VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование понятий как предметных результатов обучения праву в средней школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010214
Тема: Формирование понятий как предметных результатов обучения праву в средней школе
Содержание





ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ КАК ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА)





























Содержание
Введение………………………………………………….……………3-5
Глава  1. Теоретические основы формирования юридических понятий при изучении гражданского права…………………….……………………………………….………6 
1.1Характеристика юридических понятий, используемых при изучении гражданского права ………………………….……………….……..7-11
1.2.Психолого-педагогические и методические основы формирования юридических понятий…………………………………..……....…12-18
Глава  2. Методические пути формирования юридических понятий при изучении гражданского права……………….................................19-22 
2.1.Анализ направлений учебно-методического комплекса по праву и обществознанию по формированию юридических понятий при изучении гражданского права..…….………………………………………...23-28
2.2.Система уроков по изучению гражданского права………….29-45
Заключение………………………………………………………….....46
Список источников и литературы………………………………...47-48









     
     
     Введение
     Современные условия развития общества, стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, его деятельность приобретает активный, познающий характер.
     «Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский).
     Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание, являющееся определенного понятия).
     Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках, в научных пособиях и книгах.
     Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные факты и научные положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь материал учебников обществознания, не понимая сути излагаемых событий, практически невозможно.
     Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности.[12]
     Усвоение понятий не есть простой перенос знаний от взрослых к ребенку. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта, уже имеющихся знаний, от деятельности, осуществляемой в процессе усвоения, от системы умственных операций, которыми оно осуществляется. Ребенок активен, овладевая понятием, он осмысливает то, что сообщается взрослыми, продумывает свой личный опыт, вносит многое из него в содержание понятия, передаваемого учителем, перестраивает это понятие по своему, в соответствии с данными своего опыта, своего отношения к предметам и явлениям, обобщаемым данным понятием. Усвоение понятий всегда есть вместе с тем и процесс их формирования и развития.
     В связи с этим особую актуальность приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Понятие – итог мыслительного процесса и в то же время начало дальнейшего процесса мышления, позволяющего делать логические умозаключения. Осмысление понятий происходит посредством включения новых представлений в различную социальную среду, путём установления причинно-следственных связей и закономерностей. Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться кучащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.[10]
     Вопрос о формировании понятий нашел широкое отражение в психолого-педагогической, дидактической и методической литературе. В работах психологов понятие определяется как форма мышления, как основная логическая «клетка познания». Процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления, как движение от неполных, бессистемных знаний к знаниям более глубоким.
     Ведущие принципы и методика работы с понятиями раскрыты в работах И. Лернера, М. Скаткина, В. Цетлин, Е.С.Шугриной, М.И.Ковалева и др.
     Объект исследования: обучение праву в школе
     Предмет исследования:методические условия формирования юридических понятий при изучении гражданского права
     Целью работы является характеристика методических условий формирования юридических понятий.
     Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:
     1. Изучить теоретические основы формирования юридических понятий при изучении гражданского права
     2. Охарактеризовать юридические понятия, используемые при изучении права
     3. Изучить психолого-педагогические и методические основы формирования юридических понятий
     4. Проанализировать методические пути и  направления учебно-методического комплекса по праву и обществознанию по формированию юридических понятий при изучении гражданского права
     Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
     
     
     
     
     ГЛАВА  1. Теоретические основы формирования юридических понятий при изучении гражданского права
     
     1.1Характеристика юридических понятий, используемых приизучении права
      Понятие – отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль, или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Так, например, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего. Термин – слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. «Зазубривание» определений понятий и терминов  невозможно и не позволит обучающимся успешно использовать знания для установления причинно-следственных связей и закономерностей явлений общественной жизни, а, следовательно, справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ, требующими аналитических умений. 
     На уроках обществознания используются различные методы по формированию понятийного аппарата и их последующему использованию в познавательной деятельности. Но несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна проводиться в системе с 5-го класса.[11]
     В юридической науке определение термина "юридическое понятие" расплывчато и неоднозначно.
     Общепринятые представления о понятиях можно соотнести с юридическими явлениями. Поэтому юридическое понятие можно определить как явление юридического порядка о предмете или множестве предметов, о качестве или их совокупности, взятых в наиболее существенных и отличительных признаках. Юридическое понятие - это аккумулированное значение того или иного явления, служащее для передачи правовой информации.
     Чаще всего юридическая наука правовые понятия подразделяет по сфере действия, а следовательно, и значимости, на: общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства ("государство", "право", "правовая норма" и др.); межотраслевые, имеющие значение для ряда отраслей права и юридической науки ("проступок", "материальная ответственность", "необходимая оборона" и др.); отраслевые понятия - действие последних определяется границами той или иной отрасли права и соответствующим законодательством ("преступление", "трудовое соглашение", "сервитут" и др.).[5,20]
     Необходимо отметить, что нельзя отождествлять юридические понятия с юридическими терминами, что иногда встречается в литературе. 
     Так, Е.С. Шугарина считает, что синонимом слова "понятие" выступает слово "термин".
     Термин - это "слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства". Соответственно назначение юридического термина состоит в том, чтобы дать наименование соответствующему правовому понятию. Таким образом, понятие является категорией логики, а термин - категорией лингвистики.[19]
     М.И. Ковалев предполагает, что "понятия не отражают непосредственно реальной действительности, они ближе к сущности явления, содержание понятий в сжатой форме фиксируется в словесных определениях, благодаря чему мы получаем возможность отличать одни объекты от других и формулировать значение вводимого в употребление термина".
     Проблему соотношения юридических понятий и юридических терминов необходимо обсуждать в контексте решения проблемы содержания и формы права. Что касается юридического понятия, то оно представляет собой категорию, отражающую содержательную (внутреннюю, невидимую) сторону права. Юридический же термин, обозначая то или иное понятие, относится уже к форме права (он информирует интерпретатора текста нормативного правового акта о закреплении в нем определенного понятия).
     Таким образом, юридический термин - это слово или словосочетание, имеющее юридическое значение, выражающее правовое понятие, применяемое в процессе познания и освоения явлений действительности с точки зрения права. [8]
     В научной литературе традиционно выделяют три разновидности юридических терминов:
     1. общеупотребительные - слова обыкновенного литературного языка ("человек", "закон", "жилище" и т.п.);
     2. специальные неюридические термины - термины, составляющие принадлежность специальных (неюридических) наук и используемые в юридической науке ("невменяемость", "экспертиза", "эпидемия" и т.п.);
     3. специальные юридические термины - термины, обладающие особым правовым содержанием, отражающие особенности государства и права как специфических правовых явлений. Возникают в процессе юрисдикционной деятельности ("подсудимый", "ответчик", "кассационная инстанция" и т.п.).
     Классифицировать юридические термины можно и иначе, например:
     1) по источнику возникновения: русскоязычные и иностранные;
     2) по степени конкретности: однозначные и требующие толкования;
     3) по степени сложности: односоставные и многосоставные.
     Использование юридических терминов в законодательных актах должно отвечать целому ряду строго определенных требований, в частности, таких как:
     1. терминологическая ясность (правовые нормы и содержащаяся в них терминология должны быть понятны всем, кому они адресованы; каждый применяемый в праве термин в идеале должен иметь свое, и только свое, оригинальное и притом единственное значение);
     2.  терминологическая однозначность (один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте в одном значении);
     3.  терминологическая устойчивость (каждый термин должен сохранять свой особый смысл в каждом вновь принимаемом нормативном правовом акте);
     4.  терминологическое единство (используемые в том или ином нормативном акте термины должны обладать тождественностью и не противоречить терминам, содержащимся в других нормативных правовых актах);
     5. терминологическая общепризнанность (термины должны употребляться в соответствии с общепризнанной терминологией). [9]
     
     Юридическая наука обладает понятийным аппаратом второго порядка, то есть производным, сформированным на основе понятий других наук. Она воспринимает понятия других наук только после их преобразования и адаптации для собственных нужд. Поэтому необходимо выявлять суть этих преобразований, а также пути и средства адаптации.
     С этой целью широко применяется логическая операция, раскрывающая содержание понятий, называемая дефиницией или определением понятий.
     Определение выполняет несколько функций. Во-первых, оно может сузить объем некоторой информации, необходимой для оформления нового юридического понятия, расширяя тем самым понятийный аппарат права. В этом случае встает вопрос о том, каким критериям должны удовлетворять подобные определения, каковы правила их закрепления. Во-вторых, определение может выявлять значение некоторого понятия, описывая его через другие юридические понятия. Здесь основная проблема состоит в поиске методов разрешения вопроса о том, можно ли некоторое данное исходное понятие определить через другие понятия. С этой точки зрения определение является результатом анализа взаимосвязи исходных (первичных) понятий.
     Дефиниция существует в рамках некоторого языка и обладает формальной логической структурой. Определение юридического понятия всегда имеет познавательную сторону, поскольку с ее помощью субъект получает юридически значимую информацию.
     Юридическая наука выработала ряд основополагающих общих правовых понятий - категорий, имеющих методологическое значение для отраслевых правовых наук, для юридической практики. В них отражаются наиболее общие сущностные черты, свойственные системе юридических явлений вообще, отдельным историческим ступеням развития права в мировой истории и наиболее развитым правовым системам современности. Поэтому под правовыми категориями следует понимать наиболее общие, предельно широкие правовые понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определенного явления. Обобщив понятие гражданской, административной, уголовной и иной ответственности, - отмечает В. К. Бабаев, иллюстрируя процесс образования категорий, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будет правовой категорией, так как это понятие, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслевой ответственности, и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, фиксирует ее наиболее существенные признаки".[14,1]
     Итак, делая общий вывод о юридических понятиях, как логико-языковой основе юридической науки, следует отметить следующее. Юридические понятия служат тем исходным строительным материалом, с помощью которого формулируется юридическая мысль. Предельно широкие правовые понятия, выработанные юридической наукой, называются правовыми категориями. Они отражают главные, наиболее общие свойства и черты, присущие конкретному явлению государственно-правовой действительности.
     Языковым отображением понятий являются термины. О соотношении юридических понятий и юридических терминов необходимо говорить в контексте проблемы содержания и формы права. Юридическое понятие представляет собой внутреннюю содержательную сторону права, а юридический термин относится уже к внешней стороне права, его форме.
     Содержание правовых понятий раскрывается с помощью дефиниций - кратких логических определений. Они должны адекватно раскрывать содержание того или иного понятия, называть его основные характеристики в сжатой и обобщающей форме. Только в этом случае юридические дефиниции позволят обеспечить единообразное толкование и применение закона.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Психолого-педагогические и методические основы формирования юридических понятий
     На уроках обществознания и права  используются различные методы по формированию понятийного аппарата и их последующему использованию в познавательной деятельности. Но несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна проводиться в системе с 5-го класса.   В данной методической разработке предложен опыт работы с понятиями, что важно при подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ.
      В 5 – 9 классах, когда происходит процесс накопления понятийного аппарата, широко использую для формирования понятий ассоциативный метод. Этот метод предполагает  обучение понятию с представления ученикам различных предметов или явлений,  наблюдения над этими предметами или явлениями, выставляя их различные стороны и свойства, структуры, связи, действия. Ученики анализируют выявленные свойства, выделяя из них и систематизируя общие для всех рассмотренных объектов или те, которые отличают объекты одной группы от других объектов. Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение.
      Например, на уроке обществознания по теме «Социализация» в 5 классе ученики объясняют, как  они понимают, что такое «роль». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Какие роли могут играть люди?  Где они играют свои роли? Что заставляет людей играть? В ответах ученики описывают «социальные роли» и их причины, используя примеры из жизни, опираясь на свой социальный опыт: роль ученика, сына, внука, покупателя и т.д. Ученики самостоятельно могут прийти к выводу, что человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Затем учитель формирует определение понятия  «социальная роль»: «модель поведения человека в соответствии с занимаемым положением в обществе.
     В процессе формирования понятия ассоциативным методом от обучающихся требуются умения проводить мыслительные операции: наблюдение, анализ, синтез, сравнение.   Недостаток ассоциативного метода связан лишь с тем, что уровень представлений о предметах будет у учеников разным, так как представления всегда индивидуализированы и зависят от характера и психологических особенностей ученика. На формирование образа, который лежит в основе представлений школьника, влияют художественная литература, кино, СМИ, семья и ближайшее окружение. Однако понятия, отражающие существенные признаки социальных объектов, должны иметь у всех учеников одинаковые, понятные каждому определения. Задача учителя – перевести знания с уровня представлений на уровень теоретического осмысления.
     С ассоциативным методом сходен индуктивный метод. Отличием является лишь то, что при индуктивном методе рассматриваются не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению. Обучающиеся абстрагируясь, обобщают свойства объектов соответствующим термином - названием понятия, а затем применяют введённый термин к различным объектам, имеющим свойства, выявленные в результате анализа.
     Когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия учителю не на что опираться, используется дедуктивный метод. Это метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Учитель сначала вводит понятие, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание. Ко времени обязательного введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения.
     Например, на уроке по теме «Гражданское общество и государство» (9 класс) вводится понятие «гражданское общество» – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Выделяются ключевые признаки понятия: 1) совокупность негосударственных общественных отношений и институтов (семья, церковь, профессиональные союзы.женские, молодёжные организации, союзы предпринимателей и т.д.); 2) негосударственные общественные отношения и институты выражают разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни (взаимодействие людей в процессе производства, деятельность молодёжных организаций, роль церкви в духовной жизни общества и т.д.). [18,13]
     При подготовке заданий С9,  предлагаемых на ЕГЭ по обществознанию, когда ученик при изложении своих мыслей по поводу выбранного им высказывания должен использовать соответствующие понятия, большое значение имеет инвентивный метод работы с понятиями. Данный метод заключается в том, что введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Например, в  11 классе по теме «Слагаемые успеха в бизнесе» анализируя высказывание А. Моруа: «Бизнес — это сочетание войны и спорта», учащимся важно знать смысл таких понятий как фирма, банки, банковский кредит, налоги, амортизация и т. д. Таким образом, новые понятия должны вводиться в связи с уже известными понятиями.
      Следует  также отметить, что как правило, все названные методы обучения понятиям выступают совместно, но какой-то из них может быть ведущим. Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников.             Необходимо помнить, что усвоение понятий требует постоянного к ним обращения как на уроке, и в домашних заданиях.
     При формировании понятийного аппарата у школьников учитель должен задействовать все виды памяти — зрительную (видеть); слуховую (но не просто слушать, а воспринимать речь учителя); осязательную (прикасаться), двигательную (записывать). Особенное значение приобретает эмоциональная память (переживания), я считаю это очень важным, особенно при рассмотрении проблемной задачи. Бессмысленно заучивая понятия, школьник теряет интерес к предмету и вообще к обучению. Ученик должен самостоятельно конструировать понятие под руководством учителя. 
     Пути формирования понятий могут использоваться как индуктивный (от изучения фактов, формирования понятий, выделения существенных признаков, определение понятий, применение понятий) или дедуктивный — обратный процесс, от применения до выделения существенных признаков. Но учитель должен обязательно заинтересовать, разбудить познавательный интерес, создать мотивационную базу, показать ситуацию «незнания» или создать «интригу», проблемную ситуацию. Школьник обязательно должен визуально видеть понятия темы, используемые на уроке, учитель должен выписывать понятия на доске слева или справа, прикреплять магнитиками карточки с понятиями по ходу урока. Понятия должны усваиваться обязательно осознанно, выделять признаки понятий и раскрывать их смысл ученик должен совместно с учителем. Ученик может выстраивать в логической последовательности признаки понятий для лучшего запоминания, так как в учебнике часто понятия сформулированы достаточно сложным языком. 
     Например, понятие «гражданское общество» в учебнике под редакцией Л. Н. Боголюбова за 9 класс можно упростить или перефразировать, чтобы лучше понять смысл и запомнить его. 
     Вопрос о формировании понятий нашел широкое отражение в психолого-педагогической, дидактической и методической литературе. В работах психологов понятие определяется как форма мышления, как основная логическая «клетка познания». 
     Процесс формирования понятий рассматривается как развитие мышления, как движение от неполных, бессистемных знаний к знаниям более глубоким. [12]
     Психологами определены наиболее типичные ошибки, которые школьники допускают в процессе работы над понятиями. 
     К ним относятся: 
     1. неумение выделять все признаки понятия, стремление указать из них только один или два наиболее ярких; 
     2. неумение отделить существенные признаки о несущественных; 
     3. тенденция к обобщению по неполным признакам.
     С целью повышения эффективности усвоении научных понятий и предупреждения возникновения типичных ошибок психологами предлагается:
     · четко выделять общие и различные признаки понятий при сравнении различных исторических явлений и добиваться усвоения этого учениками (так называемый принцип «ранней дифференцировки», разработанный Д.Н. Богоявленским); [3]
     · раскрывая понятие, следует добиваться от учеников понимания и выполнения существенных и несущественных признаков, обучать их противопоставлять существенные признаки несущественным (так называемый принцип «расчлененной абстракции», выдвинутый Е.Н. Кабановой - Меллер); [7]
     · перечисляя несущественные признаки, проявить большую внимательность и сохранить только те, которые лягут в основу обобщений (метод Н.А. Менчинской); [3]
     · изучения явления начинать с самого главного, определяющего признака, того, что выражает сущность изучаемого (В.В. Давыдов).[4]
     Таким образом, учителю и ученикам в самом начале работы над понятием даются ориентиры, помогающие усвоить и осознать его сущность.
     При изучении понятий обязательно записывать их в тетрадь (словарь), при этом работает моторная память, пишешь и осознанно проговариваешь. При этом надо не забывать научить детей правильно вести конспекты, оставлять поля для выделения понятий. Таким образом, важно, чтобы понятия конструировал сам ученик, умел представить понятия — ассоциации, умел бы вставить его в текст или извлечь лишнее понятие из ряда предложенных понятий, или смог бы составить с ним предложение, проанализировать и сравнить с другими понятиями.
     Систематическая словарная работа должна пронизывать весь процесс обучения обществознанию. Её цель – формирование умения активно пользоваться обществоведческими терминами и понятиями, употреблять их в своей речи. Приведенные упражнения направлены на развитие критического мышления обучающихся, формированию навыков выделения признаков общественных явлений. Добиться правильного произношения и употребления помогает систематическая запись новых слов на доске и в тетрадях с правильной расстановкой в них ударения. 
     В результате целенаправленной работы с понятиями и терминами успешнее решаются задачи обучения обществознанию. По мере того, как речь школьников приобретает всё большую содержательность, расширяется возможность пользоваться речью как средством интеллектуальной деятельности. Обучающиеся не испытывают дискомфорта в дискуссиях, приобретают навыки написания эссе на поставленную проблему, работы с научным текстом, что важно при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. [12]
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА  2. Методические пути формирования юридических понятий при изучении гражданского права
     
     2.1.Анализ направлений учебно-методического комплекса по праву и обществознанию по формированию юридических понятий при изучении гражданского права
     Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с большой проблемой формирования мышления. Последняя являлась и является одной из главных для изучения зарубежными и отечественными психологами, дидактами, методистами.
     Любое понятие имеет свое содержание, которое состоит из связи существенных и несущественных признаков, объем которых заключает в себе единичные и общие категории. И, наконец, отдельное понятие соотносится с другими понятиями так или иначе, обособляется ли оно от них или составляет с ними группу понятий. Таким образом, в структуру понятия входят и связи, соединяющие в той или иной степени данное понятие с другими. Наличие таких связей заставляет обратить внимание на взаимоотношение понятий друг с другом, на их соподчинение.
     При формировании, например, всеобщих понятий, которые формируются на протяжении изучения всего курса, нужно поначалу обозначить наиболее характерные и отличительные свойства признаков, входящих в данное понятие. Но при этом, хотя понятие еще и не до конца сформировано, нельзя забывать о фиксации этих признаков, подведении промежуточных итогов. Иначе целый этап при формировании понятия выпадет из логической цепочки и затруднит дальнейший процесс формирования понятия. Затем понятие необходимо постоянно уточнять и углублять, а не стараться дать одно или несколько определений его, опираясь лишь на часть изученных признаков и связей между ними. Только после выделения существенных признаков можно, дать определение оговорив то, что нужно также учитывать и несущественные признаки, как нюансы, придающие различию или сходству близких понятий оттенки смысла.
     Усвоение понятий не есть простой перенос знаний от взрослых к ребенку. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта, уже имеющихся знаний, от деятельности, осуществляемой в процессе усвоения, от системы умственных операций, которыми оно осуществляется. Ребенок активен, овладевая понятием, он осмысливает то, что сообщается взрослыми, продумывает свой личный опыт, вносит многое из него в содержание понятия, передаваемого учителем, перестраивает это понятие по своему, в соответствии с данными своего опыта, своего отношения к предметам и явлениям, обобщаемым данным понятием. Усвоение понятий всегда есть вместе с тем и процесс их формирования и развития. [10]
     Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются: анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).
     Приемы педагогической технологии работы с понятиями:
     - Предложить учащимся назвать по одному-два слова, которые бы определяли понятие.
     - Попросить выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие.
     - Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия. [15]
            Например, на уроке по теме «Гражданское общество и государство» (9 класс) вводится понятие «гражданское общество» – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Выделяются ключевые признаки понятия: 1) совокупность негосударственных общественных отношений и институтов (семья, церковь, профессиональные союзы.женские, молодёжные организации, союзы предпринимателей и т.д.); 2) негосударственные общественные отношения и институты выражают разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни (взаимодействие людей в процессе производства, деятельность молодёжных организаций, роль церкви в духовной жизни общества и т.д.).[11.Хорошенкова А. В.]
     
     Психологами определены наиболее типичные ошибки, которые школьники допускают в процессе работы над понятиями. 
               К ним относятся: 
     1.	неумение выделять все признаки понятия, стремление указать из них только один или два наиболее ярких; 
     2.	неумение отделить существенные признаки о несущественных; 
     3.	тенденция к обобщению по неполным признакам.
                   С целью повышения эффективности усвоении научных понятий и предупреждения возникновения типичных ошибок психологами предлагается:
     · четко выделять общие и различные признаки понятий при сравнении различных исторических явлений и добиваться усвоения этого учениками (так называемый принцип «ранней дифференцировки», разработанный Д.Н. Богоявленским);[4.Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.]
     · раскрывая понятие, следует добиваться от учеников понимания и выполнения существенных и несущественных признаков, обучать их противопоставлять существенные признаки несущественным (так называемый принцип «расчлененной абстракции», выдвинутый Е.Н. Кабановой - Меллер);[7.Кабанова-Меллер, Е.Н.]
     · перечисляя несущественные признаки, проявить большую внимательность и сохранить только те, которые лягут в основу обобщений (метод Н.А. Менчинской); [4.Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.]
     · изучения явления начинать с самого главного, определяющего признака, того, что выражает сущность изучаемого (В.В. Давыдов).
                Таким образом, учителю и ученикам в самом начале работы над понятием даются ориентиры, помогающие усвоить и осознать его сущность.
                  При изучении понятий обязательно записывать их в тетрадь (словарь), при этом работает моторная память, пишешь и осознанно проговариваешь. При этом надо не забывать научить детей правильно вести конспекты, оставлять поля для выделения понятий. Таким образом, важно, чтобы понятия конструировал сам ученик, умел представить понятия — ассоциации, умел бы вставить его в текст или извлечь лишнее понятие из ряда предложенных понятий, или смог бы составить с ним предложение, проанализировать и сравнить с другими понятиями. [10.Трофимова Е. Д.]
     С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Функцию наглядности выполняют: карты, иллюстрации, таблицы, логические схемы, макеты предметов:Таблица 2.1
     
     Раскрытие же сущности понятий целиком требует слова учителя:
     Движимые и недвижимые вещи- к недвижимости закон относит земельные участки, участки недр и все вещи, прочно связанные с землей, т. е. неотделимые от нее без несоразмерного ущерба на хозяйственному назначению (жилые дома и другие здания и сооружения, многолетние насаждения и леса, обособленные водные объекты и т. п.). То есть, под первый критерий подпадает все то что отделено от земли физически быть не может.
     Второй вид объектов это вещи которые могут отделены от земли физически, но это приведет к несоразмерному ущербу использования их по назначению. Жилищное законодательство относит к объектам недвижимости квартиры и иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания (ст. 1 3акона “Об основах федеральной жилищной политики”). Помимо жилья, это леса, многолетние насаждения, не предназначенные для проживания здания, сооружения.
     Работы и услуги- действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте. Причем результат работы заранее известен и определяется лицом, заказавшим их выполнение, а вот способ по общему правилу определяется исполнителем; действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата (например, деятельность хранителя, комиссионера, пер.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%