VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Фотография как объект социологического исследования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005075
Тема: Фотография как объект социологического исследования
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение высшего образования

«МУРМАНСКИЙ  АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»



Социально-гуманитарный институт



Кафедра ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

                                                                                                                         









выпускная квалификационная работа

(БакАлаврская работа)











КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ С ПОМОЩЬЮ ФОТОГРАФИЙ













Выполнила студентка

Гицерева Людмила Юрьевна

39.03.01 Социология,

профиль Социология социальных процессов и социальных изменений,

очная форма обучения





Научный руководитель:

Цылев В. Р., канд.фил..наук, зав. кафедры Философии и социальных наук





Консультант: 

Васильева В.Н., профессор кафедры философии и социальных наук













Мурманск

2017




	СОДЕРЖАНИЕ



	

	ВВЕДЕНИЕ	3

	1. Теоретико-методологические подходы к изучению конструирования социальной идентичности в социальных сетях	7

	1.1 Социальная идентичность: теории, понятия, типы.	8

	1.2 Особенности конструирования социальной идентичности в социальных сетях	22

	2. Использование фотографий в социальной сети Инстаграм для конструирования социальной идентичности	37

	2.1 Фотография как объект социологического исследования	37

	2.2 Анализ фотографий пользователей социальной сети Инстаграм	46

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	57

	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	60

	Приложение 1. Программа социологического исследования	66

	Приложение 2. Классификатор	70

	Приложение 3. Кодировочая инструкция	70

	Приложение 4. Бланки кодировки	70

	Приложение 5. Одномерные распределения по бланкам кодировок	70





	



	




ВВЕДЕНИЕ

	

Актуальность темы исследования. Концепция социальной идентичности становится все более значимой для описания социальных процессов, происходящих в современных трансформирующихся обществах. Процессы глобализации, фрагментации социального, культурного, политического и экономического пространства ведут к росту неопределенности и амбивалентности в процессе приспособления людей к меняющейся социальной действительности.

Сегодня проблема идентичности строится на основе формирования ответа на вопрос: «кто я есть в этом мире?». В традиционном обществе человек знает ответ на этот вопрос, ведь его «я» есть выражение коллективного «мы». Современное общество, предоставляя человеку больше возможностей, иначе ставит задачу самоопределения. Если в советском периоде проблемы идентичности практически не существовало, поскольку все было предопределено, то сегодня идентичность, переставая быть предзаданной, становится проблемой, решение которой делается задачей каждой отдельной личности. 

На сегодняшний день в просторах сети Интернет существует огромное количество социальных сервисов, созданных для общения и обмена информацией и выступающих в качестве инструмента формирования идентичности личности.

При этом виртуальное пространство как специфическое внешнее условие может помочь раскрыть механизмы развития социальной идентичности. Возможности самопрезентации, самоидентификации и самоконструирования, предоставляемые интернет-пространством, носят качественно новый характер: в виртуальном пространстве привычные закономерности взаимодействия людей порой приобретают неожиданный потенциал. Исследование действия подобных механизмов позволяет увидеть скрытые возможности, лежащие в их основе, что в условиях Интернета становится более чем оправдано.

Идентичность, формируемая посредством интернет-сетей, претендует на роль особого социологического феномена, реализуя сущностные характеристики самой личности. Имея множество каналов для трансляции ключевых аспектов идентичности, данный феномен предоставляет широкие возможности для исследователей. Поскольку идентичность, формируемая пользователями социальных сетей, может выступать в качестве показателя личностной идентичности, соответственно можно выделить определенные эмпирические маркеры, позволяющие проследить особенности формирования идентичности в контексте определенной социальной сети, руководствуясь ее ключевыми особенностями. В последние годы все больше набирает популярность социальная сеть Инстаграм, основным содержание аккаунтов в которой являются фотографии, выставляемые пользователями. В этой сети конструирование социальной идентичности осуществляется только с помощью фотографий, что до сих пор является малоизученным феноменом и  представляет исследовательский интерес.  

Степень научной разработанности темы. Проблема социальной идентичности является объектом исследования многих отраслей научного знания. Методологические основания социологии не отрицают, а интегрируют в себе наиболее значимые и продуктивные подходы. Это, прежде всего, фундаментальные классические работы М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса.

На основе проведенного анализа работ в области исследования личности можно выделить ряд теоретических подходов, которые составили историю формирования данной проблематики психоаналитическое направление (3. Фрейд, Э. Эриксон, А. Ватерман), символический интеракционизм (Г. Мид, 

И. Гоффман, Ю. Хабермас), феноменологическая социология (Т. Парсонс), конструкционистский подход (Ф. Барт, П. Бергер, Т. Лукман) и другие.

В частности, следует отметить прикладные исследования В. А. Ядова, которые внесли существенный вклад в изучение формирования социальной идентичности. 

Вопросами изучения социальных связей в группах людей начали заниматься еще в конце XIX – начале ХХ века. Так, Эмиль Дюркгейм утверждал, что не все социальные феномены могут быть объяснены с точки зрения свойств отдельных индивидуумов. Георг Зиммель, рассматривая слабо связанные сетевые социальные структуры, в своих трудах заложил основы анализа социальных сетей.

Рассматривая проблему идентичности в сети, уместно вспомнить Дж. Мида, занимавшегося идентичностью и назвал ее неосознаваемой.

Одним из первых с необходимостью изучения фотографии как социологического метода столкнулся известный американский социолог          Г. Беккер. Также занимался этим вопросом Р. Барт. Среди самой главной и важной персоны, которая занималась вопросами фотографии и визуального метода, стоит выделить П. Штомпку.

В данной работе будет предпринята попытка рассмотрения конструирования социальной идентичности именно в контексте социальных сетей.

Объектом выпускной квалификационной работы выступают особенности конструирования социальной идентичности в социальных сетях.

Предметом является конструирование социальной идентичности в социальной сети Инстаграм с помощью фотографий.	

Цель выпускной квалификационной работы – исследовать особенности конструирования социальной идентичности в социальной сети Инстаграм с помощью фотографий.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

Выявить особенности социальной идентичности;

Определить особенности конструирования социальной идентичности в социальных сетях;

Рассмотреть фотографию как объект социологического исследования;

Исследовать фотографии пользователей социальной сети Инстаграм.

Теоретико-методологическая база исследования: Теоретическими основами данной работы послужила совокупность различных научных подходов к изучению социальной идентичности, работы российских и зарубежных ученых и исследователей, занимавшихся данной проблематикой. В процессе работы и изучению сущности социальной идентичности мы опирались на работы Э. Эриксона, И. Гоффмана, П. Бергера, Т. Парсонса,        В. А. Ядова. Рассмотреть суть социальной идентичности в социальных сетях нам помогли работы Н. С. Козловой, О. А. Максимовой, И.Р. Сушкова и различные статьи по данной проблематике. Формирование виртуальной самопрезентации является малоизученной проблемой, что обуславливает ее особую актуальность. Разобраться в использовании фотографии для выражения социальной идентичности нам помогли работы П. Штомпки, Р. Барта,                  Г. Беккера, также работы классика документальной фотографии Доротеи Ланге и известного теоретика фотографии Сьюзен Зонтаг.

Эмпирическую базу работу составили результаты социологического

исследования фотографий пользователей социальной сети Инстаграм. Социологическое исследование выполнялось в рамках количественной стратегии, с помощью метода контент-анализ.

Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4-ре параграфа, заключения, списка использованной литературы и 5-ти приложений. Список литературы насчитывает 47 наименований. В приложениях представлены: программа социологического исследования, классификатор, кодировочная инструкция, бланки кодировок и одномерные распределения по бланкам кодировок.

Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены степень её научной разработанности, объект, предмет, цель, задачи исследования, изложена теоретико-методологическая база. 

В первой главе «Теоретико-методологические подходы к изучению конструирования социальной идентичности в социальных сетях» проанализированы теоретические и методологические основы исследования, показаны особенности конструирования идентичности в структуре социальных сетей.

Первый параграф первой главы «Социальная идентичность: теории, понятия, типы» посвящен изучению основных характеристик социальной идентичности. В данном параграфе рассмотрены концепции и подходы к определению и понимаю социальной идентичности, проанализированы различные теории, выведено одно общее и основное понятие социальной идентичности.

Во втором параграфе первой главы «Особенности конструирования социальной идентичности в социальных сетях» рассматриваются понятия сеть Интернет, сущность понятия социальная сеть, рассмотрена такая социальная сеть как Инстаграм и проанализированы особенности конструирования социальной идентичности в данной социальной сети.

В конце главы подводятся выводы по теоретико-методологическим основам изучения социальной идентичности.

Во второй главе «Использование фотографий в социальной сети Инстаграм для конструирования социальной идентичности» подробно расписан такой способ конструирования социальной идентичности как фотография и представлены результаты социологического исследования. 

Первый параграф второй главы «Фотография как объект социологического исследования» посвящен рассмотрению особенностей фотографий, значению функций выкладывания их социальную сеть.

Второй параграф второй главы «Анализ фотографий пользователей социальной сети Инстаграм» содержит основные положения программы социологического исследования и представленные результаты собственного проведенного исследования.

В конце главы приводятся выводы по эмпирическому исследованию.

В заключении выпускной квалификационной работы подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

	

1.1 Социальная идентичность: теории, понятия, типы



Происходящие в обществе изменения, которые затронули разные пласты человеческой жизни, актуализируют проблему идентичности, которая в современной сложной ситуации «становится главным, а в некоторых случаях единственным источником смыслов. Люди все чаще организуют свои смыслы не вокруг того, что они делают, а на основе того, кем они являются...». Современное общество предоставляет человеку большое число возможностей выбора, реализация которого привлекает его в различные противоположные связи и отношения, усложненные режимы деятельности.

Современное теоретическое осмысление феномена идентичности формируется к концу 60-х гг. ХХ в., по мере того как социология обращает внимание на то, что социальные агенты создают собственные классификации социальных фактов, которые обусловлены формами социальной дифференциации.

Возникновение и развитие представлений о социальной идентичности связано во многом с глубинными общественными изменениями в общественном укладе и мировоззрении, произошедшем в XIX веке. Переход от традиционного общества к индустриальному повлек за собой смену научной картины мира, изменения в важных социальных институтах общества, а также принципиальное изменение положения личности в обществе.

К общесоциологическим основаниям становления социальной идентичности можно отнести: общественное разделение труда, различия статусов и ролей, процессы социализации, связи индивида с различными общностями и группами, различия культур.

Термин «социальная идентичность» был введен в научный оборот Эрихом Эриксоном, выдающимся ученым в области гуманитарного развития. Э. Эриксон понимал социальную идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что на протяжении всей жизни человека, естественно, предполагало его динамику, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. 

Так, на первом, индивидном уровне анализа идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющее принадлежащее ему прошлое и устремленное в будущее.

Со второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности собственного жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. 

И, наконец, на социальном уровне Э. Эриксон определяет идентичность как тот личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу «Я»-категоризации. Эту структуру он назвал социальной идентичностью, а два вышеуказанных элемента, по его мнению, составляют персональную идентичность.

Методологические основания социологии объединяют в себе наиболее значимые и продуктивные подходы к исследованию социальной идентичности. Это фундаментальные классические работы М. Вебера, П. Бергера, Э. Гидденса, И. Гоффмана, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса и др.

Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором социального поведения.

Социальная идентичность возникает в результате осознания своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. К общесоциологическим основаниям становления социальной идентичности относятся общественное разделение труда, отношения собственности и власти, различия статусов и ролей, различия культур, исторических судеб народов и этносов, борьба за ресурсы и формирование многообразных общностей на основе общности условий их жизнедеятельности, то есть интересов, отличных от интересов других общностей.

Социальная идентичность выступает в качестве важного инструмента воздействия на общественные процессы и механизма социализации личности, поэтому от характера и направленности процесса ее формирования зависит цивилизационное развитие современного общества.

Рассмотрим социокультурные презентации идентичности, с помощью которых определяется уникальность конкретного человека:

1) характерологические свойства – набор признаков, касающихся индивидуальных свойств личности и социальных взаимоотношений;

2) стиль жизни – система знаков, содержащих информацию об идентичности человека, также могут служить индикаторами идентичности;

3) личная сеть близких отношений человека;

4) эмоциональная привязанность к определенным материальным объектам – часть владений человека (собственное тело, дом, автомобиль и т.д.);

5) личная биография – история жизни; автобиографическое повествование, репрезентирующее себя как неповторимую индивидуальность.

К социокультурным признакам идентичности человека можно отнести:

1) признаки социальной принадлежности, которые включают идентификацию индивидов с разнообразными категориями и социальными группами;

2) свойства, определяющие уникальность и своеобразие конкретного субъекта.

Каждый в процессе социализации старается быть таким, каким его хотят видеть те, с кем он вступает во взаимодействие. Быть личностью, значит быть носителем совокупности идентичностей – гендерной, семейной, этнической, профессиональной, имущественной. При этом важно не только иметь идентичность, но и считаться ее имеющим.

Социальная идентичность способствует восприятию себя как уникального индивида и отрицанию сходства между собой и другими членами как «своей», так и «чужой» группы.

Выявление особенности становления социальной идентичности напрямую связано с характером взаимоотношения индивидуальных и социальных аспектов человеческого бытия. 

Идентичность представляет собой количество способов интеграции человека с группами разного уровня и ранга (семья, трудовой коллектив, профессиональный союз, народ, граждане страны и т. п.). При рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности идентичности: она появляется только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы.

Социальная идентичность связана у человека с наличием четкого самоопределения, включающего систему целей, ценностей, убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности, убеждения являются элементами идентичности. Процесс конструирования идентичности включает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые станут элементами его идентичности. 

А. Ватерман выделил четыре важные сферы жизни, которые конструируют идентичность: выбор профессии; принятие и оценка религиозных и моральных убеждений; выработка политических взглядов; принятие набора социальных ролей, которые включают половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

К подходам, в социологических теориях, применяемых к исследованию проблем социальной идентичности, можно отнести: функционализм и структурный функционализм, символический интеракционизм, феноменологическая социология, интегративный подход.

Рассмотрим подробнее подходы к анализу социальной идентичности. Одним из первых направлений в социологии, в рамках которого произошла попытка описания механизма формирования личности и ее идентичности, стал интеракционистский подход. Представители символического интеракционизма не просто разделяют понятие идентичности на составные части, но выделяют разные виды идентичности (социальная, личная, «я»-идентичность) в самостоятельные категории. При этом акцент делается на социальной обусловленности идентичности.

Дж. Мид различает два типа идентичности: осознаваемая - человек сам размышляет о своем поведении, он не автономен, но свободен думать о цели и стратегии поведения; неосознаваемая - человек не обдуманно принимает нормы поведения, привычки, ритуалы. Существуют определенные способы поведения, которые похожи по своей сути. Мы ожидаем от человека определенной реакции, без обдумывания последней.

Представители Чикагской школы определяют идентичность как способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в качестве связанного и единого целого. 

Среди исследователей, разрабатывающих проблематику идентичности на современном этапе, следует выделить Ю. Хабермаса и Э. Гидденса.

Немецкий философ и социолог Ю. Хабермас предлагает использовать термин «Я-идентичность» как совокупность личностной и социальной идентичностей. Личностная и социальная сферы находятся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопределения. Создатель теории коммуникации Ю. Хабермас следующим образом определяет структуру идентичности: социальная идентичность (горизонтальное измерение) - возможность выполнять различные требования в ролевых системах; личностная идентичность (вертикальное измерение) - связность истории жизни. Это два переплетенных, неделимых измерения, в которых реализуется «балансирующая Я-идентичность».

Заслуживает внимания концепция идентичности известного британского социолога Э. Гидденса. Социальная идентичность рассматривается в контексте взаимоотношения социальных систем индивида. Индивид представлен как исторически и пространственно ограниченный член общества. В своей повседневной деятельности он проявляет профессионализм относительно ситуаций и социальных условий, с которыми связан. Воспроизводство социальных систем и поведение людей владеют временной протяженностью, а их взаимосвязь проявляется на уровне индивидуального участия в процессах социализации. По мнению Э. Гидденса, идентичность и самоидентичность не даны в процессе деятельности, а создаются и поддерживаются в рефлексивной активности повседневной жизни. 

И. Гофман, следуя в теоретическом русле интеракционизма, сконцентрировал внимание не на содержании действий, не на роли, которую играют действия в социальной системе, а на технике самовыражения и создания впечатления о себе. Понимает социальную идентичность, как типизацию личности другими на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит. И. Гофман обращается к взаимосвязи человека с обществом, с другими людьми и изучает, как люди пытаются сохранить свою личность в повседневной жизни – перед лицом других и общества. 

В рамках функционализма и структурного функционализма идентичность рассматривается как характеристика индивида, формирующаяся в процессе интериоризации социальных норм и ценностей и передающаяся последующим поколениям в процессе социализации.

Т. Парсонс индивидуальную идентичность описывал как систему кодов, посредством которой личностные значения символизируются (через язык, ценности и т. п.) и детерминируют социальные действия субъекта. Понятие «идентичность» относится, по мнению социолога, к двум взаимосвязанным аспектам положения индивида в обществе: знание системы, в которой действует человек, и понимание того, что есть норма и проблема самоопределения и места индивида в нормативном пространстве. В данном контексте идентичность является не состоянием, а структурной характеристикой личности .

В центре внимания феноменологической социологии оказывается поведение индивида как производное от социального порядка, а не результат индивидуального выбора человека. Однако социальная идентичность включает в себя как структурные качества индивида (обусловленные позицией в обществе), так и личностные свойства.

Рассмотрение идентичности в рамках феноменологического подхода дает тезис о том, что жизненный мир индивида ограничен присутствием в нем других «Я», которые различаются по степени близости/дальности отношений. Восприятие другого тем более типизировано, чем более отдален другой от воспринимающего индивида.

 П. Бергер и Н. Лукман, определяя понятие «идентичность», рассматривают его как синоним понятий «образ Я», Я-концепция, самоописание. Идентичность рассматривается как ключевой элемент субъективной реальности, находящийся в диалектической связи с обществом. Идентичность формируется в процессе социализации индивида в конкретном обществе. Способность воспринимать себя с позиции другого и есть первый шаг к формированию идентичности. Под идентичностью понимается целостный образ, составленный индивидом о самом себе, неизменный во всех жизненных ситуациях, в которых осознает себя индивид. Также идентичность определяется через понятие «идентификация», т. е. соотнесение себя с некоторой социальной группой.

Американский социолог С. Хантингтон выделил несколько ключевых моментов в исследовании социальной идентичности:

1) Идентичностью обладают как индивиды, так и группы, при этом индивиды приобретают и могут изменять свою идентичность только в группах, имея возможность быть членом сразу нескольких групп и «переключать» идентичности, поскольку групповая идентичность менее гибкая, так как основывается на заранее заданных параметрах. В случае если базовые параметры групповой идентичности исчезают (например, цель, ради которой создается группа), само существование группы оказывается под угрозой до тех пор, пока не будет найдена новая побудительная причина деятельности.

2) Идентичности представляют собой конструкты, формируемые людьми по желанию, необходимости или принуждению. Не считая культурной наследственности (от которой можно и отречься), пола, возраста, люди относительно свободны в определении собственной идентичности. Наследуемые признаки (национальность) переопределяются или вовсе отвергаются. Понимание национальной принадлежности меняется со временем, приобретая новое содержание.

3) Как группы, так и индивиды (в меньшей степени) обладают множественными идентичностями. Последние могут быть «кровными», территориальными, экономическими, культурными, политическими, социальными и национальными. Значимость перечисленных идентичностей для индивида или группы со временем и в зависимости от ситуации меняется, дополняя друг друга или конфликтуя между собой.

4) Идентичности определяются «самостью», являясь при этом результатом взаимодействия конкретного человека или группы с другими людьми или группами. Восприятие другими оказывает существенное влияние на самоидентификацию человека или группы. Если в новом социальном контексте человек оказывается в положении чужака, изгоя, он начинает считать себя таким (если большинство населения страны считает некое меньшинство отсталым и невежественным, члены этого меньшинства, скорее всего, воспримут это мнение, в результате чего оно превратится в часть их идентичности). А альтернативные идентичности, по мнению автора, зависят от ситуации 

В частности, следует отметить прикладные исследования В. А. Ядова, которые внесли существенный вклад в изучение представительных массовых данных доминирующих тенденций формирования социальной идентичности.

Понятие «социальная идентичность» определяется социологом как «осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям… малая группа, класс, семья, территориальная общность, этнонациональная группа, народ, общественное движение, государство, человечество в целом» .

В рассмотренных подходах к анализу идентичности можно подчеркнуть, что индивиды конструируют социальную реальность в связи социального взаимодействия, опираясь на собственные представления и представления других, которые проявляются во взаимоотношениях с ними. Люди создают схемы социальных взаимосвязей в обществе и действуют согласно им. Также важна роль социальных механизмов взаимоотношений в социальном пространстве, которые выражаются в обыденном общении, языке, символах. 

И. В. Барышникова выделяет такие критерии социальной идентичности, как человеческие качества, трудовая позиция, семейная роль, половая принадлежность, увлечение и интересы, ресурсы (статус, власть, богатство).

Различные интересы, позиции и мотивы, способные формировать социальные связи, происходят с помощью контактов людей, а также при помощи связей и коммуникаций. В этом пространстве расположены предметы, созданные человеком и выделяющиеся из сферы социальных связей, но сохраняющие в себе накопленный человечеством социальный и индивидуальный опыт. Через создание предмета человек выражает свою идентичность, очерчивает содержательный смысл и выявляет значение своих потребностей, определяет связь и отношение к деятельности других людей. Кроме предметных средств в этом поле опосредованного взаимодействия индивидов находятся абстрагированные схемы, эталоны, нормы, скрепляющие бытие людей, формы воспроизводства и передачи человеческого опыта.

Ценностное измерение социальной идентичности связано с принадлежностью человека к социальной общности. Он принимает оценку качеств данной общности, принимает значимые для себя ценности, обусловливающие самоопределение с отношением к членству в группе. В идентичности преобладает именно ценностная составляющая. Человек сравнивает себя с общностью с целью общих идей, религии, языка; определяет себя через определенный символ (имя, книгу). Он обладает ценностной структурой бытия, одухотворяющей его и выводящей в незримую бесконечность социально-исторического развития.

Рассматривая содержание социальной идентичности, мы наткнемся на стереотипы – важные компоненты социальной идентичности. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематический, эмоционально-окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ социальной группы или общности легко распространяемый на всех представителей. Другими словами, социальные стереотипы – это представления о характеристиках, свойствах и поведении членов определенных социальных групп, которые выполняют важные функции: оправдательную, объяснительную и функцию социальной дифференциации. 

В структуре социальной идентичности личности главными понятиями являются гендерная, этническая и возрастная идентичность.

Гендерная идентичность – осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, данное понятие обозначает аспект самосознании личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности или фемининности.

В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) – осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) – оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности; конативный (поведенческий) – самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.

Этническая идентичность – это категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

Этническая идентичность становится значимой только в ситуациях, когда две и более этнических групп находятся в контакте в течение какого-либо периода времени. Этническую идентичность можно понимать в качестве одного из аспектов аккультурации, в котором главный акцент делается на человеке и на том, как он взаимодействует со своей этнической группой, являющейся составной частью общества в целом.

Возрастная идентичность – это процесс и результат сопоставления индивидом себя с определенной возрастной группой и с принятием норм поведения данной группы в качестве регулирующих собственное поведение. Она выступает в качестве регулятора поведения человека в ситуации межвозрастного общения, позволяя различать людей «своего» и «другого» возраста и выбирать адекватные способы взаимодействия с ними.

Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры. Ее содержанием является система авто- и гетеро- возрастных стереотипов, которые определяют характер взаимодействия человека с представителями своей и других возрастных групп. Она основана на знаниях человека о социальной реальности и формируется в процессе их приобретения.

Социальная идентичность представляет собой процесс формирования, сохранения и развития общественными индивидами своей тождественности с определенными социальными идеалами, ценностями, традициями, нормами и образцами в целях сохранения своей самобытности, целостности и свободы. Ценности создают идентичность, они становятся необходимым основанием для ее формирования, поэтому идентичность человека характеризуется избираемой им системой оценок и ценностей, нормативной ориентацией. 

Ценностное сознание, опосредующее познающее мышление, возвышает человека на уровень духовности, определяет аксиологическое отношение к своей социальной принадлежности. Самоидентичность – единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности. Это проблема выбора оснований жизни, самовоспроизводства в социальном мире.

Идентичность обретается для практического интегрирования субъекта в социум. На поведенческом уровне идентичность предстает как процесс решения жизненно важных проблем, и каждое принятое решение, через которое происходит самоопределение человека, влияет на формирование структуры его идентичности. Социальная идентичность является продуктом деятельности и результатом общественной жизни. От процессов, реализующих отношение между человеком и обществом, зависит адекватность и степень полноты идентичности. Идентификационные процессы происходят тем полнее и интенсивнее, чем сильнее развита деятельность человека, выявлена его обращенность к миру, чем в большее количество социальных связей (пусть даже неявных) он включен.

Социальная идентичность – характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.). Такую дефиницию дает «Российская социологическая энциклопедия». В литературе существуют и иные определения.

Например, А. Дашефски и Г. Шапиро определяют социальную идентичность следующим образом: «Это то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность».

А. В. Микляева и П. В. Румянцева рассматривают социальную идентичность как «феномен, возникающий на основании осознания личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности».

В сложившихся в мире социально-политических обстоятельствах, которые обусловили особую роль идентичности, все рассмотренные концепции представляются в новом свете. Идентичность, с одной стороны, служит основой воспроизводства социальных групп и поддержания их целостности, а, с другой - из различных социальных источников инициирует процесс обновления социальной структуры и способствует складыванию новых социальных общностей.

Таким образом, мы можем дать определение социальной идентичности как структурного компонента личности, развивающегося в процессе онтогенеза личности в условиях интеракции индивида со своим социальным окружением. Идентичность рассматривается как структура актуализированных выборов и возможностей поведения и мироощущения индивида в соответствии с тем, какое место в структуре общества он занимает.

И выделим, важнейшие положения теории социальной идентичности, которые формулируются в виде следующих постулатов:

- Социальная идентичность складывается из трех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприяти.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.