VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деятельностный подход к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001991
Тема: Деятельностный подход к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения
Содержание
Деятельностный подход к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения


     Содержание
     
Введение ..................................................................................................

Глава i. Теоретическое обоснование проблемы реализации деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения………………………………………………………………

1.1. Психологический аспект реализации основных положений деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения….......

1.2. Реализация положений деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения: педагогический аспект проблемы исследования 

1.3. Принципы деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения………………………………..................................

Выводы по i главе..........................................................................................

Глава ii. Практический аспект реализации деятельностного подхода в процессе формирования профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения……………………….............................................................

2.1. Формы реализации деятельного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения на занятиях. Разработка структуры занятия вариативной части учебного плана в русле деятельностного подхода…

2.2. Система приемов обучения, направленных на реализацию положений деятельностного подхода на уроках гуманитарного цикла……..

2.3. Из опыта реализации деятельностного подхода на урока гуманитарного цикла в начальной школе…………

Выводы по ii главе.........................................................................................

Заключение...........................................................................................

Библиографический список ....................................................

Приложение……………………………………………………………




Глава i. Теоретическое обоснование проблемы реализации деятельностного подхода 
К формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения

1.1. Психологический аспект реализации основных положений деятельностного подхода к формированию
Профессионального сознания
Выпускника среднего специального учебного заведения

     Становление деятельностного подхода в педагогике и проектирование основных положений названного подхода в методической науке тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато л.с. выготским [выготский 1926: 250-255]. Деятельностный подход вообще является значительным достижением психологии. Данный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с егодеятельностьюи деятельностью обусловлена, т.е. Сознание и общение человека определяется деятельностью. При этом деятельность понимается какпреднамеренная активностьчеловека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается врешениижизненно важных задач,определяющих существование и развитие человека. Согласно а.а. леонтьеву, человеческая жизнь – этосовокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей[леонтьев 1997: 18-20].иными словами, сознание и общение определяются деятельностью.
     Изучение специальной литературы по теме исследования позволяет констатировать, что основы деятельного подхода в психологии заложил а.а. леонтьев, который исходил из различения внешней и внутренней деятельности[леонтьев 1997: 28]. Внешняя деятельность слагается из специфических действий человека, осуществляемых с реальными предметамипутем движения рук, ног, пальцев. Внутренняя деятельность происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. В свою очередь а.а. леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого происходит развитие личности человека [леонтьев 1998: 45]. А.а. леонтьев полагал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход – от внутренней деятельности к внешней – обозначается термином «экстериоризация».
     Согласно мнению л.с. выготского, «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» [выготский 1926: 340]. Так, именно в деятельности любой учащийся осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития, расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в процессе деятельности. Учащийсяпробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для учащегося его деятельность есть не просто и не столько учебная, сколько настоящая жизнедеятельность, способствующая развитию его личности.
     Развитие личности учащегося – это развитие системы «человек–мир». В этом процессе учащийся выступает как активное,творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Активнодействуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненныхотношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процесседеятельности учащийся становится самим собой. И во многом становлению личности учащегося – будущего выпускника среднего специального учебного заведения - способствует грамотно организованная учебная деятельность, формирующая профессиональное сознание учащегося. 
     Абсолютизируя роль деятельности, особенно внешней, в становлении личности выпускника среднего специального учебного заведения, а.а. леонтьев предлагает положить категорию «деятельность» в основание построения всей психологии [см.: леонтьев 1998: 45]. Основу теоретических положений при разработке деятельностного подхода составляет схема формирования психики учащегося в форме «интериоризации – экстериоризация». На этом теоретическом фундаменте мы постараемся предложить методику реализации основных положений деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения. 
     Однако последующие исследования, особенно оппонентов а.а. леонтьева, показали неправомерность выделения только внешней деятельности в качестве единственного основания и источника развития психикиучащегося. Внутренний мир, субъективность учащегосяначинается, возникает, формируется вообще не с предметных оснований и не по одному какому–то основанию, будь то общение, деятельность, сознание. Принимая во внимания вышеизложенное, мы считаем необходимым при реализации деятельностного подхода кформированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения исходить из взаимодействия интериоризации и экстериоризации, т.е. Из взаимодействия в процессе обучения внешней и внутренней деятельности. Схематично взаимодействие внешней и внутренней деятельности в процессе формирования профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения можно изобразить следующим образом (рис. 1).


     Рис. 1.
     Взаимодействие внешней и внутренней деятельности
     
     
     
     
     
     
     
     Рис. 1. Взаимодействие внешней и внутренней деятельности в процессе формирования профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения.
     
     История культуры также показывает, что деятельность не является единственным и исчерпывающим основанием человеческого существования[см.: львов 2008: 5; муравьева 2001: 14; петерсон 2000: 17]. Так, если основанием деятельности является цель, формулируемая сознательно, то основание самой цели лежит вне деятельности – в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, ожиданий, притязаний и так далее. Иными словами, чтобы совершить какое-либо действие, которое отразится на внешней и внутренней деятельности, человеку нужен мотив. Становится очевидным, что основой для реализации деятельностного подхода в процессе формирования профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения необходимо создать мотивационную основу для обучения, опирающуюся на механизмы становления субъективности учащегося. 
     Заметим, что исследования с.л. рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления субъективности учащегося в процессе деятельности [см.: рубинштейн 1973: 1980]. Исследователь показал, что любые внешние причины, и деятельность в первую очередь, действуют на учащегося не посредственно, а предъявляются через внутренние условия. Психика любого человека исключительно избирательна.
     Еще более решительный шаг в сторону коррекции теории интериоризации сделала гуманистическая психология [см.: давыдов 1986: 243]. В соответствии с представлениями сторонников гуманистической психологии, психическое развитие человека осуществляется не по формуле «от социального к индивидуальному» (или еще более обобщенно от внешнего к внутреннему) и не только путем усвоения внешних обстоятельств через внутренние условия. Позиция гуманистической психологии более радикальна: развитие человека имеет свои внутренние закономерности, свою внутреннюю логику, является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие осуществляется. Понятия внутренней логики развития, являющие ключевыми для гуманистической психологии, фиксируют то обстоятельство, что человек, выступая саморегулирующимся объектом, в процессе своей жизнедеятельности приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними обстоятельствами, в том числе внешней деятельностью, ни внутренними условиями, в том числе внутренней деятельностью. В соответствии с таким взглядом непременным условием эффективности воспитания в контексте деятельностного подхода является опора на собственные силы учащегосяа, на внутреннюю логику его развития, на тот пласт бытия человека, который именуется мотивом. Этот же взгляд на механизм становления и формирования субъективности учащегося позволяет увидеть деятельностный подход к формированиюпрофессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения, как подход, ориентирующий на повышение мотивации учащегося к процессу обучения на основе взаимодействия внутренней и внешней деятельности.
     Внешняя, т.е. Предметная, деятельность все более предстает не только в качестве непосредственной причины, но главным образом как необходимое условие, предпосылка формирования мышления, сознания, субъективности в целом, т.е. Для формирования внутренней деятельности. Учащийся предстает для педагога в качестве субъекта учебно-познавательной, воспитательной деятельности и видится как деятельностная целостность, как некое многообразие свойств, состояний, качеств, единство которых достигается в основных видах деятельности – в труде, общении, обучении как внешней деятельности, и в познании, в самообразовании своего внутреннего мира как внутренней деятельности. Деятельность уже выступает как интегрирующая основа психических свойств, функций человека. В свете таких представлений о человеческой деятельности разрабатывается в настоящее время деятельностный подход в педагогике. Схематично психологический аспект реализации деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения можно изобразить следующим образом (рис. 2): 
     Рис. 2.
     Психологический аспект реализации деятельностного подхода
     
     
     
     
     
     
     Труд        общение    обучение       познание     самообразование своего
     	                                                                        внутреннего мира
     
     
     
     
     
     
     Рис. 2. Психологический аспект реализации деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения.
     
     Итак, психологический аспект реализации основных положений деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведенияобосновывает необходимость обращения к взаимодействию внешней и внутренней деятельности, а также необходимость повышения мотивации учащихся к процессу обучения.
     
1.2. Реализация положений деятельностного подхода
     К формированию профессионального сознания 
     Выпускника среднего специального учебного заведения: 
     Педагогический аспект проблемы исследования
     
     Существует мнение, согласно которому все «образование … должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению» [гессен 1995: 55]. 
     Согласно мнению исследователей, специфика деятельностного подхода формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения заключается в преимущественной ориентации названного подхода на оказание помощи учащемуся в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности [см.: давыдов 1986: 142-145; винокурова 2005: 148]. Этим фактом обусловлена насыщенность понятийного аппарата субъектной проблематикой, составляющей основу мотивации к обучению. Понятие «субъект обучения» в педагогических исследованиях рассматривается в двух значениях: 
     1) Учащийся как субъект деятельности учителя, способный освоить предметы, преподаваемые в среднем специальной учебном заведении;
     2) Учащийся как субъект своей жизни, внутреннего мира, способный самостоятельно планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни. 
     Жизненный смысл ориентации педагогики на формирование субъектностиучащегося в обозначенных двух значениях состоит в следующем: учащийся должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, т.е. Мотива, исходящего из обозначенной педагогом осознанной необходимости осуществления действия учащихся во внешней форме. Очевидно, что с педагогических позиций деятельностный подход предполагает обращение не только к деятельности – внешней и внутренней – учащегося, но и деятельности педагога, т.к. Именно педагог может мотивировать учащегося к изучению предметов, преподаваемых в среднем специальном учебном заведении. Изобразим схематично педагогический аспект реализации деятельностного подхода к формированию к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения (рис. 3)
     Рис. 3.
     Педагогический аспект реализации деятельностного подхода
      
     
      
      
     
     
      
     
     
     
     
     Рис. 3. Педагогический аспект реализации деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения.
     
     Напомним, что внутренняя деятельность учащегося проявляется в способности человека к познанию, к самообразованию своего внутреннего мира; внешняя – в способности к труду,к выполнению действий, согласно профессиональным требованиям, общению, обучению, что наиболее полно выражается в общении, взаимодействии, в установлении личностных контактов, во взаимопонимании, в профессиональных знаниях, навыках, умениях. Мы, в свою очередь, полагаем, что в большей степени способность к общению и межличностному взаимодействию будущих выпускников средних специальных учебных заведений как проявление внутренней деятельности во внешней деятельности формируется на занятиях, направленных как на общее развитие учащихся, так и отражающих непосредственно специфику будущей профессиональной деятельности посредством использования соответствующих приемов обучения, предложенных нами во второй главе. 
     Согласно педагогическому аспекту проблемы исследования главное в развитой способности учащегося к общению и межличностному взаимодействию – производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других учащихся своей группы (среднего специального учебного заведения) [виноградова 2005: 34-36]. данное утверждение свидетельствует о том, что при реализации деятельностного подхода на занятиях имеет значение не только взаимодействие учащегося с преподавателем, но и взаимодействие одного учащегося с другими учащимися, например, одногруппниками. Данное обстоятельство возможно в том случае, когда, мотивируемый деятельностью преподавателя, учащийся на занятии высказывает свое мнение, например, о решении типовых профессиональных задач, увиденном чертеже/рисунке/графике, о прочитанном параграфе в соответствующем учебнике/учебном пособии и т.д., вовлекая в беседу как преподавателя, так и своих одногруппников. При этом высказанные на занятии мнения (внешняя деятельность) суммируются, обобщаются, анализируются посредством интеллектуальной деятельности учащихся (внутренняя деятельность), в результате чего происходит развитие личности будущего выпускника среднего специального учебного заведения при очевидном взаимодействии внешней и внутренней деятельности. 
     Вместе с тем, упомянутое нами как общее развитие, так и развитая способность учащихся к осуществлению будущей профессиональной деятельности, составляющие суть профессионального сознания будущего выпускника среднего специального учебного заведения, формируются благодаря грамотно организованному содержанию обучения, подкрепленного учебным планом. 
     Так, учебный план среднего профессионального образования — это нормативный правовой акт, который содержит перечень учебных предметов, дисциплин, объем требуемого на их изучение учебного времени. Разрабатывается на весь учебный период с разбивкой по каждому учебному году.учебный план среднего профессионального образования состоит из трех компонентов: федерального, регионального и компонента образовательного учреждения. Это позволяет включить в учебную программу набор предметов, которые являются необходимыми и приоритетными для получения образования по выбранной специальности. Однако остается также возможность для учебного заведения включить в учебный план среднего профессионального образования те дисциплины, которые руководство профессионального образовательного учреждения считает интересными и полезными как для формирования личности ученика, так и для формирования профессионального сознания будущего выпускника среднего специального учебного заведения.
     Безусловно, самостоятельное составление преподавателями учебного плана профессиональной образовательной программы является творческой работой и не каждое учебное заведение способно это осуществить, поэтому примерный учебный план, используемый в качестве рабочего варианта, позволяет избежать ряд проблем. При этом содержание государственного образовательного стандарта устанавливает минимум необходимого объема знаний. Содержание образовательного стандарта отражается в базисном учебном плане, который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями россии.
     В структуре образовательного стандарта выделяются:
     А)инвариантная часть(ядро), обеспечивающая приобщение и к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
     Б)вариантная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся, учитывающая их индивидуальные и личностные уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:
     Адаптацию к окружающей природной и социальной среде;
     Овладение разными видами деятельности;
     Сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;
     Определенный уровень общей эрудиции.
     Вместе с тем полагаем, что именно в вариативную часть образовательного стандарта необходимо включить те дисциплины, которые помогут будущему выпускнику среднего специального учебного заведения сформировать профессиональное сознание. При этом заметим, что, естественно, перечень дисциплин подбирается с учетом будущей квалификации выпускника среднего специального учебного заведения. 
     Схематично взаимодействие всех участников процесса обучения в среднем специальном учебном заведении, происходящее благодаря реализации основных положений деятельностного подхода учетом инвариантной и вариантной частей учебного плана, направленных на формирование профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения, показано на рис. 4.
     Рис. 4.
     Взаимодействиеучастников процесса обучения
      
     
     
      
      
     
      
     
     
     Рис. 4. Взаимодействие участников уроков гуманитарного цикла в результате реализации деятельностного подхода. 
     Попутно заметим, что сформированная способность учащихся высказаться, обосновать свое мнение, доказать и т.д. - это значит «репрезентировать себя другим, отразиться в других, продолжить себя в них» [виноградова 2005: 29]. В возможности транслирования, взаимообмена мнениями о своей будущей профессии, возможное в большей мере в процессе реализации вариантной части учебного плана, заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия как между учащимися и преподавателем, так и между учащимися как таковыми. Отмеченная способность учащегося как свойство личности представлена целым «семейством» понятий, отражающих направленность субъекта обучения, т.е. Будущего выпускника среднего специального учебного заведения на реализацию своей «уникальности», выраженной в адекватной самооценке, в стремлении к самообразованию и самоанализу, самоограничению, самоиндентификации, самодетерминации и самовоспитании [быстрова 2007: 56]. Полагаем, что вышеназванные качества личности в большей степени формируются посредством деятельностного подхода именно в процессе реализации вариативной части учебного плана, т.к. Именно на данных занятиях учащийся учится той внешней деятельности (т.е. Общению, рассуждениям и выполнению действий, согласно профессиональным требованиям), которая определяет его внутреннюю деятельность (т.е. Сознание). Значит, процесс учения – это процесс деятельности учащегося, направленный на становление его профессионального сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании. 
     В соответствующих исследованиях отмечено, что процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, трудовым действиям), либо умственным действиям (анализ, доказательство). Акт деятельности или отдельное действие всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность [божович 2006: 127]. Но действие, будь оно практическим, материальным или умственным, всегда, кроме того, опосредовано орудием, знаком или вообще различными средствами. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить человека самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. Оптимально организовывать свою деятельность), помогать учащемуся сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, что является частью профессионального сознания будущего выпускника среднего специального учебного заведения. Становится очевидным, что мы должны таким образом организовать деятельность на занятиях в рамках вариативной части программы, чтобы эта деятельность отражала взаимодействие внешней и внутренней деятельности учащегося, т.е. Сформировать у него знания, навыки, умения общения, анализа, аргументации и т.д., что в дальнейшем сформирует его профессиональное сознание и личность. 
     То, что мы называем знаниями, – это ориентировочная основа учебной, а затем и внеучебной деятельности. То, что называется навыками, – это способность учащегося осуществлять «технологическую» сторону деятельности учения. Итак, даже если непосредственным содержанием процесса обучения «здесь и сейчас» является передача знаний или формирование навыков, мы не должны упускать из виду, что они «встроены» в обучение деятельности. А значит, нам не нужны «лишние» знания, которые нефункциональны, не могут быть использованы учащимся в процессах его учебной или практической деятельности; значит, мы не имеем права просто «натренировать» учащегося в выполнении каких-то операций: они должны быть для него осмыслены, взаимосвязаны, он должен уметь самостоятельно выбрать наиболее подходящий прием решения задачи, а в идеале – найти свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения [см.: петерсон 2006: 48]. Для этого мы предлагаем учащемуся приемы обучения, направленные на «соображение», т.е. На активизацию мыслительной деятельности учащихся (внутренней деятельности) посредством рассуждений и выполнения действий, согласно профессиональным требованиям (внешней деятельности). 
     Таким образом, реализация положений деятельностного подхода в процессе формирования профессионального сознания будущего выпускника среднего специального учебного заведения с педагогических позиций предполагает рассмотрение учащегося как субъекта обучения, взаимодействующего в процессе обучения не только с преподавателем, но и с одногруппниками. Приемы обучения, используемые на занятиях, направленных на формирование профессионального сознания, направленны на активизацию мыслительной деятельности учащихся (внутренней деятельности) посредством рассуждений и выполнения действий, согласно профессиональным требованиям (внешней деятельности).
     
1.3. Принципы деятельностного подхода к формированию профессионального сознания 
Выпускника среднего специального учебного заведения
     Следует заметить, что до настоящего времени проблема реализации деятельностного подхода в процессе формирования профессионального сознания будущего выпускника среднего специального учебного заведения в педагогике специально не рассматривалась.
     Деятельностный подход в обучении – система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное усвоение знаний, навыков и умений, полученных учащимися на занятиях в рамках инвариантной и вариантной частей учебного плана, и необходимых для эффективной и приносящей удовлетворение профессиональной деятельности выпускников средних специальных учебных заведений в различных областях практической жизни, что является показателем сформированности профессионального сознания учащегося.
     Применение деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения позволяет решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е. Построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Из опыта применения деятельностного подхода на занятиях в рамках вариантной части учебного плана (см. Раздел 2.3.) Стало очевидно, что на подобных занятиях возможно перейти от объяснения нового знания к организации «открытия»данного знания самими учащимися, что означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы. Учитывая данный факт, на подобных занятиях мы предложили использовать соответствующие приемы обучения, приводящие учащегося к открытию нового знания как элемента формировании профессионального сознания (см. Раздел 2.2.).
     Однако прежде чем говорить о приемах обучения, необходимо обратиться к принципам деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения. 
     Дидактические принципы, как известно, дают частное указание относительно практической деятельности. Рассмотрению вопроса о дидактических принципах посвящено много работ [атанов 2008: 148-160]. В теории и практике обучения установились основные дидактические принципы, которые, однако, специфически отражаются в процессе реализации деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения. В литературе по дидактике отмечается, что в каждый момент обучения, в каждом его компоненте действуют все принципы обучения, но в зависимости от специфических задач того или иного компонента или той или иной стороны обучения нередко проявляется ведущая роль отдельного принципа [см.: божович 2006: 127]. Так, реализация деятельностного подхода в практике преподавания дисциплин вариантной части учебного плана, в большей степени направленных на формирование профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения, обеспечивается следующими дидактическими принципами:
     1. Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений, и как результат - формированию профессионального сознания. 
     2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми предметами учебного плана с учетом возрастных психологических особенностей развития учащихся, а также с учетом направленности изучаемых предметов на формирование профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения. 
     3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук), что наиболее ярко проявляется именно в процессе формирования профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения. 
     4. Принцип минимакса – заключается в следующем: на учебных занятиях, определенных учебным планом, необходимо предложить учащемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 
     5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие на занятиях всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в рамках среднего специального учебного заведения школе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения, направленных на формирование профессионального сознания будущего выпускника среднего специального учебного заведения
     6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, которые могут возникнуть в процессе формирования профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения. 
     7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало на занятиях, предусмотренных учебным планом, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности, что неизбежно отражается на становлении профессионального сознания учащегося. 
     Схематично перечень дидактических принципов, реализуемых при деятельностном подходе, изобразим следующим образом (рис. 5). 
     
     Рис. 5.
	принцип непрерывности
принцип деятельности	принцип минимакса
     

принцип целостности	принцип психологической ком-
	фортности
     Принцип вариативности	принцип творчества
     
     Рис. 5. Перечень дидактических принципов, реализуемых при деятельностном подходе к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения.
     Вместе с тем, изучение соответствующих источников по теме исследования позволяет нам констатировать, что специфическими принципами деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения являются следующие:
     - принцип субъективности воспитания;
     - принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
     - принцип учета периодов развития младших школьников;
     - принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
     - принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей и развивающей деятельности;
     - принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
     - принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
     - принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
     - принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
     - принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности[см.: рябинина 2009: 34-35].
     Схематично постараемся изобразить перечень названных специфических принципов деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения (рис. 6). 
     Рис. 6.
Принцип субъективности   принцип учета ведущих принцип учета периодов 
     Воспитания	видов деятельности	развития мл. Шк.
     
принцип обогащенияпринцип проектирования
     
     
     

принцип обязательной 	принцип высокой мотиви-
Результативности	рованности
     
Принцип обязательнойпринцип нравственного 
     Рефлективности	обогащения
     Принцип сотрудничества 
     
     Рис. 6. Перечень специфических принципов деятельностного подхода к формированию профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения.
     
     Попутно заметим, что, по мнению а. Дистервега, деятельностный подход к обучению является универсальным. «сообразно ему следовало бы поступать … во всех школах и … в высших учебных заведениях. Этот подход уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося» [см.: цукерман 2000: 156-160]. Особенность подхода - самостоятельное «открытие» учащимися нового знания в процессе учебной деятельности, что связано с формированием профессионального сознания учащегося среднего специального учебного заведения. Это способствует тому, что знания и умения приобретают для учащихся личную значимость и в дальнейшем отражаются на профессиональной деятельности.
     Таким образом, процесс формирования профессионального сознания выпускника среднего специального учебного заведения предполагает реализацию ряда дидактических принципов, которые специфическим образом преломляются в принципах собственно деятельностного подхода. 
     
     Выводы по первой главе
     Мы выявили, что становление деятельностного подхода в педагогике и проектирование основных положений названного подхода в методической науке тесно связаны с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии.деятельность понимается какпреднамеренная активностьчеловека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается врешениижизненно важных задач,определ.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%