VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Денежная эмиссия и политика стимулирования экономического роста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000248
Тема: Денежная эмиссия и политика стимулирования экономического роста
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»


Кафедра «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»







КУРСОВАЯ РАБОТА

Вариант 17

По дисциплине «Денежно-кредитное регулирование экономики»



ТЕМА «ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ И ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»




Студент _______________________                 Евсеева О.М.



Группа 3М2-ЭФ202                                         Номер личного дела  124962


Преподаватель к.э.н., доцент Диденко Валентина Юрьевна






Москва 2014
     
     
     
     
Содержание
     
Введение	3
1. Денежное обращение и денежная эмиссия	5
1.1. Характеристика системы бумажно-кредитного обращения	5
1.2. Денежная эмиссия и ее основные способы	7
2. Монетарная политика и стимулирование экономического роста	21
2.1. Макроэкономическая политика стимулирования экономического роста	21
2.2. Перспективы развития денежно-кредитной политики	24
Заключение	27
Список литературы	29

     

Введение
     
     Денежная система выступает непременным атрибутом рыночной экономики и способствует, в свою очередь, повышению эффективности общественного производства и развитию товарно-денежных отношений.
     В современных условиях чрезвычайно велика роль денег в функционировании общественного производства. Рыночная экономика без достаточно развитой кредитно-денежной системы не способна эффективно развиваться. 
     Кредитно-денежная система выступает конкретной формой трансформации различных видов капитала (промышленного, торгового, денежного) из одной формы в другую, что является важным условием перелива капитала. Такой перелив, в свою очередь, является предпосылкой структурных изменений в экономике, диктуемых изменением рыночной конъюнктуры и общими тенденциями развития рынка.
     Целью данной работы является рассмотреть особенности функционирования денежной системы и необходимость разных видов эмиссии в современных условиях. Эта проблема очень актуальна для современного периода России, поэтому крайне важно рассмотреть ее в новых экономических отношениях.
     Согласно цели в работе поставлены следующие задачи:
     – изучить сущность и структуру бумажно-кредитного обращения;
     – рассмотреть эмиссию и ее основные способы;
     – проанализировать особенности макроэкономической политики экономического роста;
     – выявить роль монетарной политики в стимулировании экономического роста.
     Предметом в работе выступает денежная эмиссия и политика стимулирования экономического роста.
     Структура работа полностью соответствует целям и поставленным задачам. Работа включает в себя введение, 2 раздела, заключение и список использованной литературы.
     При написании работы были использованы монографии, учебники, учебные пособия, материалы периодических изданий, нормативные и законодательные акты России, а также информация с официальных сайтов.
     
     
1. Денежное обращение и денежная эмиссия
     
     1.1. Характеристика системы бумажно-кредитного обращения
     
     Системы бумажно-кредитного обращения представляют собой денежные системы, при которых денежное обращение обслуживается дензнаками (бумажными или металлическими), которые не имеют внутренней стоимости. Такие системы выступают регулируемыми, поскольку государство принимает на себя обязательства по обеспечению постоянства эмитированных от его имени дензнаков. Различают бумажные денежные системы и системы кредитных денег, не разменных на золото. 
     Эмиссия денежных знаков, которые имеют форму казначейских билетов, при бумажной системе денежного обращения производится государственным казначейством с целью покрытия дефицита бюджета. В подобном случае эмиссия денег не связана с потребностями обращения товаров, а вызвана исключительно необходимостью покрыть дефицит государственного бюджета, что в итоге приводит к переполнению ими каналов денежного обращения и их обесцениванию. История свидетельствует о том, что к таким системам государства, как правило, прибегают во времена экстраординарных событий, таких как кризисные явления, войны [7, с. 112]. 
     Система бумажно-кредитного обращения включает следующие составляющие: денежную единицу; масштаб цен; виды денежных знаков; эмиссионную систему; валютный курс; регламентацию наличного и безналичного денежного обращения. 
     Бюджетная эмиссия характерна для системы бумажно-денежного обращения. Выделяют 2 формы подобной эмиссии: 
     1) выпуск государственным казначейством денежных билетов; 
     2) покрытие за счет кредитной эмиссии бюджетного дефицита. 
     Выпуск денег в обоих случаях зависит не от потребностей обращения, а от величины дефицита бюджета. Это вызывает постоянное обесценивание бумажных денег согласно законам их обращения. В этих условиях регулирование денежного обращения требует осуществления мер, которые направлены на сбалансирование бюджета и оздоровление финансов. 
     На рис. 1.1 приведены характерные черты современных денежных систем. 
     
     
Рис. 1.1. Характерные черты современных денежных систем [9, с. 158]
     
     Система кредитного обращения представляет собой выпуск и движение денежных знаков, которые возникают на основе кредита. Кредитная эмиссия обеспечивает гибкость денежного обращения, дает возможность не только легко увеличивать, но и уменьшать количество денег в обращении, в отличие от бюджетной эмиссии. Это создает реальную возможность поддержания их количества на уровне объективной потребности обращения. По общим законам обращения денег кредитная денежная система близка к металлической. Органами регулирования денежного обращения являются банки. Осуществляемые ими кредитные операции (выдача и погашение займов) в соответствии с реальной динамикой экономических процессов, движения материальных ценностей является предпосылкой балансировка товарных и денежных масс в обороте.
     Кредитный механизм эмиссии денег базируется на общих принципах кредитования (возвратность, обеспеченность и др.), что создает предпосылки для обеспечения устойчивости денег через формирование специального механизма регулирования предложения денег в соответствии с потребностями оборота в средствах обращения. Сейчас во всем мире эмиссия денег монополизирована государством, которое обязуется обеспечивать постоянство денежных знаков, что от ее имени эмитирует центральный эмиссионный банк той или иной страны [16, с. 190]. 
     В целом современные бумажные денежные системы постоянно развиваются и это происходит главным образом за счет совершенствования того правового поля, в пределах которого и осуществляется функционирование денежной системы.
     
     1.2. Денежная эмиссия и ее основные способы
     
     Денежная эмиссия представляет собой процесс выпуска банкнот и монет в обращение. О влиянии ее на экономику той или иной страны специалисты могут рассуждать часами, так как существует множество противоречий. Ведь она считается инструментом, способным привести как к улучшениям, так и к ухудшений в финансовой сфере.
     В первую очередь стоит отметить, что денежная эмиссия является привилегией, принадлежащий национальному банку. Он осуществляет регулирование денежной массы: выпускает при недостатке и изымает по необходимости. Можно выделить две формы эмитирования средств: безналичную и наличную. Первая гораздо шире, потому что кроме денег производит выпуск в обращение платежных средств. Кроме того, право на осуществление безналичной эмиссии имеют также и коммерческие банки, принципиально отличает ее от денежной формы.
     Существует один способ эмиссии наличных и три способа эмиссии безналичных денег. Наличные, как все понимают, просто печатают на соответствующем оборудовании. В экономику она попадает в тот момент, когда правительство расплачивается свежеотпечатанными купюрами или кому-нибудь дарит. Если же их не запускают в обращение, а просто хранят в хранилищах Центрального банка, это равносильно тому, что этих денег никто не печатал.
     Денежная масса не изменяется и в том случае, если правительство уничтожает старые купюры, которые попали в него, заменяя их новыми, только что с печатного станка. Главное, чтобы постоянной было общее количество наличных в обороте – если, конечно, мы не хотим развернуть инфляцию.
     Печать наличных
     «Типографский» способ денежной эмиссии – самый простой. Изготовление наличных на печатном станке не имеет никакого отношения к банковской системе. Наверное, банкирам неприятно, поэтому можно предположить, что они просят авторов, пишущих учебники по экономике, не вспоминать об этом слишком простом способе увеличения денежной массы.
     Во всяком случае, в популярных учебниках о печатном станке не пишут, а рассказывают исключительно о «новейших» видах эмиссии, то есть об эмиссии безналичных денег. Сегодня, наверное, уже любой первокурсник-экономист перечислит три инструмента, которыми Центробанк может воздействовать на денежную массу. Это ставка рефинансирования, норма обязательного резервирования и операции на открытом рынке.
     Рефинансирование коммерческих банков
     Ставка рефинансирования – это процент, взимаемый центральным банком по кредитам, которые выдаются обычным коммерческим банкам. При этом слово «кредит» не должно вводить нас в заблуждение. Нормальный кредит подчинен железному закону: если я даю кому-то в долг, количество денег в моем кошельке уменьшается. Нельзя одновременно съесть конфету и подарить ее кому-то. Но для центрального банка подобных ограничений не существует.
     Он выдает кредиты особым способом. Вместо того, чтобы отдать кому-то свои деньги, как это делает настоящий кредитор, Центральный банк просто сообщает коммерческий банк, теперь у него на корреспондентском счете появилась определенная сумма, и на ту же сумму, с добавлением процентов, растет долг коммерческого банка перед центральным.
     Представьте себе, что представляет собой коммерческий банк, активы которого составляют миллиард тугриков и состоят на 10% из наличных, на 10% из ценных бумаг и на 80 % – по кредитам, выданным различным заемщикам.
     Пассивы тоже равны миллиарду тугриков. Одну пятую пассивов составляет собственный капитал банка, а остальные образуется за счет средств вкладчиков и других людей, которые заняли банку деньги.
     Предположим, вкладчики этого банка внесли свои деньги в среднем под 5 % годовых, а сам банк выдает кредиты под 6 % годовых. Больше желающих вкладывать под такую ставку нет. Если банк хочет увеличить сумму депозитов, хранящихся в нем, с 800 до 900 млн. тугриков, он должен поднять ставку до 6%, а чтобы привлечь вкладов на 1 млрд. тугриков, надо платить уже 7 %.
     Банк на это идти не может, поскольку, заняв дополнительные 200 млн. тугриков, он сможет разместить их под 7 %, а только, скажем, под 5,5 %. Соблюдается равновесие.
     И тут появляется центральный банк государства, заявляет: «Мне нужно оживление экономики, поэтому я готов выдать вам кредит всего лишь под 3% годовых! Хотите?».
     В коммерческом банке начинают считать, какую сумму они могли бы занять под такой процент, чтобы потом занять ее должникам по более высокой ставке. Допустим, у них есть два потенциальные заемщики: один согласен взять 200 млн. тугриков под 5,5 % годовых (о нем мы уже сказали выше), а второй надеется получить такую же сумму под 4 %. Получается, совокупный кредит будет расширен на 400 млн. тугриков.
     Коммерческий банк занимает эту сумму у центрального. Теперь его активы составляют 1,4 млрд.: наличные тугрики.
     Активы – это имущество, принадлежащего банку, а также долги, которые каждый имеет перед банком. Пассивы - это источники, за счет которых образовались активы. Пассивы состоят из капитала, принадлежащего владельцам банка, и долгов (обязательств) банка перед его кредиторами. Активы всегда равны пассивам. Капитал собственников равен разнице между активами и обязательствами банка; при нормальном ведении дел его величина положительная и со временем возрастает.
     На 100 млн., ценные бумаги еще на 100 млн., кредиты, выданные старым заемщикам – 800 млн., и новые 400 млн. на корреспондентском счете в Центробанке.
     Пассивы тоже стали составлять 1,4 млрд. 200 млн. – это собственный капитал, 800 млн. – долг перед вкладчиками и 400 млн. – долг перед центральным банком.
     В экономике появилось 400 млн. новых тугриков. Однако, пока они лежат у нашего коммерческого банка на корреспондентском счете в ЦБ, то они ни на что не влияют. Но это продлится недолго.
     Вскоре коммерческий банк сообщает, что он снижает процент по своим кредитам с 6% до 5,5 % годовых. Один из потенциальных заемщиков, узнав об этом, сразу берет ссуду в размере 200 млн. тугриков.
     Через некоторое время кредитная ставка снижается еще раз – до 4 %. Одновременно предстоит снизить и ставку по депозитам, чтобы она была ниже этого уровня. Но главное не в этом, а в том, что остальные 200 млн. тугриков также будут переданы заемщику. И теперь нарисованные центробанком 400 млн. новых тугриков уже не почивает в недрах банковской системы, а находятся в руках у небанковских организаций - заемщиков банка. Как только эти заемщики начнут тратить полученные ими деньги, эффект от снижения ставки рефинансирования станет непосредственным. Нарисованные деньги начнут разливаться по экономике, неравномерно подталкивая цены вверх и создавая перераспределительный эффект.
     Так и увеличивается количество денег в обращении. Конечно, формально кредит выдается на ограниченный срок и должен быть погашен с процентами, но на практике, когда для коммерческого банка придет время расплачиваться, он получит еще один заем.
     Считается, что чем ниже ставка рефинансирования, тем больше подобных кредитов будет выдавать центробанк и тем быстрее будет расти денежная масса. В жизни, однако, не все так просто. Центральные банки сами решают, когда, сколько и кому денег они дадут, и роль неофициальных сделок в этом процессе очень велика.
     Вторая форма управления безналичной денежной массой – это манипулирование нормами обязательного резервирования. Рассмотрим подробнее, что это такое.
     Вкладчик приносит в банк 1000 тугриков. Из них 500 он кладет на срочный годовой депозит под 10 %, а остальные 500 – на бессрочный депозит под 2% годовых. Деньги, лежащие на бессрочном депозите, вкладчик может в любое время требовать обратно. Поэтому в банке всегда должна быть в запасе соответствующая сумма – 500 тугриков. С другой стороны, чтобы заплатить за этим вкладом процент, банк должен их куда-то вложить и сам получить проценты по своим вложениям. Итак, деньги одновременно должны храниться в банке и вращаться где-то в руках заемщиков банка. Парадокс!
     В нормальных рыночных условиях, когда банки не имеют никаких привилегий, эту проблему невозможно решить. При таком режиме никаких процентов по бессрочному депозиту быть не может. Бессрочный депозит означает, что вкладчик принес деньги в банк и оставил их там храниться до востребования. Его средства ни на секунду из банка выводятся и никакому риску не подвергаются. Они действительно могут быть возвращены хозяину по первому запросу. Но если вкладчику не приходится ни ждать, ни рисковать, то и никакого дохода по своему депозиту он получать не может. В этом случае банк играет роль камеры хранения, а когда мы сдаем в камеру хранения чемодан, мы совсем не ожидаем, что, забирая ее обратно, получим в качестве «процентов » еще и маленькую сумочку. Аналогично, сдавая в гардероб пальто и шарф, мы не надеемся получить обратно пальто и два шарфа. Наш вклад в этом случае «работает» – он просто хранится в надежном месте, и хорошо, если с нас не взимают плату за хранение. А кто хочет получать проценты – то делает взносы на определенный срок.
     Но в реальном мире банки привилегированный статус. Их стабильность провозглашена приоритетом государственной политики. Фактически в любой современной стране государство дает гарантию, что частные банки не будут разоряться. Если они попадают в затруднительное положение, то национальный банк спасает их, предоставляя льготные кредиты с помощью «рефинансирования».
     При этом банки подвергаются жесткому регулированию, они обязаны выполнять сотни нормативов ЦБ. Считается, что это повышает их надежность. Однако среди этих нормативов отсутствует такой, как « стопроцентное резервирование счетов до востребования». Любой гардеробщик понимает, что он не должен зарабатывать, сдавая напрокат те вещи, которые принесли ему в гардероб. Но современный банкир смотрит на жизнь иначе. Если центральный банк не запрещает выдавать кредиты за счет средств, привлеченных по бессрочных депозитах, и даже обещает спасать всех, кто, занимаясь такими делами, доходит до неплатежеспособности, почему бы не делать это?
     В результате банк будет пытаться выдать кредиты на всю сумму 1000 тугриков, включая 500, которые пришли в виде срочного вклада на год, так и 500, поступивших в виде вклада до востребования. Допустим, вся тысяча тугриков была дана в долг фирме А. Что мы теперь имеем?
     Оценим денежную массу, которую известные нам субъекты держали на руках и могли потратить в любой день. Сначала был просто вкладчик, имеет 1000 тугриков. Затем он положил 500 из них на срочный депозит, а 500 оставшихся и лежат на счету до востребования, он по-прежнему может потратить в любой день. Но есть еще фирма, которая взяла кредит в банке. У нее на счету прибавилось 1000 тугриков, и она также может потратить эту сумму в любой день!
     Там, где раньше была тысяча, теперь полтора, и денежная масса, таким образом, выросла ровно на 500 тугриков. Это произошло в тот момент, когда деньги, положенные одним человеком на бессрочный депозит, одновременно появились и на счета организации, взяла кредит в банке. С точки зрения современных банкиров, министров и большинства преподавателей экономики, это считается легитимным процессом – «создание денег банковской системой».
     Если платежеспособность коммерческих банков не была гарантирована государством, таких операций никто не совершал. Все банкиры понимающие необходимость держать стопроцентные резервы под все привлеченные вклады до востребования. И не платили бы по этим вкладам процентов. А вот если бы государство в лице центробанка давала гарантии коммерческим банкам, ничего от них взамен не требуя, то практика «создания денег» распространилась бы. Ведь «создание денег банковской системой» может повторяться циклически:
     – А открыл бессрочный вклад в банке № 1;
     – Банк, не снимая денег со счета А, передал их в качестве кредита для Б;
     – Б потратил эти деньги на товары, купленные в В;
     – В вложил полученные деньги на вклад до востребования в банке № 2;
     – Банк № 2, не снимая денег со счета В, передал их в качестве кредита для Г.
     К этому моменту одни и те же деньги одновременно лежат на счетах А, В и Г! Первоначальный взнос А, находясь в обращении в банковской системе, вырос втрое, и это только начало!
     Чтобы эта снежный ком когда-нибудь перестала увеличиваться, необходимо, чтобы каждый раз на стадии выдачи кредита банк передавал заемщику не все привлеченные средства, а только часть, оставляя себе какой-то резервный остаток. Чем больше этот остаток, тем быстрее прекратится «создание денег». Если он составляет 100 % (чего требует здравый смысл при отсутствии государственных гарантий), то процесс вообще не начнется. Но в реальности норма резервирования обычно составляет около 15 %, 20 % или 25 %. И эту норму устанавливает центральный банк.
     При желании коммерческие банки могут держать больше резервов под бессрочные депозиты, чем им предписано, но это не столь важное обстоятельство. Главное, что центробанк имеет право изменять нормы обязательного резервирования по своему усмотрению. Если она составляет 20 %, то с 500 тугриков, возложенных на бессрочный депозит вкладчиком, на кредит пойдут только 400, а остальные сотые резерв. Если ее повышают до 25 %, то на кредит пойдет 375, а в резерв – 125 тугриков. Чем выше норма обязательного резервирования по бессрочным вкладам, тем меньше создается новых денег при выдаче кредитов и тем медленнее растет денежная масса. Но если резервирования не стопроцентное, она обязательно растет.
     Наконец, третий способ увеличивать безналичную денежную массу – это так называемые операции на открытом рынке. Их суть заключается в том, что центральный банк выходит на какой-либо финансовый рынок (чаще всего на то, где торгуются государственные облигации или валюта) и начинает скупать активы, по которым проходят торги. При этом расплачивается он с продавцами путем искусственного увеличения у них на счетах определенных денежных сумм, появились ниоткуда.
     Представим себе рынок государственных облигаций. Рынок удобнее всего представлять в виде таблицы из двух столбцов и множества строк. В левом столбце – цены, по которым различные участники торгов хотят купить или продать облигации. В правом – количество облигаций, которую хотят купить или продать все, кто выставил заявку по данной цене. Самая высокая цена, по которой кто-то продает – в самой верхней строке. Самая низкая цена, по которой есть заявка на покупку – в низком. И чем ниже цена, тем ниже строку, в который вписываются данные о заявках, выставлены по этой цене. В середине таблицы находятся два особых строки – дешевая заявка на продажу и самая дорогая заявка на покупку.
     Предположим, что они выглядят так: на продажу выставлено 2000 облигаций по цене 100,1 тугрик, а самое дорогое предложение на покупку – это запрос на 1000 облигаций по цене 100 тугриков ровно. Конечно, каждый участник торгов в любой момент может через электронный терминал снять свою заявку, выставить новую или изменить цену и объем при этом уже выставленной заявке. Поэтому вид таблицы довольно часто меняется. Постоянный только принцип, по которому заявки на сделки с высокими ценами вверху, а с низкими ценами – внизу.
     Представим, что кто-то, несмотря на описанную нами картину, вводит в терминал заявку типа «куплю 100 облигаций по 100,1 тугриков за единицу». Поскольку по этой цене кто-то готов продать 2000 облигаций, мгновенно будет зарегистрирована сделка, и новый покупатель получит желаемое. А продавец с удовольствием отметит, что из двух тысяч бумаг, которые он выставил на продажу, сотня уже ушла. В строке рыночной таблицы, где сообщается, сколько облигаций выставлено на продажу по цене 100,1, вместо 2000 будет стоить 1900.
     Это и есть открытый рынок. Что же может сделать центральный банк, чтобы с его помощью увеличить денежную массу? Ответ элементарен – просто выставить заявку на покупку, скажем, 100 тыс. облигаций по цене 100,1. Поскольку по этой цене продается только 1900, они будут мгновенно скуплены, и в строке дорогой покупки теперь будет стоять заявка центрального банка «куплю 98100 облигаций по 100,1» (98100 получается, если от 100000 отнять 1900).
     Через некоторое время ЦБ изменит свою заявку, подняв цену покупки с 100,1 до 100,2. Тогда он примет все бумаги, которые предлагаются по 100,2. После этого снова поднимет цену покупки, и так до тех пор, пока не приобретет все 100 тыс. облигаций, которые ему нужны. Предположим, например, что в среднем он купит облигации по 100,5 тугриков, всего потратив на операцию 10050000. Это будет означать, что денежная масса в стране выросла ровно на 10050000 тугриков - именно эту сумму центробанк выпустил в обращение.
     Так и растет количество денег в экономике. В целом подобные операции можно использовать и для извлечения денег из экономики, но тогда центральный банк должен не скупать финансовые активы за нарисованные деньги, а наоборот, распродавать свои запасы иностранной валюты и ценных бумаг, получая взамен безналичные необеспеченные гривны.
     Интересная особенность всех перечисленных видов денежной эмиссии заключается в том, что новые деньги, которые запускаются в экономику, всегда достаются кому-то конкретному, а не распределяются равномерно на всех жителей страны. Их привозят на инкассаторской автомобили до определенного получателя или государственного поставщика.
     Деньги, нарисованные при рефинансировании коммерческих банков, достаются, конечно, конкретным банкирам - заемщикам. Они получают и те деньги, выпускаемые в экономику при снижении нормы обязательного резервирования. Однако, если правительство захочет, он может дать банкам любое «партийное задание». Например, Центральный банк предоставляет только напечатанные деньги, а коммерческие банки направляют всю полученную сумму на льготные кредиты сельскому хозяйству. Если за выполнением этих требований удастся проследить, то реальными получателями выгод от денежной эмиссии станут не банкиры, а фермеры.
     Наконец, если мы говорим о «операции на открытом рынке», то и здесь очевиден прямой материальный выигрыш вполне конкретных лиц. Предположим, у нас есть рынок государственных облигаций и на нем существует определенный уровень цен. Вмешательство центрального банка, который рисует деньги и начинает скупать на них облигации, резко повышает спрос. Это означает, что цена облигаций должна вырасти, а, следовательно, их продавцы получают преимущество.
     Важно также понимать, что все истории обогащения лиц, приближенных к Центробанку, сопровождаются потерями для всех остальных. Ведь если вы простой владелец рубля, а рубль через эмиссию обесценилась, вы стали беднее. Конечно, происходит перераспределение богатства. Представьте себе, что денежную массу в России увеличили втрое и все только «выпущены в обращение» деньги отдали лично вам. Вероятно, со временем цены на все или почти все товары вырастут примерно втрое. Но ваше личное положение вырастет ли не втрое, а в несколько миллионов или в несколько миллиардов раз. Вы обогатились, в то время как все остальные жители страны стали примерно втрое беднее.
     И это не шутка. То, что во время крупномасштабных денежных эмиссий происходит радикальное перераспределение богатства – реальная вещь. Взять, например, современных олигархов. Было бы ошибочно считать, что они стали долларовыми миллиардерами, прежде всего, благодаря приватизации. К началу приватизации они уже управляли крупнейшими банками страны, что, собственно говоря, и определило их успех. А откуда взялась могущество этих банков? Здесь главную роль сыграла денежная эмиссия.
     Простое перераспределение богатства – еще не самое страшное, что бывает в жизни. Если одни обогатились за счет других, а общая сумма богатства осталась неизменной, это еще не фатально. По- настоящему печальные вещи происходят тогда, когда суммарный выигрыш тех, кто обогатился, меньше суммарного проигрыш тех, кто стал беднее. Если у вас отнимут квартиру и отдадут ее Абрамовичу, по крайней мере, можно утешиться тем, что Абрамович также человек. У него также есть какая-то достоинство. Наконец, не исключено, что в итоге это положительно скажется на футбольной команде, за которую вы болеете. А вот если потеряна вами квартира не досталась никому, а просто пропала, сгорела, разрушилась, то даже самый заядлый альтруист вынужден признать, что мир стал хуже. Между тем, в условиях инфляции подобные вещи происходят систематически и неизбежны.
     Каким образом денежные манипуляции уменьшают реальное богатство общества? Когда правительство вбрасывает деньги в экономику, они достаются кому-то конкретному. Этот получатель денег на что-то их тратит, в результате на рынках меняется структура цен и соотношение спроса на различные товары. Если эти изменения имеют относительно долгосрочный характер, они существенно влияют на то, в какие отрасли инвесторы будут вкладывать деньги, которые могут окупиться только при государственного накачки денег в конкретные отрасли. Все другие возможные инвестиции при этом, соответственно, сокращаются.
     Если же государство запускает в обращение деньги таким способом, который влияет на процентную ставку, то дисбаланс оказывается еще более серьезным. Представим себе, что, распределяя свеженапечатанные деньги в виде дешевых кредитов, правительство вызвал снижение процентной ставки с 6% до 4% годовых. А теперь представим человека, у которого есть капитал, и который ищет, куда его вложить, но лучший из доступных ему проектов принесет только пятипроцентный рентабельность. Ранее такой человек удержалась бы от инвестиций, и, вероятно, отнесла бы свои деньги в банк или потратила. Но теперь, когда правительство снизило процентную ставку, его инвестиционная идея выглядит привлекательной!
     Вполне возможно, что теперь он вложит в этот проект все свои деньги, да еще откажется от покупки автомобиля и заложит квартиру. В результате металл, кирпич, энергия и время многих людей превратятся в какой-нибудь завод, станок, магазин или сложную компьютерную программу. Возникнет коммерческое предприятие, обремененное долгами, но достаточно рентабельно, чтобы с ними расплачиваться. Но при процентной ставке в 4 % годовых такое предприятие будет прибыльным, а при 6 % – убыточным. И судьба его будет зависеть прежде всего от того, как долго правительство сможет удержать процентную ставку на низком уровне.
     А правительство, чтобы действительно обеспечить низкий процент, должен постоянно предлагать рынку дешевые кредиты. Месяц за месяцем, квартал за кварталом. Постепенно он осознает, что сам загнал себя в ловушку. Чем дольше он осуществляет эту политику, тем большее количество людей начинают вести свои дела, рассчитывая, что они могут одолжить под низкий процент. Если вдруг ее прекратить, все эти люди понесут потери. А если ее продолжить, то ситуация только ухудшится: ведь это будет означать, что мы постоянно производим новые деньги.
     Очевидно, если делать это непрерывно, то рано или поздно произойдет серьезное повышение цен. В этой ситуации безболезненного выхода уже нет. Массовые разрушения неизбежны, а попытки избежать их только усилят эффект. Вопрос в том, хотим ли мы добавить к этой кучи проблем еще и рост цен, падение национальной валюты и общее недоверие к деньгам.
     Описанный механизм – это ни что иное, как схема всем известного делового цикла. Сначала благодаря заниженным процентным ставкам осуществляются нежизнеспособные инвестиции. Затем правительство накачивает экономику деньгами, чтобы эти низкие проценты содержались дольше. Затем становится понятно, что низкую ставку уже не удержать, и деньги печатают, чтобы хоть частично возместить потери тех, кто в условиях эйфории дешевых кредитов неудачно выдал ссуду или вложил деньги в убыточное дело. Затем доходит до того, что если продолжать эмиссию, начинается разрушение национальной денежной системы.
     На этой стадии правительство обычно отступает и осознает, что тех бедолаг, которых он спровоцировал на неудачные инвестиции, уже не спасти. Накачки денег резко прекращается, процентные ставки повышаются, и вскоре наступает эпоха массовых банкротств, когда производства везде закрываются, а люди теряют работу. Все понимают, что капиталовложения, которые при искусственно заниженной процентной ставке казались очень разумными, на самом деле просто были уничтожением состояния.
     К сожалению, превратить тысячу хороших бетонных плит в убыточный и бесперспективный завод гораздо легче, чем сделать наоборот. Поэтому теперь капитал придется накапливать заново, а о старом забыть, как о потерянной иллюзию. И вот, только люди опомнились и начали работать, на сцене снова появляется правительство и снова начинает выдвигать новые предложения: «Кому дешевые кредиты только что нарисованными деньгами? Участвуйте в программе стимулирования и восстановления экономики». И все начинается сначала.
     Именно так происходили все наиболее известные экономические кризисы. Из современных кризисов особый интерес представляют известные нам случаи в отечественной финансовой сфере. Из кризисов прошлого - Великая депрессия в США.
     
     
2. Монетарная политика и стимулирование экономического роста
     
     2.1. Макроэкономическая политика стимулирования экономического роста
     
     Стратегической целью экономической политики для каждой национальной экономики в контексте управления ее долгосрочным развитием является обеспечение экономического роста с помощью инструментария государственного регулятивного воздействия, который отражается в политике экономического роста.
     Специфика такой политики определяется выбранной моделью социально-экономического развития. 
     Эффективность производства и рост ВВП в средне- и долгосрочной динамике зависит от реализации экономической политики устойчивого развития через активизацию экзогенных или эндогенных факторов социально -экономического развития. Соответственно, при реализации экономической политики экономического роста национальной экономики выделяют:
     1) преимущественно эндогенно ориентированную модель экономики России, которая направлена на уменьшение негативного проявления внешних факторов и консолидации внутренних составляющих в обеспечении динамичного развития страны и ее регионов;
     2) преимущественно экзогенно ориентированную модель экономики России, которая должна предусматривать ускоренное количественно - качественное развитие общественной системы за счет привнесения передовых мировых технологий, касающихся всех сфер жизнедеятельности общества;
     3) экономическую модель сбалансированного развития, согласно которой использование всех видов ресурсов и объемы производства должны согласовываться с потребностями населения на тот или иной временной горизонт;
     4) новую экономическую диверсифицированную модель (смешанного типа), которая, опираясь на современные мировые технологии, активизирует внутренние составляющие к экономическому росту, обеспечивая общественную безопасность стране.
     Одной из основных задач макроэкономической политики в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года и Государственной стратегии регионального развития до 2020 года является разработка действенных механизмов обеспечения экономического развития и роста национальной экономики, которые охватывают: 
     1) переход от преимущественно экзогенной модели экономического роста в основном эндогенной с учетом екзогенизованих составляющих (темпов развития мировой экономики, состояния мировых финансовых и энергетических рынков, глобализации информационных потоков и т.д.), что должно обеспечить рост экономического могущества страны; 
     2) расширение границ производственных возможностей экономической системы по удовлетворению потребностей населения, растущих в товарах и услугах; 
     3) совершенствование структурных пропорций; 
     4) максимальную реализацию конкурентных преимуществ национальной экономики и ее регионов, укрепление и развитие наукоемких отраслей, которые уже сегодня демонстрируют высокий технологический уровень и конкурентоспособность, а следовательно, и готовность стать локомотивом высокотехнологического роста; 
     5) создание условий для повышения конкурентоспособности регионов как основы их динамичного развития и устранения значительных межрегиональных диспропорций; 
     6) рост инвестиционн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44