VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000059
Тема: Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста
Содержание
Введение
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к достижению метапредметных результатов: активного использования речевых средств овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами [3].
Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема является актуальной в связи с исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.
По мнению Н.Н. Светловской; «Чтение – это основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развитие интеллектуального потенциала ребенка». [43, с. 28].
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий; от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
В.А.Сухомлинский отмечал, что уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, его тончайшим оттенком. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира [44, с. 96].
В современных условиях развития общества остро стоит проблема вдумчивого чтения книг, размышление над книгами – несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная работа по формированию читательского интереса у детей младшего школьного возраста должна выдвигаться в ряд первоочередных задач начального общего образования.
  Личность ребенка формируется и под воздействием тех книг, которые он читает, так как именно литературе отводится роль трансформатора нравственных ценностей от одного поколения к другому.   
Таким образом, формирование читательского интереса следует рассматривать не только в узкопрагматическом смысле как овладение ребенком данным учебным навыком, но и в более широким – в качестве базы для личностного развития детей младшего школьного возраста в будущем.
Успех формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста зависит от участия в решении этой задачи не только педагогов, но и родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую, духовную потребность. [7 с.106].
Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?
Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Н.Н.Светловскую, Г.Н.Кудину, З.Н.Новлянскую, Т.Г.Рамзаеву, М.Р.Львова, О.В.Сосновскую, О.В.Джежелей и других.
         Первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети младшего школьного возраста, является фольклор, именно фольклор открывает ребенку большой мир человеческих чувств и взаимоотношений, будит воображение, утверждает доброту и справедливость.
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через поговорки, потешки, пословицы у учащихся складываются более глубокие представления о мире, окружающей действительности. [46, с. 9].
Перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у детей младшего школьного возраста к этому виду деятельности.    
 В то же время, можно выделить противоречие между необходимостью формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения и недостаточной теоретической и практической разработанностью нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами.
Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования: «Нетрадиционные приемы работы с малыми фольклорными жанрами в процессе формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения».
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и проверить эффективность использования комплекса нетрадиционных приемов работы с малыми жанрами фольклора в процессе формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - нетрадиционные приемы работы с малыми фольклорными жанрами в процессе формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, материалы наблюдений, изучение практики работы современных образовательных учреждений позволили выдвинуть гипотезу исследования: формирование читательского интереса младших школьников будет осуществляться успешно, если:
- будет использован комплекс нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения;
- нетрадиционные приемы работы с малыми фольклорными жанрами будут носить творческий, деятельностный характер.
Данная работа должна проводиться, на наш взгляд, систематически на уроках литературного чтения в начальных классах.
Для реализации цели исследования были поставлены  следующие задачи:
изучить методическую, педагогическую литературу по данной проблеме;
раскрыть сущность, пути, средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста;
обосновать педагогический потенциал нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения в начальных классах;
охарактеризовать комплекс нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения;
апробировать комплекс нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения с целью проверки влияния  на формирование читательского интереса у обучающихся 2-го класса.
Основными методами исследования стали опытная работа и систематическое наблюдение за процессом формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста (учащихся  2-го класса МОУ СОШ п. Кышик)  в ходе уроков литературного чтения.
На различных этапах исследования использовались и другие методы:
- теоретический анализ литературы в рамках проблемы;
- изучение передового педагогического опыта;
- наблюдение за детьми в ходе учебного процесса;
- индивидуальные и групповые беседы (опрос);
- теоретический анализ эмпирических данных.
База экспериментального исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МКОУ СОШ, п.Кышик Ханты-Мансийского района, исследование проводилось  во 2-ом классе МКОУ СОШ, п. Кышик в течение 1- ой четверти 2012 -2013 учебного года, занимающихся по системе «Школа России». 
Всего экспериментом было охвачено: учителей начальных классов – 3, детей младшего школьного возраста– 26 (на этапе констатирующего эксперимента), 13 – на этапе формирующего эксперимента, родителей -15.
В проведенном эксперименте мы выделили три этапа.
На первом этапе исследования перед нами стояли задачи осмысления и формирования научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста, разрабатывались исходные теоретические позиции, обобщался опыт учителей - новаторов и накапливался собственный опыт, касающийся формирования и развития читательского интереса. В это же время было начато проведение констатирующего эксперимента. Полученные в его ходе данные позволили определить объект, предмет, цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе проводилась опытная проверка гипотезы и ее уточнение в ходе эксперимента. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста через использование нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения, разрабатывались и проводились учебные занятия, обеспечивающие развитие данного вида интереса в 2-ом классе.
На третьем этапе систематизировались и обобщались полученные материалы, осуществлялось литературное оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость заключается в систематизации основных понятий по проблеме исследования, обосновании результативности комплекса нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Структура и объём выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава  1. Теоретические основы формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения с использованием нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами
1.1. Сущность, пути, средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
В настоящее время, как известно, система внеклассного чтения, решавшая в значительной степени вопросы мотивов чтения, интереса к чтению, умения работать с книгой, практически не существует. Читательская деятельность формируется на уроках литературного чтения; частично сохранились уроки внеклассного чтения, частично оно формируется в семье.
Уметь читать в широком смысле этого слова- значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл…Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное», - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
Термин «интерес» в переводе с латинского языка обозначает «иметь значение» [27, с.29].
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг [26; с 168]. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.
Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Выделяют следующие причины снижения читательского интереса у детей младшего школьного возраста:
- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения);
- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Вопрос формирования читательского интереса всегда волновал учителей начальной школы. Формирование читательского интереса проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение. [26, с. 125].
Наблюдения за работой педагогов, анализ их деятельности показали, что работа по формированию читательского интереса ведется, но фрагментарно, эпизодически, не в системе. [22; с 80].
Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательского интереса не происходит автоматически, а направляется учебной  и внеклассной деятельностью.
Одним из направлений работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
В качестве критериев читательского интереса мы рассматриваем:
активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
положительное эмоционально - окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса детей младшего школьного возраста являются:

положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение" [43, с. 80].
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
В основе работы с детьми по формированию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:
принцип учета сензитивных периодов развития;
принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
диалогический принцип.
Занятия по развитию читательского интереса у детей младшего школьного возраста можно представить в виде схемы:
урок литературного чтения;
внеклассные занятия;
совместная работа с библиотекой;
работу с родителями.
Уроки литературного чтения должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра – путешествие, сказки и др.
Разные виды работ над текстом способствуют развитию читательского интереса, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д. Уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. [8; с 460]
Успешность решения поставленных задач осуществляем в процессе реализации совокупности следующих методов:
Таблица 1.
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приучение Оценка Упражнение Взаимооценка Показ Похвала Подражание Поощрение Требование Соревнование Дискуссия Беседа Игра
 Считаем, что эффективному формированию читательского интереса у детей младшего школьного возраста способствует использование комплекса нетрадиционных приемов работы с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения.
Педаг??г для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.
    Необходимым требованием федерального государственного образовательного стандарта является умение различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня.
   Стандарт определяет использование следующих видов речевой деятельности: слушание (аудирование)- восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров; осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений; говорение-участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения и других источников; умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них,  пересказ прочитанного текста, построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях), устное изложение текста по плану; письмо- создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”
Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Д.Б. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго. [50; с 92]
     Процесс чтения – это  не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца с начала обучения, то становится понятным, что информационная насыщенность, тот темп, который задается ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1. Восприятие данных слов. Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
Нетрудно показать, что в этом процессе восприятия букв как символов определённого слова  большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.
2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом - какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.
     Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновение из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
         Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:
- фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
- слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
- зависимость от жизненного опыта;
- связь с практической деятельностью ребенка;
- ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
- превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
- недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;
- преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.
         Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения. [18; с 52]
         Формирование читательских интересов – это важная научно -педагогическая проблема. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.
         Исходя из сказанного, действительно трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей и средств формирования читательских интересов у учащихся (Е.В.Кветковский, М.Д.Кобахидзе, А.И.Липкина, Т.К.Макарова, В.Ф.Чертов). Чтобы понять значительность этих открытий и сконцентрировать внимание на еще не решенных вопросах формирования интереса к книге и чтению у младших школьников, важно учитывать, что в психолого – педагогической литературе существует два понятия детского чтения.
         Формирование у каждого учащегося желания, умения и устойчивой привычки в свободное время выбирать и читать книги не просто полезные, а интересные и посильные, и не «вообще детям», а именно ему – данному  конкретному ребенку, очень важно во всех отношениях.
В этом случае книга становится действительно тем инструментом, который помогает ребенку задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Осведомленность в доступном круге чтения, узнавание все новых и новых книг непрестанно расширяют сферу его познавательных интересов. Личностная мотивация выбора книги для самостоятельного чтения рождает цель, которая увлекает возможностью учиться у терпеливых и мудрых помощников, советчиков, друзей, которых он сам находит себе среди книг. Желание прочитать книгу, которую выбрал сам, становится дополнительным и весьма существенным стимулом для совершенствования техники чтения. Умение пользоваться книгой, чтобы настроиться на самостоятельное чтение и проверить себя – все  ли и так ли понятно, как надо читал, -  развивает  творческое воображение, приучает думать (о книге и её героях, о тех, кто пишет книги, о людях, которые вокруг, знакомых и незнакомых, о своем месте среди них). В результате такого чтения и формируются школьники-читатели – очень  разные индивидуальности во всем.

Сегодня основная проблема, стоящая перед учителем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам литературы по первоисточникам, а не по краткому пересказу. Задача эта не новая, практически все учителя работают над ее решением. Просто в свете последних тенденций развития образования она приобрела особую актуальность, а без ее решения невозможно даже малейшее продвижение по пути достижения высоких результатов, которых ожидают сегодня от школьного образования. В практике сложились такие способы возбуждения интереса к книге, как чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным героем; привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций; краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение читательского впечатления от книги самого учителя; привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения; сообщение полярных мнений о книге, высказанных литературными критиками, самими учениками. 
Интерес, по меткому определению психологов, - это  «встреча потребности с предметом». Следовательно, чтобы к книгам возник интерес, надо  сначала представить детям очень разные книги (ведь и дети в каждом классе чрезвычайно разные!), помочь им осознать это разнообразие, пробудить личные потребности, обеспечить каждому хотя бы один раз «встречу потребности и предметом». Тогда возникнет тот самый интерес, который станет движущей силой желания читать и который иным способом сформировать нельзя.
Если у ребенка не сложится интерес к книге и чтению –ненужными  окажутся ему самые лучшие и доступные книги, в туннель пропадут все добрые намерения и нелегкие усилия учителя, обучающего детей чтению, ибо ребенок, лично не заинтересованный читательской деятельностью, в лучшем случае будет читать кое-как и исключительно по жесткому требованию извне.
Ребенку читать не хочется, когда у него отсутствуют  либо достаточно привлекательный стимул для занятия этой деятельностью, либо важные читательские умения, либо то и другое.
Физически нормальный ребенок всегда испытывает интерес к новому типу деятельности. Если у здорового ребенка нет естественного интереса к чтению, значит, имеются как минимум две причины:
1)  трудности буквосложения, слогосложения в целое слово (или, как вариант, слов в словосочетания или в предложении, и потому слово остается «неузнанным», незнакомым);
2)  мелкий (или неудобочитаемый) шрифт, не позволяющий сразу узнать буквы и слоги, неудачно расположенные на странице слова (буквы «пестрят», строка разбивается картинками, схемами и т.п.). [36; с 85]
Значит ли это, что игра в буквы, слова при обучении чтению не нужна? Нет, ни в коем случае. Она необходима. Она развивает детей, расширяя и обогащая  их словарный запас. Она учит занимательной организации досуга. Она помогает отрабатывать технику чтения, скрашивает однообразие процесса, без которого трудно отработать беглость и правильность раскодирования текста. Но с первого дня на уроках обучения грамоте должен присутствовать и подлинный мотив обучения чтению, тот мотив, который не может не быть адекватным цели: овладевая грамотой, дети должны постоянно узнавать, представлять себе возможных для них, интересных им потенциальных собеседников – сначала  конкретные книги, а затем авторов литературных произведений (книг), тянуться к общению с ними, стремиться поскорее зачитать самостоятельно и по-настоящему, как учат, чтобы быть свободными в выборе собеседника.
Одновременно с обучением раскодированию текста дети должны знакомиться с широким кругом книг, привыкнуть самостоятельно ориентироваться в нем, различая собеседников-авторов книг, учиться выбирать для себя тех из них, с кем именно сейчас хочется «поговорить».
Если такой привычки у детей не вырабатываться сразу, у них неизбежно возникнут другие привычки (в частности, равнодушие к собеседнику- писателю).
Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира.
Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.
Дети сейчас очень мало читают, в том числе и сказки. Они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов.
Произведение должно соответствовать возможностям детей по языку (чтобы они могли его самостоятельно читать), должно быть понятно в основной своей мысли, отличаться высокой поэтичностью, доставляющей наслаждение юному читателю, должно давать пищу уму и вызывать удивление, то есть увлекать детей.
Разработанный Н.Н.Светловской в 70-е годы прошлого века метод чтения-рассматривания является наглядно-исследовательским способом организации читательской деятельности, открывающий перед младшими школьниками кратчайший путь в огромный мир книг. Он четко прокладывает маршрут от читателя к книге, от книги – в  мир книг без посредников и промежуточных звеньев.
С каждым шагом этот метод гарантирует  любому ребенку индивидуальный подход (свою скорость продвижения в мир книг, свой объем освоения объектов этого мира, наконец, свои предпочтения при отборе авторов книг – своих  собеседников – и  их конкретных творений).
Этот метод чтения-рассматривания обеспечивает учащихся в процессе формирования их как читателей пробуждение специфических для каждого ребенка потребностей и потенциальных возможностей.                Как уже было замечено, интерес – это  встреча потребности с предметом, и интерес к книге-объекту обеспечивается умением с ней действовать, а читательские интересы – это  не просто активная познавательная  направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и – как  следствие – желание с ним действовать: рассматривать  его, листать, читать.
Читательские интересы – это  более высокая ступень читательской зрелости, это интерес избирательный, обеспеченный широким знанием доступного круга чтения, но направленный  не на книги вообще, а на книги  совершенно определенного рода (тематики, авторской принадлежности, жанра и т.п.), которые читатель осознанно выделяет из всех прочих книг, так как испытывает в них особую личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя  (даже порой не умея объяснить почему).
   Наличие читательских интересов - это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и- как следствие- рассматривать его, листать, читать. Такого рода общая направленность свидетельствует о сформированности у учащихся интереса к книгам, что при строгом соблюдении методики внеклассного чтения достигается уже на первом году обучения, а затем углубляется, стабилизируется.
    Читательские интересы - это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам.
    Непременным условием возникновения, а потом расширения и углубления читательских интересов у любого человека, а у детей младшего школьного возраста в особенности, является достаточно широкий уровень личностной начитанности, хорошая осведомленность в доступном круге книг, осознание того, что читать можно и что читать нужною.
Но такая постановка вопроса возможна лишь через полтора-два года после начала обучения в соответствии со строго продуманной системой, когда учащиеся самостоятельно прочитали не одну, а значительный ряд книг ведущих писателей по основным темам детского чтения, когда они познакомились с народными и литературными сказками, русскими и зарубежными,  с циклом стихов хотя бы нескольких лучших поэтов, с научно-познавательной книгой и детской периодикой.
   Характер и закономерности развития читательских интересов различных социальных и возрастных групп читателей, на ряду с книгоиздателями, библиотекарями, литераторами, методистами изучают учителя-практики начальной школы. Во- первых, именно они стоят у истоков формирования квалифицированного читателя. Который умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя результатом.
  Обучение чтению принесет больше плодов, если оно вызывает интерес и понимание у самих учащихся, если книги, предлагаемые им учителем для совместного освоения в классе или самостоятельной работы дома, способны привлечь ребят, разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником. В таком случае юные читатели будут готовы к неформальному, осознанному и необходимому им самостоятельному чтению-общению.
    Во- вторых, моральный долг учителя - не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственные качества, но и ограждать школьников по возможности от тех переживаний и трудностей, которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно и которые отрицательно влияют на формирование их личности.
   Устойчивые читательские интересы формируются у человека постепенно, с приобретением им жизненного опыта и овладением читательскими навыками, с расширением читательского кругозора.
    Для 8-9 летних детей их жизненный и читательский опыт только начинается. Они еще не знают толком мира книг, ни собственных возможностей и способностей. Поэтому относительно младших школьников можно говорить лишь об условных, первоначальных читательских интересах. . [27; с 29-42]

Выводами по данному параграфу являются следующие утверждения:
1. Успешное формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста возможно лишь на основе понимания чтения как одного из видов речевой деятельности.
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44