VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003938
Тема: Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности	7
1.1. Сущность понятия творческие способности	7
1.2. Организация проектной деятельности в начальной школе	15
1.3. Особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности	25
выводы по первой главе	34
глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности	36
2.1. Содержание экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности	36
2.2. Анализ результатов в экспериментальной работе по развитию творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности	47
выводы по второй главе	63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	74
ПРИЛОЖЕНИЯ	76



 ВВЕДЕНИЕ
     Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальной возможности каждой отдельно взятой личности. Главной целью школы, как социального института является развитие детей, их познавательных интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования, способности к самореализации личности. 
     Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. На это и направлен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО, который призван обеспечить формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, создания основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности школьника. Психическое, нравственное и физическое становление изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.
     В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Именно сегодня, перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
     Одним из эффективных средств развития творческих способностей является «Метод проектов», который нашел своё отражение в идеях отечественных ученых таких как: Г.Б. Голуб, В.А. Кальней, А.П. Марков, Н.В. Матяш, М.А. Ступницкая  и др.
     Исследованиями проблемы развития творческих способностей и творческой активности детей занимались такие ученые как: А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.И. Ефремов, А.Н. Лук и др.
     Методика диагностирования творческого потенциала личности Д.Гилфорд, Э. Торренс, Э. Вартегг, А. Н. Лук, В. Т. Кудрявцев.
     Вместе с тем, анализ теоретической и практической деятельности показал, что в рамках образовательных учреждений концептуальные идеи по развитию творческих способностей ребенка, структура этого процесса, критерии его успешности, его содержание, технология и педагогические условия эффективности имеют недостаточное научное обоснование и научно - методическое сопровождение.
     Актуальность выбранной темы исследования определяется наличием противоречия между потребностью формирования у учащихся творческих способностей в процессе проектной деятельности и недостаточной технологической проработкой этого процесса. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе проектной деятельности».
     Объект исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников.
     Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе проектной деятельности.
     Цель исследования: подобрать совокупность проектов, направленных на развитие творческих способностей младших школьников и экспериментально проверить их эффективность. 
     Задачи исследования:
     1. Осуществить анализ научно-методической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. 
     2. Раскрыть сущность понятия «творческие способности».
     3. Выявить особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности
     4. Подобрать методики диагностики творческих способностей.
     5. Провести анализ результатов в экспериментальной работе по развитию творческих способностей младших школьников в процессе организации проектной деятельности
     Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, будет более эффективным, если:
     * осуществляется диагностика творческих способностей младших школьников (Фигурный тест Э. Торренса: «Конструирование картинки»; «Дорисовывание фигур»; «Параллельные прямые». Тест Э. Вартегга «Круги»); 
     * с детьми систематически реализуется проектная деятельность, направленная на развитие творческих способностей. («Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Волшебный мир бумаги», «Узоры на молоке»).
     Методы исследования:
     * теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
     * опрос;
     * анкетирование;
     * беседа с учителями школы;
     * наблюдение;
     Этапы исследования:
     Первый этап – теоретический (октябрь 2016 – январь 2017). Проводился на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучалась проблема исследований, была сформулирована цель исследования, определенна структура, гипотеза, методология и методы исследования.
     Второй этап – экспериментальный (январь 2017 – май 2017). На этом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления состояния проблемы; был проведен формирующий эксперимент.
     Третий этап – обобщающий (май 2017 – июнь 2017). Сделан анализ и проведена систематизация результатов исследования, произведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.
     Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.
     База экспериментального исследования: 3 «А» класс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №28» г. Новосибирска
     Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     1.1. Сущность понятия творческие способности
     Многочисленные исследователи данной проблемы дают разные определения понятию «творческие способности» и «творческой деятельности», так, например:
     Теплов Б.М., давая определения творческим способностям, считал, что это не что иное, как своеобразное сочетание способностей (индивидуально психологических особенностей), от которого и зависит возможность успеха выполнения какого-либо вида деятельности. [31, С.11]
     Немов Р.С. считал, что творческие способности это - «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности». [20, С.27]
     Л.С. Выготский утверждал, что любая творческая деятельность предполагает в результате создание нечто нового – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, которое приводит к новым знаниям о мире, или даже чувство, способное продемонстрировать новое отношение к действительности. [2]
     Для того чтобы раскрыть такие понятия как «творческие способности» необходимо рассмотреть и раскрыть сущность понятий «творчество», «способности» и тесно связанные с ними понятия такие как «творческое мышление», «творческая деятельность», «креативность фантазия», «воображение».
     Еще В. А. Сухомлинский, являясь основоположником концепции гуманистического воспитания, определял проблему творчества как «участок педагогической целины». [15] Он утверждал, что творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные человеком ранее, становятся средством познания и преобразования мира.
     «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью». [12]
     Понятие «способность» включает в себя три признака. Во-первых, это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а только те, что позволяют успешно выполнять какую-либо деятельность. В-третьих, понятие «способность» это не только те знания, навыки и умения, которые уже имеются у определенного человека. [31, С.11]
     Мы так же не модем отождествлять понятия способности и врожденные возможности индивида, потому что способности, по мнению Теплова Б.М. это «индивидуально-психологические особенности человека», а они являются не врожденными, а приобретенными. Врожденными же могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, именно они лежат в основе развития способностей, а сами же способности являются результатом развития [29].
     Другими словами человек может обладать способностями, потому как способы необходимо каждому человеку выработать и приобрести определенным образом в деятельности.
     Однако основу способностей составляют задатки – врожденные наследственные анатомом – физиологические особенности мозга и нервной системы. В обычной жизни конкретные способности характеризуют конкретного определенного человека. И наблюдая за конкретной личностью, в том числе и в образовательном процессе, мы увидим, что способности развиваются, и у каждого человека имеют своеобразное выражение.
     Выделяют несколько видов деятельности:
     * Репродуктивный (воспроизводящий) вид деятельности – это такой вид деятельности, который обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности. Он тесно связана с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит ранее созданные кем-то приемы поведения и действия.
     * Творческий вид деятельности – это такой вид деятельности, который способен обеспечить создание нового, оригинального, а не воспроизведение бывших в прежнем опыте человека впечатлений или действий. Именно в основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
     По мнению Р.С. Немова «творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Творческое мышление характеризует особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений». [20]
     Существует иной подход, связанный с теорией Л. С. Выготского. Согласно которой, в любом исторически возникшем приобретении человеческой культуры сформировались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности. [2].
     Творческие способности объединяют в себе много качеств. И вопрос о составляющих творческого потенциала человека до сих пор окончательно не решен. Гипотеза Ж. Годфруа об основных компонентах творческих способностей, основанная на анализе психологических трудов А. Н. Леонтьева, А. Н. Лука, выглядит следующим образом:
     1) Определение и формулирование проблемы, поиск нужной информации, и применение её в условиях задачи;
     2) Создание конкретной идеи и выдвижение предположения;
     3) Оценочные суждения в соответствии с гипотезой;
     4) Обобщение выдвинутых суждений и свертывание мыслительных операций;
     5) Трансформирование заданий;
     6) Осуществление переноса знаний и умений в предложенную задачу. [6. С. 436-439]
     В основе предложенной типологии компонентов творческого развития лежит нестандартное решение поставленной задачи, а это зависит от особенностей мышления, памяти, воображения и т.д. В связи с этим возник вопрос о показателях творческих способностей. Многие ученые, такие как А.Н. Лук, В.Т. Кудрявцев, Д. Гилфорд, Э. Торренс занимались решением данной проблемы.
     Известный американский психолог Д. Гилфорд, который занимался изучением человеческого интеллекта, установил, что для творческих личностей свойственно, так называемое дивергентное мышление. Такие люди склонны создавать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или увидеть связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
     Дивергентный способ мышления лежит в основе творческих способностей, которые характеризуются такими основными особенностями, как быстрота, гибкость и оригинальность.
     Под быстротой Д. Гилфорд понимал количество предлагаемых идеи в единицу времени, несмотря на содержание этих идей, возможность их воплощения в жизнь. Способность высказывать широкое многообразие идей автор называл гибкостью, а  под оригинальностью он понимал способность порождать новые нестандартные идеи. Оригинальность, по мнению Д. Гилфорда, может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми. [16].
     А.Н. Лук в своей книге «Мышление и творчество» также обращался к проблеме  в основные показатели творческих способностей. Он определил следующие  компоненты: это беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. 
     1. Беглость мысли – это количество идей, возникающих в единицу времени.
     2. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, способность увидеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
     3. Оригинальность – способность к созданию  идей, отличающихся от общепринятых, идей парадоксальных, неожиданных решений.
     4. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
     5. Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
     6. Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца. [13].
     Так являются ли все эти показатели врожденными? Э. Торренс, считал, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой личности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер? Зависит больше от влияния окружающих его людей. [32, С.5]
     Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, выделяет следующие творческие способности: 
     * Способность видеть проблему там, где её не видят другие;
     * Способность к  применению навыков, приобретённых при решении одной задачи к решению другой;
     * Способность восприятия действительности целиком, не дробя её на части; способность ассоциирования отдалённых понятий; запоминание и выдача нужной информации в нужную минуту;
     * Способность выбрать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;
     * Способность включения  вновь воспринятых сведений в уже имеющиеся системы знаний; 
     * Способность видеть вещи такими, какими они есть;
     * Способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла, а также гибкость мышления;
     * Способность легко генерировать  идеи и творческое воображение. [29]
     Под творческими способностями, Борис Михайлович Теплов понимает: «Определённые индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения» [30].
     Для развития творческих способностей учащихся используют различные методы учебного познания. В таблице 1 представим основные методы в рамках проводимых занятий. [18].
     Таблица 1
Методы
Характеристика
Метод сравнения
Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи по одному или нескольким признакам.
Метод эвристических вопросов
Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и определяют степень творчества в той или иной работе
Метод образного видения
Результат работы выражается в словесном или графическом описании предмета или явления
Метод придумывания
Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. 
Метод вживания
Посредством  этого метода, возможно, почувствовать себя в другой необычной для себя ситуации
Метод ученического планирования
Этот метод позволяет  спланировать свою образовательную деятельность по реализации творческого проекта, или составить план  реферата по проекту.
Метод самоорганизации обучения
Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
Метод взаимообучения
Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты)
Метод рецензии
Метод, при котором есть возможность анализа предлагаемых творческих проектов и вынесение собственных оценочных суждений по предлагаемому материалу
Методы проектов
Метод проектов – это комплексный процесс, который способен сформировать общеучебные умения, основы технологической грамотности, Средства этого метода помогают  овладеть  способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. 
     Для нашей экспериментальной работы было важно выделить критерии творчества. Анализ психолого-педагогической литературы позволили нам выделить следующие основные критерии: 
     * оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел;
     * быстрота (беглость) – способность высказывать максимальное количество идей;
     * гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;
     1.2. Организация проектной деятельности в начальной школе
     Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Одним из видов познавательной деятельности является деятельность проектная, которая рассматривается как деятельность, «направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата» [28, с. 6].  
     Ключевым понятием становится «деятельность», которое рассматривается как процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет свои потребности. По мнению Александра Михайловича Новикова: «Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл» [24. с.39 - 40]. 
     Как считает Александр Ильич Савенков: «Проектную деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [27. с.156]. 
     Проектная деятельность это такая  форма  организации совместной деятельности обучающихся, которая представляет  собой совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности и направлена на достижение поставленной цели.
     Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся. Проектная деятельность  имеет  общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Обязательным условием проектной деятельности является определение представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Таким образом, проектная деятельность рассматривается как деятельность, которая обязательно имеет конечный продукт в виде создания новых материальных и духовных ценностей. 
     Существуют различные классификации проектов. Американский педагог У.Х. Килпатрик, которого по праву считают родоначальником  метода проектов, в  своей книге «Метод проектов» сформулировал  идею обучения через организацию целевых действий учащихся. И предложил строить процесс обучения на основе расширения и обогащения их индивидуального жизненного опыта в социальной среде. [26] Он предложил такие виды проектов, как созидательной, потребительский, интеллектуальный, проект – упражнение, классифицируя их по виду целевой установки.
     А.С. Сиденко считает, иные основания для классификации проектов:
     * по характеру результата (информационные, исследовательские, обзорные, проекты - инсценировки);
     * по профилю знаний (монокомпоненты - в рамках одного учебного предмета и межпредметные);
     по числу участников (личностные, парные, групповые) [28, с. 6].
     Е.С. Полат, при классификации проектов предлагает использовать такие типологические признаки, как:
     * доминирующая в проекте деятельность (исследовательские, поисковые, творческие ролевые, прикладные (практико-ориентированные), ознакомительно-ориентировачные);
     * предметно содержательная область (монопроекты, межпредметные);
     * характер контактов (внутренние или региональные, международные);
     * количество участников проектов (личностные, парные, групповые);
     * продолжительность проекта (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные). [25].
     Наиболее оптимальной, на наш взгляд, является классификация, которая включает в себя такие основания, как:
     * ведущий вид деятельности (информационно-поисковые, исследовательские, продуктивные, игровые, практико-ориентированные);
     * продолжительность выполнения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
     * количество участников (групповые, парные, индивидуальные); 
     * характер контактов (внутришкольные, региональные, международные); 
     * характер координации (скрытая, явная); 
     * предметно-содержательная область (монопроект, межпредметный).
     В начальной школе наиболее часто  для организации проектной деятельности применима классификация проектов по ведущему виду деятельности (см. таблицу 2).
     Таблица 2 
Характеристика проектов, классифицированных на основе ведущего вида деятельности
     Виды проектов
     Их особенности
Информационно-поисковые
Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагают ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для сообщения широкой аудитории.
Исследовательские
Подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Продуктивные
Предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.
Игровые
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты данных проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. 
Практико-ориентированные
Отличаются чётко обозначенным результатом деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на их социальные интересы. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры и четкого определения функций каждого участника.
     Однако независимо от вида проектов, все они: направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; в определенной степени неповторимы и уникальны; предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий [28].
     Использование метода проектов предполагает обязательное  составление четкого плана, алгоритма действий,  проводимых работ, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. 
     Именно поэтому мы не можем сказать, что проектирование - это творчество в полной мере, это творчество, но  по плану и  в определенных контролируемых рамках. [4, С.21-26]
     Исходя из вышесказанного, мы можем констатировать тот факт, что организация любого проекта подчиняется определенным универсальным требованиям 
     Проектная деятельность школьников предполагает их активное заинтересованное участие  в образовательном процессе. 
     Как и учебная, проектная деятельность  разнообразна, противоречива и многогранна, и  предоставляет детям большие возможности  для развития. Метод проектов широко может использоваться  и на уроке, и во внеурочной работе.
     Признаками проектной деятельности являются: 
     * определение конкретного результата; 
     * предварительная фиксация результата; 
     * определение конкретного  срока достижения результата; 
     * планирование его реализации по времени с определением промежуточных конкретных  результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта;
     * выполнение действий с их одновременным  анализом, контролем  и коррекцией; 
     * получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
     Важнейшей особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он замышляется и реализуется. Ситуационная включенность – одна из важнейших характеристик  проекта. Проект всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел. Замысел же  возникает как способ влияния на ситуацию, как форма понимания этой ситуации. Под ситуацией же в проекте понимается вся сумма характеристик практики. А поскольку вся сумма никогда не известна, необходимо выделить  наиболее существенные характеристики. Если суть ситуации удалось выявить, то проектирование будет успешным. 
     Требования к организации проекта.
     •	Проект разрабатывается  по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
     •	Проект является значимым для окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
     •	Работа по проекту должна быть исследовательской.
     •	Проект должен быть  педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
     •	Проект необходимо  заранее спланировать,  но вместе с тем допускается гибкость и изменения в ходе выполнения.
     •	Проект должен быть ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта необходимо сузить  до решаемой задачи.
     •	Проект должен быть реалистичен и ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
     Разные авторы по-разному определяют этапы деятельности школьников в реализации проекта. 
     Г.В. Степанова выделяет семь фаз:
     Фаза 1. Представление темы проекта. 
     Фаза 2. Избрание проблемы. 
     Фаза 3. Формулировка подтем (мелких проблем). 
     Фаза 4. Планирование работы. 
     Фаза 5. Осуществление проекта. 
     Фаза 6. Представление проекта (защита). 
     Фаза 7. Оценка проекта. Анализ и оценка каждого этапа. Самооценка. Определение уровня знания предмета исследования [9. С.21-26]
     По мнению М.К. Господниковой, следует выделять такие этапы, как:
         * организационный момент; 
         * планирующий; 
         * подготовительный; 
         * этап собственно проектной деятельности; 
         * этап практического применения разработанного проекта; 
         * самоанализ проектной деятельности;
         * подведение итогов всей деятельности в целом [19].
     Наиболее приемлемым алгоритмом проектной деятельности младших школьников будет являться представленный на рисунке 1.
     
     
     
     
     
     
     Рис. 1. Этапы работы над проектом
     Первый этап — мотивационный. На этом этапе учитель создает положительный  настрой у детей. Проблема, над которой начинается работа, должна быть для них актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
      На планирующем этапе разрабатывается замысел проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности,. Уточняются источники информации.
     В ходе информационно-операционного этапа осуществляется реализация проекта. Собирается материал,  информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
     Завершается работа над проектом рефлексивно-оценочным этапом, в ходе которого проходит защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Данный этап решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление хода и результата работы.
     В организации проектного обучения можно выделить три уровня: 
     * первый: педагог  ставит проблему и намечает пути решения, решение предстоит найти ученику;  
     * второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученик ищет самостоятельно;
     * третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение. 
     Формирование проектной деятельности младших школьников, как правило, проходит в несколько этапов. 
     Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения опыта первоклассников включают в себя:
     * поддержание познавательно - исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
     * развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
     * формирование первоначальных представлений о проектной деятельности.
     Для решения задач используются такие методы и способы деятельности, как  диалог, создание проблемных ситуаций, коллективное моделирование и др. в урочной деятельности; игры, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, выставки детских работ, экскурсии, и др. в деятельности внеурочной.
     Второй этап (второй класс начальной школы) ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях проектной деятельности; на развитие умений определять тему проекта, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты работы; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. [7]. Включение младших школьников в проектную деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются такие методы и способы деятельности, как: в урочной деятельности - учебная дискуссия, наблюдения по плану, мини-исследования и др.; во внеурочной деятельности - индивидуальное составление моделей и схем, ролевые игры, эксперименты и др.
     Развитие исследовательского опыта учащихся происходит с расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. 
     Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения главным должно стать обогащение опыта школьников через дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа определяются и соответствующие методы, и способы деятельности школьников: мини-исследования, коллективное выполнение и защита проектных работ, анкетирование, наблюдение, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также происходит  обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
     Кроме использования метода проектов в урочной деятельности, необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. [8. С.8]
     Важной частью проектной деятельности служит процедура оценивания проекта. К параметрам оценки результатов проектной деятельности относят следующее: 
     * актуальность и значимость темы; 
     * полноту раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; выразительность выступления; 
     * качество презентации проекта; 
     * использование средств наглядности, технических средств; ответы на вопросы. 
     Таким образом, рассмотрев теоретические основы организации проектной деятельности младших школьников, мы пришли к выводам о том, что проектная деятельность – это есть организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В младшем школьном возрасте проектная деятельность представляет собой специфическую учебну.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%