VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гендерные особенности профессиональной самореализации педагогов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011656
Тема: Гендерные особенности профессиональной самореализации педагогов
Содержание
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

 

                                                     

 

                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой психологии и педагогики, профессор Н.Б.Карабущенко_____________

«____»__________________2013г.

 

 

 

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

на тему

«ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ»

 

                              Направление: 030300 –психологическое консультирование

                              Квалификация: магистр

 

  

                                                                                                                          Разработчик:

                                                                                         Студент группы ФПМ-1Д-21 (2курс)

                                                                                          Студенческий билет №1032061338

                                                                                            ____________ А.С. Данилин

                                                                                           «____»_________________2013г.

 

                                                 

 

                                                                                                                        Руководитель

д.псх.н.,профессоркафедры психологии и педагогики

______________ А.В.Иващенко

 



ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение………………………...................................................... 3

ГЛАВА I.Психологические особенности карьерных ориентаций…………………………………………………….... 6

1.1Карьерное становление как непрерывный процесс профессионального развития работников……...………………6

1.2Понятие карьерных ориентаций в психологии…….…........15

1.3Структура карьеры…………………………………………..27

1.4Психологические проблемы карьерных ориентаций у менеджеров по продажам………………………………………31

ГЛАВА II.Эмпирическое исследование психологических особенностей карьерных ориентаций менеджеров по продажам……………………………………………………….. 39

2.1. Методологическое обоснование исследования…………..39

2.2. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей и карьерных ориентаций менеджеров по продажам………………………………………………………... 42

2.3. Корреляционный анализ результатов……………………..52

Выводы по второй главе…..…………………………………………………………. 57

Список использованной литературы…………………….... 59















Введение.



Карьера человека представляет собой процесс длиною во всю жизнь,который можно примерно разделить на этапы: получение профессионального образования,устройство на работу,становление и продвижение по служебной лестнице,сохранение и закрепление,а также завершение до периода выхода на пенсию.

В условиях перехода страны к рыночной экономике появляется острая необходимость в системе подготовке специалистов по продаже,которая могла бы быстро и адекватно реагироватъ на меняющуюся структуру рынка. В связи с этим утверждается идея о необходимости усилить сторону фундаментального образования,котторое обладает большим временем выживаемости более консервативно и которое при правильном формировании позволяет перейти „от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь“(Кинелев В. Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации / В. Г. Кинелев, В. Б. Миронов. – М. : Владос, 1998. – 519 с.)

Образование через всю жизнь («lifelongeducation») рассматривается как единственная возможность быть востребованным специалистом в сфере продаж в любых социально-экономических условиях. 

По мере развития материально-технической базы общества,его техники и технологии, по мере усложнения отношений участников общего трудового процесса объективно растут требования со стороны производства и сферы услуг к компетентным специалистам, характеризующиеся мобильностью, способностью самостоятельно и эффективно обновлять профессиональные знания и умения.

         В США установлена своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов – так называемый «период полураспада компетентности», термин, означающий продолжительность времени с момента окончания вуза, когда в результате появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50 %. В течение последних десятилетий этот период быстро сокращается. Так, если 50-процентное устаревание знаний инженера выпускника 1940 г. наступало через 12 лет, то для выпускника 1960 г. – через 8–10 лет, 1970 г. – через 5 лет, а сегодня это оценивается экспертами в 2–3 года.

         Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новой профессии, новому виду трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было.

   Менеджеры по продажам – одна из самых востребованных позиции? на рынке труда, по данным большинства исследовании? рынка. После кризиса 2008 года спрос на них остается стабильно высоким: 70% всех обращении? в кадровые агентства – запросы на подбор менеджеров по продажам с активным поиском клиентов. И одна из причин стабильного спроса – высокии? уровень текучки персонала на позиции менеджера по продажам, которая связана в свою очередь с неправильным выстраиванием системы мотивации персонала в области продаж.

         Уровень профессиональной подготовки менеджеров не обеспечивает готовности специалистов к выполнению всей совокупности ролей и функций, которые в современных условиях приобрели столь многомерные параметры. В сложившейся ситуации необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, с требованиями общества и государства к уровню подготовки специалистов. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства. Среди ее задач следует выделить расширение доступности и улучшение качества общего и профессионального образования, повышение его эффективности. В качестве базовых принципов реализации концепции модернизации выступают: научное обоснование выбора вариантов решения проблем и оценка рисков; модельная и экспериментальная отработка этих вариантов, оценка возможных последствий их реализации, широкое общественное обсуждение полученных результатов; эволюционный подход к осуществлению принятых решений на практике (Кондрашов П. Е. Модернизация образования как задача социального управления / П. Е. Кондрашов. – Режим доступа: http://edu.seu.ru/index.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.) Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

        Целью работы является изучение теоретических аспектов изучения карьерных ориентаций.

         В связи с поставленной целью, задачами работы является:

- рассмотреть понятие и сущность карьерных ориентаций;

- изучить развитие карьерных ориентаций у менеджеров по продажам в процессе профессиональной подготовки.





































ГЛАВА I.Психологические особенности карьерных ориентаций.



Карьерное становление как непрерывный процесс профессионального развития работников





          В условиях развития рыночных отношений в России все более важное место занимает карьера, которая позволяет на уровне организации, предприятия более полно раскрывать и использовать профессиональный потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить

более широкий спектр потребностей. Советская система строго ограничивала варианты индивидуального поведения субъектов в сфере профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение человека, развитие профессиональной карьеры и стремление к успеху не рассматривались как важные проблемы специалиста.

         В настоящее время в социально-экономической сфере деятельности индивида на первый план выходит его конкурентоспособность на рынке труда, продвижение по ступеням профессиональной, должностной, статусной иерархии. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе. В современных условиях возможность выбора путей движения в социальных и профессиональных структурах способствует формированию различных моделей профессиональной карьеры человека. Изучение жизненного пути человека

позволяет выделить этапы профессиональной карьеры, учитывая восходящие и нисходящие фазы развития, критические периоды жизни, а также влияние социально-экономических и личностных факторов.

         Демократизация способствовала созданию условий для свободного самоопределения, самореализации человека, самостоятельного выбора им

путей своего движения в социальной структуре, социальном пространстве

общества. Динамичная карьера в настоящее время считается одним из ключевых показателей делового успеха и ощутимым результатом профессиональной деятельности человека.

        До недавнего времени термин «карьера» употреблялся чаще всего в негативном смысле, ассоциируясь с «карьеристом», человеком, который любыми путями реализует только собственные, чаще всего материальные интересы, в жертву которых приносятся лучшие человеческие качества.

         Безусловно, быстрый темп и высокий уровень служебного положения в личной карьере иногда достигаются аморальными способами, путем использования нечистоплотных методов в конкуренции за более престижное

место работы.

         По мнению Ж.В. Бадулиной, в России до середины 90-х гг. понятия карьеры в позитивном смысле этого слова, практически не существовало. Ж.В. Бадулина это явление объясняет определенными обстоятельствами.

         Во-первых, долгое время сохранялись запреты на научные исследования карьеры как таковой (Бадулина Ж. В. Осознание мотивов выбора трудовой деятельности как фактор построения плана профессиональной карьеры : автореф. дис.... канд. психол. наук / Ж. В. Бадулина. – Н. Новгород, 2006. – с.18). Превалировала идеологическая доктрина: советский человек работает не ради карьеры, а ради общества. Как пишет Е. Комаров, «путь наверх обычно кратко прослеживался в некрологах, где лаконично сообщалось, что «товаищ такой-то прошел путь от рабочего до руководителя такого-то ранга» (Комаров Е. Управление карьерой. Управление персоналом.  – М. : АспектПресс, 2003. – 462 с.).

         Во-вторых, утверждает Ж.В. Бадулина, «иерархия должностей руководителей была прерогативой различных партийных комитетов». Именно они выполняли функции организационного и идеологического сопровождения карьеры. Естественным в таком случае является отсутствие понятия «карьерный опыт».

          И, в-третьих, продолжает Е. Комаров, партийные комитеты не владели какими-либо методиками планирования карьеры вообще.

         Однако односторонне негативная трактовка понятия «карьера» и отрицательное отношение к осуществлению личной карьеры не отвечают современным требованиям научно-технического и социального прогресса. В настоящее время возникает потребность совершенно иной, возможно, несколько новой интерпретации понятия «карьера».

          В современном мире карьеру принято планировать и управлять ею, т.к. современному человеку приходится жить во времена конкуренции на рынке труда, в эпоху перемен. Карьера лежит в зоне личной ответственности, и никто не сделает ее за человека. Общество в целом, отдельные отрасли, предприятия должны располагать механизмами отбора и продвижения по профессиональной лестнице наиболее способных и талантливых работников. В последние годы это понятие приобрело другое содержание, в котором акцент делается на стремлении к профессиональному успеху, определенному статусу в обществе за счет собственных усилий, способностей и профессионализма. Сегодня особенно актуальны проблемы понимания профессиональной карьеры как социально-психологического феномена.

         Проблематика карьеры стала рассматриваться недавно в предметном

поле социологии, политологии, менеджмента, психологии. Исследованию различных аспектов карьеры посвятили свои работы зарубежные авторы В. Берг, Ф. Беттджер, Э. Борри, П. Весткотт, Р. Кросс, X. Маккей, Б. Швальбе, Х. Швальбе. Исследования в области карьеры в нашей стране имеют короткую историю. Проблемы, связанные с пониманием сущности карьеры, планированием и осуществлением карьеры, рассматриваются в работах отечественных ученых В.Д. Анурина, В.И. Верховина, А.А. Дикаревой, А.П. Егоршина, А.Л. Журавлева, Т.И. Заславской, А.Я. Кибанова, B.C. Липатова, Т.М. Ларионова, Е.Г. Молл, В.Г. Подмаркова, В.И. Петрушина, Н.А. Птицыной, Р.В. Рывкиной, Т.А. Тищенко и др.

         Использование международного опыта изучения вопроса управления

карьерой возможно на основе работ таких авторов, как Р. Беблин, К. Бланчард, К. Хандей, П. Херсей, Фр. Херберг, Дж. Голланд и др.         

         Отечественная литература и практика управления карьерой не отличаются большим многообразием определений данного понятия, а также наличием единой комплексной методики формирования системы управления карьерой [Мусина – Мазнова Г.Х. Формирование карьерных ориентаций будущих социальных работников в процессе двухуровневой подготовки. Монография.  – М.: Кнорус. – 2016. - с.18].

         Однако ряд работ отечественных авторов существует и заслуживает непосредственного внимания. Среди них работы И. Сотниковой, Е.Г. Молл, П.В. Журавлева, В.И. Маслова, Т.Ю. Базарова, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, А.А. Крылова и др. Проблема управления карьерой человека в системе образования рассмотрена в ряде научных исследований (Т.А. Заславская, А.И. Жилина, Б. Идзяковски, А.Я. Кибанов, Е.Г. Молл, Р.В. Рывкин, Т.А. Тищенко и др.).

         Актуальность и значение работ перечисленных авторов несомненны. Тем не менее некоторые аспекты управления карьерой пока не нашли должного отражения в исследованиях ученых. По-прежнему остаются слабо освещенными в литературе, но представляющими особый интерес следующие вопросы: карьерный потенциал работника; факторы, влияющие на формирование карьеры; выявление мотивационного содержания карьеры

работника; диагностика карьерного потенциала работника; условия карьерного становления специалиста, формирование карьерных ориентаций.

Теоретическую основу проблемы карьерного роста в процессе непрерывного образования составляют различные аспекты профессионального становления, теории управления системой непрерывного педагогического образования и образовательными системами в целом (В.Н. Аверкин, М.В. Александрова, В.Г. Воронцова, Э.А. Верб, С.Г. Вершловский, А.Л. Гавриков, А.А. Орлов, И.А. Колесникова, В.Ю. Кричевский, Н.В Кузьмина, Н.К. Маркова, А.Е. Морон, С.А. Расчетина, М.Н. Певзнер, Н.К Сергеев, В.А. Сластенин, В.В. Тимофеев, М.М. Поташник, А.П. Тряпицына, А.М. Цирульников, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова, Р.М. Шерайзина и др.).

Понятие карьеры и карьерных ориентаций.



          Концепция карьеры, понимание процессов ее выбора и формирования прошли значительный исторический путь от представления о карьере как о работе и выполнении человеком сугубо производственно-профессиональной функции до понятия карьеры как выбора жизненного пути и выполнения человеком, помимо профессиональных, социальных ролей. Однако этими аспектами исследования проблемы понимания профессиональной карьеры как социально-психологического феномена не исчерпываются. Ученые пытаются осмыслить, изучить и определить следующие вопросы этого явления:

- содержательные компоненты карьеры;

- процессуальные аспекты выбора карьеры;

- рассмотрение широкого круга психологических проблем, связанных с различными сторонами жизнедеятельности специалистов;

- карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции;

- осознание мотивации карьерного роста;

- факторы становления профессиональной карьеры специалистов;

- процессуальный анализ профессиональной карьеры;

- самоимиджирование как фактор карьерного роста;

- личностные и социальные факторы формирования карьеры как непрерывного процесса, продолжающегося на протяжении всей жизни человека;

- карьерное становление специалиста в процессе непрерывного образования;

- управление и планирование профессиональной карьеры.

          Само определение «карьера», равно как базовые термины и сущность, еще только формируется и требует соответствующей доработки.

         Категория «карьера» является одним из ключевых понятий современного процесса профессионального становления во всех его проявлениях в менеджменте, социологии, психологии, педагогике. Изучение и анализ понятия «карьера» в области гуманитарных наук подтверждает мысль о том, что понятие «карьера» все более активно внедряется в категориально-понятийный аппарат социальных и гуманитарных наук.

         В научных исследованиях по теории управления, социологии, психологии, экономики, профессиональной педагогике, посвященных проблемам карьеры, вводятся понятия: «карьера», «профессиональная карьера», «управление карьерой», «планирование карьерой», «становление карьеры», «карьерное становление».

         Изучение термина «карьера» позволяет определить его романо-германское происхождение. Проанализировав значение слова в итальянском, французском и английских языках, можно выделить обобщенное определение карьеры как успешное быстрое движение вперед в профессиональной, общественной, служебной или научной деятельности.

         Анализ толковых словарей русского языка позволяет сделать вывод,

что существенная разница в определениях карьеры у В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова не наблюдается. В общем смысле авторы словарей

карьеру представляют как деятельность и как процесс движения к успеху.

         «Карьера – род занятий, профессия. Путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения». «Карьера – движение, путь кого-нибудь к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающая деятельность на каком-нибудь общественном поприще». «Карьера – путь, ход, поприще жизни, службы, успехов и достижение определенного положения в обществе» ( Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т./ В. И. Даль. – СПб. : Диамант, 1996. – С. 784.). Сущность карьеры отражена в большинстве определений этого понятия, о чем свидетельствуют используемые в них термины «движение», «продвижение», «рост», а также это подтверждается этимологией слова «карьера», которое в переводе с итальянского означает «бег».

          Понятие «карьера» можно рассматривать в широком и узком смысле.

Анализ различных подходов, позволяет сделать следующий вывод. В узком смысле карьера – это должностное продвижение, профессиональный рост, достижение определенного должностного статуса, последовательность профессиональных ролей, этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних уровней профессионализма к другим, как процесс профессионализации. Результатом карьеры в узком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса, последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации или в период всей жизни человека.

          В широком понимании карьеры на первый план выступает помимо овладения уровнями и ступенями профессионализма, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Карьера здесь – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации. Таким образом, расширенное понимание карьеры предполагает как продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии.

         Обобщая классификации карьеры, предложенные социологами (Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.К. Шаповаловым), можно выделить следующие ее виды: должностная, профессиональная, вертикальная, внутриорганизационная, горизонтальная, десантная, карьера-молния, неспециализированная, медленная, межорганизационная, нормальная, потенциальная, реальная, скоростная, специализированная карьера, ступенчатая карьера центростремительная, скрытая. Бесспорно, каждый из этих видов является предметом исследования социологов.

         В теории управления персоналом Е.В. Маслов, как и в социологии, рассматривает карьеру с позиции профессиональной и трудовой деятельности. «Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом». В теории управления и менеджменте выделяется профессиональная карьера как рост знаний, умений, навыков.

          Профессиональная карьера, считает Е.В. Маслов, может идти по линии

специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

          И далее, выделяя трудовую карьеру, Е.В. Маслов рассматривает индивидуальную последовательность важнейших перемен труда, связанных с

изменением положения работника по вертикальной шкале сложности труда или социальной лестнице рабочих мест. Понятие «трудовая карьера» является общим по сравнению с такими, как «продвижение по работе», «продвижение по служебной лестнице», «продвижение в профессии».

          Карьеру Е.В. Маслов представляет как траекторию движения специалиста. Автор утверждает, что «траекторию человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутренней реальности и главное – со своими собственными целями, желаниями и установками». И далее Е.В. Маслов заключает, что выделяется несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

         Обобщенные представления об управленческой карьере сводятся к движению в системах управления менеджера, отличающегося относительно устойчивыми свойствами, совокупность которых проявляется в конкретных условиях. Данные условия, считает Е.Г. Молл, определяют параметры карьерного продвижения. Карьера менеджера в системах управления необходимым образом сопровождается, как утверждает Е.Г. Молл, развитием личности, а развитие личности есть предпосылка наличия или отсутствия карьерного продвижения. Психология управленческой карьеры предполагает рассмотрение не только психологических аспектов самого движения, но прежде всего динамики развития личности менеджера при карьерном движении. С этих позиций проанализируем существующие концепции.





















































Понятие карьерных ориентаций в психологии.



         Исходя из анализа психологических исследований, карьера – субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Высокий профессионализм выступает важным, но не единственным детерминантом успешного профессионального и личностного развития, связанного с успешным карьерным продвижением. Реализуя себя как личность, человек выступает подлинным творцом своего профессионализма.

         Психологи определяют карьеру как «один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека», который имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает продвижение человека по работе, службе, достижение определенного социального статуса, субъективная сторона является представлением о собственной профессиональной жизни. Эти стороны отражают основные критерии удавшейся карьеры. Объективный критерий подразумевает социальный успех, т.е. движение внутри организации, а субъективный подразумевает удовлетворенность жизненной ситуацией, т. е. движение внутри профессии.

          Продолжая исследовать карьеру с позиции развития личности, можно согласиться с точкой зрения Н.Л. Кирт. Профессиональную карьеру Н.Л. Кирт рассматривает в процессе профессионального самоопределения и приходит к выводу, что мотивация, особенно на высоких ступенях карьеры,

связана с эмоциональной устойчивостью, волевым самоконтролем, творческой направленностью. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование действий ( Кирт Н. Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. Л. Кирт. – М., 2000. – С. 11–16.).

          В отечественной психологии исследование феномена карьеры актуализировалось в последнее время и подтверждением этого факта является разнообразие изучаемых проблем. Сопровождения карьеры в сфере психологии управления разрабатывают Е.Г. Молл, В.А. Кирт, Н.Л. Чикер, вопросы психологического сопровождения карьеры и прогнозирования ее

успешности анализируют А.Р. Фонарев, И.Н. Мошкова, практические программы выбора карьеры вырабатывают Л.В. Брендакова, В.Г. Колесников, Е.А. Скрипунова.

          Изучением карьерных ориентаций в контексте структуры профессиональной Я-концепции на этапе профессионализации занимается А.А. Жданович. Субъект, по мнению А.А. Жданович, формирует карьерную

ориентацию, которую можно рассматривать в контексте его профессионального самоопределения и профессионализации как исполняющую функцию выбора приоритетного направления профессионального продвижения (академическая, управленческая, предпринимательская карьера и др.) (Деменьтьева И. Ф. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Ф. Деменьтьева. – М., 2008. – С. 15).

          Планирование своего профессионального будущего отражает специфику процессов самоопределения  - данная концепция рассмотрена у Л.И. Божовича, Е.М. Борисовой, И.В. Дубровиной, М.Р. Гинзбурга, Е.А. Климова, И.С. Кона, Н.И. Крылова, Т.В. Кудрявцева, Е.С. Романовой, В.Ф. Сафиа, Т.В. Снегиревой, А.В. Сухарева и др. Л.И. Божович отмечает, что самоопределение является особым личностным образованием, которое «с точки зрения самосознания субъекта характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции». Отличительной чертой самоопределения является его «двуплановость»: с одной стороны, оно связано с выбором профессии, с другой – с поиском смысла жизни.

          Профессиональное самоопределение рассматривается в психологической литературе как длительный и динамический процесс, включающий в себя выбор жизненного пути (развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности); творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности (Деменьтьева И. Ф. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Ф. Деменьтьева. – М., 2008. –, с.16). В этом процессе выделяют ряд этапов, каждый из которых вносит свой вклад в профессиональное становление личности.

          Понятие успешной профессиональной карьеры связывается прежде всего с успешным профессиональным самоопределением. В последнее время

наметилась новая тенденция в исследованиях по проблеме профессиональной карьеры: теперь стали говорить о становлении и развитии карьеры. Выбор карьеры, утверждает Н.Л. Кирт, представляет собой серию «микрорешений», через которые индивид на разных этапах своей жизни формирует себе карьеру. В этих микрорешениях выражена субъективная составляющая карьеры, которая отражает представления человека о себе и своем месте в мире профессии: его Я-концепцию, т.е. тот смысл, который человек хочет реализовать. Таким образом, стремление к карьере, реализация своего представления о ней являются частью жизненного пути личности.

         Анализ психологической литературы показывает, что жизненный путь представляет собой, с одной стороны, единое целое, с другой стороны, последовательность этапов, каждый из которых, благодаря активности личности, может стать поворотным, об этом говорится в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.Г. Асмолова, Н.А. Логиновой, С.Л. Рубинштейа, Н.А. Рыбникова.

         Изучение социально-психологических подходов карьеры позволяет говорить о том, что карьера рассматривается как самореализация личности

в профессиональной, трудовой или общественной деятельности, как успешное продвижение по жизненному пути. По мнению Н.Н. Богдан, карьера человека будет успешнее тогда, когда его карьерные устремления совпадают с системой жизненных ценностей. Жизненные ценности реализуются в различных сферах. Важнейшими жизненными ценностями для человека, утверждают авторы, являются сохранение индивидуальности и саморазвития, что отражает переход от коллективистских установок в общественном сознании к акцентированию внимания на индивидуальном развитии и самореализации личности, а также ценности, связанные с достижением профессиональных успехов и вознаграждением по результатам деятельности [ Богдан Н.Н. Специальная психология : учеб. пособие.  – Владивосток : ВГУЭС, 2013. – 220 с.].

         Известно, что одним из условий эффективной организации труда является вознаграждение, адекватное затраченным усилиям и полученным результатам. То, что достойное вознаграждение за достойный труд попадает в число ведущих ценностей людей, свидетельствует о понимании и принятии законов рыночной экономики. Если карьера, продолжает рассуждать Н.Н. Богдан, – «закономерный результат успешной профессиональной деятельности, то, естественно, она направлена на максимальную реализацию

делового и личностного потенциала сотрудника и связанной с системой его жизненных ценностей».

         Действительно, современное понятие «карьера» включает в себя и обозначает не просто выбор профессии и профессиональный рост, но также и

события, происходящие на жизненном пути человека. Расширенное понятие

«карьера» позволяет преодолеть узкое понимание ее только лишь как сферу

производственной деятельности и посмотреть на жизнь человека и его карьеру с точки зрения формирования стиля жизни и жизненной философии.

         Анализ психологической литературы позволяет выделить две группы

факторов, влияющих на формирование карьеры. К объективным факторам можно отнести структуру общества, престижность профессии и образования, уровень безработицы, региональные различия и т.д.). К субъективным -  специфику представлений о профессии, о себе, своих способностях и возможностях, индивидуальный опыт и т.д..

          Е.В. Садон, исследуя профессиональную карьеру, выделяет профессиональные компетенции как фактор становления карьеры. Карьерную компетентность будущего специалиста Е.В. Садон рассматривает как систему представлений о карьере, возможностях и путях карьерного роста, включающую умение прогнозировать будущую карьеру и преодолевать карьерные кризисы, а также «карьерную самоэффективность» как способность к карьерному целеполаганию, карьерному планированию и решению карьерных проблем.

         Среди широкого круга специалистов, обеспечивающих и поддерживающих формирование карьеры, особая роль принадлежит андрагогам – специалистам в области непрерывного образования, обучения, управления, консультирования, социальной, реабилитационной, коррекционной работы в среде взрослых людей. По мнению С.И. Змеёва, именно взрослый человек нуждается в приобретении умений, знаний, навыков, определенных личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для выбора и формирования своей карьеры и для успешного функционирования и на рынке труда, и в других сферах общественного бытия.

          М.Ш. Ноулз считал, что непрерывное образование взрослого человека должно базироваться на опыте существования в реальном мире. Поддержка выбора и формирования карьеры эффективно воплощает основные принципы обучения взрослых: совместной деятельности, опоры на опыт обучающегося, индивидуализации, контекстности, элективности, осознанности обучения, актуализации результатов обучения, развития образовательных потребностей. Именно проблематика этого прикладного направления развития андрагогики максимально приближена к жизненным потребностям взрослого человека, который может незамедлительно почувствовать качественное улучшение, получив профессиональное образование по различным аспектам формирования карьеры.

          Альтернативой существовавшей ранее системе образования выдвигается непрерывное образование как конструкция, соответствующая потребности личности в постоянном накоплении и обновлении знаний с повышением образовательного уровня или степени квалификации и получении образования для изменения сферы деятельности. Смысл непрерывности заключается «в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, всеохватывающем по полноте, темпам и направленности и индивидуализированном во времени; в предоставлении каждому возможности реализации собственной системы получения образования» (Maimunah, I., EfizahSofiah, R. Careeraspirations of R and D professionals in government research institutions and multinationalcorporations in Malaysia.// Organizations&Markets in EmergingEconomies. – 2010 – Т. 1, No2. – С. – 32 - 47.).

         Формирование структуры непрерывного образования возможно за счет расширения образовательных возможностей каждого человека реализовать свои потребности в новых знаниях. По мнению А.М. Новикова, возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, он может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство. А.М. Новиков предлагает назвать это «вектором движения вперед» ( см. рис. 1).

         Во-вторых, подниматься по ступеням и уровням профессионального образования – «вектор движения вверх». При этом человек может либо последовательно восходить по ступеням и уровням образования, либо какие-то уровни и ступени пропускать. В-третьих, человек может не только продолжить образование, но и сменить его профиль – «вектор движения в сторону».





Рисунок 1. Возможные направления движения в профессиональном  пространстве (Мусина – Мазнова Г.Х. Формирование карьерных ориентаций будущих социальных работников в процессе двухуровн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44