VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологическая безопасность как предмет научного исследования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008673
Тема: Экологическая безопасность как предмет научного исследования
Содержание
Содержание



	Введение…………………………………………………………………………..3

	1. Теоретические основы исследования управления экологической безопасностью…………………………………………………………………….5

1.1 Экологическая безопасность как предмет научного исследования…….5

1.2 Цели и задачи управления экологической безопасностью………...........8

1.3 Сущность управления экологической безопасностью в общей системе безопасности страны…………………………………………………………..11

	2. Методология анализа экологической безопасности………………………..16

2.1 Методология оценки экологической безопасности……………………..16

2.2 Методы и механизм обеспечения экологической безопасности……………...................................................................................192.3 Сравнительный анализ мер государственного регулирования экологической безопасности зарубежом и в России………………………..21

	3. Анализ экологической безопасности в Пермском крае……………………29

3.1 Современное состояние экологической безопасности в Пермском крае……………………………………………………………………………..29

3.2 Основные проблемы управления экологической безопасностью в современных условиях на примере Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края………………………….36

3.3 Перспективы совершенствования управления экологической безопасностью в Пермском крае……………………………………………..42

	Заключение……………………………………………………………………….45

	Список литературы………………………………………………………………47

	Приложения……………………………………………………………………….50











Введение

        Экологическая безопасность, как одна из глобальных проблем в современном мире нуждается в необходимости создания механизма, который может решить эту проблему. Усугубляет экологический кризис, который может оказать негативное влияние не только на способность жить и функционировать того или иного государства, но также поставить большинство человечества перед потребностью найти способы, чтобы выжить. 

Государственный комитет по статистике Российской Федерации показывает постепенное ухудшение в нашей стране окружающей среды. С осознанием того, что возможна экологическая катастрофа, усилия в различных направлениях, целью которых являются стабилизация и улучшение здоровья окружающей среды. Главный акцент сделан на модернизацию производства и развитие экологически приемлемых производственных методов. Положительное направление деятельности очевидно, однако, ее эффективность сомнительна, так как только за счет технологических инноваций не всегда возможно иметь положительное влияние на состояние окружающей среды. Эта ситуация требует разработки всеобъемлющей основы для экологической безопасности, которая учитывала бы не только политические, экономические, но и социальные, юридические, образовательные и другие факторы. В связи с тем, что основой экологической безопасности является найти баланс во взаимоотношениях общества с природой, который рассматривается в качестве механизма, должен обеспечивать потребности личности и общества, а также участвовать в интересах сохранения безопасного состояния окружающей среды.

Целью курсовой работы является анализ и предложили меры по совершенствованию управления экологической безопасностью в Пермском крае.

Для реализации цели курсовой работы следует решить ряд задач:

	рассмотреть сущность и значимость экологической безопасности;

	изучить нормативно-правовые основы экологической безопасности;

	исследовать анализ мер государственного регулирования экологии в Росси и зарубежом;

	определить методологию оценки экологии;

	оценить современное состояние экологии в Пермском крае;

	предложить меры по совершенствованию управления экологической безопасностью в Пермском крае.

Объектом исследования является экологическое состояние Пермского края.

Предметом исследования является современное состояние, прогнозы развития, особенности и перспективы развития экологической безопасности.

Информационной базой исследования явились данные территориального органа Федеральной службы статистики по Пермскому краю, нормативно-правовые документы, разработанные органами власти Пермского края, а также эмпирический материал, содержащийся в монографиях и периодической печати.

В качестве общенаучных методов, использовались методы: анализа, синтеза, экономико-статистический, сравнительный, компаративный, структурно-логический анализ, графические методы представления информации.



















1. Теоретические основы экологической деятельности.

1.1 Экологическая безопасность как предмет научного исследования

         Анализируя роль и место экологической безопасности в системе национальной безопасности автор обосновывает, что обеспечение экологической безопасности является гарантией стабильного развития общества и благоприятных условий жизни населения. Последняя является важнейшей составляющей государственной национальной безопасности, которая могла бы стать национальной идеей, объединяющей народы России.

Несмотря на большое количество защищённых на тему экологической безопасности кандидатских и докторских диссертаций, научные дискуссии по вопросу понимания экологической безопасности не прекращаются.

Экологическая безопасность в настоящее время рассматривается как:

- «состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий»;

- «система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищённости окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени; состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных опасных воздействий»;

- «любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на окружающую среду» ;

- «состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания» ;

- «процесс обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду» ;

- «комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых её регионах на уровне, которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово человечество» ;

- «способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, благополучию, основным правам человека, источникам жизнеобеспечения, ресурсам, социальному порядку» ;

- «сумма правил, направленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование, обеспечение прав человека на здоровую и благоприятную окружающую среду» ;

- устойчивое состояние социо-техно-природной системы, достигаемое за счёт оптимального вписывания деятельности человека в естественные процессы природной среды» ;

- «достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей среды и деятельности человека, при которой уровень нагрузки на среду не превышает способностей среды к самовосстановлению» ;

- «комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых её регионах» ;

- «предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения экологических параметров среды обитания людей и биосферы в целом» .

Перечисленные выше определения экологической безопасности представляют вовсе не полный перечень существующих на сегодня дефиниций. Автор Атаманова Г.А. считает, что экологическая безопасность - это состояние экосистемы, при которой экосистема не причиняет социальной или антропогенной системе вреда, т. е. «...не оказывает на неё воздействия, приводящего к её деструкции и/или дисфункции» . На наш взгляд, субъектом экологической безопасности должен являться сам человек с его потребностями в благоприятной окружающей природной среде. Очевидно, что для человека нет ничего более ценного, чем жизнь. Жизнь человека как основы любой социоэкосистемы, а также любого представителя экосистемы биосферы невозможна в неблагоприятной окружающей среде. По мнению В.И. Вернадского, живое вещество, как явление просто не смогло бы возникнуть и длительно существовать в неблагоприятных для функционирования условиях. Однажды возникнув, живая материя постоянно приспосабливается к условиям своего существования, стремясь выжить. Только человек, в отличие от всей остальной биоты, не приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, а пытается в борьбе за выживание не самосовершенствоваться, а совершенствовать или подстраивать под свои потребности окружающую среду.

        Объектами экологической безопасности является все, что имеет жизненно важное значение для субъектов безопасности: права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и окружающую среду как материальной основы государственного и общественного развития.

         Субъектами экологической безопасности являются индивидуум, общество, государство, биосфера.

         На устойчивое развитие экологической безопасности страны и региона влияют различного рода факторы и угрозы.

К факторам, влияющим на устойчивое развитие экологической безопасности страны и региона относится:

1.Усиление водохозяйственной напряженности.

2.Загрязнение поверхностных вод.

3.Массовая гибель малых рек.

4.Истощение запасов и загрязнение подземных вод.

5.Ухудшение качества питьевой воды.

6.Загрязнение морей.

7.Усиление негативного влияния антропогенной деятельности на состояние и условия воспроизводства рыбных запасов.

8.Большая деградация земельных ресурсов.

9.Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы.

10. Чрезмерное развитие ресурсоемких, "грязных" производств - энергетики, металлургии, горнодобывающей промышленности и др.

1.2 Цели и задачи управления экологической безопасностью

       Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности страны. Обеспечение экологической безопасности страны и реализация права граждан на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования экологического законодательства страны.

       Так, согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Так как это право неразрывно связанно с обязанностью государства поддерживать окружающую среду в благоприятном для жизни состоянии, возрастает значение природоохранных функций государственного аппарата.

        В результате сложившейся в настоящее время природоохранной и правоприменительной практики в сфере экологии состояние окружающей среды в России и зарубежных странах не удается стабилизировать. Возникает ситуация, когда, с одной стороны, человек использует природу как естественное условие существования, а с другой - разрушает ее своей деятельностью.

       На фоне нестабильной политической ситуации и достаточно сложных социально-экологических условий возникают реальные предпосылки угрозы здоровью населения, его генофонду, а также генофонду животных и растений.

В настоящее время около 15% территории нашей страны фактически представляют зоны экологического бедствия, до 85% населения дышат воздухом, загрязненным значительно выше предельно допустимых концентраций. Почти каждый второй житель в России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. Только в результате диоксинового загрязнения водоемов России ежегодно погибает 20 тысяч человек.

На территории Российской Федерации расположены сотни ядерных и других опасных объектов, возникновение аварийных ситуаций на которых может привести к значительному экологическому ущербу. В то же время отсутствует система, позволяющая эффективно контролировать состояние всех экологически опасных объектов.

       Велик и материальный ущерб от нарушения экологических требований. В целом масштабы стоимостной оценки вреда от экологических правонарушений соизмеримы с годовыми доходами, поступающими в бюджет страны.

       Охрана окружающей среды и природопользование - одна из важнейших и приоритетных сфер государственного управления и контроля. К числу основных факторов деградации природной среды в Российской Федерации в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации относится резкое ослабление управленческих и прежде всего контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды, при этом одной из основных задач в сфере реализации государственной политики в области экологии является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, для чего необходимо обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля.

       Экологическая функция вытекает из ст. 9 Конституции Российской Федерации, установившей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с этой нормой любой субъект, осуществляющий использование природных ресурсов, обязан обеспечивать не только рациональное природопользование, но и охрану окружающей среды. С учетом значимости природы в общественном развитии как основы жизни и деятельности человека, а также с учетом сущности государства как политического суверена и субъекта права обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды - задача не только природопользователя, но и государства.

       Российским законодательством предусмотрен целый спектр правовых и организационных мер в рамках охраны окружающей природной среды (экологическая экспертиза, ОВОС, экологическое нормирование, экологический контроль и др.), но нет особого механизма обеспечения экологической безопасности, опосредованного в праве. 

Обеспечивается экологическая безопасность, по нашему убеждению, посредством механизма охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, предусмотренного действующим законодательством.

       Экологическая безопасность в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" представляет собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Очевидно, что здоровая окружающая среда выступает в качестве жизненно важного интереса, например, человека. Поэтому не менее очевидным является и то, что государство, обеспечивая экологическую безопасность, одновременно обеспечивает и здоровую окружающую среду.

        По мнению М.М. Бринчука, в качестве основного направления деятельности государства, осуществляемого в рамках экологической функции, является распоряжение в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства. Представляется, что выделение такого направления деятельности вполне обоснованно. Природные ресурсы играют особую роль в общественном развитии. Это констатировано в ст. 9 Конституции Российской Федерации. Исходя из нормы этой статьи, а также учитывая, что в нашей стране земля и другие природные ресурсы обоснованно находятся преимущественно в государственной собственности, представляется очевидным наличие общественной потребности в эффективном распоряжении государством данными объектами собственности в интересах народа. Безусловно, можно возразить, что деятельность государства-собственника подпадает под сферу его экономической функции. С этим можно было бы согласиться, если бы речь шла о деятельности по распоряжению иными объектами права собственности. Здесь же речь идет об особых объектах, а именно о природных ресурсах. Поэтому при осуществлении государством деятельности по распоряжению природными ресурсами во главе угла стоит экологический аспект.

         Таким образом, для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная экологическая политика, потребность в которой в результате нарастания кризисных явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться в рамках традиционной "двух координатной" системы социально-экономических проблем.

 Эффективная экологическая политика государства на сегодняшний день не может обойтись без затрат, финансируемых из бюджета. К ним относятся: обеспечение национального выживания в условиях мирового экологического кризиса, т.е. выделение ресурсов на случай развития событий по "пессимистическим сценариям"; выполнение мероприятий по достижению устойчивости или приемлемого уровня изменений ключевых экологических систем. 



1.3 Сущность управления экологической безопасностью в общей системе безопасности страны и ее нормативно-правовые основы

     Ос?но?в?н?а?я це?л?ь э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и состо?ит в дост?и?же?н?и?и усто?йч?и?во?го р?аз?в?ит?и?я с соз?д?а?н?ие?м б?л?а?гопр?и?ят?но?й сре?д?ы об?ит?а?н?и?я и ко?мфорт?н?ых ус?ло?в?и?й д?л?я ж?из?не?де?яте?л?ь?ност?и и воспро?из?во?дст?в?а н?асе?ле?н?и?я, обеспече?н?и?я охр?а?н?ы пр?иро?д?н?ых ресурсо?в и б?иор?аз?нообр?аз?и?я, пре?дот?вр?а?ще?н?и?я тех?но?ге?н?н?ых а?в?ар?и?й и к?ат?астроф.

Дост?и?же?н?ие пост?а?в?ле?н?но?й це?л?и пре?дпо?л?а?г?ает ко?мп?ле?кс?ное, с?исте?м?ное и це?ле?н?апр?а?в?ле?н?ное ре?ше?н?ие с?ле?ду?ю?щ?их з?а?д?ач:

1) в сфере обеспече?н?и?я э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и в ре?г?ио?не, н?а урб?а?н?из?иро?в?а?н?н?ых терр?итор?и?ях:

	со?вер?ше?нст?во?в?а?н?ие и?нстру?ме?нто?в ре?а?л?из?а?ц?и?и э?ко?ло?г?ичес?ко?й по?л?ит?и?к?и: з?а?ко?но?д?ате?л?ь?н?ых, а?д?м?и?н?истр?ат?и?в?но-упр?а?в?ле?нчес?к?их, обр?азо?в?ате?л?ь?но-прос?вет?ите?л?ьс?к?их тех?н?ичес?к?их, тех?но?ло?г?ичес?к?их;

	с?н?и?же?н?ие и до?ве?де?н?ие до безоп?ас?н?ых уро?в?не?й тех?но?ге?н?но?й н?а?груз?к?и н?а че?ло?ве?к?а и о?кру?ж?а?ю?щу?ю сре?ду н?а терр?итор?и?ях (?в зо?н?ах) с особо неб?л?а?гопр?и?ят?но?й э?ко?ло?г?ичес?ко?й обст?а?но?в?ко?й;

	соз?д?а?н?ие и эффе?кт?и?в?ное фу?н?к?ц?ио?н?иро?в?а?н?ие с?исте?м?ы упр?а?в?ле?н?и?я э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?ь?ю и охр?а?но?й о?кру?ж?а?ю?ще?й сре?д?ы горо?д?а;

	у?до?в?лет?воре?н?ие потреб?носте?й н?асе?ле?н?и?я в п?ит?ье?во?й во?де, к?ачест?ве?н?н?ых про?ду?кт?ах п?ит?а?н?и?я з?а счет мест?н?ых ресурсо?в. По м?не?н?и?ю а?втор?а, э?ко?ло?г?ичес?к?а?я безоп?ас?ност?ь, особе?н?но т?а?к?ие ее э?ле?ме?нт?ы к?а?к во?д?н?а?я безоп?ас?ност?ь, про?до?во?л?ьст?ве?н?н?а?я безоп?ас?ност?ь пре?дпо?л?а?г?ает г?ар?нт?и?ю у?до?в?лет?воре?н?и?я потреб?ност?и р?асс?м?атр?и?в?а?я это я?в?ле?н?ие в истор?ичес?ко?м аспе?кте, обус?ло?в?ле?н?ное ге?нет?ичес?к?и?м?и ус?ло?в?и?я?м?и, обсто?яте?л?ьст?в?а?м?и. Бо?лее по?дроб?но это р?асс?мотре?но в теорет?ичес?ко?м р?аз?де?ле р?абот?ы.

2) в сфере охр?а?н?ы о?кру?ж?а?ю?ще?й пр?иро?д?но?й сре?д?ы и восст?а?но?в?ле?н?и?я пр?иро?д?н?ых ко?мп?ле?ксо?в:

	соз?д?а?н?ие с?исте?м?ы упр?а?в?ле?н?и?я к?ачест?во?м о?кру?ж?а?ю?ще?й пр?иро?д?но?й сре?д?ы с учето?м сопре?де?л?ь?н?ых терр?итор?и?й;

	соз?д?а?н?ие е?д?и?но?й с?исте?м?ы мо?н?итор?и?н?г?а о?кру?ж?а?ю?ще?й сре?д?ы и з?доро?в?ь?я н?асе?ле?н?и?я в р?азрезе му?н?и?ц?ип?а?л?ь?но?го обр?азо?в?а?н?и?я с учето?м сопре?де?л?ь?н?ых терр?итор?и?й и тр?а?нс?гр?а?н?ич?но?го пере?нос?а з?а?гр?яз?не?н?и?й;

?3) в сфере ре?аб?и?л?ит?а?ц?и?и з?доро?в?ь?я н?асе?ле?н?и?я, по?д?вер?же?н?но?го воз?де?йст?в?и?ю з?а?гр?яз?не?н?но?й о?кру?ж?а?ю?ще?й сре?д?ы:

	соз?д?а?н?ие с?исте?м?ы г?и?г?ие?н?ичес?ко?й д?и?а?г?ност?и?к?и, попу?л?я?ц?ио?н?но?й и и?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?но?й ре?аб?и?л?ит?а?ц?и?и з?доро?в?ь?я н?асе?ле?н?и?я с э?ко?ло?г?ичес?к?и обус?ло?в?ле?н?н?ы?м?и з?або?ле?в?а?н?и?я?м?и;

	?а?дрес?н?а?я проф?и?л?а?кт?и?к?а э?ко?ло?г?ичес?к?и обус?ло?в?ле?н?н?ых з?або?ле?в?а?н?и?й и оз?доро?в?ле?н?ие н?асе?ле?н?и?я из групп р?ис?к?а, про?ж?и?в?а?ю?ще?го н?а терр?итор?и?ях (?в зо?н?ах) с н?а?ибо?лее неб?л?а?гопр?и?ят?но?й э?ко?ло?г?ичес?ко?й обст?а?но?в?ко?й;

	р?аз?в?ит?ие и?н?дустр?и?и к?ачест?ве?н?н?ых про?ду?кто?в п?ит?а?н?и?я и п?и?ще?в?ых доб?а?во?к с з?а?д?а?н?н?ы?м?и лечеб?но-проф?и?л?а?кт?ичес?к?и?м?и с?во?йст?в?а?м?и.

          В ус?ло?в?и?ях Росс?и?и ос?но?в?н?ы?м источ?н?и?ко?м э?ко?ло?г?ичес?ко?го пр?а?в?а я?в?л?я?ютс?я по?дз?а?ко?н?н?ые нор?м?ат?и?в?н?ые а?кт?ы. В н?их вхо?д?ят у?к?аз?ы През?и?де?нт?а РФ, пост?а?но?в?ле?н?и?я Пр?а?в?ите?л?ьст?в?а РФ, ве?до?мст?ве?н?н?ые а?кт?ы, нор?м?ат?и?в?н?ые а?кт?ы субъе?кто?в Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и, ор?г?а?н?из?а?ц?и?й и и?н?ые а?кт?ы. 

Г?л?а?в?н?ы?м?и по?дз?а?ко?н?н?ы?м?и а?кт?а?м?и я?в?л?я?ютс?я у?к?аз?ы През?и?де?нт?а Росс?и?и: по?дз?а?ко?н?н?ы?м?и о?н?и сч?ит?а?ютс?я пото?му, что, со?г?л?ас?но ст. 90 Ко?нст?иту?ц?и?и РФ, не до?л?ж?н?ы прот?и?вореч?ит?ь Ко?нст?иту?ц?и?и РФ и фе?дер?а?л?ь?н?ы?м з?а?ко?н?а?м; кро?ме то?го, со?г?л?ас?но ст. 80 Ко?нст?иту?ц?и?и РФ, През?и?де?нт Росс?и?и опре?де?л?яет ос?но?в?н?ые н?апр?а?в?ле?н?и?я в?нутре?н?не?й и в?не?ш?не?й по?л?ит?и?к?и и госу?д?арст?в?а в соот?ветст?в?и?и с Ко?нст?иту?ц?ие?й РФ и фе?дер?а?л?ь?н?ы?м?и з?а?ко?н?а?м?и. 

К по?дз?а?ко?н?н?ы?м а?кт?а?м от?нос?ятс?я пост?а?но?в?ле?н?и?я Пр?а?в?ите?л?ьст?в?а РФ. Сре?д?и пре?дус?мотре?н?н?ых в ст. 114 Ко?нст?иту?ц?и?и РФ по?л?но?моч?и?й Пр?а?в?ите?л?ьст?в?а РФ и?ме?ютс?я т?а?к?ие, котор?ые от?нос?ятс?я к ре?гу?л?иро?в?а?н?и?ю и ре?а?л?из?а?ц?и?и э?ко?ло?г?ичес?к?их от?но?ше?н?и?й, а и?ме?н?но: р?азр?абот?к?а и пре?дст?а?в?ле?н?ие фе?дер?а?л?ь?но?го б?ю?д?жет?а, и обеспече?н?ие е?го испо?л?не?н?и?я; обеспече?н?ие про?ве?де?н?и?я в Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и е?д?и?но?й госу?д?арст?ве?н?но?й по?л?ит?и?к?и в об?л?аст?и э?ко?ло?г?и?и; осу?щест?в?ле?н?ие упр?а?в?ле?н?и?я фе?дер?а?л?ь?но?й собст?ве?н?ност?ь?ю; осу?щест?в?ле?н?ие мер по обеспече?н?и?ю з?а?ко?н?ност?и пр?а?в и с?вобо?д гр?а?ж?д?а?н, охр?а?не собст?ве?н?ност?и и об?щест?ве?н?но?го пор?я?д?к?а. С?ле?ду?ю?щ?и?м?и в иер?арх?и?и по?дз?а?ко?н?н?ых а?кто?в с?ле?ду?ют ве?до?мст?ве?н?н?ые а?кт?ы — пр?и?к?аз?ы, и?нстру?к?ц?и?и, пр?а?в?и?л?а, н?аст?а?в?ле?н?и?я. Пр?и?н?и?м?ае?м?ые це?нтр?а?л?ь?н?ы?м?и ор?г?а?н?а?м?и испо?л?н?ите?л?ь?но?й в?л?аст?и, к котор?ы?м, со?г?л?ас?но З?а?ко?ну РФ о Пр?а?в?ите?л?ьст?ве РФ, от?нос?ятс?я м?и?н?истерст?в?а, госу?д?арст?ве?н?н?ые ко?м?итет?ы и ве?до?мст?в?а. К источ?н?и?к?а?м э?ко?ло?г?ичес?ко?го пр?а?в?а от?нос?ятс?я нор?м?ат?и?в?н?ые а?кт?ы, т. е. а?кт?ы пр?и?н?и?м?а?ютс?я в ор?г?а?н?из?а?ц?и?ях, учре?ж?де?н?и?ях. Нор?м?ат?и?в?н?ые а?кт?ы ор?г?а?н?из?а?ц?и?и, хот?я и н?ахо?д?ятс?я в иер?арх?и?и нор?м?ат?и?в?н?ых а?кто?в н?а с?а?мо?й н?из?ше?й ступе?н?и, т. к. об?яз?а?н?ы соот?ветст?во?в?ат?ь все?м в?ы?шесто?я?щ?и?м нор?м?ат?и?в?н?ы?м а?кт?а?м, те?м не ме?нее, я?в?л?я?ютс?я в?а?ж?н?ы?м?и источ?н?и?к?а?м?и э?ко?ло?г?ичес?ко?го пр?а?в?а. 

Госпро?гр?а?м?м?а «Охр?а?н?а о?кру?ж?а?ю?ще?й сре?д?ы» в?к?л?юч?ает р?аз?де?л, пос?в?я?ще?н?н?ы?й пр?иор?итет?а?м госу?д?арст?ве?н?но?й по?л?ит?и?к?и в сфере охр?а?н?ы о?кру?ж?а?ю?ще?й сре?д?ы, но не со?дер?ж?ит с?а?мо?го переч?н?я д?а?н?н?ых пр?иор?итето?в, о?д?н?а?ко, уст?а?н?а?в?л?и?в?ает, что фор?м?иро?в?а?н?ие пр?иор?итето?в осу?щест?в?л?яетс?я н?а ос?но?ве с?ле?ду?ю?щ?их по?л?ит?и?ко-пр?а?во?в?ых до?ку?ме?нто?в: Ос?но?в?ы э?ко?ло?г?ичес?ко?го р?аз?в?ит?и?я; П?л?а?н де?йст?в?и?й по ре?а?л?из?а?ц?и?и Ос?но?в э?ко?ло?г?ичес?ко?го р?аз?в?ит?и?я Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и н?а пер?ио?д до 20?30 го?д?а ; Стр?ате?г?и?я н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но?й безоп?ас?ност?и Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и до 2020 го?д?а; К?л?и?м?ат?ичес?к?а?я до?ктр?и?н?а Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и; Стр?ате?г?и?я де?яте?л?ь?ност?и в об?л?аст?и г?и?дро?метеоро?ло?г?и?и и с?ме?ж?н?ых с не?й об?л?аст?ях н?а пер?ио?д до 20?30 го?д?а  ; Стр?ате?г?и?я р?аз?в?ит?и?я де?яте?л?ь?ност?и Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и в А?нт?ар?кт?и?ке н?а пер?ио?д до 2020 го?д?а и н?а бо?лее от?д?а?ле?н?ну?ю перспе?кт?и?ву; Ко?н?цеп?ц?и?я р?аз?в?ит?и?я с?исте?м?ы особо охр?а?н?яе?м?ых пр?иро?д?н?ых терр?итор?и?й фе?дер?а?л?ь?но?го з?н?аче?н?и?я н?а пер?ио?д до 2020 го?д?а ; Стр?ате?г?и?я р?аз?в?ит?и?я морс?ко?й де?яте?л?ь?ност?и Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и до 20?30 го?д?а; Ко?мп?ле?кс?н?а?я про?гр?а?м?м?а р?аз?в?ит?и?я б?иотех?но?ло?г?и?й в Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и н?а пер?ио?д до 2020 го?д?а; Стр?ате?г?и?я и?н?но?в?а?ц?ио?н?но?го р?аз?в?ит?и?я Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и н?а пер?ио?д до 2020 го?д?а.

Об?ш?ир?н?а?я с?исте?м?а по?л?ит?и?ко-пр?а?во?в?ых про?гр?а?м?м?н?ых а?кто?в поз?во?л?яет уч?ит?ы?в?ат?ь все м?но?гообр?аз?ие по?дхо?до?в к проб?ле?ме пр?иор?итето?в росс?и?йс?ко?й ко?н?цеп?ц?и?и обеспече?н?и?я э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и. Эт?и а?кт?ы до?л?ж?н?ы ст?ат?ь допо?л?н?ите?л?ь?н?ы?м по?л?ит?и?ко-пр?а?во?в?ы?м ос?но?в?а?н?ие?м фор?м?иро?в?а?н?и?я с?исте?м?ы пр?иор?итето?в р?асс?м?атр?и?в?ае?мо?й н?а?м?и ко?н?цеп?ц?и?и.

Сфор?му?л?иро?в?а?н?н?а?я н?а?м?и це?л?ь а?д?м?и?н?истр?ат?и?в?но-пр?а?во?во?го ре?ж?и?м?а э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и, котор?а?я о?д?но?вре?ме?н?но я?в?л?яетс?я це?л?ь?ю ко?н?цеп?ц?и?и э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и, до?л?ж?н?а ле?ж?ат?ь в ос?но?ве фор?м?иро?в?а?н?и?я с?исте?м?ы пр?иор?итето?в д?а?н?но?го в?и?д?а по?л?ит?и?ко-пр?а?во?во?й де?яте?л?ь?ност?и. Т?а?к, це?л?ь ко?н?цеп?ц?и?и э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и с?во?д?итс?я к с?ле?ду?ю?щ?и?м по?ло?же?н?и?я?м: фор?м?иро?в?а?н?ие эффе?кт?и?в?но?го госу?д?арст?ве?н?но?го мех?а?н?из?м?а обеспече?н?и?я э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и, соз?д?а?н?ие ус?ло?в?и?й д?л?я э?ко?ло?г?ичес?к?и ор?ие?нт?иро?в?а?н?но?го рост?а э?ко?но?м?и?к?и, сохр?а?не?н?ие б?л?а?гопр?и?ят?но?й о?кру?ж?а?ю?ще?й сре?д?ы.

Обоз?н?аче?н?н?а?я це?л?ь поз?во?л?яет в?ы?де?л?ит?ь с?ле?ду?ю?щ?ие пр?иор?итет?ы ко?н?цеп?ц?и?и э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и Росс?и?йс?ко?й Фе?дер?а?ц?и?и:

- обеспече?н?ие воз?мо?ж?ност?и осу?щест?в?л?ят?ь пр?а?в?а, с?вобо?д?ы, з?а?ко?н?н?ые и?нтерес?ы и об?яз?а?н?ност?и че?ло?ве?к?а в об?л?аст?и б?л?а?гопр?и?ят?но?го фу?н?к?ц?ио?н?иро?в?а?н?и?я э?ко?ло?г?ичес?ко?й с?исте?м?ы стр?а?н?ы;

- фор?м?иро?в?а?н?ие н?а?де?ле?н?н?ых необхо?д?и?мо?й ко?мпете?н?ц?ие?й фе?дер?а?л?ь?н?ых и ре?г?ио?н?а?л?ь?н?ых ор?г?а?но?в госу?д?арст?ве?н?но?й в?л?аст?и и ор?г?а?но?в мест?но?го с?а?моупр?а?в?ле?н?и?я по обеспече?н?и?ю э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и об?щест?в?а и госу?д?арст?в?а с об?яз?ате?л?ь?н?ы?м опре?де?ле?н?ие?м фе?дер?а?л?ь?но?го ор?г?а?н?а ме?жотр?ас?ле?во?го упр?а?в?ле?н?и?я в сфере обеспече?н?и?я э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и;

- ор?ие?нт?а?ц?и?я де?яте?л?ь?ност?и ор?г?а?но?в пре?дст?а?в?ите?л?ь?но?й и испо?л?н?ите?л?ь?но?й в?л?аст?и н?а ре?а?л?из?а?ц?и?ю по?ло?же?н?и?й ко?н?цеп?ц?и?и э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и н?а фе?дер?а?л?ь?но?м и ре?г?ио?н?а?л?ь?но?м уро?в?н?ях.

Пр?и?ве?де?н?н?а?я с?исте?м?а пр?иор?итето?в ко?н?цеп?ц?и?и обеспече?н?и?я э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и н?а?ибо?лее по?л?но отр?а?ж?ает пер?воочере?д?н?ые н?апр?а?в?ле?н?и?я де?яте?л?ь?ност?и субъе?кто?в а?д?м?и?н?истр?ат?и?в?но-пр?а?во?во?го ре?ж?и?м?а обеспече?н?и?я э?ко?ло?г?ичес?ко?й безоп?ас?ност?и.



2. Методология анализа экологической безопасности

2.1 Методология оценки экологической безопасности

          Разработанная методика, правила, порядок, существующий механизм проведения экологической оценки должна обеспечить соответствие ЭЭ и ОВОС принятым стандартам, достаточную, сбалансированную информацию для принятия решения об экологической безопасности.

Экологической оценка должна обеспечивать основания для:

	принятия приемлемого с экологической точки зрения решения, в котором ясно определены и предписаны условия осуществления деятельности;

	планирования, разработки и осуществления приемлемых проектов, которые удовлетворяют экологическим стандартам и целям управления ресурсами;

	комплекса соответствующих послепроектных мероприятий с требованиями по мониторингу, менеджменту, аудиту и оценке их эффективности, основанными на значимости потенциального воздействия, степени неопределенности, связан-ной с прогнозом и мероприятиями по снижению негативного воздействия, и возможности улучшения разработки проектов или применения процесса в будущем [214].

Это существующий на сегодняшний день алгоритм, который соответствует национальному российскому порядку проведения ЭО, Конкретные элементы и этапы процесса ЭО, обязанности его участников зависят от требований страны или организации-донора.

Основные стадии ЭО:

1.Анализ необходимости ЭО (скрининг). Предварительная оценка, необходимая для принятия решения о необходимости дальнейшего исследования в рамках процесса ЭО.

2.Определение задач и планирование ЭО. Определение ключевых воздействий, требующих дальнейшего исследования, и подготовка технического задания на изучение.

3.Оценка воздействий. Выявление, анализ и оценка значимости воздействий.

4.Разработка мер по смягчению воздействий. Разработка мероприятий по предотвращению, уменьшению и компенсации негативных воздействий.

Выбор вариантов, внесение изменений в проект, планирование мониторинга и контроля воздействий.

5.Подготовка итогового документа. Представление результатов оценки воздействия в формате, пригодном для дальнейшего использования.

6.Оценка полноты и качества ЭО. Проверка адекватности и полноты итогового документа с учетом мнения всех заинтересованных сторон, и оценка приемлемости проекта в рамках существующих планов, политики и стандартов.

7.Принятие решения. Решение о том, может ли проект быть осуществлен и при каких условиях. Лицо, принимающее решение, может потребовать, чтобы проект был переработан (полностью или частично) таким образом, чтобы неблагоприятные воздействия были минимизированы.

8.Мониторинг и контроль воздействия. Осуществление мер по снижению негативного воздействия, мониторинг воздействий для проверки их соответствия требованиям и предсказаниям, сделанным в ходе ЭО. При необходимости, принятие мер для решения проблем.

9.Участие общественности. Обычно происходит на этапах определения задач, а также оценки полноты и качества ЭО, но может также происходить на любом другом этапе процесса ЭО. Программы участия общественности могут иметь различные цели – от простого обеспечения общественности информацией, до полного вовлечения общественности в процесс принятия решения. Формы и методы участия общественности должны соответствовать культуре вовлекаемых групп.

Существующая вышеописанная процедура экологической оценки позволяет использовать её как инструмент управления экологической безопасностью.

          В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем:

техногенная (ресурсная),

биосферная (Коробкин, Передельский, 2003).

        Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий (Лобанова, 1999, Мазур, Молдаванов, 1999).

     Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения - нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

     Анализ ЭБ необходимо проводить по глобальному, региональному, локальному и точечному уровням.

Локальный уровень нужно исследовать для того, чтобы его показатели служили исходными данными для оценки ЭБ на уровне региона. Если на какой-то территории люди не проживают и не ведут какую-либо деятельность, то проводить оценку ЭБ для этой территории не имеет смысла. Необходимо учесть множество различных показателей (санитарно-токсикологических, экологических, социологических, демографических, медицинских и др.) (Костовская и др., 2006, Лебедев Н.В., Фурман, 1998, Сутокская И.В., Федотова, 1995), чтобы измерить количественно ЭБ территории. Для этого требуется выделить подконтрольный регион и разделить его на множество участков. Каждый участок территории можно описать множеством входных и выходных параметров. Выходной параметр одного участка является входным параметром соседнего. Развитие участков локального уровня происходит по своим законам, но комплексный показатель один для всех. Зная, как развивается один участок, можно предугадать аналогичное развитие соседних участков, схожих по характеристикам. Можно прогнозировать развитие каждого участка по отдельности, основываясь на данных смежных областей, а также региона в целом.



Методы и механизм обеспечения экологической безопасности

   В работе Хоружая Т.А. (2002) предложены методы обеспечения ЭБ, которые разделены на следующие группы:

1). Методы контроля качества окружающей среды:

Методы измерений - строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

Биологические методы - качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.

2). Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

3). Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

4). Методы управления качеством окружающей среды.

Механизм обеспечения экологической безопасности территории (ЭБТ) представляет собой упорядоченную последовательность этапов научно-практических исследований, направленных на определение достоверных и обоснованных критериев ЭБТ, а также выявление эффективных мер улучшения экологической обстановки подконтрольного района (Тихомиров, Потравный, Тихомирова, 2000).

Этапы обеспечения ЭБТ (рис. 1) можно представить в виде двух блоков: оценки (1-5) и управления (6-8).



Риc. 1. Этапы обеспечения экологической безопасности территории

Первый блок состоит из определения количественных показателей и критериев экологической безопасности, оценки неблагоприятных событий, определения структуры, системы и количественной оценки ЭБТ. Второй блок предназначен для оценки методов и механизмов обеспечения ЭБТ, внедрения данной системы в пра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44