VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Детско–родительские отношения как фактор развития страхов у детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007956
Тема: Детско–родительские отношения как фактор развития страхов у детей дошкольного возраста
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

	Введение	3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению обусловленности страхов детско-родительскими отношениями в дошкольном детстве	6

	Понятие детско-родительских отношений	6

	Происхождение и развитие детских страхов	12

	Влияние детско-родительских отношений на различные виды страхов у дошкольников	17

	Выводы по главе 1	22

	Глава 2. Исследование влияния детско-родительских отношений на развитие и преодоление страхов у детей дошкольного возраста	23

	2.1. Планирование и проведение экспериментального исследования	23

	2.2. Анализ и интерпретация результатов	33

	2.3. Рекомендации по преодолению страхов у детей дошкольного 

	возраста	36

	Выводы по главе 2	38

	Заключение	40

	Список использованной литературы	42

	Приложения	45






ВВЕДЕНИЕ



Проблема детских страхов является одной из наиболее актуальных исследований в психологической науке и практике.

Проблема тревожности у детей сегодня имеет тенденцию не только к удержанию позиций, но и к постепенному стойкому нарастанию.

Новая обстановка, новые требования и нормы поведения, изменение социального статуса ребенка и отношения к нему родителей зачастую усиливают тревогу и фрустрацию ребенка. А чтобы защитить себя, ребенок проявляет агрессию. У тревожного ребенка негативные эмоциональные переживания копятся и бережно хранятся в памяти, в действиях, в мышлении, подрывая психологическое здоровье и подвергая личность подчинению неадекватным, ошибочным установкам, которые в дальнейшем способны разрушить целую жизнь.

Нестабильность существования, социальная незащищенность граждан нарушают семейные отношения, вызывают у взрослых и детей неуверенность в будущем, чувство страха. Особенно уязвимы к негативным воздействиям страха дети дошкольного возраста в связи с незрелостью механизмов психологической защищенности. Поэтому страх может наносить значительный ущерб их здоровью и развитию.

На сегодняшний день проблема детских страхов и влияния детско-родительских отношений на тревожность детей комплексно и всесторонне не решена, поэтому изучение влияния детско–родительских отношений на развитие и преодоление страхов у детей дошкольного возраста, а также возможных причин их возникновения справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практики. Поэтому, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, выступает задача поиска эффективных путей диагностики и преодоления эмоционального нарушения у ребёнка. 

Стремление разрешить данные противоречия определило проблему исследования. В теоретическом плане – это проблема обоснования многомерного подхода к изучению эмоциональных состояний детей дошкольного возраста. В практическом плане – это определение содержательных характеристик влияния детско–родительских отношений на развитие страхов у детей дошкольного возраста и разработка предложений по их преодолению.

Гипотеза: детско–родительские отношения оказывают влияние на развитие страхов у детей дошкольного возраста.

 Исходя из этого, цель данного исследования: определить влияние  детско–родительских отношений на развитие и преодоление страхов у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: страхи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: детско–родительские отношения как фактор развития страхов у детей дошкольного возраста. 

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования поставлены следующие задачи :

Рассмотреть понятие детско – родительских отношений.

Изучить происхождение и развитие детских страхов.

Рассмотреть влияние детско – родительских отношений на различные виды страхов у дошкольников.

Исследовать влияния детско – родительских отношений на развитие и преодоление страхов у детей дошкольного возраста.

Разработать рекомендации по коррекции и преодолению тревожности у детей.

Для решения поставленных задач в данном исследовании использовались различные методы:

-анализ научной и научно-методической литературы использовался с целью уточнения темы исследования, определения цели, гипотезы, задач исследования;

-методы психологической диагностики (тесты, опросы) применялись для установления уровня выраженности страхов у детей дошкольного возраста;

-количественная и качественная обработка результатов

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована психологами ДОУ при работе с тревожными детьми. 

Исследование проводилось на базе детского сада № 2395 г. Москвы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ СТРАХОВ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТСВЕ



Понятие детско – родительских отношений



История взаимодействия и взаимоотношений родителей с детьми тесно связаны с историей существования семьи. Семья, по мнению Л.Г. Моргана никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей.[7, с.35]

Воспитывать ребенка - не такая уж простая задача, как может показаться на первый взгляд. Существуют различные типы и стили семейного воспитания. 

Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как родители на эмоциональном уровне воспринимают ребенка и контролируют его, различают следующие стили воздействия: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. 

Авторитетный и авторитарный стили. 

При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него. 

Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются. 

Либеральный и индифферентный стили.

 В семье, где детей принимают тепло эмоционально, а контроль за ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил при этом практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего. При индифферентном стиле родители очень мало принимают участия в воспитании, ребенка воспринимают эмоционально холодно, его потребности и интересы попросту игнорируют. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери. Конечно же, каждый из описанных стилей воздействия отражается на ребенке определенным образом. Но главенствующую роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. 

Гармоничный тип.

 Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничный и дисгармоничный. Первый подразумевает: взаимную эмоциональную поддержку; максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей; признание того факта, что ребенок - это личность, и он может сам выбирать свой путь развития; поощрение самостоятельности детей. 

Кроме того, в сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений. Система требований к чаду здесь всегда обоснована его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Поощрения и наказания всегда заслужены и разумны. У родителей существует постоянство и не противоречие в вопросах воспитания, но при этом у каждого сохраняется право на собственный взгляд на ситуацию.

Дисгармоничные типы семейного воспитания очень разнообразны, но есть общие признаки, в разной степени соответствующие каждой семье этой категории. [10, с. 51-60]

 В первую очередь дисгармоничные типы семейного воспитания и семейных отношений характеризуются низким эмоциональным уровнем принятия ребенка и даже возможностью эмоционального отвержения. Конечно, взаимность при таком отношении отсутствует. 

Родители практически разобщены и не имеют единого мнения в вопросах воспитания. В отношениях с детьми они зачастую непоследовательны и противоречивы. Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно. 

По части требований здесь может быть два полярных положения: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где нужно, и его недостаточно.

 Наказания не заслужены и слишком часты или, наоборот, они отсутствуют. Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в обыденном общении с дочерью или сыном наблюдается повышенная конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно.

  Рассмотрим подробнее типы семейного воспитания и детско-родительских отношений.

 Гипопротекция и гиперпротекция.

 Это два полярных варианта, когда заботы, внимания, контроля, интереса к ребенку и его потребностям или недостаточно (гипопротекция), или слишком много (гиперпротекция). [16, с. 2]

Противоречивый тип.

 Предполагает наличие у родителей разных взглядов на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но при этом воспитательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.

 Повышенная моральная ответственность.

 К детям предъявляются высокие требования, зачастую несоответствующие возрасту и индивидуальности. 

Гиперсоциализирующее воспитание.

 В этом случае на первое место выдвигаются успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственность, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей. 

Жестокое обращение. 

При таком типе воспитания наказания тяжелее проступков, а поощрения отсутствуют. 

Культ болезни. 

К ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая особую атмосферу вокруг него. Это ведет к развитию эгоизма и ощущения своей исключительности. Кроме стилей и типов, существуют методы семейного воспитания. 

Родители воспитывают детей не только словами и убеждением, но, в первую очередь, личным примером. Поэтому важно правильно организовать семейную жизнь, личное и общественное поведение матери и отца. Мама и папа не будут иметь положительного влияния на ребенка, если сами не стремятся стать лучше. 

Методы семейного воспитания работают тогда, когда родители занимаются и самовоспитанием. 

Семейное воспитание и семейная педагогика направлены на создание условий, при которых у ребенка формируется модель отношений. По ней он будет строить всю свою жизнь дальше, будет создавать семью, воспитывать детей и внуков. Какой же должна быть эта модель? Семейное воспитание происходит в атмосфере доброжелательности, тепла, счастья и любви, а особенности детей при этом обязательно учитываются. Родители стремятся развить способности и лучшие качества ребенка, принимая его таким, какой он есть. [22, с. 23]

В  структуре целостного родительского отношения выделяется три основных аспекта: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Традиционно, в психологии в качестве основных параметров измерения родительского отношения и поведения, отвечающих за формирование поведенческих и личностных особенностей ребенка, выделяют следующие признаки:

1. Наличие эмоциональной близости и теплоты родителей к ребенку, степень и интенсивность этого эмоционального контакта. Наличие и степень эмоциональной близости отражается в эмоциональной поддержке: форме внимания к ребенку, которая определяет фон всего поведения и отношения к ребенку со стороны родителя. Истинное отношение родителя к своему чаду выражается именно в характере эмоциональной связи [13, с.264].

2. Аффективная устойчивость или неустойчивость родителя и его отношения к ребенку [13, с.265].

3. Последовательность или непоследовательность в поведении и отношении родителя [13, с.265].

4. Уровень тревоги родителя (как личностной, так и в отношении ребенка) [13, с.265].

5. Родительские требования: форма внимания к ребенку, которая побуждает его к развитию и зрелости; требования содержат набор неких целей и, в идеальном варианте, намек и подсказку на способ их достижения. Требования – это то, что родитель желает видеть и сформировать в ребенке. Следовательно, требование это форма внимания, задающая вектор развития. Специфика же этого вектора, то есть характер наличных к ребенку требований, определяется широким набором факторов: от социально и исторически обусловленной ситуации воспитания ребенка (общих социальных норм и традиций) до индивидуально-психологической обусловленности (мотивация появления ребенка, индивидуальный образ ребенка, представленный родительскому сознанию, психическое здоровье или нездоровье родителей) [13, с.265].

6. Родительские запреты: форма внимания к ребенку, целью которой является предотвращение и пресечение нежелательного поведения или качеств у растущего ребенка. Запрет представляет собой ограничение потенциала развития конкретного свойства или паттерна поведения. Характер запретов определяется теми же условиями, что и характер требования, то есть зависит и от социальных норм и стереотипов, и от индивидуальности родителей и их представлений о «добре и зле» [13, с.265].

7. Родительский контроль и санкции: форма внимания к ребенку, позволяющая отслеживать исполнение ребенком родительских требований и запретов. Контроль имеет разные формы и типы. Он может быть систематическим, фрагментарным или вообще отсутствовать. Характер контроля серьезнейшим образом влияет на формирование особенностей личности и поведения человека. Параметр контроля включает систему санкций (поощрений и наказаний) для ребенка за исполнение или нарушение требований и запретов. Таким образом, контроль и санкции выполняют основную регуляторную функцию при взаимодействии родителей и детей [13, с.265].

8. Способы родительского общения: это механизмы передачи ребенку требований и запретов, и один из механизмов осуществления контроля. Формы общения передают особенности отношения родителя к ребенку в целом, и в конкретной ситуации. Общение – мощнейший инструмент родительского воздействия, поскольку через его разнообразные формы задается или блокируется выполнение требований и запретов [13, с.266].

9. Забота о ребенке и удовлетворение его потребностей: формы внимания, направленные на обеспечение общего функционирования и жизнедеятельности ребенка. Уровень заботы и удовлетворения потребностей ребенка со стороны родителя зависит от комплекса факторов социального, экономического, мотивационного и эмоционально-личностного характера [13, с.266].

10. Адекватность родительского отношения (позиции): выражается в реальной, точной оценке своего ребенка, умении увидеть и понять его индивидуальность [13, с.266].

11. Гибкость родительской позиции – это готовность и способность родителя менять при необходимости стиль общения и способы взаимодействия с ребенком по мере его[4] развития или в связи с различными изменениями условий жизни семьи [13, с.266].

12.Прогностичность родительской позиции и родительского отношения: умение ориентироваться на перспективные цели и задачи развития ребенка; умение видеть отдаленные последствия для развития ребенка «сегодняшних» действий родителя [13, с.266].

Требования, предъявляемые к детям, основываются на взаимоуважении. Воспитание базируется на положительных качествах ребенка, а не на отрицательных. 



Происхождение и развитие детских страхов



Проблемами эмоциональных нарушений занимались К. Э. Изард, Ю. А. Неймер, Ф. Риман, З. Фрейд и др. Коррекции детских страхов посвятили свои работы такие исследователи как: А. И. Захаров, Е. И. Ивлева, Ю. В. Щербатых, и многие другие. Тем не менее, проблема возникновения детских страхов является актуальной и по сей день.  Конечно, мы понимаем, что страх-абсолютно естественная эмоция человека, способствующая самосохранению. Но не каждый страх станет фундаментом тревожности. Именно интенсивный, постоянный, не отпускающий страх породит у ребенка личностную тревожность.

 Взрослые совершенно не задумываются, каким содержанием наполняются душа и сердце их ребенка. А ведь в возрасте от 3 до 5 лет формируются такие эмоции, чувства и их проявления, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. [8, с. 44]

 Детские страхи не возникают стихийно, они зарождаются в ребенке постепенно. Некоторые из них обусловлены возрастными изменениями. Так, например, до определенного возраста дети боятся оставаться одни дома, т. к. думают, что кроме них присутствует кто-то еще и может причинить им вред. В дошкольном возрасте количество страхов достигает максимальных значений. Это обусловлено различными факторами. 

Если не начать заниматься с ребенком в этом возрасте, то все страхи, присутствующие у него в данный момент останутся надолго. Нужно не забывать и о том, что людей без страхов не существует и некоторые из детских потрясений и воспоминаний могут остаться в памяти до самой старости. Рассматривать данную проблему только с негативной стороны не совсем верно, ведь нельзя не отметить и тот факт, что существует естественный страх, который часто помогает избежать трагедии, уберечь ребенка от необдуманных действий, рискованных поступков, что несет в себе положительный эффект. 

По мнению А. И. Захарова, страхи бывают ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный возникает в крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке, а личностно обусловленный предопределен характером человека, такой страх может проявиться в новой обстановке или при контакте с малознакомым человеком. Также детский страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Острый и реальный страхи предопределены ситуацией, а хронический и воображаемый – особенностями личности [1, с. 7]. 

Мы можем предположить, что одной из причин детских страхов являются биологические особенности ребенка такие, как повышенная общая и эмоциональная чувствительность, особенности нервной системы. Наряду с биологическими особенностями существуют социальные предпосылки развития страхов. Причины их возникновения спрятаны гораздо глубже чем кажется. Как бы странно не звучало, но огромную лепту в учащение случаев возникновения детских страхов внесла урбанизация. Можно заметить, что у сельских детей страхов меньше. 

Это объясняется тем, что городские дети, как правило, страдают от гипертрофированной опеки родителей, что тоже весьма неблагоприятно сказывается на детской психике. А. С. Зубкова считает, что нехватка общения со взрослыми людьми также далеко не безобидна. Живое человеческое общение не могут заменить никакие компьютерные игры, телевизор и даже самые дорогие игрушки. Отсутствие тесного эмоционального контакта с родителями в половине всех случаев является причиной возникновения детских страхов. Во многих случаях для полного устранения страхов достаточно проводить с ребенком больше времени, совершать совместные прогулки, читать, играть [3, с. 15]. 

Страх – это специфическое эмоциональное состояние, которое является реакцией на действительную или воображаемую опасность. 

Полная характеристика страха невозможна без анализа его основных функций. Сразу можно отметить отрицательное значение страха: напряженное состояние ребенка, неуверенность в себе, сужение внимания и заострение на опасном объекте. Во многих случаях страхи не позволяет человеку личностно самореализоваться. Но, несмотря на свою отрицательную окраску, функции страха весьма разнообразны. Страх защищает как ребенка, так и взрослого от всевозможных опасностей мира. Он позволяет избежать определённую угрозу, и тем самым выполняет защитную функцию адаптации. Помимо этого, при помощи страха мы познаем окружающий мир, и вырабатываем избирательное отношение к нему. Он выполняет своеобразную функцию воспитания, выполняя определенную обучающую роль в развитии ребенка. 

Термин «страх» очень близок по значению к термину «тревога». Но их следует отличать. Существует несколько критериев их отличия:

1)	Страх рассматривается как эмоциональная реакция на конкретную опасность, он возникает в ответ на угрозу со сторону окружающего мира, тревога же по природе является внутренним состоянием, которое носит весьма неопределенный, абстрактный характер. 

2)	Страх – это реакция на появление опасности, тревога же появляется задолго до наступления угрозы.

3)	Страх опирается на прошлый опыт человека, тревожность связана с его будущим. 

4)	Страх оказывает тормозящее действие на организм человека, тревога наоборот приводит его в возбужденное состояние. [17, с. 52]

Общее в страхе и тревоге то, что обе эти реакции являются эмоциональными и проявляются в виде беспокойства или волнения при отсутствии чувства безопасности у ребенка или взрослого. 

Формально страхи делятся на ситуативные и личностно-обусловленные. Ситуативный страх возникает в необычных ситуациях, которые являются очень опасными для взрослого или ребенка. В основе личностно-обусловленного страха лежит характер человека. 

           Некоторые ученые разделяют страхи на конструктивные (которые являются естественным защитным механизмом и помогают адаптироваться) и патологические (представляют собой неадекватную интенсивную реакцию в ответ на определенный стимул)

Большинство страхов детей обусловлено возрастными особенностями развития ребенка и носят временный характер. При правильном понимании родителей причин таких страхов, они исчезают. 

Но существуют также и невротические страхи. Эти страхи являются симптомами неблагополучия ребенка (как психического, так и физического). Они отличаются более сильной эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительностью течения, трудностью устранения страхов. 

Остановимся более подробно на возрастных особенностях детских страхов. 

Для каждого конкретного возраста ребенка характерны определенные страхи. Большинство ученых склоняется к мнению, что новорожденный не способен к страху (головной мозг новорожденного ребенка не достиг определенного уровня развития). 

В возрасте 6 месяцев ребенок не реагирует на появление чего-либо пугающего, а смотрит на реакцию матери.  

В 7 месяцев – можно говорить о первом появлении чувства тревоги, когда мать отходит от него. 

В возрасте 2-3 лет ребенок начинает испытывать конкретные страхи на стимулы, которые  представляются для него опасными. 

-у детей появляются страх неожиданных звуков. А также страх поездов, самолетов (в основе лежит инстинкт самосохранения) (ближе к 2-м годам)

- появляется страх темноты (который приравнивается к одиночеству, в случае ухода матери, отсутствие поддержки). Одним из факторов этого страха является развитие способности воображения (ребенок начинает воображать вымышленных героев) (ближе к 3-м годам)

– появляется страх незнакомых и чужих людей, страх животных (до 3-х лет)

- учащаются страшные сны 

- появляется страх боли и уколов

В возраст 3-7 лет выделяют триаду страхов:

- страх одиночества 

- страх темноты 

- страх замкнутого пространства [23, с. 12]

В 3-5 лет присутствует страх засыпания перед сном (страх нападения, детям кажется, что под кроватью кто-то притаился или кто-то смотрит в окно). А также присутствует страх наказания. 

Ведущим страхом в 6-7 лет является страх смерти. Но он проявляется не напрямую, а через близкие к нему страхи (максимально выражены страхи: огня, стихий, нападения, темноты, боли, животных, различных сказочных персонажей). К 8-ми годами дети уже чаще боятся не собственной смерти, а потери родителей. 

 Основные причины детских страхов: 

Выделим несколько факторов, которые участвуют в возникновении страхов у детей: 

- психологическое состояние родителей, наличие страхов и тревожных черт у них, особенно у матери ребенка, а также тревожность в отношении с ребенком (изоляция его от сверстников)

- неправильное воспитание (при недостатке внимания со стороны родителей или наоборот излишней внимательности), а также неправильные воспитательные меры (допустим, наказание ребенка в виде закрывания его в темной комнате)

- большое количество запретов со стороны родителей, а также внушенные страхи самими взрослыми 

- конфликтные отношения в семье между родителями, а также неполные семьи

- реальные случаи опасности (например: нападение собаки)

- детские фантазии, когда ребенок начинает придумывать вымышленных персонажей (привидения, монстры) 

- взаимоотношения с другими сверстниками (различные конфликты детей, непринятие ребенка другими детьми)



1.3. Влияние детско – родительских отношений на различные виды страхов у дошкольников



Проблему семейных факторов в возникновении детских страхов впервые раскрыл еще А.И.Захаров. А.С.Спиваковская пишет: «Если в поведении ребенка возникли и укрепились страхи, это означает, что в его общении с родителями, в стиле воспитания допущены какие-то ошибки, что-то важное ускользнуло от внимания воспитателей» [10, с. 33].

Т.П.Гаврилова отмечает, что страхи «развиваются при недостатке родительского тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными».
многие тревожные дети, чтобы получить так необходимую им любовь, заботу, очень любят болеть. Ведь, когда болеешь, мама гладит по головке, ласково смотрит, не ругает, жалеет и балует.

Семейная ситуация может оказывать влияние на страхи ребенка двумя способами.

С одной стороны, события, происходящие в семье, особенности семейной обстановки могут выступать как фактор, непосредственно вызывающий страх (чаще всего это острое психотравмирующее воздействие). Например, если родители ребенка младшего дошкольного возраста в качестве наказания заставляют его сидеть одного в закрытой ванной комнате с выключенным светом, это может стать причиной появления у него страхов (причем не только темноты, как может показаться). Причиной страха может быть не только неконструктивное поведение родителей, но и довольно широкий спектр событий, как негативных, так и изначально нейтральных, происходящих в семье. Скажем, острый сердечный приступ, который пережила бабушка на глазах ребенка, может спровоцировать у него страхи за собственную жизнь или за жизнь родителей.

С другой стороны, поведение родителей и обстановка в семье могут не являться непосредственными причинами возникновения страха, но тем не менее могут оказывать влияние на стабилизацию страха. Страх как невротическая реакция в благоприятной обстановке может проходить относительно быстро, но в случае наличия специфических факторов, оказывающих негативное воздействие, будет стабилизироваться и переходить в невротическое расстройство.

Неоднократно отмечалось, что большое значение для возникновения детских страхов имеет общее неблагополучие семьи (алкогольно-зависимые или криминальные родители и пр.) Так, А.Ф. Ремеева и Ю.З. Колотова подчеркивают, что у детей из неблагополучных семей количество страхов, во-первых, больше, чем у детей из благополучных семей, во-вторых, они носят более выраженный характер.

Кроме того, показано, что страхи у детей могут быть вызваны конфликтными отношениями между членами семьи и прежде всего – между родителями. Резкие изменения в структуре семьи (развод или повторный брак родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) также могут привести к появлению и стабилизации невротических страхов у детей.

Н.М. Соколикова отмечает, что «развод – один из самых травмирующих и тяжелых для ребенка кризисов семьи. Для детей младшего школьного возраста из неполных (разведенных) семей характерны склонность к депрессивному состоянию, чувство печали и одиночества, низкая самооценка, ощущение нехватки внимания со стороны своей семьи, неудовлетворенность в общении, чувство малозначимости и малоценности». При этом необходимо помнить, что перечисленные тенденции отражают общие закономерности и могут не иметь отношения к конкретному ребенку. Так, А.И. Захаров, анализируя страхи детей из неполных семей, отмечает, что «в сумме по всем возрастам неполная семья не оказывает существенного влияния на увеличение числа страхов». По его данным, уровень страхов в неполных семьях выше только у дошкольников 5 — 6 лет. [2, с. 33]

В дальнейшем рассмотрении мы опускаем факторы социального неблагополучия семьи, резкого изменения ее структуры и конфликтного характера взаимодействия между родителями, признавая, что они могут иметь большое значение в генезе и стабилизации невротических страхов у детей. Мы сфокусируемся на относительно благополучных семьях, в которых, однако, выражены невротические страхи у детей.

Прежде чем перейти к анализу семейных факторов, способствующих возникновению или стабилизации невротических страхов в детском возрасте, подчеркнем, что большое значение в этом имеют личностные особенности ребенка. Впечатлительность, сензитивность, эмоциональность делают его крайне восприимчивым к любым внешним факторам. Методы воспитания или способы педагогического воздействия, которые никак не затронут эмоционально устойчивого, стеничного ребенка, могут оказаться травмирующими для таких детей. Поэтому важно помнить, что степень травмирующего воздействия одного и того же события будет разной в зависимости от того, насколько впечатлителен и раним ребенок.

Рассмотрим факторы, способствующие появлению/стабилизации витальных страхов у детей, и основные стратегии консультативной работы с родителями в соответствии с этими факторами.

Страх выступает как способ привлечения внимания родителей.

В этом случае ребенок, демонстрируя страх, получает определенные вторичные выгоды: родители проводят с ним дополнительное время, ложатся с ним спать, позволяют отступить от режима дня или делают поблажки в предъявлении каких-то требований. Подчеркнем, что излишние разговоры и разъяснения, с помощью которых родители стремятся показать ребенку, что бояться нечего, также могут выступать как дополнительное внимание, приобретаемое ребенком в ситуации страха. Изначально страх может возникать под действием различных психотравмирующих факторов, не связанных с семьей, но в дальнейшем закрепляется и стабилизируется именно вследствие наличия вторичных выгод. [33, с. 32]

Рассмотрим пример подобной ситуации. В семье, где было трое детей (мальчики 15 и 6 лет, девочка 4 лет), у среднего сына после просмотра со старшим братом фильма ужасов появились страхи темноты и чудовищ. Эти страхи обострялись вечером, перед тем, как нужно было идти спать. Мама подолгу с ним разговаривала, стала ложиться с ним спать, чего не было заведено до появления страхов. Время, которое мама проводила со средним сыном, значительно увеличилось именно с появлением страхов у ребенка.

Для этого необходимо расспросить родителей, как они реагируют на проявление ребенком страха. Признаками излишнего внимания являются излишние уговоры, объяснения, вторичные выгоды (время, которое родители проводят с ребенком в ситуации, когда тот чего-то боится). Следует также прояснить, как родители взаимодействуют с ребенком при отсутствии страха (возможно, если ребенок ничего не боится, он сразу получит значительно меньше внимания родителей). Необходимо понять, изменились ли стереотипы взаимодействия в семье с появлением у ребенка страха, то есть появились ли новые модели поведения, могущие стать вторичными выгодами. Именно это произошло в вышеописанном примере: мама стала ложиться с ребенком спать и значительно увеличила время, которое они проводили вместе.

Доминантное поведение матери предполагает А. И. Захаров, также является причиной возникновения детских страхов. Если женщина позволяет себе агрессивное отношение к другим членам семьи, занимает лидирующую позицию, то страхи ребенку в такой семье обеспечены [1, с. 17]. 

Ссоры в доме неизбежно приводят к появлению сильных детских страхов. Ребенок до конца не осознает, что происходит в его семье, но все тревоги и переживания он чувствует. Позже они перерастают в страхи, однако истинные причины детских страхов так и остаются загадкой для родителей [2, с. 247].

 Коррекция детских страхов – особая форма психолого- педагогической деятельности, направленная на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. 

Коррекционная работа строится на основе определенной структуры, исходя из симптомокомплекса тревожности:

Коррекция страхов

Повышение уверенности в себе (самооценки)

Снижение психоэмоционального напряжения

Цели каждой программы, направленной на преодоление детской тревожности, должны быть ориентированы на эти три ключевых проявления.

Существуют различные подходы к диагностике и коррекции страхов.

Арт-терапевтический подход-диагностика и коррекция средствами изобразительного искусства, музыкотерапии, самовыражения.

Когнитивный подход-приоритетной является работа с осознанием проблемы и изменением отношения к ней.

Подход А.И. Захарова-основополагающей является работа по уничтожению страха (сжигание, разрывание на мелкие куски проективных рисунков страха).

          Выводы по главе 1

 Страх играет важную роль в жизни ребенка.  С одной стороны, он может уберечь от рискованных действий, но с другой стороны, устойчивые страхи препятствуют развитию полноценной личности, повышают уровень тревожности и сковывают ребенка.

 Детские страхи могут способствовать формированию психологических проблем и эмоциональных нарушений, связанных со стрессовыми ситуациями, пережитыми в детстве. 

Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе. Необходимо, чтобы ребенок знал то, что ему положено по возрасту, чтобы он был оповещен о реальных опасностях, воспринимал все это адекватно. 

Коррекционная работа с детскими страхами является важным моментом в воспитании и развитии ребенка. Это обусловлено тем, что страх способен оказывать патогенное и саногенное влияние на развитие различных сфер личности. 






ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2.1. Планирование и проведение экспериментального исследования 



В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста в количестве 16 человек в возрасте 6 – 7 лет, из них 10 мальчиков и 6 девочек. Дети имеют родителей и воспитываются в семьях. Также в исследовании приняли участие 14 родителей. 

Исследование проводилось на базе ГБОУ ДОУ № 2395 г. Москвы. 

В таблице 1 представлен социальный анализ особенностей состава семьи экспериментальной группы.

Таблица 1

Имя испытуемого, возраст

Особенности состава семьи

Вероника Б.6 лет

Мама, два брата по 16 и 20 лет.

Витя М.7 лет

Мама, папа, старший брат (17 лет)

Егор Б.7 лет

Мама, папа (часто ездит в командировки), старший брат (18 лет)

Ваня В.7 лет

Мама, папа  (с ними не проживает),  бабушки (2), нянечка, брат (11 лет)

Саша М.7 лет

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.