть применена в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
     Занимательные математические игры позволяют:
1. охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.);
2. стимулирование развития математических способностей;
3. развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и
     анализировать;
4. развивать конструктивное мышление;
5. способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.
     На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.
     Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.
     Математические игры
     "Отгадай число"(для старших дошкольников)
     Цель: закрепление знаний числового ряда. Закрепление умения детей сравнивать числа.
     Согласно заданию дошкольник должен назвать число меньше (больше) какого-то числа, "соседей" числа. Какое число стоит между числами.
      «Геометрическая мозаика», «Составь картинку» (Картинка из геометрических фигур)
     Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах.
     Задачи: формировать умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам. Развивать внимания, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к математическому развитию.
      "Числовой ряд"	
     Цель: закрепление знаний о последовательности чисел в натуральном ряду.
     Математические развлечения - разнообразные задачи, игры – «Тантрам», головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра».   
     Лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных и тд.
     Цель: развитие у дошкольников настойчивости и умения сосредоточиться, логическое мышление, ловкость.
     "Расставь кружки"
     Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук. 
     Круги нужно расставить в определённом порядке, следуя заданию. Так, можно расставь круги так, чтобы синий круг был справа от красного, а маленький жёлтый круг был слева от синего и т. д.
     "Составь фигуру из палочек" (игры со счетными палочками)
     Цель: умение перекладывать палочки для составления геометрических фигур и изображений.
     Задачи: формировать умение добиваться нужного результата. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
     "Палочки (полоски) Кюизенера" Цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе
     Цель: закрепление, с помощью палочек Кюизенера состав числа, счет, закрепление числового ряда.
       Логические задачи на поиск недостающих фигур (Найди девятое)
     Из фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.
     Цель: вызвать интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.
       "Сосчитай и положи цифру", "Сосчитай и ответь"
     Цель: учить детей количественному счёту, учить соотносить количество предметов с числом.
     "Блоки Дьенеша"
     Цель: развитие сенсорной и знаковой культуры.
     Задачи: развитие представлений о свойствах предметов (блоках) – форме, величине, цвете, толщине. Формировать понимание связей и отношений в натурально ряде чисел. Развивать логические операции: сравнение, сериация, классификация. Воспитывать интерес к математическому развитию.
      Кубики Никитина Б. П. «Ступеньки творчества, или развивающие игры»
     Цель: способствование овладению детьми элементарному моделированию.
     Задачи: закрепить знания у дошкольников цветов, форм, развивать способность комбинирования предметов. Формировать умения классифицировать фигуры по форме, цвету. Воспитывать умение находить собственное решение.
     2.2 Классификация занимательного материала
     Многообразие занимательного материала – это  игры, задачи, головоломки – даёт основание для их классификации. Его можно классифицировать, выделив в нём условно три основные группы: 
1) развлечения;
2) математические игры и задачи;
3) развивающие (дидактические) игры и упражнения.
     К математическим развлечениям относятся: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственные преобразования и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычны по решению, парадоксальны по интересам.
     Дети очень активно воспринимают – шутки, головоломки, логические упражнения. Они настойчиво ищут решение, которое приведёт к результату. В случае, когда ребёнку доступна занимательная задача, он вырабатывает к нему положительное отношение, которое стимулирует мыслительную активность. Ребёнка интерисует конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
     В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны как правило, детям средней и старшей групп. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путём сочетания мыслительных и практических проб, или только мыслительно. Всё это даёт основание для утверждения о возможности поощрения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путём предложений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.
     Для детей старшего дошкольного возраста применяются головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количество. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.
     Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать какими – либо усвоенными ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.
     Для детей старшего дошкольного возраста задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности):
1. Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек: составить 2 разных квадрата из 7 палочек 2 разных треугольника из 5 палочек.
2. Задачи из изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предполагая никаких готовых способов, образцов решения.
     Из многообразия математических игр и развлечений доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математический отношения. Например:
 «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).
«Пять братцев в одном домике живут» (варежка).
« В году у дедушки 4 имени. Кто это?» (весна, лето, осень, зима) и т. д.
     Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными. Например:
* Сколько ушей у трёх мышей? 
*  Сколько лап у двух медвежат? 
* У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? и т. д.
     Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущими данными. Их воспитатель может использовать в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими – либо явлениями, т. е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.
     Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Например: «Отгадай число» (ребёнок должен назвать число меньше 8, но больше 6); «Цепочка примеров» и т. д.
     Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Лиса и гуси», «По четыре», «Чудо – мешочек» ит. д.
     Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно – игровой среды: настольно – печатные игры, игры для развития логического мышления, логические задачи, кубики, лабиринты.
Наибольшее применение среди занимательного материала находят дидактические игры.
     Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательного материла. В современной практике наиболее часто применяют различный занимательный материал для обучения дошкольников математике. В процессе обучения дошкольников математике занимательный материал непосредственно включается в занятие, является средством освоения новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Занимательный материал оправдывает себя в решении задач, индивидуальной работы с детьми, а также проводится со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время, поэтому занимательный материал воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.
     Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Заключение
     Дошкольный возраст  является началом длинной дороги в мир познания, мир чудес. Поскольку именно в данном возрасте закладывается основа для последующего обучения в школе. Задача заключается не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Большую роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника выступает математическое развитие. Тем не менее на занятия по математике отводится небольшое количество времени, а дошкольники в свободные минуты любят играть в занимательные игры, в том числе и по математике, которая позволяет им самостоятельно развиваться и формирует у них познавательные способности.
     Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей дошкольного возраста следует выделить существенные, а собственно:
* приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
* формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
* формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
* овладение математической терминологией;
* развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
     Принципы – это основные исходные положения, которыми следует руководствоваться в разных областях деятельности. Теория и практика учебного процесса (дидактика) опирается на дидактические принципы, обусловленные целями и задачами современного обучения, объективными закономерностями развития.
     Дидактические принципы возникли из общения практики обучения и глубокого теоретического осмысления её результатов. В педагогике определилась система основных дидактических принципов, реализация которых в процессе обучения зависит от специфики учебной деятельности и в каждом конкретном случае проявляются своеобразно.
     Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное взаимодействие дошкольника к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении приобретать больше знаний по математике, применять их в самостоятельной деятельности.
     Занимательные математические игры позволяют:
6. охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, начиная от таких сравнительно простых, как пространственное восприятие, и кончая более сложными (воображение, мыслительный анализ, сравнение, умозаключение и др.);
7. стимулирование развития математических способностей;
8. развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и
     анализировать;
9. развивать конструктивное мышление;
10. способствовать развитию мелкой моторики, тем самым стимулировать развитие речи и интеллекта ребёнка.
     На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его.
     Классификация игрового занимательного материала по формированию математических представлений. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации. Классифицировать его можно, выделив в нём условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
     К математическим развлечениям относятся: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственные преобразования и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью интересов.
     Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Библиография 
     1. Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 137 с.
     2. Абдрашитов, Б. М. Учитесь мыслить нестандартно [Текст] / Б. М. Абдрашитов, В. Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004.
     3. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, И. А. Сорокин. - Просвещение, Москва, 1988. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н. Блехер. - М., Просвещение, 2003. - 413 с.
     4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.
     5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая. - М.: 2003.-400 с.
     6. Березина Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей до школьного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и методика дошкольного образования : Сборник научных трудов. – М., 2008. – с. 27 - 29.
     7. Волков Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребёнка до поступления в школу / науч. редактор Б. С. Волков. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2000. - 144 с.
     8. Выготский Л. С, Детская психология // Собр. соч.: В б т. Т. 4. М.: Педагогика,1984.
     9. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Т. И. Ерофеева. – СПб.: Владос, 2007.
     10. Капустина Н.Г. Социальное познание в старшем дошкольном возрасте. Челябинск: ЧГУ,2004.
     11. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет: Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44