VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование и развитие платных образовательных услуг в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002050
Тема: Формирование и развитие платных образовательных услуг в России
Содержание

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Экономический факультет
Кафедра экономики социальной сферы




Выпускная квалификационная работа
«Формирование и развитие платных образовательных услуг в России»








Выполнила:
Мартынюк Кристина
Группа м405
Научный руководитель:
доц. Еникеева С.Д








Москва 2016



Оглавление
Введение	3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования платных образовательных услуг	5
1.1 Виды платных услуг в государственном и частном секторах	5
1.2 Роль государства в развитии рынка платных образовательных услуг	9
ГЛАВА 2. Анализ развития платных образовательных услуг	18
2.1 Динамика платных образовательных услуг	18
2.2 Современные тенденции и перспективы развития платного сектора образования	28
Заключение	36
Список литературы	38



Введение
      Актуальность темы исследования.
      В настоящее время многократно возрастает общественная значимость системы образования. Стремительные изменения в политическом, технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили в стратегический фактор прогресса общества его научно-технический, социокультурный и духовный потенциал, наращивание которого напрямую связано с уровнем развития социально-культурной сферы и, прежде всего, с состоянием системы образования и повышением образовательного и профессионального уровня всего населения.
      За последнее время сфера образования претерпела немало изменений, появилось разнообразие форм предоставления образовательных услуг. Раньше образование предоставлялось только государством и в основном на бесплатной основе, сейчас же этот сектор представляют не только государственные образовательные организации, но и частные. На развитие рынка платных услуг оказывает влияние ряд факторов. Это и демографический спад, и введение ЕГЭ, внедрение двухуровневой системы подготовки в высшем профессиональном образовании.
      На сегодняшний день сектор платных образовательных услуг активно развивается, это обусловлено переходом к рыночным отношениям , если раньше вопросы платности касались дополнительного образования взрослых и детей, то теперь платное обучение затрагивает вопросы основного образования. Возникает опасность вытеснения платной формы подготовки. Платные услуги могут оказывать как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения. Актуальность исследования обусловлена тем, что государство не способно удовлетворить потребности общества , в конкурентоспособном и востребованном на рынке труда образовании. 
      Еще одной немаловажной причиной бурного развития платного сектора образования является и недостаточное финансирование со стороны государства, происходит замена подготовки за счет бюджетных средств, на деньги населения. Государство перекладывает свои финансовые обязательства на образовательные организации и ставит перед некоммерческими организациями чисто коммерческие цели.
      С расширением платного сектора образования появилась необходимость в контроле качества предоставляемых образовательных услуг. Так как многие негосударственные образовательные организации, нацелены на получение высокого дохода и не заинтересованы в предоставлении качественных услуг.
      Все эти факторы будут оказывать влияние на объемы рынка платных услуг системы образования и в среднесрочной перспективе при положительной ее динамике. 
      Степень разработанности проблемы.
      При написании работы был привлечен широкий круг источников, среди исследователей рынка образовательных услуг следует выделить таких как Колесов В.П., Еникеева С.Д., Кузьминов Я.И., Иванов О. И.,Молчанов И.Н.,Щетинин В.П., Садовничий В.А., Жильцов Е.Н., Добренькова Е.В. и др. В работах данных авторов рассматривается процесс становления и развития рынка образовательных услуг в России. Вместе с тем, многие вопросы связанные с платным сектором образования остаются вне поле зрения исследователей, такие как функционирование данного рынка, а так же роль государства в регулировании отношений, возникающими между субъектами образовательных услуг с целью улучшить качество предоставляемых услуг.
      Объектом исследования данной работы является рынок платных образовательных услуг в России.
      Предметом исследования является функционирование и регулирование платных образовательных услуг.
      Целью выпускной квалификационной работы является изучение формирования и развития платных образовательных услуг в России.
      Для реализации данной цели в соответствии с объектом и предметом исследовательской работы, необходимо решить следующие задачи:
> рассмотреть виды платных образовательных услуг
> проанализировать роль государства в данном секторе образования
> исследовать динамику рынка платных образовательных услуг
> определить тенденции развития платного сектора образования
      Теоретическая основа данной работы обусловлена существующей научной теорией и практикой функционирования рынка образовательных услуг, трудами отечественных и зарубежных специалистов в области управления и экономики, а так же законодательными и нормативными актами Российской Федерации ( в том числе законы и комментарии к ним)
      Структура работы включает  введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования платных образовательных услуг
    1.1 Виды платных услуг в государственном и частном секторах

      По мнению многих ученых, образование сегодня нельзя однозначно отнести ни к общественному, ни к личному благу, оно больше носит смешанный характер. На протяжении последних лет изменилось традиционное представление об образовании как об общественном благе, что позволило говорить о формировании рынка образовательных услуг.
      Рынок образовательных услуг представляет собой систему социально-экономических отношений между учебными заведениями и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг.  В нашей стране главным покупателем образовательных услуг является государство. Именно оно расплачивается за бесплатное обучение населения.
       На сегодняшний день рынок образовательных услуг включает два взаимодействующих сектора: государственный и негосударственный или частный.
      В  Федеральном Законе  « Об образовании РФ»1 закреплено право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать населению, учреждениям, организациям платные дополнительные образовательные услуги, если они:

* Не включены в перечень обязательных образовательных программ (учебных планов)
* Предоставляются за счет внебюджетных средств
* Не предусмотрены государственными образовательными стандартами
* Закреплены в уставе

      Государственные и муниципальные образовательные учреждения (в соответствии с реализуемым уровнем образования) могут на платной основе оказывать следующие виды образовательных услуг: собственно образовательных, развивающих и оздоровительных.
Образовательные и развивающие услуги2:
• обучение по дополнительным образовательным программам;
• преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
• репетиторство;
• занятия по углубленному изучению предметов;
• подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования;
• организация деятельности различных кружков (например, по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео– и радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т.д.);
• создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению обучающихся к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее;
• создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
• создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
Оздоровительные услуги: создание различных секций и групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и других, выходящих за рамки обязательной программы).
Важно знать, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность в пределах бюджетного финансирования, не могут считаться платными дополнительными образовательными услугами:
• обучение по основным образовательным программам в классах (группах) с меньшим количеством учеников, чем это установлено;
• обучение по основным общеобразовательным, а также общеобразовательным программам повышенного уровня и направленности в школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов (гимназиях, лицеях, дошкольных образовательных учреждениях);
• факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору обучающихся за счет часов, отведенных на усвоение основных общеобразовательных программ;
• сдача экзаменов в порядке экстерната;
• дополнительные занятия с неуспевающими;
• психологическое сопровождение образовательного процесса;
• проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.
      Увеличение платных услуг в государственном секторе является следствием:
* сокращения и нерегулярности финансирования учебных заведений из государственного бюджета;
* возрастающих потребностей детей и их родителей в получении качественного образования
* развития рыночных отношений в сфере образования

      Образовательные учреждения, являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах. Так, в частности, образовательные учреждения имеют право:
• торговлю покупными товарами, оборудованием;
• оказание посреднических услуг;
• долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
• приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
• ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией;
• сдачу имущества в аренду.

      Частный сектор рынка образовательных услуг представлен только платными услугами негосударственных учебных заведений.
      Негосударственные образовательные организации имеют право взымать плату с обучающихся за все оказываемые услуги, в том числе и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.  Деятельность таких организаций не рассматривается как предпринимательская, если все получаемые денежные средства идут на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса и его развитие. Образовательная деятельность негосударственных организаций должна быть лицензирована, перечень всех предоставляемых услуг должен отражаться в уставе. Отношения между гражданами и учебными заведениями должны регулироваться соответствующим договором.
      Негосударственные учебные заведения являются активными субъектами рынка образовательных услуг. Они способствуют решению ряда важных задач: 
* получая образование люди чувствуют себя более востребованными в обществе;
* создаются новые рабочие места;
* расширяются возможности для переобучения новым специальностям;
* увеличивается возможность в получении высшего образования;
* получаемые средства за образовательные услуги, улучшают материальную базу и положение учебных заведений.

      Понимая важную роль образовательной сферы, страны с развитой рыночной экономикой в последние 10-15 лет осуществляли серьезные инвестиции в развитие этой сферы. Сегодня в Российской Федерации источники поступления  финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь, внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т.п.), организаций, населения, иностранных источников.  Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения. 
      В соответствии с изменениями федерального закона РФ « Об образовании» ведется равное бюджетное финансирование государственных и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.
      Изменениями предусмотрено "финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений"3
       
      Что касается оплаты, то, как правило, частные образовательные учреждения самостоятельно устанавливают стоимость своих услуг. Нормативно-правовую основу, регламентирующую отношения в части оказания платных образовательных услуг в РФ, составляют Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об образовании  в РФ», ФЗ «О защите прав потребителей» и нормативные акты, принимаемые в соответствии с этими законами. Но, если вспомнить июнь 2015 года, то в Госдуме рассматривали решение о том, чтобы в условиях кризиса правительство заморозило рост цен на образовательные услуги. Вузам было установлено, чтобы процент повышения стоимости услуг не превышало инфляцию. Эту политику вело Министерство образования РФ. Так же ВУЗам, которые откажутся следовать постановлению Правительства грозило не оказать помощи в предоставлении достаточных бюджетных мест или занести их в списки нарушителей.












    1.2 Роль государства в развитии рынка платных образовательных услуг

      Вопросы образования согласно Конституции России находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
      Основным правовым документом, регулирующим отношения при реализации этого права и во всей системе образования России, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
      В настоящее время в России недооценка роли и значения проблемы образования и профессиональной подготовки кадров находится на начальном этаперыночных преобразований. Огромное недофинансирование сферы образования и существенное снижение объемов ее финансирования приводят к нарастанию кризиса в системе образования, что ведет к массовому появлению и развитию альтернативных образовательных организаций.
      Все меры, которые принимают государственные органы в части совершенствования экономического механизма регулирования системы образования зачастую решают конкретные, сиюминутные проблемы, не опираясь на осмысление роли государства в регулировании данных процессов. Как следствие, результаты принятых мер не оказывают существенного влияния на решение основных проблем образования, а это ведет к углублению кризиса в данной сфере и значительному снижению качественных параметров общего образования и профессиональной подготовки кадров.
      Можно так же сказать, что для России вопросы, связанные с тенденциями и перспективой развития образовательного рынка – совершенно новые. Быстро сформировавшийся и динамично развивающийся национальный рынок, имеющий многоуровневую структуру, специфичную конкурентную среду требует от нас более детального и глубокого изучения данной области. Тем более что в настоящее время сфера услуг заняла ведущее место в экономике России.
      В эпоху постоянного обновления и внедрения новых технологий, глобализации производства, на фоне создания мирового рынка товаров, услуг, рабочей силы, информации и так далее, новое качество менеджмента требует изменения основных направлений, форм и методов государственного регулирования социально-экономического развития, в частности в сфере налогов.
      Сейчас ключевая роль государственного и управленческого регулирования в сфере образования отведена политике государства в сфере образования. Эта деятельность направлена на достижение стратегических задач общегосударственного значения.  Если ранее прямое государственное управление было присуще советской системе образования, то сейчас это координация действий государства, которая направлена на регулирование образовательной деятельности и образования в целом.
      Одним из условий реализации данных положений является переход от управления образовательными учреждениями к управлению данными программами. А значит, управленческие функции: контроль, финансирование, оценка качества будут осуществляться именно по отношению к образовательным программам.
      Системное преобразование модели управления является основной стратегией развития образования в нашей стране. Основой качественного развития будет являться учет международных стандартов и национальных особенностей. Компоненты государственного управления высшим образованием реализуются непосредственно органами исполнительной власти, в чьем ведении вопросы образования и науки (в том числе единая для всех них система аттестации научных кадров), академических и вузовских учреждений, осуществляющих на началах самоуправления функции организационного характера.
      Один из инструментов реализации социальных функций - это использование государственной собственности. Во время переходного периода российской экономики и практики отношений в сфере образования возникли проблемы эффективности использования данного инструмента. Необходимо заметить, что наиважнейшее место в различных правоотношениях в сфере образования занимают именно экономические имущественные отношения.
      Поскольку именно государство является главным заказчиком на получение квалифицированных и высокообразованных кадров, рынок образовательных услуг обязан иметь государственное регулирование. Данный подход приведет структуры государственного управления всей системой образования в соответствие с новыми экономическими условиями и сложившимися общественными отношениями. На сегодняшний день, тенденции в совершенствовании статуса российских вузов вряд ли соответствуют международным стандартам. Стремления реформ сводятся к дальнейшему разгосударствлению вузов, в первую очередь через создание автономных учреждений как юридических лиц в социально-культурной сфере. Реформирование государственного регулирования в сфере образования призвано способствовать росту качества образовательных услуг, повышению эквивалентности образования международным аналогам. Во многом подобные процессы в России отражают объективную действительность - децентрализацию управления в социальных отраслях. Тем не менее, децентрализация высшего образования становится политикой стратегии развития вузов.
      Согласно Конституции РФ каждый имеет право на образование4. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
      В настоящее время государство поставило задачу сохранения за собою приоритета в финансировании системы образования, установления гарантированного уровня расходов на содержание и развитие учебных заведений в процентах от ВВП или общего объема расходной части бюджета.
      Основные функции которые выполняет государство на рынке образования это правовая защита рыночных субъектов от монополии, обеспечение качества товаров, ведение статистики. В связи с этим главная цель стратегического развития Российской Федерации в сфере образования до 2020 года – обеспечение эффективной модернизации образования. 
      
      В настоящее время государству для достижения стратегических ориентиров с целью поддержки и развития системы образования необходимо выполнить целый ряд мероприятий5:
           • приведение структуры предложения образовательных услуг в соответствие со структурой спроса на них; поэтапное расширение системы платных услуг и сети негосударственных образовательных учреждений;
           • адресная поддержка студентов в зависимости от уровня доходов их семей; передача с федерального бюджета региональным и местным бюджетам финансирования издания школьных учебников и бесплатного обеспечения ими детей;
     • разработка механизмов нормативно-правового обеспечения возможностей привлечения в систему образования внебюджетных средств;
      • увеличение доли собственных и внебюджетных источников, кредитов банков, иностранных и частных инвестиций в развитии материально-технической базы учебных заведений при одновременном повышении эффективности их использования;
   • разработка механизма приоритетной поддержки эффективно действующих учебных заведений при прозрачном механизме выбора объектов поддержки (на конкурсной основе);
    • обеспечение открытого взаимодействия системы образования с обществом, государством и экономикой при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических стандартов;
• формирование нормативно-правовых и организационно-экономических условий для последующего внедрения механизмов нормативного финансирования на одного учащегося (студента).
      Государство принимает участие в образовательной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере образования, являются:
1) регулирование образовательной деятельности:
* лицензирование,
* установление образовательных стандартов, контроль за их соблюдением;
2) организация обучения в государственных учебных заведениях;
   3) финансирование получения населением определенных уровней и видов образования.

      Регулирование. Право заниматься образовательной деятельностью обычно обусловливается получением лицензии, выдаваемой государственными или иными органами, наделенными государством такими полномочиями. Государство устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса (строительные, санитарные, гигиенические нормы, требования к оснащенности учебных помещений, наличию оборудования, образовательному цензу педагогических работников и т.п.). Соблюдение этих требований является условием выдачи лицензии.
      Государство регулирует организацию образовательного процесса, требуя, чтобы предоставление начального, среднего и высшего образования было последовательным, стандартизированным и обеспечивало преемственность передаваемых знаний. Требования к качеству образовательных услуг устанавливаются в форме государственных образовательных стандартов. В России они имеют федеральный и национально-региональные компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
      Организация обучения.Государство в очень многих странах гарантирует обеспечение доступа каждого человека к некоторому базовому образованию. Во второй половине XX в. все страны с развитой рыночной экономикой, страны Восточной и Центральной Европы установили обязательное среднее образование для своих граждан. В странах Восточной Азии, Латинской Америки начальное образование является почти универсальным. Практически повсеместно государство обеспечивает бесплатное получение базового образования, используя для этого систему государственных школ или общественных школ, созданных местными сообществами.
      Высшее образование предоставляется в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Соотношение тех и других в разных странах различно. В большинстве стран преобладают государственные высшие учебные заведения. Но, например, в Японии более двух третей всех студентов обучается в частных университетах.
      Во всех странах вплоть до недавнего времени государственные учреждения начального и общего образования и все или многие учреждения высшего образования находились в административном подчинении государственных органов управления образованием, которые непосредственно руководили их работой. В условиях формирования информационного общества, требующего высокого уровня инновационности образовательных программ, гибкости в организации учебного процесса, управление административными методами оказывается неэффективным и с организационно-технологической, и с экономической точек зрения.
      В последнее десятилетие в странах с развитой рыночной экономикой проводятся реформы, меняющие роль государства в сфере образования: государство перестает непосредственно руководить учебными заведениями, все активнее выступая не в роли производителя, а в роли заказчика и покупателя образовательных услуг. Функции органов управления перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов их потребителей. Государство способствует развитию в сфере образования конкуренции и рыночных отношений, но при этом во многих странах скептически относятся к перспективам приватизации государственных школ и вузов.
      
      Финансирование: За счет бюджетных средств финансируется деятельность государственных учреждений, предоставляющих базовое образование. Во многих случаях государство финансирует также частные школы наравне с государственными, обеспечивая таким образом гарантии получения базового образования вне зависимости от принадлежности образовательной организации. Государство полностью или частично берет на себя расходы по обучению своих граждан в высших учебных заведениях, государственных и негосударственных, финансируя в той или иной форме их деятельность.
      
      Ориентированность образования на рыночную экономику не означает отказ государства от ответственности за сферу образования. В условиях разграничения полномочий на разных уровнях власти, появляются сложности в идентификации роли государственно регулирования в образовательной сфере. 
      Так как государственный сектор сохраняет значительный вес в образовании, государство сталкивается с необходимостью постоянного взаимодействия с негосударственным сектором на началах конкуренции или партнерства, а также в качестве правового контроля. 
      Государство не только регулирует деятельность негосударственных образовательных организаций, но и оказывает им помощь.
      Одним из способов поддержки негосударственного сектора со стороны государства является частно-государственное партнерство. Данный вид помощи может принимать различные формы: 
* аутсорсинг вспомогательных услуг (уборка территории, питание)
* повышение квалификации преподавателей
* льготное налогообложение
К основным формам государственной поддержки можно отнести:
* субсидии на учреждения и эксплуатацию частных образовательных учреждений ( происходит экономия средств на строительство новых образовательных учреждений)
* налоговые льготы (как для образовательных учреждений, так и для семей)
* отмена некоторых мер регулирования и контроля за деятельностью частных образовательных учреждений (образовательные учреждения получают самостоятельность в решении организационных, финансовых и административных вопросах)

      В системе образования государство выполняет достаточно специфические функции, которые другие субъекты выполнить не могут.
      Формирование рынка образовательных услуг происходит не стихийно, следовательно государству необходимо регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка и условий его эффективного функционирования. С ростом численности частных образовательных учреждений у государства появляется обязанность защищать потребителей образовательных услуг. Для этого необходимо обеспечить качество услуг, появляется необходимостьподдерживать политику аккредитации учебных заведений и сертификации образовательных программ. Система сертификации и аккредитации снижает неопределенность будущих потребителей, а так же для работодателей относительно уровня компетентности работников, все это так же препятствует появлению образовательных услуг низкого качества. Исходя из вышесказанного, там, где государство не является уже единственным поставщиком образовательных услуг, ему следует сохранить за собой функции установления и поддержания национальных стандартов, а также обеспечить равнодоступность этих услуг для населения с помощью создания нормативно-правовой базы.
      Из произведённого анализа можно сделать вывод, что как государственные, так и негосударственные образовательные услуги имеет свою специфику, каждое из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, в связи с чем одним из направлений государственной политики должны стать развитие и поддержка  негосударственного сектора образовательных услуг , т.к. он с успехом справляются с некоторыми функциями в сферах образования и науки, которые государственный  выполняет менее успешно или более дорого.
      Одной из важнейших стратегических целей государства является – обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения. 
      Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2015 году по разделу «Образование» составляют 3 094,46 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета на образование составляют 18,33% или 567,02 млрд. рублей. Большая доля расходов консолидированного бюджета приходится на «Общее образование», полномочия по финансированию которого относятся к компетенции субъектов Российской Федерации (47,36% или 1 465,40 млрд. рублей).
      ?В структуре расходов федерального бюджета на образование большая доля расходов приходится на «Высшее и послевузовское профессиональное образование» и составляет 84,49% или 479,05 млрд. рублей.




Рис. 1.1 Расходы консолидированного бюджета РФ по разделу «Образование» в 2015 году, млрд. руб.6



ГЛАВА 2. Анализ развития платных образовательных услуг
    2.1 Динамика платных образовательных услуг

      Создание платного сектора в образовании было вызвано необходимостью выхода из того тупика, в котором оказалась российское образование в начале 90-х годов. Дефицит новых профессий на рынке труда, рост желания молодежи получить образование по новым престижным специальностям, неподготовленность государственных образовательных организаций к изменившейся рыночной ситуации, их бедственное финансовое положение - все это стимулировало появление негосударственных (платных) образовательных услуг, нацеленных на удовлетворение возникших общественных и личных потребностей. Социологические исследования свидетельствуют, что спрос на платные услуги образования начал формироваться параллельно появлению платных мест в государственных учебных заведениях.
      Организаторы негосударственных вузов достаточно оперативно отреагировали на новые образовательные нужды. Первые такие учреждения начали создаваться главным образом по инициативе руководителей и профессорско-преподавательского состава тех государственных вузов, в которых получила распространение практика создания платных студенческих мест. Именно в 1992-1994 гг. на их базе была отработана методика последующего формирования системы негосударственного (платного) образования.
      Еще одной причиной можно считать расслоение общества в материальном плане, что привело к появлению новых потребностей в образовании. Со временем приходит и понимание, что инвестиции в интеллектуальный капитал окупают себя.
      Для того, чтобы проследить динамику платных образовательных услуг, необходимо рассмотреть развитие частного сектора на каждом уровне образования.
      В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования7:
1. дошкольное образование;
2. основное общее образование;
3. среднее профессиональное образование;
4. высшее образование;
5. дополнительное образование


Рис. 2.1 Дошкольное образование



Рис. 2.2 Количество воспитанников
Источник: Росстат http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/#

      Как видно по данным статистики рост числа детей посещающих дошкольные образовательные учреждения с каждым годом растет, а количество детских садов возрастает не такими быстрыми темпами, что ведет к многочисленным очередям. 
      Главной задачей государства на сегодняшний день является ликвидация  очередей в дошкольных организациях и достижение 100% доступности дошкольного образования.  Для достижения поставленных целей, государство стало активно поддерживать развитие частного сектора дошкольного образования, для ликвидации очередей в детских садах. 
      Увеличивается роль негосударственного сектора согласно Государственной программе РФ « Развитие образования на 2013-2020 годы». Ведется строительство современных зданий дошкольных учреждений, а так же используется частно-государственное партнерство. « Частно-государственное партнерство – форма сотрудничества между бизнесом и органами государственной власти, основной целью которой является обеспечить финансирование, реконструкция, сооружение, содержание и управление объекта инфраструктуры или предоставления услуг»8. Идет активное развитие  различных моделей и форм дошкольного образования ( частные, корпоративные и семейные), все это должно изменить масштаб и роль негосударственного сектора услуг.9
      Для поддержания негосударственного сектора согласно ФЗ « Об образовании в РФ» с 2014 г. предусмотрено « финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях» со стороны субъектов РФ «посредством предоставления субсидий данным организациям на возмещение затрат»10

Рис. 2.3 Структура бюджетных и внебюджетных средств дошкольных образовательных организации? по источникам финансирования 
      Исходя из структуры средств дошкольных образовательных организаций, мы видим что основным источником финансирования являются внебюджетные средства.
      
      Какую школу выбрать-частную или государственную? Этот вопрос стоит перед многими родителями и в основном, выбор падает на второй вариант. Хотя именно частные школы занимают лидирующие места в рейтингах, а выпускники этих школ добиваются больших успехов. По данным Министерства образования и Росстата 2014-2015 годах число частных школ доходило до 751, а государственные сократились на 488 учебных заведений.
Таблица 2.1 
Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций11


2000/01
2005/06
200.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44