VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Факторинг и его особенности в банковской практике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000146
Тема: Факторинг и его особенности в банковской практике
Содержание
Введение

         Тема нашего исследования «Факторинг и его особенности в банковской практике». В сложившихся экономических условиях многие поставщики сталкиваются с неплатежами за отгруженные товары или предоставленные услуги. Следствием такой ситуации является дефицит финансовых ресурсов для продолжения дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности организации, плюс ко всему снижается ликвидность. В то же время, конкуренция на товарных ранках вынуждает поставщиков принимать более гибкие взаимоотношения со своими покупателями. Стремление найти и удержать покупателя требует от поставщика снизить уровень цен на свои товары, улучшить качество продукции и обслуживания, расширить товарную номенклатуру, предоставить особые условия доставки. К вышеперечисленным мерам можно добавить предоставление поставщиками отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги – то есть товарный кредит. Необходимость инвестирования поставщиком значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также различные организационные процессы построения продаж в кредит являются сдерживающими факторами развития товарного кредита. Именно для решения данных проблем служит факторинг.
         Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Сегодня, банки предлагают продукты, которые не в полной мере отвечают растущим потребностям рынка. Необходимы эффективные инструменты, которые позволили бы одновременно решать целый комплекс задач для предприятия, и в тоже время, выступили продуктом развития банковской деятельности.
         Факторинг является перспективным инструментом, позволяющим коммерческим банкам осуществлять финансирование предприятий реального сектора и торговые компании. Указанная схема беззалогового финансирования под уступку денежного требования обеспечивает предприятия необходимыми им оборотными средствами, позволяет минимизировать кредитные риски и, в достаточной степени, способствует поддержанию ликвидности в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам.
         Значимость и важность развития факторинга для экономики России подчеркивает тот факт, что он получил поддержку на государственном уровне. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации, утвержденная 19 июля 2009 года, особое внимание уделяет необходимости активного использования в будущем целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию. Поэтому, считаем возможным сказать о том, что факторингу отводится роль стратегического антикризисного инструмента для российской экономики. Можно смело утверждать, что факторинг – это один из перспективных банковских продуктов, направленных на поддержку реального сектора экономики.
         В условиях острой банковской конкуренции применение новых или мало освоенных инструментов и продуктов, каким и является факторинг, положительным образом отражается на взвешенности политики ценообразования на рынке банковских услуг, появлении инноваций и расширении дополнительного сервиса, улучшении качества банковского обслуживания. Все вышеперечисленное приводит  к повышению эффективности деятельности и конкурентоспособности кредитной организации. Таким образом, развитие факторинга должно способствовать развитию банковской деятельности в целом.
         Рост спроса на факторинговые услуги и недостаток фундаментальных методологических разработок в данной области явились причинами всплеска научного интереса к проблеме развития факторинга в России. В настоящее время, когда факторинговая проблематика приобрела особую актуальность, возникла потребность в комплексном анализе факторинга как самостоятельной экономической категории, связывающей интересы широкого круга участников экономических отношений.
         Несмотря на то, что факторинг пользуется у предприятий спросом, на практике данный продукт предлагается ограниченным числом коммерческих банков и факторинговых компаний (далее - Факторов). Во-первых, это объясняется существенными барьерами на пути вхождения на рынок факторинга, во-вторых, отсутствием у потенциального Фактора стратегии построения факторинга, методических рекомендаций по организации и проведению факторинговых операций, а отсюда и сложность их внедрения в практику.
         Актуальность, новизна, многоаспектность, недостаточная освещенность ряда вопросов, связанных с развитием факторинга, обусловили потребность в осмыслении и всестороннем анализе данного вида операции. Необходимость системного исследования проблемы  и проработки перспектив факторинга как инструмента и продукта развития банковской деятельности предопределили выбор темы, цель, задачи и структуру нашей работы.
         Цель работы состоит в раскрытии особенностей применения факторинга в банковской практике. 
         Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
         а) обобщить исторический опыт становления и развития факторинга в мире и в России, выявить предпосылки возникновения факторинга как полноценной финансовой услуги;
         б) исследовать понятие, экономическую сущность факторинга и факторинговых отношений, виды факторинга и его функции;
         в) изучить особенности правового регулирования рынка факторинга;
         г) составить краткое описание осуществления факторинговых операций за рубежом, проанализировать состояние рынка факторинга на мировом уровне;
         д) выявить факторы, влияющие на развитие факторинга в России;
         е) проанализировать современное состояние факторинга в России на основе статистических данных, выявив тенденции и направления дальнейшего развития;
         ж) составить анализ деятельности на рынке факторинга ОАО «Альфа - Банка»;
         и) определить круг проблем, связанных с осуществлением факторинговых операций в России;
         Объект исследования – совокупность финансово-экономических отношений, возникающих в процессе проведения факторинговых сделок.
         Предметом исследования является факторинг как продукт развития банковской деятельности.
         Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теоретическим и практическим аспектам осуществления факторинговых операций, периодические издания. 
         Нами были изучены труды таких зарубежных авторов как П. Биское, Дж. Гилберт, Л. Клеппер, А. Кокс, К. Мериш, Д. Остчеймер, Э. Рид, Ф. Селинджер. 
         В России уровень научного осмысления проблем факторинга до недавнего времени оставался низким, но в последнее время в периодической печати наблюдается рост публикаций, посвященных различным аспектам факторинговых отношений. Среди отечественных ученых, внесших весомый вклад в развитие общих вопросов факторинга и работы которых использовались в ходе нашего исследования следует выделить С.С. Евдокимова, П.А. Шалашникова, Р. Цветкову, С.А. Волкова, С.М. Ильясова, Д. Малова, А. Сперанского, П.И. Неумывакина, И.Е. Покаместова, Б.З. Гвоздева, Ю. Шустову и других авторов.
         В ходе работы использовались статьи таких периодических изданий как «Банковские услуги», «Банковское дело», «Финансы и кредит», «Аналитический банковский журнал», «Банковское право», «Бухгалтерия и банки», «Главбух».
         Информационной основой послужили нормативно-правовые акты Российской федерации, УНИДРУА, статистические данные Росстата, международных факторинговых ассоциаций и отечественных рейтинговых агентств, материалы участников рынка факторинга, материалы в периодической печати, материалы ЦБ РФ, ресурсы сети Internet.
         В ходе исследования применялись такие методы как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, графический метод, метод табличного представления данных, сочетание исторического и логического методов, математические и статистические методы анализа данных.
                  


         
        
         1 Теоретические основы факторинга

         1.1 Факторинг: понятие, особенности, виды и роль в экономике

         Факторинг – достаточно новый вид услуги в области финансирования, которым в мире занимаются специальные факторинговые компании и коммерческие банки.
         В настоящее время, когда факторинговая проблематика приобрела особую актуальность, возникла потребность в комплексном изучении факторинга как самостоятельной экономической категории, выражающей интересы широкого круга участников экономических отношений, что обусловлено его родовыми признаками и специфическими функциями этого экономического явления.
         С момента появления факторинга были совершены многочисленные попытки сформулировать точное определение факторинга. В настоящее время, некоторые из них утратили значение, другие можно отнести к устаревшим, так как они не соответствуют современному положению факторинга, остальные и по ныне обсуждаются в экономических кругах и трактуются не однозначно. Проблема формулировки понятия факторинга связана с тем, что факторинг является понятием собирательным, так как содержит ряд взаимосвязанных финансовых услуг, которые вполне могут меняться исходя из исторических условий и требований, ставящихся рынком.
         Термин «факторинг» (factoring) произошел от иностранного слова «factor», содержание которого различается зарубежных странах. Одни ученые указывают на то, что термин «факторинг» произошел от латинского «facere» - действовать, совершать [15, 402], другие – от английского «factor» - агент, посредник [16, 332]. В Великобритании, США и некоторых других странах «фактором» называют лицо, занимающееся посреднической деятельностью или оптового торгового агента. 
         С лингвистической точки зрения термин «факторинг» означает, деятельность Фактора (factor + ing). Поэтому под факторингом может пониматься как финансовый инструмент, так и факторинговые отношения в целом.
         Обратимся к всевозможным понятиям факторинга, которые мы сумели найти в экономической и научной литературе.
         В словаре Макмиллана факторинг представлен как метод избавления от торговых долгов, при котором предприятие продает финансовому институту имеющиеся у него долговые обязательства других предприятий [33, 215].
         Оксфордский толковый бизнес – словарь определяет факторинг как покупку долгов со скидкой, которые причитаются другому и целью жанной сделки является получение прибыли от их взыскания [30, 288].
         Английский экономист П. Биское считает, что факторинг является полным обслуживанием как без, так и с правом регресса [35, 18]. А английские экономисты А. Кокс и Дж. МакКензи объединяют под единым определением «факторинг» любые операции с неоплаченными долговыми требованиями [24, 311].
         Немецкие экономисты О. Хан, К. Ф. Хагенмюлер, Х. Ж. Зомер, У. Бринк, а также английские экономисты Ф. Р. Сэлинджер, М. Форман, Дж. Гилберт дают емкое и содержательное определение, полагая, что «истинный чистый факторинг» - представляет собой открытое соглашение о полном обслуживании, которое включает финансирование, страхование кредитных рисков, взыскание долгов и другие услуги, без права регресса. Другие модификации факторинга считаются ими искажениями, например учет счет – фактур, факторинг с правом регресса, закрытый (агентский факторинг) [34, 144].
         Американские экономисты Э. Рид, Р. Коттер, Э. Гилл, Р. Смит представляют факторинг как финансовую услугу, включающую: административное обслуживание поставщика, управление задолженностью по предоставленному им коммерческому кредиту, страхование от кредитного риска, то есть отсутствие права регресса и кредитование в форме предварительной оплаты [31, 298].
         Английский экономист М. Байкерс считает, что «факторинг – это долгосрочное соглашение между факторинговой компанией и поставщиком, продающим свои товары и услуги на условиях товарного кредита, в котором Фактор обязуется приобретать счета к получению и дополнительно, в зависимости от особенностей соглашения, может предоставлять дополнительные услуги: ведение книги дебиторов и администрирование дебиторской задолженности. инкассирование долгов, а также защита от потерь при возникновении плохих долгов, которые могут возникнуть при банкротстве покупателя» [35, 19].
         Профессор Т. Д. Маслюкова и И. Я. Носкова дают следующее понятие: «Факторинг – это целый ряд комиссионно – посреднических операций, связанных с переуступкой банку клиентом (производителем, поставщиком, продавцом. Экспортером) неоплаченных счетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним, то есть инкассированием дебиторской задолженности клиента. Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников проверяется заранее. В соответствие с договором банк обязуется оплатить сумму переуступленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги конрагенты» [26,12; 29,40].     
         Профессор Е. Д. Халевинская определяет факторинг как молодую отрасль финансовой индустрии и представляет собой разновидность комиссионной операции, которая сочетается с кредитованием оборотного капитала поставщика из числа малых и средних предприятий, а также связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами  при реализации товаров и услуг [32, 78].
         О. И. Лаврушин заключил, что факторингом считается покупка счетов – фактур (платежных требований) поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции. Поэтому факторинговые операции следует считать также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику [36, 324].
         Г. М. Гамидов предлагает следующее понятие: «Факторинг – приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом, считает автор, речь идет о краткосрочных требованиях [25, 61].
         В. В. Гончаров считает, что факторинг является гибким орудием маркетинга, поскольку факторинг входит в состав банковских нововведений, которые призваны предложить клиентам новые финансовые услуги, более подходящие к процессам эволюции рынка и экономики. Операции по факторингу реализуются под девизом «фактура – деньги», поэтому способствует течению денежной массы, дает возможность превратить продажу с отсроченным платежом в продажу за наличные [28, 133].
         Кандидат экономических наук А. Г. Ивасенко, М. Е. Бурова, Б. З. Гвоздев определяют факторинг как торгово- комиссионную операцию, сочетающую в себе кредитование оборотного капитала клиента, что в свою очередь связано с переуступкой клиентом – поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполнение работы, оказанные услуги и права получения платежа по ним. Факторинг включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков [18, 9; 20, 8; 27, 14].
         Кандидат экономических наук А. Д. Минеев считает факторинговые операции финансовыми операциями, связанными с краткосрочным финансированием текущей деятельности поставщика путем выкупа у него факторинговой компанией (банком) долговых обязательств покупателя продукции. Такого рода операция позволяет обеспечить непрерывное пополнение оборотных средств предприятия – поставщика  и одновременно осуществить эффективное покрытие кредитных линий, открываемых факторинговыми компаниями на тех или иных клиентов [37, 1].
         Кандидат экономических наук Ю. А. Соколова определяет факторинг как комплекс финансовых услуг коммерческого банка или другой кредитной организации, включающий кредитование предприятия – поставщика под уступку права взыскания его дебиторской задолженности, а также оказании услуг, направленных на сокращение косвенных потерь, возникающих в результате коммерческого кредитования покупателей [38, 11].
         Ю. Я. Бабичева, Е. Г. Хольнов называют факторингом переуступку факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов – фактур, векселей), возникающих между контрагентами при реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, сбытового, страхового юридического и другого обслуживания поставщика [23, 210; 39, 89].
         Приведем некоторые определения факторинга, предложенных ведущими отечественными современными авторами. Понятие факторинга сведены в таблицу 1. 

         Таблица 1 – Обзор определений факторинга

Автор
Содержание
Г. Н. Белоглазова
В самом общем виде факторинг можно определить как деятельность банка – посредника или специализированного учреждения (факторинговой компании) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями [1, 211].
С. Э. Пивоваров
Факторинг – разновидность посреднических операций. Проводимых банками и специальными компаниями, представляющая собой покупку денежных требований экспортера к импортеру и их инкассацию [3, 417].

Г. Г. Коробова
Факторинг – это комиссионно – посредническая и кредитная операция (от англ. factor – агент, посредник, маклер) [4, 313].

Н. К. Борисюк
Факторинг представляет собой выкуп платежных требований у поставщика товаров, что фактически является переуступкой банку неоплаченных долговых требований. Возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг [5, 353].





         Продолжение таблицы 1
Е. П. Жарковская
Факторинг – это сравнительно новый вид услуг в области финансирования, предназначенный в первую очередь для новых мелких и средних предприятий. Понятие «факторинг» означает выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Факторинг – комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента [6, 291].

И. Т. Балабанова
Факторинг – это разновидность торгово – комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Факторинг представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя и является специфической разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности [7, 134].

Б. З Гвоздев
Термин «факторинг» обозначает финансовые операции, обусловленные необходимостью финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятия за счет выкупа у него долговых обязательств покупателя. Это разновидность торгово – комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента [8, 4; 7].
         


         Рассмотрев различные мнения и подходы к определению факторинга можно сделать вывод, что существует проблема в нахождении точного определения данной операции.   
         Большинство авторов ограничивают факторинговое обслуживание только кредитованием под уступку дебиторской задолженности с одновременным ее инкассированием.
         В современной литературе достаточно большая группа авторов характеризуют факторинг как «торгово – комиссионную операцию» [17, 250; 18, 5; 19, 59].
         Мнения авторов разделились на определение факторинга как комиссионно – посреднические услуги, торгово – комиссионной услуги и  финансовой операции.
         Факторинг является самостоятельной финансовой услугой и активной банковской операцией. Для правильного определения понятия «факторинг» необходимо рассмотреть его сущность с экономической и правовой точки зрения.
         Экономическая сущность факторинговых услуг состоит в том, что поставщик получает деньги от Фактора сразу же после предоставления ему платежно-расчетных документов по мере отгрузки продукции (или оказания услуг). Юридическая сущность факторинга состоит в том, что поставщик уступает Фактору свое право требовать и получать деньги от контрагентов за отгруженную продукцию или оказание услуг. 
         Таким образом, объектом факторинговой сделки является денежное требование клиента к третьему лицу, возникающее в результате коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Отсюда следует, что предоставление денежных средств является определяющим признаком факторинговой деятельности. В роли клиентов могут выступать коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, то ест состав участников договора факторинга определяет, что данная операция может использоваться только в предпринимательском обороте.     
         Формулировки определений факторинга, принятые в международном праве, которое имеет более длительную практику регулирования факторинговых соглашений приведены в главе 2 п. 2. 1.
         Постараемся обобщить изученный материал и сформулировать понятие факторинга.
         Факторинг – это финансовый инструмент и комплексный финансовый продукт, предоставляемый Фактором (банком или специализированной компанией) клиенту – поставщику в обмен на уступку (продажу) дебиторской задолженности, в состав которого входят финансирование поставщика, административное управление, инкассирование задолженности, а также элементы информационного, страхового, бухгалтерского, юридического и прочего обслуживания.
         Схема классического факторинга – это система финансирования, основным элементом которой является уступка поставщиком факторинговому отделу коммерческого банка либо специальной факторинговой компании неоплаченных платежных требований за товары, работы, услуги. При этом переуступается также и право получения платежа по ним. Фактор, как правило, в течение 1 – 2 дней оплачивает поставщику 60 – 90% от суммы требования, а остальные 10 – 40% за минусом комиссионных оплачиваются позднее.
         В операции факторинга, как правило, принимают участие следующие субъекты: специализированная факторинговая компания или коммерческий банк, предоставляющий факторинговые услуги (Фактор), поставщик и покупатель товаров, работ, услуг. В факторинговой сделке могут принимать участие и более трех субъектов, что особенно характерно для обслуживания внешнеэкономических контрактов, заключенных клиентами коммерческого банка в рамках международного факторинга.
         Факторинговая операция основана на двух основных отношениях:
         1. Отношения по купле – продаже товаров с отсрочкой платежа  (договор купли - продажи).
         2. Отношения по уступке дебиторской задолженности (договор факторинга).
         Целью факторинга является улучшение финансового положения как Фактора, который с помощью факторинга универсализирует свою деятельность, расширяет ассортимент предлагаемых финансовых продуктов и получает дополнительную прибыль, так и поставщика, у которого ускоряется оборачиваемость оборотных средств, а также создание для поставщика условий для беспроблемного товарного кредитования покупателей.
         Экономическая суть факторинга выражается в том, что данный продукт позволяет повысить ликвидность активов, оборачиваемость капитала и тем самым рентабельность деятельности организаций, пользующихся его услугами. Использование в своей хозяйственной деятельности факторинга дает возможность организациям снизить собственные расходы на содержание финансовых служб, повысив эффективность финансового обслуживания за счет передачи функций таких служб специализированной организации – Фактору.
         Для более глубокого раскрытия категории факторинга необходимо рассмотреть его функции, так как сущность любого экономического явления реализуется посредством его функций.
         В соответствии с Конвенцией УНИДРУА «О международном факторинге», финансовый агент (Фактор) при осуществлении операций факторинга может выполнять следующие функции:
         а) финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
         б) ведение учета (бухгалтерского) по причитающимся сумма;
         в) предъявление к оплате денежных требований;
         г) защита от неплатежеспособности должника.
         Данные функции можно определить как операционные, общими для финансово – кредитной сферы экономики. Необходимо также выделить присущие факторингу управленческие функции. Сведем данные в таблицу 2.

         Таблица 2 – Управленческие функции факторинга 

Функции факторинга
Характеристика функций факторинга
Эмиссионная
С помощью факторинга восстанавливается объем оборотных средств поставщика, которые были отвлечены на коммерческое кредитование покупателей. Данная функция связана с реализацией через факторинговые механизмы макроэкономических задач функционирования кредитно-денежной системы, а именно процесса эмиссии кредитных денег посредством кредитного мультипликатора.
Стимулирующая
Является следствием эмиссионной и заключается в ускорении оборачиваемости оборотных средств поставщика, а именно в ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности.
Учетная
Включает в себя услуги по ведению бухгалтерского учета уступленных прав требования.
Административная
Факторинг в классическом виде предполагает административное управление дебиторской задолженностью клиента.
Контрольная
Благодаря данной функции факторинга упорядочиваются взаимоотношения между поставщиками и их покупателями.
Страховая
Данная функция проявляется при безрегрессном факторинге и выражается в принятии Фактором на себя риска неплатежа дебитора (кредитный риск).
         

         







         Продолжение таблицы 2 
Профилактическая
Управление дебиторской задолженностью предполагает проведение Фактором мероприятий, направленных на обеспечение своевременной оплаты задолженности. Если происходят какие-то события, способные ухудшить финансовое состояние компании – дебитора, то Фактор предупреждает об этом клиента.
Информационная
Данная функция заключается в информировании клиентов путем как бумажных так и электронных отчетов о платежной дисциплине покупателей, величине установленного и свободного лимитов финансирования, размерах и структуре комиссии Фактора по закрытым постава и т.д.

         Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет целый комплекс функций, что делает его незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен, а ресурсов для инкассации недостаточно. Факторинговое обслуживание может включать все или некоторые из перечисленных функций. Аккумулирование факторингом ряда функций является важным преимуществом перед другими формами финансирования, большое значение это имеет для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов.
         В зарубежной практике существует достаточно большое число видов факторинговых операций, приведем основные из них в таблице 3.

         Таблица 3 – Классификация основных видов факторинга

Признак классификации
Вид факторинга
Характеристика
По территориальному признаку
Внутренний
Все участники факторинговой операции осуществляют свою деятельность на территории одной страны.

Внешний (международный)
Кто-то из участников факторинговой операции осуществляет свою деятельность в стране, отличной от других участников факторинговой сделки.
По системе информирования покупателя
Открытый
Должник(дебитор) изначально уведомлен об участии в сделке ФК или КБ.

Закрытый
Должник(дебитор) изначально не уведомлен об участии в сделке ФК или КБ.


         Продолжение таблицы 3 
По уровню принятия Фактором на себя кредитного риска
С регрессом
Фактор имеет право обратного требования к поставщику возместить сумму полученного финансирования в случае неплатежа дебитора.

Без регресса
Фактор не имеет право обратного требования к поставщику возместить сумму полученного финансирования в случае неплатежа дебитора.
В зависимости от момента осуществления финансирования
В форме предварительной оплаты
Сразу же после отгрузки продукции и передачи документов Фактору, клиенту выплачивается фиксированный % (до 90%) от суммы уступленных денежных требований.

В виде оплаты к определенной дате – срочный
Клиент получает финансирование не сразу, а по истечении определенного срока или к определенной дате.
По объему уступаемых Фактору требований
Полный
Фактору уступаются все долговые обязательства клиента по мере их появления.

Факультативный(частичный)
Фактору уступаются отдельные долговые обязательства клиента, могут быть долги отдельных дебиторов или часть задолженности по одному дебитору.
         
         Составленная классификация позволяет сделать вывод о многообразии видов факторинговых операций, что должно способствовать максимальному удовлетворению потребностей клиентов, которые могут выбрать необходимое им обслуживание в зависимости от текущих обязательств. 
         Данная классификация не статична, поскольку с развитием рынка факторинга появляются новые виды факторинга, например, реверсивный факторинг. Он представляет собой производную схему факторингового обслуживания, которая заключается в финансировании Фактором Покупателя закупок товара, сырья и другое в обмен на обязательство Покупателя, который выступает инициатором сделки, перечислить оплату по данной поставке Фактору через оговоренный между поставщиком и покупателем промежуток времени. Схема применяется в случае, если покупатель желает получить отсрочку платежа, или если он не в состоянии сразу оплатить поставку товаров, а поставщик не идет на предоставление покупателю товарного кредита (отсрочки платежа). Развитие новых видов факторинговых услуг обусловлено растущими потребностями клиентов.
         Работа над данным пунктом исследования показала, что нет однозначной точки зрения о понятии и сущности факторинга, вопрос о смысле данной операции и роли в финансово – кредитной сфере остается открытым и актуален по сей день. Факторинг выполняет  целый комплекс функций, как операционных, так и управленческих, что дает право говорить о преимуществах факторинга перед другими кредитными инструментами. Поскольку рынок меняется, активно развивается, то и потребности клиентов могут меняться в зависимости от рыночной ситуации в стране. Поэтому к традиционным видам факторинга добавляются и новые разновидности этой операции.

        
         1.2 Природа возникновения факторинга

         Факторинг, воспринимающийся сегодня как один из наиболее удачливых финансовых инструментов и банковских продуктов является древнейшей формой торгового финансирования. 
         История факторинга трактуется исследователями неоднозначно, объяснение различия во взглядах лежит в понятии отраслевой принадлежности. То, что с точки зрения экономики является моментом зарождения факторинга, с точки зрения права может представлять собой лишь особого рода кредитные отношения.
         Сложность понимания времени возникновения факторинга связана с тем, что, как исторически развивающееся экономическое явление, факторинг имел два типа: «товарный и финансовый» [20, 7]. Финансовый факторинг – это современный факторинг. А товарный факторинг, развивался в рамках представительских отношений между агентом, принципалом и третьими лицами. Поэтому возникновение товарного факторинга с экономической точки зрения является моментом зарождения факторинга. С юридической точки зрения интерес представляют, по мнению некоторых авторов [21, 8], особого рода кредитные отношения, урегулированные нормами права.
         Можно согласиться с каждой из высказанных точек зрения, но возможно исследование истории факторинга целесообразно проводить с 18 века, так как в это время появились элементы товарного факторинга.
         Можно выделить три стадии в процессе становления факторинговых отношений: на первой из них Факторы занимались реализацией товара собственника, перечисляя выручку по мере поступления платежей от покупателей; на второй – они, оставив эту деятельность, стали предоставлять исключительно услуги по инкассации платежей по поставленным товарам, страхованию риска их от неоплаты покупателями и по ведению счетов по обслуживаемым долгам (управлению кредитом); на третьей – вышеуказанные услуги дополнились услугой по финансированию поставщика, реализующего товар с отсрочкой оплаты, в момент продажи в счет причитающихся с покупателей платежей. Так была заложена основана факторинга в его современном понимании. 
         Представим в таблице 4 основные хронологические этапы развития факторинга в мире.

         Таблица 4 – Этапы развития факторинга в мире
№ этапа
Наименование этапа
Временной период
Организационная форма существования факторинга
Характерные особенности этапа
1 этап
Зарождение факторинга
XVII вв.(факторинг колониального типа)
Агент – посредник.
- недостаточное развитие коммуникаций;
-медленная транспортировка товаров;
- увеличение объемов экспорта текстильных товаров.

2 этап
Время изменений
XVIIIвв. (представительственный факторинг)
- Фактор;
- Брокер;
- Агент с исключительными правами;
- Комиссионный экспортный дом.
-совершенствование коммуникаций;
- увеличение прибылей Факторов;
-возможность досрочной выплаты в пользу принципалов;
-функция финансирования  поставщика продукции;
-заинтересованность принципалов в сохранении агентского обслуживания.
         Продолжение таблицы 4
3 этап
Становление финансового факторинга
Конец XIXв. – 20-е годы XXв.
-Факторинговые компании;
-Коммерческие банки.
-преобразование Факторов (агентов посредников) в финансовые институты;
-введение таможенного тарифа на текстиль в целях сдерживания его импорта из Европы.
4 этап
Институциональный этап
1950 – 1980 гг.
-Национальные факторинговые компании;
-Факторинговые отделы КБ;
-Международные факторинговые компании;
-Факторинговые ассоциации.
- формирование рынка покупателя;
- признание факторинговых операций видом банковской деятельности;
- усиление инфляционных процессов после 1й Мир. войны;
- вытеснение факторингом ком.кредита в вексельной форме;
-создание межд.факт.ассоциаций.
5 этап
Этап постоянного развития и роста
1980-е годы – сегодняшний день
-Факторинговые отделы КБ;
-Факторинговые компании, в т.ч. международные;
-Национальные, региональные, международные факторинговые объединения.

-развитие и закрепление правовых основ факторинга;
-появление международных компаний и их объединений;
-разделение труда в банковской деятельности;
-устойчивый экономический подъем;
-увеличение количества ФК в мире;
-рост объема факторинговых операций.


         Факторинг появился как логическое продолжение традиций средневекового английского института торгового посредничества, который в результате перенесения на «американскую почву» приобрел свои специфические черты. На первоначальных этапах факторинг использовался как инструмент страхования от риска неплатежа за поставляемую продукцию и инкассирования долгов, затем добавились функция финансирования под переуступленные права требования, затем еще дополнитель.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44