VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологическое образование как средство формирования основ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003832
Тема: Экологическое образование как средство формирования основ
Содержание
     
     Экологическое образование как средство формирования основ
     экологической культуры младших школьников
     
     
Содержание

Введение	4
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования основ экологической культуры младших школьников	8
1.1         Современное экологическое образование в российской начальной школе	8
1.2         Компоненты экологической культуры младших школьников	15
1.3 Основные формы организации учебного процесса, направленные на формирование экологической культуры	29
Выводы по 1 главе	40
Глава 2. Практика формирования основ экологической культуры младших школьников в процессе экологического образования	42
2.1.	Диагностика уровня сформированности экологической культуры младших школьников	42
2.2        Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробирование                   его в эксперименте	45
2.3 Определение результативности экспериментальной работы	55
Выводы по второй главе	57
Заключение	58
Список использованной литературы	61

     

     
     Введение
     
     Актуальность: Важнейшим условием устойчивого прогрессивного развития общества является решение острейших экологических проблем. Глобальный характер экологического кризиса и угроза его перерастания в экологическую катастрофу во многом обусловлены тотальной экологической безответственностью граждан, порожденной низким уровнем экологической культуры. В этих условиях вопросы экологического образования становятся остро актуальными, и воспитание личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, приобретает статус социального заказа общества педагогической науке и практике. 
     В современной науке и практике проблемы экологического воспитания разработаны достаточно глубоко. В работах  В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева приведены философские обоснования ноосферной парадигмы образования и  принципа коэволюции. В работах С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Ясвина, Э.В. Гирусова, А.В. Гусевой рассматривались вопросы психологии экологического воспитания, проблемы формирования общественного экологического сознания. 
     В работах педагогов-теоретиков, таких как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина и др., изучались проблемы теории и практики экологического образованию школьников,  Междисциплинарные связи экологического образования, методологические и дидактические аспекты рассматривали в своих трудах Т.В. Ильясова, М.И. Берулава, Л.В. Тарасов, Д.Г. Разумовский, А.П. Тряпицина, Н.Е. Щуркова и др.
     В то же время, состояние экологической грамотности школьников характеризуются значительными пробелами в обучении, недооценкой многих его граней. И, несмотря на значительные усилия в области совершенствования экологического образования школьников, сохраняется противоречие между объективной приоритетностью экологизации всех сторон жизнедеятельности современного человека и неудовлетворительной динамикой становления экологической культуры; между социальным заказом на формирование экологической культуры личности и трудностями его реализации в условиях образовательного учреждения, когда динамичность  социально-культурной ситуации определяет необходимость  постоянного обновления и совершенствования существующих образовательных программ, учебно-методических разработок для более полной реализации образовательного потенциала начальной школы по формированию экологической культуры детей. 
     Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.
     Предмет исследования: экологическое образование младших школьников.
     Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование формирования экологической культуры младших школьников.
     Гипотеза: формирование основ экологической культуры младших  школьников в образовательном учреждении будет являться эффективным, если:
     - будет уточнена сущность экологической культуры, формирование которой рассматривается в качестве приоритетной задачи современного экологического образования;
     - будет выявлено влияние на формирование экологической культуры младших  школьников различных форма организации учебного процесс и разработан дидактический материал, направленный на формирование основ  экологической культуры. 
     Для достижения цели были определены следующие задачи:
     - изучить современные подходы к проблемам экологического образования;
     - рассмотреть компоненты экологической культуры младших школьников;
     - рассмотреть формы организации учебного процесса, направленные на экологическое образование;   
     - осуществить диагностику сформированности экологической культуры школьников;
     -  разработать дидактический материал, направленный на формирование экологической культуры и апробировать его.  
     Методы исследования:
     В  работе использовались теоретические методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставление, сравнение, классификация данных. 
     И эмпирические методы: подтверждение теоретических положений исследования примерами из практики работы с детьми младшего школьного возраста в процессе формирования интереса к природе. 
     База исследования: 3 класс 17 человек, школа МОУ-"Содружество" Московская обл., Клинский р-н, село Петровское.
      Структура ВКР: Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. 
     Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, методы и база исследования.
     В первой главе «Теоретические основы процесса формирования основ экологической культуры младших школьников» рассматриваются концепция современного экологического образования в российской начальной школе, компоненты экологической культуры младших школьников и форма организации учебного процесса, направленные на экологическое образование учащихся.
     Во второй главе «Практика формирования основ экологической культуры младших школьников в процессе экологического образования» определяется уровень экологической культуры учащихся, проводится разработка дидактического материала экологического содержания и апробирование его в эксперименте и определение результативности экспериментальной работы со школьниками младших классов.
     В заключении даны теоретические и практические выводы по теме «Экологическое образование как средство формирования основ экологической культуры младших школьников». 
     Библиографический список включает __ источников. 
     В приложении представлен диагностический материал, методические разработки планы учебных занятий с детьми. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Теоретические основы процесса формирования основ экологической культуры младших школьников
     
     1.1         Современное экологическое образование в российской начальной школе
     
     «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды» [26, с,72].
     Целью экологического образования является формирование естественнонаучного мировоззрения, основанного на представлении о единстве природы и человека и неотъемлемой частью которого   является экологическая культура, ответственное отношение к природе. 
     Экологическое образование является необходимым условием реализации положений концепции устойчивого развития общества и имеет достаточно разветвленную структуру, в которой экологическое образование младших школьников играет наиважнейшую роль.  
     Экологическое образование в российской школе является непрерывным и целенаправленным процессом, реализуется в разнообразных формах на всех ступенях общего образования, а с принятием ФГОС экологическое образование получило дальнейшее развитие и системность. В ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности.
     Проблема определения места экологического образования в педагогическом процессе обусловлена обновленными требованиями к содержанию и  структуре основной общеобразовательной программы. В приказе Министерства образования и науки РФ обозначены новые образовательные области, перечень требований к ООП и разнообразная дополни тельная информация, потребовавшая от работников сферы дошкольного образования достаточно глубокого переосмысления целевых ориентиров, задач, содержания, средств и результатов педагогической практики. «Экологического образования», как традиционной образовательной области, буквально в содержании проектируемых изменений нет. 
     Перед педагогами встал вопрос: как соотнести большое, достаточно специфичное содержание реализуемого прежде направления с новыми условиями и требованиями к образовательной программе и образовательному процессу. С целью нахождения конструктивного ответа и решения проблем практиков, важно вспомнить, что такое экология. Где мы можем столкнуться с экологическим аспектом в организации нашей профессиональной деятельности? На какие сферы в жизни людей распространяется потребность в экологической культуре? Экология - наука об отношениях между растениями, животными и средой обитания. Состояние организмов, их взаимоотношения и отношения со средой. (Экология водоемов, леса и пр.). Экология человека или социальная экология - отношения и взаимодействия человека с людьми и их отношения со средой. Экология культуры и экологическая этика. Из содержания выделенных понятий становится ясно, что экология охватывает практически все сферы жизненной активности людей. То есть экологическое образование человека следует пони мать и связывать с его общей культурой, культурой организации любой деятельности, особо выделяя культуру построения отношений человека с окружающей природой. 
     Экологическое образование школьников (как и любой возрастной категории) — целенаправленный процесс формирования эксцентрического типа эко логического сознания, которое включает в себя совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и связях в самой природе; субъективно-ценностное отношение к природе; палитру стратегий, технологий и действий, опосредующих экологосообразное поведение в природе [44]. Акцент федеральных государственных требований к ООП дошкольного образования ориентирован на структуру программы, примерное содержание и организацию образовательного процесса. То есть продуктами инновационной деятельности педагогических коллективов должны стать: ООП с обязательной и вариативной частями, конкретность содержания реализуемых образовательных областей и совокупность ключевых технологий организации образовательного процесса. Кроме того, программа должна быть оснащена мониторингом достижений детей, где наиболее важными остаются компетенции в природосообразных видах деятельности и интегративные качества личности ребенка, артикулирующие не только достаточный уровень базовой культуры, но и готовность к школьному обучению. Экологическое образование в формате новых требований должно обеспечить, прежде всего, формирование природосообразных компетенций детей в области познания природы, которые образуют компетентности в разных видах деятельности экологической направленности или экологического содержания. 
     В качестве результатов экологического образования детей младшего школьного возраста выступят компетентности в разных видах экологосообразной деятельности и отношение детей к природе, выраженное совокупностью таких качеств личности как наблюдательность, любознательность, бережливость, заботливость, эмпатийность и пр. Примерными объектами мониторинга достижений детей могут стать: самостоятельность в организации ухода за собой (как живым организмом), растениями и животными; способность к созданию художественных образов природы в разных видах творческой деятельности (любование, рассказ, игра, изо, музыкально-пластическая импровизация, конструирование из природного материала и пр.). Интерес к организации и осуществлению наблюдений, опытов, экспериментирования, исследований и пр. видов познавательной деятельности в области природы. Это и способность детей к самостоятельному выбору решения (поступка) в проблемно-поисковой или эколого-этической ситуации. Важно помнить, что любое образование, в том числе экологическое, должно содействовать становлению (формированию) качеств личности дошкольника. В аспекте экологического воспитания — это эмпатийность, наблюдательность, заботливость, любознательность, целенаправленность экологосообразных действий по отношению к природе (не только к любым живым существам, но и окружающей их среде обитания) [38, с.100].
     Исходя из сказанного, становится понятным, что задачи экологического образования детей не теряют своей актуальности и в формате ФГТ: 
     1. Формирование упорядоченной системы знаний и представлений о взаимосвязях «человека и природы» и в самой природе. (Это знания о том, что и как происходит в мире природы, между человеком и природой; что делать и как следует поступать с целью сохранения, сбережения и защиты окружаю щей природы). 
     2. Формирование отношения к природе (т.е. внутренней, эмоционально пережитой установки на взаимодействие с природой, опосредующей формирование вышеперечисленных качеств личности дошкольника; устойчивый интерес объектам природы, любовь и эстетически-созидательное к ним отношение). 
     3. Формирование системы умений и навыков (действий, способов, техно логий) взаимодействия с природой. 
     4. Формирование самостоятельности в разных видах эколого-сообразной деятельности (по мнению В. А. Ясвина и С.Д. Дерябо, создание условий для становления и проявления инфлюативно-поступочного поведения) [11, с.102].
     Чем сегодня должен руководствоваться педагог, организуя экологическое образование младших школьников? Прежде всего, педагог должен знать, где в образовательном процессе найти место для решения обозначенных задач и примерное содержание экологических аспектов в рамках образовательных областей. Так, в области «Физической культуры» ребенок должен осознавать, что он живой организм, что у него есть тело, которое необходимо беречь и развивать; с осторожностью и любовью от 282 носиться к голове, рукам, ногам и пр.; выполнять физические нагрузки, осознавая меру своих возможностей и т.д. Осваивая образовательную область «По знание», дошкольник приобретает базовые умения, действия, способы, технологии осуществления познавательной деятельности (рассматривание, наблюдение, любование, измерения, опыт, эксперимент, связное высказывание и пр.); приобретает упорядоченные, системные знания о живых существах и среде их обитания, об особенностях взаимодействия с живыми как себе подобными. «Безопасность» - область образования, содержание которой направлено на формирование основ экологического сознания (безопасности окружающего мира). «Кругозор» — образовательная область, содержание которой опосредует формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве и природе, организующих целостную картину мира [11, с.33].
      Таким образом, анализ содержания образовательных областей, принципов и требований к структуре основной общеобразовательной программы обнаруживает очевидно востребованное и конкретное содержание экологического образования практически в каждом аспекте воспитательно-образовательного процесса. Педагог должен владеть ключевыми технологиями организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста (среди них: моделирование, проектирование и тематическое планирование содержательного и психотехнического аспектов педагогической деятельности), технологиями, опосредующими оптимальную эффективность использования принципа интеграции. Интеграция содержания дошкольного образования - процесс, ведущий к связанности, взаимопроникновению и взаимодействию содержания отдельных образовательных областей дошкольного образования, что обеспечивает целостность образовательного процесса, интегрированный характер любых форм взаимодействия педагога с детьми. Принцип интеграции уместно использовать в организации практики наблюдения детей за объектами природы и любовании; в процессе познания мира природы средствами разных видов искусства и труда в природе; в опытно-экспериментальной деятельности и решении детьми эко-лого-этических ситуаций и т.п. Педагог должен уметь использовать вариативные образовательные модели и проекты с целью формирования у детей системы структурированных знаний, опосредующих целостную картину мира; пользоваться технологией эстетического, чувственного познания (то есть любования) природой, как механизмом субъективизации отношения, постепенно придавая ему эколого-эстетический характер. Педагог должен уметь организовывать природосообразный труд детей в природе, опосредуя формирование умений и навыков эко логической направленности; легко, непринужденно в разных формах взаимодействия с детьми использовать эколого-познавательные, эколого-экспериментальные, эколого-этические, проблемно-поисковые ситуации, опосредующие обогащение практики эколого-сообразного поведения детей младшего школьного возраста. Педагог должен уметь создавать и целесообразно использовать системы мониторинга экологической компетентности дошкольников.
     Экологическое образование имеет первостепенное значение для обеспечения экологической и энергетической безопасности страны, расширяющегося использования природосберегающих технологий, сохранения и улучшения здоровья населения, сбережения природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия. Экологическое образование и воспитание, экологическая культура должны обеспечить:
     - стимулирование интереса молодежи к защите окружающей среды;
     - формирование экологического мировоззрения;
     - усиление роли социальных аспектов эколого-просветительской деятельности, – подготовку и переподготовку педагогических кадров в области экологии;
     - включение вопросов формирования экологической культуры и экологического образования в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;
     - включение в образовательные стандарты требования по формированию основ экологической грамотности у учащихся.
     В новом Федеральном государственном стандарте основного общего образования реализация экологического образования и воспитания возложена как на учреждения основного, так и дополнительного образования в рамках урочной и внеурочной деятельности. Однако, на практике реализация этого закона затруднена некоторыми существующими проблемами.
     Первая – это определение самим учебным заведением объема времени, содержательным наполнением и формы деятельности. То есть, сколько часов будет отведено освоению экологической грамотности, какие формы и виды деятельности будут предложены школьникам, решает конкретно каждая школа сама.
     Вторая проблема – это отсутствие квалифицированных педагогических кадров. Качество реализации программы зависит от компетентности педагога, его заинтересованности в решении экологических проблем Отдельные экологические составляющие включаются в программы разных предметов и экологии обязывают учить химиков, биологов, географов, физиков, преподавателей ОБЖ. Как не вспомнить ситуацию из старой сатирической миниатюры: «А в глаза посмотреть некому». В основной образовательной программе основного общего образования отсутствует предмет «Экология».
     Предлагается найти выход, в использовании внеурочной деятельности и учреждений дополнительного образования. Однако и в этом варианте есть серьезная проблема – это недостаточное финансирование. В связи с нагрянувшим экономическим кризисом внешкольные учреждения эколого-биологической направленности либо повсеместно закрываются, либо объединяются с какими-либо другими, а их в стране и до этого приближалось лишь к 6% от общего числа учреждений дополнительного образования [1]. Нельзя не отметить, что и в имеющихся практически отсутствует возможность вести исследовательскую работу, так как отсутствуют необходимые приборы и оборудование.
     Учреждения дополнительного образования соответствующего профиля являются самыми заинтересованными в развитии качественного экологического образования и воспитания. Они укомплектовываются квалифицированными, компетентными специалистами, способными разработать методические материалы, программы.
     Решение этих проблем позволит повысить экологическую безопасность в стране, обеспечить охрану окружающей среды, повысить уровень.
     
     1.2         Компоненты экологической культуры младших школьников
     
     «Экологическая культура является одним из проявлений общей культуры (от латинского слова cultura, который означает культивацию обучение просвещение развитие, почитание). Одна из важнейших задач современной школы – поднятие экологической грамотности а так же культуры учащихся, вооружение их навыками рационального, бережного использования ресурсов находящихся в недрах нашей планеты, формирования активной, четкой позиции по отношению к себе и природе. Таким образом, в формировании и приобретении школьниками знаний об  экологической культуре важное место занимает начальная школа – именно в этот период   закладываются основы поведения и отношения к природе и всему живому, что есть на планете [26, с,412].
     Охрана природы — одна из наиболее важных и актуальных задач каждого человека современного мира, так как на сегодняшний день остро стоит проблема неконтролируемого изменения окружающей среды под антропогенным воздействием. Поэтому в учебно-воспитательном процессе должно уделяться большое внимание воспитанию бережного отношения к природе у школьников.
     Экологические проблемы — загрязнение воздушного бассейна, истощение запасов пресной воды, разрушение озонового слоя и др. — призваны решаться воспитанием экологической культуры у подрастающего поколения. Экологическая культура обозначена как один из важнейших образовательных результатов, что отражено в содержании ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС экологическая культура проявляется в личностных УУД: ? формирование умений оценивать те или иные жизненные ситуации и соотносить их с принятыми этическими принципами по отношению к природе; ? умение самостоятельно определять общепризнанные правила поведения; ? умение ориентироваться в социальных ролях;  ? формирование восприятия природы как базовой ценности [38, с.76].
     Согласно ФГОС НОО, экологическое образование реализуется во всех учебных предметах, а также во внеурочной деятельности, так как является необходимой частью формирования личности. В связи с этим создается система экологического образования как основы развития всего общества. Это происходит из-за целого ряда причин: ? угроза экологической катастрофы; ? противостояние антропогенных факторов и природы, создание новых опасных объектов; ? потребительское отношение к природе на фоне неправильной системы ценностей. Разрабатывая программы экологизации образования, необходимо руководствоваться следующими основами экологического развития личности: ? экологическое образование — целенаправленный на формирование экологической культуры процесс, осуществляемый во всех видах учебной деятельности; ? необходимо формировать способность проектирования своей жизнедеятельности, учитывая экономические, экологические и социальные последствия для состояния окружающей среды и здоровья людей; ? необходимо распространять экологические знания, информацию об экологической обстановке окружающей среды, о способах охраны и восстановления природных ресурсов в целях массового развития экологической культуры; ? экологическая культура является частью общей культуры, проявляющейся во взаимодействии человека с природой; ? поведенческое, эмоциональное, информационное содержание экологической культуры отражает ее структуру, ведущим компонентом которой является эколого-ценностная ориентация. 
     Основные задачи экологического образования: 
     ? формирование эколого-ценностной ориентации личности; 
     ? освоение эколого-значимых знаний; 
     ? становление адекватного эколого-ценностного отношения к окружающему миру;
      ? ориентация на эколого-оправданную деятельность. 
     Основой экологического образования могут стать имитированная игра, исследовательская и проектная деятельность, поскольку экологизация является планомерным, целенаправленным и систематическим процессом. Имитационная игра в экологическом образовании — это процесс взаимодействия между игроками и окружающей средой. Учителю необходимо создать определенную атмосферу игры, которая будет помогать учащимся во взаимодействии с природой. Применение игр может оказаться эффективным методом не только в закреплении материала, но и в рассмотрении новых тем. Поскольку игровая деятельность является неотъемлемой частью жизни младших школьников, они с огромным интересом включаются в игру и находят пути решения поставленных проблем. Исследовательская деятельность — один из методов экологического образования, который способствует развитию самостоятельности изучения поставленных проблем. Этот метод помогает выработке новых знаний, так как исход исследования неизвестен и результатом могут стать совсем неожиданные открытия. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методическим требованиям. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть интересны ребенку, исследовательская работа должна выполняться им добро- вольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. Проектная деятельность — еще один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Результатом проектной деятельности является разработка и создание конечного продукта — проекта. Основой этого метода служит умение самостоятельно распределять свои знания и ориентироваться в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления и познавательных интересов школьников. Начинать обучение проектной деятельности необходимо с формирования знаний об основах учебного проектирования. В первую очередь детей нужно научить планированию своей деятельности и осуществлению этой деятельности с помощью составленного плана. Затем составлению плана как инструкции для других, в конечном итоге дети должны научиться выполнять все этапы проектирования без составления плана. При таком изучении проектирования учащиеся, столкнувшись с затруднениями в различных жизненных ситуациях, смогут моментально справиться с ними, посредством добычи новых знаний. Становление экологически культурной личности в учебно-воспитательном процессе происходит при условии органичного единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в ее улучшение. 
     Экологическое воспитание — воздействие на подрастающее поколение, направленное на формирование у них ценностной установки, нравственного отношения к окружающей среде. На сегодня термин «экология» выходит далеко за рамки биологического знания и рассматривается как система отношений человека к себе, к обществу, к природе в целом.
     В отечественной литературе имеются сотни научных и научно-популярных работ об экологическом воспитании населения. Практически в каждой из них экологическое воспитание рассматривается как средство решения сложнейших проблем охраны природы от вредного воздействия различных видов хозяйственной и рекреационной деятельности. В действительности экологическое воспитание не оказывает непосредственного воздействия на состояние и динамику окружающей природной среды. Оно служит средством формирования экологической культуры населения, которая выступает прочной основой сохранения благоприятной природной среды в интересах живущих и будущих поколений людей. В свою очередь, экологическая культура является важнейшей гарантией возрождения народной охраны природы Сибири, поскольку охватывает все сферы взаимодействия общества и природы не только в современных условиях, но и на пройденных исторических этапах, а также в прогнозируемом будущем. Экологическая культура представляет собой неотъемлемую часть культуры в целом. Поэтому ее можно определить как интегративное явление, качественно характеризующее взаимодействие общества с природой во всех сферах производства материальных и духовных благ, в практических результатах и достижениях по сохранению благоприятной природной среды. Как и общая культура, она подразделяется на материальную и духовную культуру. К объектам материальной культуры относятся рукотворные ландшафты и технические сооружения природоохранного назначения: поля, сады, осушенные болота, водохранилища, магистральные и оросительные каналы, очистные установки промышленных предприятий, выращенные человеком леса и парки, музеи-усадьбы, зеленые зоны городов, лесоаграрные ландшафты, заповедники и национальные парки, памятники природы, спасенные от  вымирания дикие животные и т. д. Такие объекты экологической культуры, как верно подметил известный русский поэт и писатель В. Солоухин, есть не только лицо земли, но и лицо общества
     Формирование экологической культуры происходит в процессе непрерывной передачи от поколения к поколению материального и духовного наследия, созданного в сфере рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Каждое поколение решает экологические проблемы на основе того социального наследия, которое было создано прежними поколениями, и обогащает его новыми материальными и духовными ценностями. С другой стороны, формирование экологической культуры обусловлено успехами в становлении и развитии человека как личности. Представители старшего поколения передают молодому человеку определенный объем знаний о взаимодействии общества с окружающей природной средой, опыта и навыков по рациональному природопользованию и охране природы и заботятся о том, чтобы они надлежащим образом усваивались и применялись в практической деятельности. Формирование личности и повышение уровня экологической культуры населения составляют в данном случае единый процесс. Этот процесс протекает в трех взаимосвязанных формах: стихийно, сознательно и непосредственно. При стихийном характере старшее поколение передает младшему определенный опыт рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. На его основе человек осваивает естественные богатства и тем самым изменяет природный мир и самого себя, оказывает формирующее воздействие на состояние и динамику экологической культуры. Однако это воздействие осуществляется стихийно, без заранее поставленной цели. Сознательность в процессе формирования личности и повышения уровня экологической культуры населения предполагает постановку и реализацию определенных целей по защите природной среды от вредного воздействия различных видов хозяйственной и рекреационной деятельности. Старшее поколение в ходе многообразных контактов целенаправленно передает младшим свой опыт природопользования и охраны окружающей природной среды как во время осуществления крупномасштабных хозяйственных акций, так и в повседневной деятельности. Достигается это обычно в результате законодательного регулирования отношений человека к окружающей природной среде, его поступков и поведения. Непосредственное воздействие на процесс формирования личности и высокой экологической культуры строится на принципах обратной связи. При этом между представителями старших и младших поколений возникают урегулированные социальными нормами отношения, которые с каждым годом все более подвергаются «педагогизации», в результате чего они становятся важнейшей сферой воспитания личности. Родители или педагоги сознательно определяют содержание, формы и методы экологического воспитания, сравнивают на основе научно обоснованных методик, насколько соответствуют результаты поставленным целям. Исходным началом формирования экологической культуры служит семейное воспитание. В семье происходит становление задатков личности, ее дарований и способностей, практических навыков. Родители могут оказать решающее воздействие на формирование у ребенка чувства любви ко всему живому, приобщить его к миру прекрасного в природе, передать навыки традиционного природопользования. Каждый человек благодаря генетическому разнообразию и наличию обширного рекомбинационного фонда является уникальной, неповторимой индивидуальностью. Тем не менее, при отсутствии наследственной патологии все дети рождаются добрыми и хорошими. Они одушевляют свои игрушки, животных и растения, наполняют их нравственным содержанием, разговаривают с ними, болезненно переживают любую несправедливость. Если, например, детям рассказывать сказку, смысл которой сводится к тому, что от козлика остались только рожки да ножки, то они начинают дружно плакать. Со сказки начинается утверждение принципа справедливости и одновременно завязываются доверительные отношения между детьми и окружающей их природой. В задачу родителей входит всячески развивать такие задатки личности, как жалость, отзывчивость, чуткость, милосердие и доброта. 
     Эффективными средствами решения этой задачи могут стать: чтение вслух русских народных сказок и рассказов о природе, показ на прогулках последствий варварского отношения к природным богатствам, привлечение детей в семье к посадке деревьев и кустарников и уходу за ними, повседневная забота о домашних животных и растениях, совместное оказание помощи диким животным во время бескормицы и стихийных бедствий. Тогда ребенок полюбит животных и растения, с трепетом будет относиться к жизни во всех ее проявлениях. Скорее всего, он вырастет хорошим, добропорядочным человеком, который не причиняет вреда ни природе, ни своим ближним. Жестокость по отношению к природе и человеку имеет один корень—порочность семейного воспитания. Воистину «человек станет тем, чем он стал до пятилетнего возраста». Родители своими рассказами и личным примером могут развить у ребенка эстетическое восприятие и понимание красоты в природе. У него должно сложиться твердое представление, что живая и неживая природа является прекрасной независимо от ее экономической ценности. Осознание красоты природы способствует формированию эстетических чувств, вкусов и идеалов, любви к природе, береж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44