VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование иноязычных грамматических навыков у учащихся младших школьников на уроках немецкого языка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001365
Тема: Формирование иноязычных грамматических навыков у учащихся младших школьников на уроках немецкого языка
Содержание

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет филологии

Кафедра немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам»



Формирование иноязычных грамматических навыков у учащихся младших школьников на уроках немецкого языка

                                                    








Руководитель работы
кандидат. пед. наук, доцент
______________И.А.Солодилова
"_____"______________2016 г.
Исполнитель
_______________Тюрина Л.С.
"_____"_____________2016 г.
     

Оренбург 2016


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты формирования иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка………………8
1.1. Понятие и сущностная характеристика  грамматического навыка при изучении иностранного языка ………………………………………………….8
1.2. Цели и задачи формирования грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка……………………………………….13
1.3. Основные подходы к формированию грамматических навыков в процессе изучения немецкого языка в начальных классах………………….....................................................................................17

2.  Организация работы по формированию иноязычных грамматческих навыков у младших школьников на уроках немецкого языка …………….....22
2.1.  Выявление начального уровня сформированности грамматического навыка  младших  школьников ………………………………………………...22
2.2.  Методы и приемы формирования грамматических навыков на современном этапе обучения иностранным языкам………………………….24
2.3.  Методические рекомендации по формированию иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка……………………………………………………………………………..29
2.4. Анализ полученных результатов ………………………………………….37
Заключение ………………………………………………………………………40
Список литературы…………………. …………………………………………..44
Приложение А  Контрольная работа по немецкому языку 4 класс к учебнику И.Л. Бим…………………………………………………………………………..47
Приложение В  Грамматические игры ……………………………………….48



Введение

    Актуальность темы исследования. Изучение иностранных языков подразумевает возможность общения обучаемых с людьми других национальностей, других культур. 
    В школьных условиях преподавания иностранных языков необходимо обеспечить детям возможность общаться на изучаемом иностранном языке с использованием языкового минимума, предусмотренного школьной программой. Формирование грамматических навыков определяется сегодня в качестве одной из ведущих целей обучения иностранному языку в школе, что предполагает становление иноязычной речи в коммуникативной деятельности.
    Важнейшей составной частью любого языка является грамматический строй. Чтобы наша речь была максимально понятна, необходимо грамматически правильно составлять высказывания. Малейшая ошибка, не вызывающая порой должного внимания, может основательно изменить смысл предложения. При этом грамматический уровень является наиболее трудным для усвоения, и формирование грамматических навыков является одной из наиболее сложных и далеко не решенных до конца проблем в преподавании иностранного языка.  
    Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со второго класса, что позволяет использовать сенситивный период в речевом развитии детей для ознакомления их с новым языковым миром, для развития их речевых способностей.
    Все вышеизложенное говорит о практической и теоретической значимости настоящей работы. 
    Состояние дел в теории и практике формирования грамматических навыков учащихся начальной школы характеризуется сегодня наличием противоречий:
    - между требованиями ФГОС второго поколения к уровню обученности младших школьников, в частности к уровню развития у них грамматических навыков, с одной стороны, и реальным уровнем развития навыков грамматических на начальном этапе обучения, с другой; 
    - между преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по немецкому языку в школе и наличием потребности использования современных педагогических средств в обучении немецкому языку с использованием коммуникативной методики. 
    Поиск путей разрешения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки теории и технологии методики формирования иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка. 
    Актуальность проблемы позволила сформулировать тему выпускной квалификационной работы – «Формирование иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка». 
    Объект исследования - процесс формирования грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка.
    Предмет исследования  - методические и дидактические особенности формирования грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка.  
    Цель исследования – сбор, систематизация, обобщение и описание теоретического и практического опыта формирования грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка. 
    Гипотеза исследования. Мы полагаем, что грамматический навык в процессе изучения немецкого языка в начальной школе будет формироваться эффективнее, если в процессе работы применять все виды грамматических упражнений, выстроенных в порядке «от простого к сложному», от элементарно-рецептивных до продуктивных. Особое внимание отводится игровым заданиям.
    В соответствии с поставленной целью и гипотезой в рамках нашего исследования  необходимо решить следующие задачи:
    - рассмотреть понятие и сущностную характеристику грамматического навыка при изучении иностранного языка;
    - выделить цели и задачи формирования грамматического навыка у младших школьников на уроках немецкого языка;
    - изучить основные подходы к формированию грамматических навыков в процессе изучения немецкого языка в начальных классах;
    - выявить начальный уровень сформированности грамматического навыка у младших школьников;
    - разработать и апробировать методические рекомендации по формированию иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка;
    - осуществить анализ полученных результатов.
    В соответствии с поставленными задачами в работе применены следующие методы исследования:
    - критический анализ литературных источников; 
    - методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование;
    - описательный метод, позволяющий обобщить существующий опыт работы по формированию иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка;
    - педагогический эксперимент. 
    Данный эксперимент осуществлялся в три этапа: 
    1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психолого-педагогическая литература, определялась методика проведения эксперимента, осуществлялась диагностика начального уровня развития грамматических навыков.
    2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывались и апробировались методические рекомендации по организации процесса формирования иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка. 
    3. Контрольный этап. На данном этапе осуществлялась обработка данных, проверка эффективности предложенных рекомендаций. 
    Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Дмитриевская СОШ» . В исследование приняли участие ученики 4  класса, в количестве 13 человек. 
    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
    - Обобщены и систематизированы подходы к формированию грамматических навыков в процессе изучения немецкого языка в начальных классах;
    - Разработаны и апробированы методические  рекомендации по формированию иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка.
    Практическая значимость работы состоит в следующем:
    - Содержащиеся в исследовании теоретические и практические положения и сделанные на их основе выводы могут выступать в качестве методических рекомендаций для организации процесса изучения немецкого языка в общеобразовательной школе.
    - Приведенные в работе методические рекомендации могут быть апробированы в работе педагогов по формированию иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка.
    Цель и задачи исследования определили структуру и содержание дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 









1.  Теоретические аспекты формирования иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка.
1.1. Понятие и сущностная характеристика грамматического навыка при изучении иностранного языка
     Под содержанием обучения грамматической стороне иноязычной речи понимают все то, на основе чего происходит развитие грамматических навыков. Содержание этой стороны иноязычной речи предполагает три компонента (см. рис. 1).

Рис. 1. Компоненты обучения грамматической стороне речи 
     Лингвистический компонент включает в себя следующие составные:
     а) грамматический минимум; 
     б) объективные трудности усвоения грамматических явлений; 
     в) грамматические понятия, которые отсутствуют в родном языке;
      г) правила оперирования грамматическим материалом. 
     Грамматический минимум - это определенный набор грамматических явлений (грамматические слова, формы, структуры, правила изменения слов и соединения их в предложения), предназначенных для правильного оформления речи, как с точки зрения морфологии, так и с точки зрения синтаксиса [23, c.42].
     
Схематически грамматический минимум можно представить так
      (рис. 2):

	
Рис. 2. Грамматический минимум в процессе изучения иностранного языка.
     Под активным грамматическим минимумом понимаются те грамматические явления, которые предназначены для употребления в говорении и письменной речи.
     Под пассивным грамматическим минимумом понимаются те явления, которые учащиеся могут узнавать и понимать в тексте.
     Активный грамматический минимум отбирается на основе следующих принципов: 
     а) принцип распространенности в устной речи; 
     б) принцип образцовости; 
     в) принцип исключения синонимических грамматических явлений.
     Пассивный грамматический минимум отбирается с учетом: 
     а) принципа распространенности в книжно-письменном стиле речи; 
     б) принципа многозначности грамматического явления.
     При усвоении грамматических явлений в основной школе обучающиеся испытывают определенные трудности. Грамматические явления в сравнении с соответствующими родного языка могут совпадать. Такие явления могут легко переноситься из системы родного языка в иностранный, т.е. в этом случае наблюдается положительный перенос навыков (трансференция). Часть грамматических явлений в иностранном языке по сравнению с родным, имеет определенные отличия. При изучении таких явлений учитель должен обращать внимание на эти отличия и дать к ним соответствующий комментарий. В противном случае возможен отрицательный перенос из системы родного языка в систему иностранного (интерференция). Наиболее трудными будут грамматические явления, которые не характерны для родного языка (например, артикль определенный/неопределенный и др.).
     К содержанию обучения грамматической стороне иноязычной речи можно отнести и правила оперирования этим материалом. Правило - это информация о грамматическом явлении, а также о способах оперирования им. Различают: а) правило - понятие (сведения о самом грамматическом материале); б) правило - инструкция (способы употребления) данного грамматического явления; в) правило-обобщение [23, c.42].
     Грамматический материал организован на функциональной основе, т. е. так, чтобы грамматические явления органически сочетались с лексическим и грамматическим материалом в коммуникативных единицах объемом не менее предложения. В качестве такой единицы может быть речевой образец (типовая фраза).
     Речевой образец - это минимальная единица речи, представляющая собой единство лексики, грамматики и фонетики и имеющая определенную коммуникативную функцию [17, c.429].
     И.Л. Бим смогла представить типовые фразы в обозримом виде (а виде списка предложений, закодированных с помощью геометрических фигур) и сделала их предметом последовательного освоения.
     Психологический компонент содержания обучения грамматической стороне иноязычной речи включает в себя:
     а) учет интересов обучающихся, создание у них мотива по овладению данной стороной речи и развитие специальных способностей; 
     б) формирование двух видов грамматических навыков; 
     в) характер взаимодействия грамматических навыков с другими (фонетическими, лексическими) [4, c.150].
     В психологическом компоненте содержания особое место отводится грамматическим навыкам.
     Под грамматическими навыками говорения понимается «стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи» [28, c.295-305]. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное оформление слов в устной речи, можно назвать речевыми морфологическими навыками. Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, в устной речи, можно определить как синтаксические речевые навыки.
     Для формирования речевых грамматических навыков необходимо соблюдать определенные условия. Е.И. Пассов называет такие условия.
      К их числу он относит: 
     1. Предваряющее слушание. 
     2. Имитация в речи. 
     3. Однотипность фраз. 
     4. Регулярность однотипных фраз. 
     5. Выполнение действий по аналогии в речевых условиях. 
     6. Безошибочность речевых действий. 
     7. Разнообразие «обстоятельств» автоматизации. 
     8. Речевой характер упражнений.
     Под рецептивными грамматическими навыками подразумеваются автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамматической информации (морфологических и синтаксических форм) в письменном и устном тексте.
     Рецептивные грамматические навыки могут быть: 
     а) рецептивно-активными (на базе активного грамматического материала); 
     б) пассивно-рецептивными (на базе пассивного грамматического материала) [19, c.345].
     Характеристика грамматических навыков была бы не полной, если не упомянуть о языковых грамматических навыках, под которыми понимаются дискурсивно-аналитические навыки оперирования грамматическим материалом. Эти навыки формируются на основе грамматических знаний в процессе выполнения языковых упражнений. 
     Языковые грамматические навыки выполняют определенную функцию:
     а) они выступают в качестве «запасных» - в случае отказа речевых грамматических навыков или недостаточной их автоматизированности; 
     б) они входят в состав механизма, контролирующего правильность выполнения речевого действия; 
     в) языковые навыки обеспечивают сознательную ориентировочную основу для создания речевых навыков [23, c.42].
     Языковые грамматические навыки должны приобрести такие характеристики как:
      а) «дискурсивность»;
     б) «некоммуникативность»; 
     в) «неситуативность» их функционирования 
     Грамматические навыки в своем развитии проходят следующие этапы:
     а) ориентировочно-подготовительный; 
     б) стереотипизирующе-ситуативный; 
     в) варьирующе-ситуативный. [15, c.245].
     После прохождения в своем развитии названных выше этапов речевые грамматические навыки должны обладать следующими качествами: 
     а) автоматизированностью и целостностью в выполнении грамматических операций; 
     б)   единством формы и значения; 
     в) ситуативной и коммуникативной направленностью их функционирования [29, c.346].
     
1.2. Цели и задачи формирования грамматического навыка у младших школьников на уроках немецкого языка

     Цели и задачи обучения грамматике вытекают из общих целей обучения иностранному языку в начальной школе – привить учащимся практические умения во всех основных видах речевой деятельности. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что нужно сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Обучать грамматике иностранного языка - это значит, формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания и умения. 
     Исходя из сказанного, можно несколько уточнить общие требования к овладению грамматической стороной речи учащихся начальных классов. А именно:
     - учащиеся должны быть в состоянии грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на его содержании;
     - они должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя свое основное внимание на извлечение содержательной информации. Этой цели должен соответствовать отобранный грамматический минимум. Он определяется, как известно, действующей программой. Критерием отбора, которого обычно выступают такие показатели, как его частотность и употребительность в речи, а также его обобщенность, т.е. способность распространяться на то, или иное количество грамматических явлений.
     Для реализации этих грамматических целей необходимо рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как средство для овладения способами словоизменения, словообразования, словорасположения, т.е. как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей то или иное предметное содержание.
     Каждое грамматическое явление должно быть объяснено так, чтобы учащиеся могли применить его в речи. Это значит, во-первых, что при объяснении должно быть уделено большое внимание форме, которая поможет ученику узнавать данный грамматический факт при чтении и при аудировании. Это значит, во-вторых, что учащийся должен твердо усвоить семантику данного явления, чтобы понимать устную и письменную речь. В процессе объяснения необходимо сообщить об употреблении данного грамматического явления в речи на доступных примерах, чтобы учащиеся правильно могли использовать его в устной речи и письме.
     При объяснении грамматики целесообразно использовать знания учащихся по родному языку. Каждое грамматическое явление иностранного языка следует объяснять лишь тогда, когда соответствующее явление родного языка уже знакомо учащимся. 
     Это даст возможность эффективно опираться на знание родного языка.
При объяснении грамматического материала необходимо использовать также раннее усвоенные знания по немецкому языку. Это значит, что при объяснении нового грамматического материала нужно исходить из уже усвоенной лексики и грамматики и строить на этой основе всю дальнейшую работу. Скопление грамматических и лексических трудностей осложняет объяснение.
     Новое грамматическое явление можно объяснять лишь тогда, когда усвоен объяснённый раннее материал. Грамматика весьма напоминает в этом отношении математику: невозможно усвоить математическое действие деления, если неизвестно умножение, соответственно нельзя усвоить перфект, если учащиеся не знают спряжение вспомогательных глаголов или пассив, если они не знакомы с глаголом wеrden и с предлогами von и durch и. т. д [10, c.20-24].
     При объяснении грамматического материала следует использовать наглядность: таблицы, схемы, раздаточный грамматический материал по темам, ИКТ, интерактивную доску, которая является наиболее удобным средством наглядности.
     Новый грамматический материал объясняется на русском языке. Объяснение грамматического материала должно проводиться в тесной связи с работой над лексикой, фонетикой, а также над умениями учащихся по иностранному языку; между морфологией и синтаксисом должна соблюдаться тесная связь. Каждое грамматическое правило должно сопровождаться примерами, иллюстрирующими наиболее типичные случаи. Для того чтобы правила не заучивались механически, нужно добиваться от учащихся самостоятельного подбора примеров к изученным правилам из текстов учебника.
     На некоторых моментах, относящихся к изложенным выше методическим правилам, остановимся подробнее.
     Применяя при объяснении грамматики правило опоры на русский язык учащихся нужно иметь в виду следующее: программа по немецкому языку в ряде случаев учитывает это требование в том смысле, что она предусматривает некоторое отставание изучения грамматики русского языка. Это создаёт для учителя возможность при объяснении явлений, общих для двух языков, использовать знания учащихся по русскому языку. Данное обстоятельство, однако, не исключает разнобоя в практике преподавания, если планы учителя русского языка и учителя немецкого не согласованы с точностью до урока. [21, c.64-73].
     Приведем пример. Как известно, особую трудность представляет для учащихся род существительных и управление глаголов. Объясняя новое слово, необходимо останавливаться на этих грамматических моментах, уяснение которых принесёт большую практическую пользу. Возьмём в качестве примера слова die Nachtigal zuhoren.
     Объясняя первое слово, необходимо обратить внимание учащихся на род существительного (определить который можно по артиклю женского рода  die) и на то, что он не совпадает с родом существительного на русском языке соловей. Целесообразно напомнить учащимся ряд других существительных аналогичного типа der Hund- собака, das Kind-ребёнок, das Buch-книга и т.п.
     В результате наблюдения за существительными обоих языков устанавливается, что род существительных в русском языке определяется по окончаниям и суффиксам, в немецком языке показателем рода является артикль. Следует ещё раз указать учащимся на то, что новые слова должны заучиваться обязательно с артиклем. При объяснении показать его значение в предложении, например: alle horen der Nachtigal zu.
     Учащиеся, прочитав предложение, должны найти сказуемое и восстановить его неопределённую форму. Затем необходимо найти дополнение (der Nachtigal), определить его падеж и сравнить с русским дополнением в предложении «Все слушают соловья». Устанавливается, что немецкий глагол zuhoren управляет дательным падежом, а русский глагол слушать - винительным. Необходимо, чтобы учитель постоянно пользовался знакомой учащимся системой знаков для выделения грамматических категорий на доске: подлежащее обычно подчёркивается одной прямой чертой, сказуемое двумя прямыми чертами, дополнение - волнистой линией и т.д. Учителя иностранного и родного языков должны пользоваться одной и той же системой подчёркивания и других способов выделения материала. Итак, к основным приёмам введения грамматического материала относятся: запись на доске (предложения или ряда предложений, слова или ряда слов) и чтение их вслух, демонстрация таблиц, раздаточного материала, схем, рисунков. На практике эти способы применяются часто не изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом.
     Объяснить грамматическое явление значит:
     - раскрыть его значение;
     - объяснить правило его образования;
     - сообщить сведения о его употреблении в речи.
     Применяя правило, следует учитывать особенности каждого конкретного случая и совокупность тех условий, в которых проводится объяснение.
     Из сказанного следует, что грамматика имеет первостепенное практическое значение. Изучение грамматики приносит, кроме того, большую образовательную пользу: оно развивает мышление школьников, учит их абстрагировать то общее, что лежит в основе ряда языковых явлений. Природа грамматики даёт в известной мере ключ и к решению вопроса о том, как организовать объяснение грамматического материала. Здесь наиболее соответствует метод осмысления материала, называемый в педагогике эвристическим. 
     Грамматика теснейшим образом связана с лексикой. Она является началом, организующим лексику в целях обмена мыслями и взаимопонимания между людьми. Правила должны усваиваться учащимися на определённом лексическом материале, иллюстрирующем то или иное грамматическое явление, и не только путём заучивания, но главным образом с помощью применения этих правил для понимания слов и предложений, а также для самостоятельного изменения и соединения слов в речи. Таковы наиболее важные в методическом отношении особенности грамматики.


1.3. Основные подходы к формированию грамматических навыков в процессе изучения немецкого языка в начальных классах

     Методологический компонент в содержании обучения грамматической стороне речи немецкого языка в начальных классах предусматривает формирование навыков самостоятельной работы над данной стороной речи, навыков работы с различными грамматическими справочниками, навыков работы с различными опорами.
     Технология обучения грамматическим навыкам в начальной школе должна опираться на следующие основные положения:
     1. Деятельностный характер овладения грамматической стороной и коммуникативная направленность обучения ей.
     2. Учет первичности слухо-моторных связей при работе над грамматическими явлениями.
     3. Опора на образец, на действие по аналогии на основе осознания наиболее существенных ориентиров речевого действия (количество компонентов, их место в предложении).
     4. Опора на сознательность, учет важности сочетания сознательности с практическими действиями.
     5. Стимулирование речевой активности и самостоятельности учащихся в поиске и выделении существенных признаков единиц грамматического материала и действий с ними.
     6. Опора на принципы наглядности, доступности, прочности и систематичности.
     7. Учет принципа аппроксимации при обучении грамматической стороне иноязычной речи (И.Л. Бим)  [2, c.23-34].
     В работе над грамматикой можно выделить два этапа:
     I этап - создание грамматических основ разных видов речевой деятельности.
     II этап - совершенствование грамматических основ.
     Предъявление грамматического материала может осуществляться двумя путями:
     а) практическим (лексическим);
     б) теоретико-практическим (грамматическим) путем.
     Практический путь предусматривает, что грамматическое явление усваивается как лексика. Этим путем усваиваются грамматические исключения из правила, три формы глаголов, суплятивные формы степеней сравнения прилагательных и др.
     При теоретико-практическом пути ознакомление с новым грамматическим материалом может осуществляться двумя способами:
     а) индуктивно;
     б) дедуктивно.
     Ознакомление с грамматическим явлением в соответствии с этим путем происходит на основе перехода от единичных фактов к правилу.
     Учащиеся наблюдают за грамматическим явлением в ходе его объяснения, в ходе выполнения определенных упражнений, а затем приходят к выводу об их значении и правилах изменения формы. Ознакомление происходит индуктивно, т.е. ученики сами выводят правило.
     При дедуктивном способе ознакомления с грамматическим явлением обучающимся сообщается правило (или они знакомятся с ним самостоятельно), а затем переходят к выполнению грамматических упражнений.
     При практическом пути введения грамматического материла можно использовать следующие приемы:
     а) демонстрация речевого образца;
     б) имитация;
     в) выполнение действия по аналогии с образцом; с опорой на таблицу, схему, речевую ситуацию.
     При теоретико-практическом пути введения грамматического материала используются следующие приемы:
     а) объяснение с опорой на речевой образец и правило-инструкцию; 
     б) сравнение грамматического явления в родном языке;
     в) сравнение внутри языка, опора на сходные элементы ранее изученного материала;
     г) анализ грамматического явления;
     д) перевод грамматического явления на родной язык.
     Совокупность упражнений, направленных на формирование речевых и языковых грамматических навыков, называется комплексом. В комплексе упражнений целесообразно выделять:
     а) языковые упражнения;
     б) условно-речевые упражнения;
     в) подлинно речевые упражнения.
     Языковыми упражнениями могут быть:
     а) языковые аналитические упражнения (например, «Перепишите предложение, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предложения соответствующими глаголами»);
     б) языковые упражнения (предречевые, формальные) (например, «Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложное (сложносочиненное/сложноподчиненное)», «Постройте предложения по образцу»);
     в) языковые упражнения с некоторой речевой направленностью (например, «Задайте вопрос в указанном времени», «Превратите повествовательное предложение в вопросительное» и др.).
     Условно-речевые упражнения направлены на отработку грамматической формы в упражнениях, имитирующих речь. 
     По мнению И.Л. Бим, этот тип упражнений является наиболее эффективным для целенаправленного формирования речевых грамматических навыков во всех видах речевой деятельности  [2, c.23-34].
      К таким упражнениям можно отнести, например, упражнения типа: «Ответьте на вопрос положительно или отрицательно», «Возразите своему собеседнику», «Согласитесь с мнением учителя»,«Переспросите своего товарища», «Ответьте на вопрос по. рисункам», «Ответьте на вопросы, употребив указанную грамматическую форму».
     Под подлинно-речевыми упражнениями понимаются такие, которые повторяют процесс естественной коммуникации в разных видах речевой деятельности. Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией. Коммуникация мотивирована целями и условиями обучения. Этот тип упражнений - самый сложный для выполнения школьниками. Неслучайно, что эти упражнения завершают систему упражнений. К таким упражнениям можно отнести: «Опишите ситуацию, изображенную на рисунке», «Прослушайте текст и прокомментируйте поступки действующих лиц», «Как Вы бы поступили, если...» и другие.
     Большое значение придается контролю усвоения грамматического материала. В качестве объектов контроля активной грамматики выступают навыки формирования слова и связи слов в предложении. В пассивной грамматике объектом контроля являются навыки узнавания и соотнесения грамматической формы со значением, признаками оформления предложений.
     Усвоения правил-инструкций и правил-обобщений проверяется через род действия с материалом.
     Репродуктивные грамматические навыки включают группу действия по конструированию и оформлению фразы: выбор модели, выбор формы слова, образование сочетания слов, расстановка слов в предложении. 
     Контроль рецептивных грамматических навыков охватывает группу действия по восприятию, осознанию, осмыслению и пониманию грамматического содержания структуры предложений, словоформ. 
     Для контроля грамматических навыков могут применяться и тестовые задания.
     
     

2. Организация работы по формированию иноязычных грамматических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка
2.1. Выявление начального уровня сформированности грамматического навыка у младших школьников

     Исследование начального уровня сформированности грамматических навыков проводилось в школе МБОУ «Дмитриевская СОШ».  В исследование приняли участие дети 4  класса в количестве 13 человек.
     Цель данного этапа исследования - определить начальный уровень сформированности грамматических навыков у учащихся начальных классов.
    В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
    - Определить уровень сформированности грамматических навыков   на констатирующем этапе эксперимента;
    - Разработать систему  занятий с учащимися 4 класса по формированию иноязычных грамматических навыков;
    - Экспериментальным путем доказать степень влияния предложенных методических рекомендаций на повышение уровня сформированности грамматических навыков  в экспериментальной  группе.
    Основным методом исследования выступил метод эксперимента, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом из этих этапов применялись частные методы, в том числе эмпирические:
    - тестирование;
    - наблюдение;
    - изучение продуктов деятельности учащихся;
Всего было проведено 5 уроков немецкого языка, на каждом из которых были использованы различные методы обучения грамматики. Все эти уроки
были направлены на формирование и совершенствование грамматических навыков.
    Диагностика начального уровня сформированности грамматических навыков проводилась в ходе констатирующего этапа опытно-исследовательской работы.
    В связи с тем, что упражнения должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников, был подобран тест, состоящий из  20 вопросов на которые нужно было выбрать букву  правильного  ответа
 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).
    Результаты проведенного теста показали следующее: В 4  классе двое  учащихся из 13 человек выполнили 100% заданий,  еще двое  - 80%, трое - 65%, четверо - 62%, и двое учеников - 53% заданий.  
    В процентном соотношении уровень сформированности грамматических навыков  у учащихся равен 50 %.
    Из полученных данных было определено, что на констатирующем этапе из 13 учащихся 4  класса у четырех учащихся (30%) был выявлен низкий уровень сформированности грамматических навыков, семерых учащихся (60) - средний уровень,  у двух учащихся (10%) – высокий уровень. Полученные данные можно представить в виде таблицы 1 и рисунка 1. 
    
    Таблица 1. Уровень сформированности грамматических навыков у учащихся на констатирующем этапе.
уровень
количество учащихся
% учащихся
высокий
2
10
средний
7
60
низкий
4
30
    
    По данным таблицы 1 видно, что у учащихся 4 класса преобладает низкий и средний уровень сформированности грамматического навыка в процессе изучения немецкого языка.
    
     
     Рисунок 1. Уровень сформированности грамматических навыков учащихся на констатирующем этапе, в %
    
    Исходя из полученных данных была спланирована дальнейшая работа, предполагающая повышению уровня сформированнности грамматических навыков в процессе изучения немецкого языка.

2.2. Методы и приемы формирования грамматических навыков на современном этапе обучения иностранным языкам

     Грамматическим урок должен быть только по материалу, в остальном же он – речевой, где объединены две цели: функциональная и структурная. Это четко проявляется в мотивированности обучающихся построить то или иное высказывание на иностранном языке. 
     Таким стимулом могут выступать обсуждаемые на данный момент вопросы в рамках изучаемой темы, где учащимся предоставляется возможность не только практиковать грамматическое явление, но и обсудить близкую в этом промежутке времени тематику. Также возможным является и обсуждение отдельного от модульной темы вопроса, но здесь важно быть уверенным, что обучающиеся владеют необходимым лексическим запасом для оформления своих высказываний в речи, а предложенные упражнения имеют общую тема.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44