VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ влияния международных интеграционных объединений на регулирование мировой миграции рабочей силы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000912
Тема: Анализ влияния международных интеграционных объединений на регулирование мировой миграции рабочей силы
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ	4
1.1 Интеграционные объединения как субъект мировой экономики	4
1.2 Основные международные интеграционные объединения	8
2 СУЩНОСТЬ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ	11
2.1 Понятие и движущие силы трудовой миграции	11
2.2 Движение потоков трудовой миграции	17
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ	21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ	25



ВВЕДЕНИЕ
   Интеграция все больше и больше проникает в жизнь человечества. Этот процесс сказывается на всех сферах общественной жизни, без исключения. Глобализация капитала, сосредоточение финансовых и иных ресурсов в определенных центрах стимулирует такое явление как миграция рабочей силы. Она представляет собой перемещение трудовых ресурсов через государственные границы с целью трудоустройства в принимающей стране. Как правило, движущими силами миграционных потоков является разница между экономическими уровнями развития, разные размеры заработной платы в принимающей стране и стране-доноре и т.д. Разница в социальной жизни разных государств может приводить к конфликтам, поэтому очень процесс международной трудовой миграции нуждается в постоянном четком регулировании.
   Целью данной курсовой работы является анализ влияния международных интеграционных объединений на регулирование мировой миграции рабочей силы. Для достижения этой цели, автором будут решены следующие задачи:
   – рассмотреть теоретические основы международных интеграционных объединений, касающиеся их сущности;
   – охарактеризовать основные международные интеграционные объединения;
   – рассмотреть понятие и движущие силы международной трудовой миграции;
   – на примере международных интеграционных организаций рассмотреть их меры по регулированию международной трудовой миграции.
   Объектом исследования курсовой работы являются международные интеграционные объединения, предметом – их влияние на регулирование международной трудовой миграции.
   Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
   1.1 Интеграционные объединения как субъект мировой экономики
   Термин «интеграция» происходит от латинского integratio – восстановление отдельных частей в единое целое. Интеграция может происходить в различных сферах - экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства). 
   Под экономической интеграцией понимается наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств.
   Существуют взаимосвязь и различия между международной экономической интеграцией и процессом глобализации. Так, по мнению Ю. В. Шишкова, если глобализация – это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция - наивысшая ступень развития ее вглубь.
   Появление новых интеграционных объединений связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами. Стратегически формирование объединения нацелено на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам; с экономической точки зрения призвано повысить благосостояние населения, что требует проведения адекватных мер – создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики; наконец, географические мотивы интеграционных группировок исходят из расширения взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они не граничили друг с другом. 
   Согласно теории, выделяют пять форм экономической интеграции [6]:
   * зона свободной торговли – объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Таково понятие классической зоны свободной торговли. Большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала и др.;
   * таможенный союз – группировка стран, в которой барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц;
   * общий рынок, или принцип четырех свобод – достижение свободного передвижения товаров, услуг, капитала и лиц;
   * экономический и валютный союз – свободное перемещение четырех факторов; проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром;
   * полная интеграция – формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.
   Таким образом, экономическая интеграция представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия. 
   Экономическая интеграция развивается с учетом объективных предпосылок, без учета которых сложно достичь поставленных целей и задач. К ним относятся [6]:
   * относительно высокий уровень экономического развития стран-членов. Важность фактора связана с готовностью национальной экономики к либерализации в сферах торговли и инвестиций, способности выдерживать конкуренцию с более конкурентоспособными зарубежными компаниями, товарами и услугами; 
   * относительно высокий уровень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, который определяется как высоким уровнем экономического развития, так и диверсифицированной структурой экономики и экспорта;
   * примерно одинаковый уровень экономического развития стран-членов, в противном случае большие преимущества будет получать более экономически развитая страна в ущерб странам менее экономически развитым;
   * схожесть политических систем; 
   * общность культурологических истоков и традиций; 
   * динамический эффект успешности интеграционных планов других объединений; 
   * географическая близость (в последние годы значение снизилось в силу формирования интеграционных объединений между разными регионами).
   Реализация интеграционных планов представляет странам-членам экономические преимущества, в том числе:
   * расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения; 
   * увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары; 
   * повышение эффективности и конкурентоспособности производства; 
   * «эффект масштаба» производства и углубление специализации;
   * создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы; 
   * повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве; 
   * ускорение темпов экономического развития. 
   Помимо преимуществ интеграция также может повлечь за собой издержки для участвующих стран. Одни из основных – сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (правительства проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы). Другие интеграционные издержки связаны с изменением внешнеэкономического климата страны и сопутствующими ему краткосрочными издержками регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий. В целом, (что доказано практическим опытом отдельных стран) такие издержки невелики благодаря экономическим преимуществам либерализации, имеющей долгосрочный эффект.
   Интеграционные издержки могут быть связаны с неравномерным распределением преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов. В целях минимизации потерь менее развитыми странами более развитые государства оказывают им содействие в повышении конкурентоспособности экспортоориентированных производств и компаний, облегчении доступа товаров и услуг на свои рынки, проводят ассиметричную по срокам либерализацию.
   В целом, экономические преимущества от интеграции перекрывают издержки, сопутствуемые любому интеграционному процессу, что доказано практикой ведущих интеграционных группировок – ЕС и НАФТА.
   1.2 Основные международные интеграционные объединения
   Современная мировая экономика отличается углублением и расширением интеграционных процессов. Практически все страны ВТО состоят в одной или нескольких интеграционных объединениях [6].
   Интеграционный процесс по своей природе объективен. Его главной целью является установление при активном содействии со стороны государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономических связей между национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичным социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран.
   Наибольшей зрелости МЭИ достигла на экономическом пространстве европейского континента. Интеграционный процесс в Западной Европе после Второй мировой войны был инициирован политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих стран европейского региона. Неудивительно, что основные интеграционные «группировки» стран располагаются именно в Европе.
   Традиционно выделяют три центра экономической интеграции: Европу, Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион.
   Основные международные интеграционные объединения представлены в таблице 1.
   Таблица 1 – Основные международные интеграционные объединения
Название
Год основания
Число участников
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
1967
10 и 1 ассоции-рованный член
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
1960
4
Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ)
1973
15 и 5 ассоцииро-ванных членов
Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР)
1991
5
Организация Азиатско-Тихо-океанского сотрудничества (АТЭС)
1989
21 и 3 наблюдателя
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
1960
35
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
1960
13
Североамериканское соглашение свободной торговли (НАФТА)
1994
3
Содружество Независимых Государств (СНГ)
1991
9
Центральноамериканской общий рынок (САСМ (ЦАОР)
1961
5
   Крупнейшими международными интеграционными объединениями являются: Европейский союз (ЕС), Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Общий рынок стран Южного конуса, или Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Содружество Независимых Государств (СНГ).

2 СУЩНОСТЬ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
   2.1 Понятие и движущие силы трудовой миграции
   Развитие хозяйства любой страны и мировой экономики в целом во многом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Такие свойства индивидов воплощаются в производительном потенциале. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий.
   Трудовые ресурсы – это важнейший фактор производственного процесса, характеризующийся высокой мобильностью. Мобильность рабочей силы на мировом рынке труда проявляется в форме международной миграции.
   Международная миграция рабочей силы – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью обеспечения их занятости.
   Мобильность – это способность к движению, перемещению. В экономике термин мобильность применяется по отношению ко всем ресурсам и означает способность этих ресурсов менять место приложения. Мобильность имеет схожие черты с ликвидностью денег: также, как и ликвидность, мобильность количественно выражается в издержках (связанных с изменением приложения ресурса).
   Мобильность ресурсов имеет большое значение в экономике страны и всего мира. Свобода движения ресурсов является неотъемлемой частью совершенной конкуренции, поскольку способствует оптимальному распределению ресурсов, которое означает производство тех благ, в которых общество больше всего нуждается [10, с. 146].
   Стоит отметить, что уже сейчас достигнута очень высокая мобильность финансового капитала. Другое дело трудовые ресурсы. Когда говорят о мобильности труда, имеют в виду издержки, связанные с переменой рынка на котором предлагаются трудовые ресурсы (рынки разных профессий считаются в данном случае разными). Для того, чтобы предложить свои способности и навыки на каком-то другом рынке необходимо либо переехать на другое место жительства (территориально другой рынок), либо сменить специальность (профессионально другой рынок). Несмотря на то, что в жизни эти два фактора, по сути, совершенно разные в экономике они выражаются одинаково: издержками, связанными с данной адаптацией.
   Это особый вид мобильности рабочей силы, который предполагает использование передовых телекоммуникационных технологий и программного обеспечения.
   Схема работы выглядит следующим образом: работодатель связывается с работником через интернет и даёт ему определённое задание, а затем получает его выполненное также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: нельзя, например, таким образом нанять строителя.
   Такой вид миграции часто называется аутсорсингом (out-sourcing), этот термин уже вошёл в русский язык. Такой вид миграции применяется сейчас для заказа переводов с иностранного языка, разработка программных продуктов (особенно преуспела в этом Индия).
   Мобильность является очень важным показателем в рассмотрении вопроса мирового рынка труда, так как в зависимости от того, насколько мобильны ресурсы той или иной страны, изменяется функционирование рынка, интенсивность перемещения кадров, изменяются значения занятого в производстве населения.
   Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
   Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
   Миграционное сальдо - разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
   Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
   Типологию трудовой миграции можно представить следующим образом:
   * по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
   * по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
   * по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
   * по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.
   Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.
   Нелегальные мигранты - это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или прибывают в нее на законных основаниях (туристами, по приглашению) и нелегально трудоустраиваются.
   В последнее время масштабы нелегальной иммиграции значительно расширились. Китайцы направляются в основном в США и Россию, кубинцы - во Флориду, алжирцы - во Францию, пакистанцы - в Англию и т.д. [10, с. 221].
   Причины миграции населения экономического характера заключаются в различном экономическом уровне развития отдельных стран, различии в условиях заработной платы, наличии безработицы в некоторых странах, функционировании международных корпораций, вывозящих рабочую силу для работы в зарубежных филиалах.
   Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы:
   * из развивающихся в промышленно развитые страны;
   * в рамках промышленно развитых стран; (в основном по неэкономическим причинам, наблюдается утечка умов из Европы в США.
   * между развивающимися странами; (в основном между НИС и странами арабских эмиратов; между странами-членами ОПЕК и другими развивающимися странами). Например, в Кувейте и Саудовской Аравии было в 60-80 годы занято до 1 млн. рабочих из Йемена, в Гонконг - из Китая и Вьетнама. Экономические причины: более высокий уровень жизни и зарплаты и нехватка неквалифицированной рабочей силы в НИС.
   * из бывших социалистических стран в промышленно развитые;
   * миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
   Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов». Ее формы различны:
   * непосредственная эмиграция - выезд на постоянное местожительство;
   * выезд за рубеж на контрактной основе;
   * наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны-донора;
   * полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах [7, с. 516].
   Основные центры притяжения рабочей силы.
   1 Западная Европа (особенно Германия, Франция, Англия, Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария). В середине 90-х годов приток иммигрантов оценивался в 180 тыс. чел. в год. Только в странах ЕС насчитывается 13 млн. иммигрантов. В настоящее время здесь развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников меду странами ЕС и унификацию трудового законодательства. 9 декабря 1989 г. принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС». Наиболее развитые страны ЗЕ притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, стран восточной Европы и СНГ.
   2 Ближний Восток. Этот центр сформировался в 70-ые годы. Нефтедобывающие страны привлекают на тяжелую низкооплачиваемую работу дешевую рабочую силу из Индии, Бангладеш, Пакистана. Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии, Кореи, Филиппин. К началу 90-х здесь работали более 4,5 млн. иностранцев, а местных рабочих 2млн. В ОАЭ доля иммигрантов в общей численности рабочих - 97%, Кувейте - 86,5%, Саудовской Аравии - 40%.
   3 США и Канада. Трудовые ресурсы этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Каждый год в США приезжает иммигрантов больше, чем во все остальные страны вместе взятые. Иностранцы составляют около 5% рабочей силы страны. Низкоквалифицированная рабочая сила - из близлежащих латино-американских стран (особенно Мексика), стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники - практически из всех стран. Иммигранты - 740 тыс. чел. в год, эмигранты - 160 тыс. чел. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивался в 900 тыс. чел.
   4 Австралия. 200 тыс. иностранных рабочих. С 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В страну стали в первую очередь приниматься иммигранты, делавшие инвестиции в ее экономику.
   5 Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это прежде всего азиатские НИС – Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а также Япония, Малайзия, Пакистан и Бруней. Крупнейший экспортер рабочей силы - Китай, кроме того - Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бирма, Филиппины, Индонезия, Бангладеш, Шри-Ланка. Общее число иностранных рабочих 2,5-4 млн чел. В Японии работают в основном корейцы, в последнее время появились иранцы.
   6 Латинская Америка. В основном Аргентина и Венесуэла, кроме того Мексика, Бразилия, Чили, Парагвай, Боливия. Общее число иммигрантов - от 3 до 10 млн. чел. в год, в основном латиноамериканцы, но этими странами субсидируются программы по привлечению восточноевропейцев, в том числе из стран СНГ (нефтяников, инженеров-химиков, фермеров). Миграция отличается сезонностью и большим процентом нелегальной, никем не регистрируемой миграции.
   7 Африка. В Северной Африке - нефтедобывающая Ливия, на юге - ЮАР. Используют иммигрантов из других африканских стран, но заинтересована в специалистах из СНГ (но на постоянное место жительства) Межстрановая миграция - 2 млн чел. В ЮАР общее количество иностранной рабочей силы составляло 1 млн. человек в год [10, с. 226].
   Миграция как явление имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Они представлены в таблице [10].
   Таблица 2 – Последствия трудовой миграции

Позитивные последствия
Негативные последствия
Страна-экспортер рабочей силы
1. Приобретение работником новой квалификации
1. Потеря квалифицированной рабочей силы

2. Сокращение дефицита платежного баланса
2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу

3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда
3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление

4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства
4. Рост инфляции


Окончание таблицы 2
Страна-импортер рабочей силы
1. Облегчение структуры региональных сдвигов
1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии

2. Содействие вертикальной мобильности местных работников
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы

3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы
3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей

4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям


5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников

   Таким образом, создание общемирового рынка труда происходит опосредованно путем миграции рабочей силы и капитала. 
   Международная трудовая миграция – явление, заключающееся в перемещении рабочей силы через страновые границы для обеспечения их занятости. В мире сложились различные центры международной трудовой миграции.
   Причинами трудовой миграции выступают различия в экономическом уровне страны-импортера и страны-экспортера, разница в уровнях заработной платы, наличие негативных экономических явлений таких как кризис, безработица и т.д.
   2.2 Движение потоков трудовой миграции
   Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в ХVIII-XIX вв. Вследствие такого перелива население Африки за 1650-1850 гг. уменьшилось на 22%.
   Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в XIX-XX вв. В XIX в. эмигрировало до 30 млн человек. В начале XX в. до Первой мировой войны из Европы выехало свыше 19 млн. человек. В период 1914-1918 гг. эмиграция была прервана, а затем возобновилась, и за период 1918- 1939 гг. эмигрировало 9 млн человек. Вторая мировая война снова прервала заокеанскую миграцию населения из Европы; после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.
   Эмигранты направлялись прежде всего в США, где бурно развивался капитализм, которому требовались рабочие руки. Однако ехали и в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция населения явилась важнейшим источником роста их населения. Уезжавшие из европейских стран – из Ирландии и Англии, Франции и Германии, ехали и из России – молокане.
   В последнее десятилетие XX в. сложились новые мировые рынки рабочей силы вследствие не только межконтинентальной, но и внутриконтинентальной миграции населения.
   Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Основную часть иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как Германия, Франция, Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария.
   По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место коллективным договорам по целевому назначению. Несмотря на то что преобладающую часть будут составлять низко и полуквалифицированные работники, приоритетное право получат высококвалифицированные профессионалы, число которых в перспективе возрастет.
   Второй центр притяжения трудящихся мигрантов в 1990-е годы сформировался в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны притягивают на промыслы огромное количество людей из Индии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90-х годов здесь работало более 4,5 млн иностранцев, в то время как число местных рабочих составило только 2 млн человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте – 86, 5%, Саудовской Аравии – 40%, т. е. подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы.
   Особую группу мигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехало свыше 500 тыс. человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политических неопределенностей и экономических трудностей, желание воссоединится с родственниками и религиозные мотивы.
   Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США. трудовые ресурсы этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы страны. Послевоенная иммиграция в США состояла из нескольких этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в СШ1А из стран Западной Европы въехало 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается предпочтение эмигрантам из Европы – Ирландии, Италии, Польши, а также из Аргентины. Означенная переориентация объясняется тем, что к началу третьего тысячелетия США могут стать страной, где белые окажутся в меньшинстве в результате прогнозируемой высокой рождаемости цветного населения.
   Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В этой стране трудится 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, сориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Поэтому она не может рассматриваться в качестве перспективного центра для миграции рабочей силы из Российской Федерации. Кроме того, с 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В соответствии с ней в страну в первую очередь принимались иммигранты, делавшие инвестиции в экономику страны.
   Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, о. Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает вывозить рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую ее прямые инвестиции в страны АТР. Этот тип миграции называют транзитной профессиональной миграцией.
   В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов достигает 3 млн человек, большинство которых составляют латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточно-европейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах химиках, фермерах.
   Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам межстрановая миграция в Африке составляет 2 млн человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительства.
   
   
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
   Международная миграция рабочей силы осуществлялась стихийно, но со временем масштабы и последствия миграции приобрели такое значение, что возникла потребность в регулировании этого процесса. Каждая страна самостоятельно, на основе соответствующего национального законодательства определяет свою миграционную политику. Однако сегодня существует множество международных соглашений, правовых актов, присоединяясь к которым, страны берут на себя обязательства следовать нормам международного права. В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) обязывает страны, ратифицировавшие этот документ, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению, отъезду-приезду мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработка и сбережений.
   Существует целый ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM). Последняя занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по разным вопросам миграционного процесса.
   Миграционная политика – это комплекс законодательных, организационных, экономических мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны населения, и в частности рабочей силы. Политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов включает два направления: иммиграционную, регулирующую принятие иностранных граждан и эмиграционную, регулирующую порядок выезда граждан из страны и обеспечивающую защиту прав эмигрантов за рубежом.
   Нормативно-правовая основа регулирования миграции представлена многочисленными законами и подзаконными актами.
   Иммиграционная политика. Иммиграционное законодательство предусматривает определенные требования к уровню образования, стажу работы, к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику иммигранта. Принимающая страна, как правило, ограничивает продолжительность пребывания иностранных рабочих в стране; требует прохождения процедуры признания документов об образовании и т.п. В зависимости от национального состава принимающей страны может учитываться и национальность иммигранта.
   Для регулирования процесса иммиграции используется иммиграционная квота – число иностранных работников, которые могут въехать в страну в течение определенного срока. Квота может устанавливаться для всей страны в целом, дифференцироваться по отраслям, по предприятиям, по странам-донорам, распределяться по различным категориям иммигрантов. (Так, в США в 1995 г. 71% иммиграционной квоты предназначалось для родственников граждан США, 20% – для специалистов, в которых нуждается США, 9% – прочие.) Ограничение на въезд иностранцев может достигаться и за счет законов о профессиях, которыми не могут заниматься иностранцы [4].
   Помимо административных используются экономические методы регулирования. Например, в соответствии с требованиями некоторых стран фирмы имеют право принимать иностранцев по достижении определенного объема продаж или после внесения определенной суммы в бюджет; частные лица могут въехать в страну, если они могут инвестировать в экономику принимающей страны определенную сумму и т.п.
   Эмиграционная политика предполагает [4]:
   * поощрение эмиграции в случае напряженности на рынке труда (избыточного предложения) и сдерживание эмиграции в случае нехватки рабочей силы;
   * принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;
   * контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;
   * обеспечение возвращения эмигрантов на родину;
   * стимулирование приобретения/повышения профессиональной или образовательной подготовки эмигрантов за рубежом.
   В современных условиях на международном рынке трудовых ресурсов растет роль стран-экспортеров рабочей силы. Последние, проводя соответствующую эмиграционную политику, регулируют масштабы и качественный состав эмигрантов; заключают двусторонние соглашения, предусматривающие определенные экономические и социальные гарантии для эмигрантов; организуют за рубежом представительства для осуществления контроля за выполнением международных соглашений по трудовой миграции; проводят государственное лицензирование фирм, занимающихся наймом граждан для работы за границей и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   Интеграция все больше и больше проникает в жизнь человечества. Этот процесс сказывается на всех сферах общественной жизни, без исключения. Глобализация капитала, сосредоточение финансовых и иных ресурсов в определенных центрах стимулирует такое явление как миграция рабочей силы. Она представляет собой перемещение трудовых ресурсов через государственные границы с целью трудоустройства в принимающей стране. Как правило, движущими силами миграционных потоков является разница между экономическими уровнями развития, разные размеры заработной платы в принимающей стране и стране-доноре и т.д. Разница в социальной жизни разных государств может приводить к конфликтам, поэтому очень процесс международной трудовой миграции нуждается в постоянном четком регулировании.
   Регулированием международной миграции рабочей силы занимаются такие международные интеграционные объединения, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM).
   Сами по себе международные интеграционные объединения представляют собой экономическую взаимозависимость двух или нескольких стран, когда их национальные рынки товаров, услуг, капиталов и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.