VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ и оценка кредитоспособности физических лиц

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000585
Тема: Анализ и оценка кредитоспособности физических лиц
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИНАНСОВ


Допустить к защите
«___»________2016г.
Зав. кафедрой
к.э.н., доцент_______Г.В. Скрипникова






БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


на тему: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(на примере ПАО «БАНК УРАЛСИБ»)




Студентки Титаренко И.В.
Направление подготовки  38.03.01 «Экономика»
Профиль «Финансы и кредит»





                                                                                             Научный руководитель:
                                                                               ст. преподаватель
                                                                                М.С. Постаногова






Белово 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов

Утверждаю
«___» _________ 2015 г.
Зав. кафедрой 
к.э.н., доцент Г.В. Скрипникова

З А Д А Н И Е

На выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу студентки 
Титаренко Инны Владимировны									

Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»

1. Тема выпускной квалификационной работы
«АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» (на примере ПАО «БАНК УРАЛСИБ»)								

2. План написания работы (перечень вопросов, их примерный объем в процентах от общего объема, сроки выполнения).

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ										15 % до 17.12.2015г.

Глава 2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА (на примере ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Белово)							40 % до 29.12.2015г.

Глава 3 НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА				25 % до 11.01.2016г.

Введение, заключение ________________________________________20% до 13.01.2016г.

Научный руководитель старший преподаватель Постаногова Марина Сергеевна_______
Срок предоставления к защите « 14 » января 2016 г.

 Подпись руководителя:
 ____________________
 Задание принял к исполнению
«___» _______________ 2016 г.
 Подпись студента:



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
8
1.1. Понятие, цель и задачи кредитоспособности заемщика
8
1.2. Этапы анализа кредитосопособности
12
1.3. Методы оценки кредитоспособности, применяемые коммерческими банка
18
Глава 2.  ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА (на примере ПАО  БАНК УРАЛСИБ» в г.Белово)
42
2.1. Характеристика ПАО «БАНК УРАЛСИБ». Кредитные продукты банка
42
2.2. Анализ финансовых показателей деятельности банка
62
2.3. Анализ кредитования физического лица методом скоринговой оценки, проведение андеррайтинга
68
Глава 3.  НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕЩИКА
89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
99
ЛИТЕРАТУРА
  101
ПРИЛОЖЕНИЯ

 104











ВВЕДЕНИЕ

     Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является кредитование своих клиентов. Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить кредитоспособность заемщика.
     Оценивая кредитоспособность своих клиентов, банк ищет ответы на два главных вопроса. Во-первых, как оценить перспективу финансовой состоятельности заемщика, т.е. как убедиться в том, что у него будет возможность выполнить свои денежные обязательства по кредиту к моменту истечения срока действия кредитного договора. Во-вторых, как оценить степень готовности потенциального клиента выполнить указанные обязательства, т.е. захочет ли он это сделать, можно ли ему доверять. Оценить кредитоспособность заемщика адекватно – значит обоснованно и аргументировано ответить на оба указанных вопроса. Верное решение в отношении кредитования возможно только в том случае, когда сотрудники банка имеют возможность получить необходимую для анализа информацию и умеют грамотно обрабатывать и интерпретировать ее.
     На сегодняшний день кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им.
     Один из основных способов избегания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Изучение кредитоспособности осуществляется для качественной оценки заемщика до решения вопроса о выдаче кредита и его условиях, определение способности и готовности клиента вернуть взятые им в долг средства в соответствии с кредитным договором.
     Внедрение в банковскую практику оценки кредитоспособности вызвано, прежде всего, переходом к кредитованию полной потребности заемщика в дополнительных денежных средствах, необходимостью экономического обоснования условий кредитования, отражаемых в кредитном договоре, развитием и расширением кредитования. Все это требует комплексного подхода к каждому отдельно взятому субъекту кредитования.
     Перед кредитными учреждениями постоянно стоит задача выбора показателей для определения способности заемщика выполнить свои обязательства по своевременному и полному возврату кредита.
     Сегодня эта проблема приобрела особую остроту, т.к. нестабильная экономическая ситуация в стране серьезным образом отразилась на деятельности коммерческих банков. Кредитная деятельность банков также осложняется отсутствием у многих из них отработанной методики оценки кредитоспособности, недостаточностью информационной базы для полноценного анализа финансового состояния клиентов. Большинство средних и мелких банков вообще не имеет должного аналитического аппарата.
     Прибыльность и ликвидность банка во многом зависят от финансового состояния его клиентов. Снижение риска при совершении кредитных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности заемщиков, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита. Поэтому интерес к данной теме никогда не снизиться, а методики будут расширяться и дополняться. Проблема выбора показателей для оценки способности заемщика выполнять свои обязательства была актуальна во все периоды развития банковского дела и вошла в экономическую литературу как проблема определения кредитоспособности. Значение успешного решения этой задачи возрастает в связи с тем, что существуют ограничения в стремлении каждого современного банка к расширению клиентуры как предпосылки увеличения кредитных вложений и роста прибыли банка. Это побуждает банки к оптимизации состава своих клиентов, а для этого необходимо иметь четкие критерии и разработанную методику для определения финансового состояния и кредитоспособности заемщика.
     Целью бакалаврской работы является проведение оценки и анализ кредитоспособности клиентов банка, выработка рекомендаций по совершенствованию оценки. 
     Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
     1) определить сущность понятия кредитования физических лиц в целом;
     2) определить сущность кредитоспособности заемщика;
     3) рассмотреть современные методики и способы оценки кредитоспособности физических лиц в отечественной практике;
     4) провести анализ кредитоспособности физических лиц (на примере ПАО «БАНК УРАЛСИБ»);
     5) разработать рекомендации по совершенствованию методов оценки качества заемщиков на примере ПАО «БАНК УРАЛСИБ».
     Объект исследования – ПАО «БАНК УРАЛСИБ»;
     Предмет исследования – оценка кредитоспособности заемщика.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
     В первой главе рассматриваются теоретические аспекты кредитоспособности физических лиц, этапы анализа кредитоспособности, анализ кредитоспособности методом скоринговой оценки и проведение андеррайтинга.
     Во второй главе проводится анализ кредитоспособности заемщика, характеристика ПАО «БАНК УРАЛСИБ», проанализированы основные финансовые показатели Банка, кредитоспособность и различные методы оценки. 
     В третьей главе бакалаврской работы предлагаются мероприятия по улучшению оценки кредитоспособности заемщика, которые включают в себя совершенствование метода скоринговой  оценки, а также пути улучшения методов оценки кредитоспособности физических лиц.
     При написании выпускной квалификационной работы были использованы учебники таких авторов как: Жарковская Е.П., Лаврушин О.И., Стародубцева Е.Б., Власов С.В. и другие.
     Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные мероприятия и их реализация в деятельности ПАО «БАНК УРАЛСИБ», приведут к улучшению оценки кредитоспособности заемщика.


















Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Понятие, цель и задачи кредитоспособности заемщика

     Под кредитоспособностью заемщика понимают способность своевременно и   полностью  погасить заемное обязательство, оплатить товар или возвратить сумму кредита с процентами.[22, c. 256]
      Существует множество методик анализа кредитоспособности заемщика на основе изучения его финансового положения и устойчивости бизнеса с точки зрения своевременного погашения кредита.
      Чаще всего банками и фирмами используется традиционная методика изучения надежности кредита, состоящая в сборе и анализе сведений о потенциальных заемщиках по пяти факторам, или критериям:
 	1. Характер заемщика (character). Под «характером» понимается репутация заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Моральный фактор имеет самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные работники очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации, в первую очередь данные кредитных агентств.
     2. Платежеспособность (capacity). Способность возвратить кредит — субъективное суждение о платежеспособности клиента на основе анализа истории развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Финансовое состояние определяется с помощью тщательного анализа доходов и расходов.
 	3. Капитал (capital). Изучение капитала фирмы играет важную роль в определении кредитоспособности заемщика. Особенно важно выяснить       соотношение суммы долга с размерами активов клиента, его оборотным капиталом, выяснить состояние дебиторской задолженности.
     4. Обеспечение (collateral). Представлено активами, которые клиенты могут предложить в залог, чтобы получить кредит. Кредитные работники изучают все приемлемые способы обеспечения, его достаточность, качество и степень реализуемости.
     5. Условия (conditions). При изучении кредитоспособности заемщика принимаются во внимание «общие экономические условия», определяющие деловой климат в стране, особенности развития бизнеса в различных секторах и регионах и оказывающие влияние на положение как банка, так и заемщика.
 	Информацию об этих пяти факторах (критериях) получают из документально оформленного накопленного опыта кредитования клиентов (кредитных досье) и иных внешних или внутренних источников. 
     Типовой отчет о кредитоспособности компании содержит следующие разделы: 1) баланс и отчет о прибылях и убытках; 2) ряд коэффициентов, отражающих тенденцию развития компании; 3) информация, полученная от банков и основных поставщиков компании, о случаях просрочки оплаты, о случаях невозврата кредитов, о регулярности выплат в последнее время; 4) описание условий деятельности компании; 5) описание биографии ее владельцев, случаев банкротства и судебных процессов; 
     В банковской практике методика пяти «си» дополняется анализом системы финансовых коэффициентов и денежного потока.
Система финансовых коэффициентов кредитоспособности позволяет провести комплексный анализ ликвидности, оборачиваемости активов, платежеспособности и прибыльности фирмы. Она включает пять групп коэффициентов (показателей): 1) ликвидности; 2) эффективности (оборачиваемости); 3) финансового рычага (левериджа); 4) прибыльности;    5) обслуживания долга, которые рассчитываются на основе фактических отчетных данных баланса и других финансовых отчетов с использованием данных за ряд последних лет (на практике — минимум за три года).[29, c. 49-55]
     Анализ финансовых коэффициентов дополняется анализом денежного потока — сопоставлением притока (поступления) и оттока средств у заемщика за период времени, соответствующий сроку кредита. Элементами денежного потока являются денежные суммы, образующие доходы и расходы компании, а также характеризующие структуру ее активов и пассивов. Разница между притоком и оттоком средств определяет общую величину денежного потока. Если анализ последнего за ряд лет показал рост положительного значения этой разницы, то можно говорить о финансовой устойчивости и кредитоспособности компании. Колебание величины разницы позволяет говорить об изменчивости финансового положения компании, а ее кредитоспособность следует отнести к более низкому классу.
В целом данные анализа коэффициентов и денежного потока позволяют дать обобщенную, качественную оценку кредитоспособности заемщика, которая оформляется в виде установления класса или рейтинга (в баллах) кредитоспособности. В самом общем виде можно представить следующую классификацию заемщиков:	
     Первый класс — заемщики с устойчивым финансовым положением.             
         	Второй класс — заемщики с достаточно стабильным положением. Они могут получить кредиты на общих условиях по повышенной ставке процента;
 	Третий класс — заемщики с неустойчивым финансовым положением. Их кредитование имеет высокий риск, поэтому требуется надежное и ликвидное обеспечение. Кредиты предоставляются с учетом премии за риск;
Четвертый класс — заемщики не могут быть признаны кредитоспособными, 
Приведенная классификация, а также ее многочисленные модификации, использующие более сложные методы определения класса или рейтинга заемщиков, в настоящее время широко применяются в банковской практике.  
     В коммерческом кредитовании распространен аналогичный подход, связанный с выделением отдельных категорий заемщиков в соответствии со степенью риска, который определяется статистически как вероятность неплатежа. Например, часто выделяют следующие категории:
 	1.Первая категория («А», или «1») — незначительный или нулевой      риск.
 	2.Вторая категория («Б», или «2») — обычный коммерческий риск.
 	3.Третья категория («В», или «3») — клиенты склонны отсрочивать платежи.
 	4.Четвертая категория («Г», или «4») — значительный или высокий риск.
 	5.Пятая категория («Д», или «5») — неприемлемый риск; 
 	Выделение различных категорий заемщиков позволяет дифференцировать условия кредитования и оптимизировать процентную политику кредитора, а также решить вопрос о выборе наиболее приемлемого для каждой категории заемщиков обеспечения кредита. Здесь должна идти речь не просто о выборе надежного обеспечения, а об адекватности обеспечения уровню кредитного риска. Эта задача решается кредитными работниками совместно с заемщиком на третьем этапе процесса кредитования.
     Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, каждый из которых должен быть оценен и изучен. Значимый и весьма сложной проблемой является определение изменения всех факторов, причин и обстоятельств, влияющих на кредитоспособность в перспективе. Поэтому цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном изучении его деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные ему ресурсы и предполагает решение следующих задач:
     - обоснование оптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов их погашения;
     - определение эффективности и использования заемщиком кредитных ресурсов;
     - осуществление текущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения после предоставления кредитных ресурсов;
     - проведение текущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщика требований в отношении показателей его финансового состояния;
     - анализ целесообразности и результативности, принимаемых менеджментом решений по достижению и поддержанию на приемлемом уровне кредитоспособности заемщика;
     - выявление факторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредита заемщику;
     - анализ достаточности и надежности предоставленного заемщиком обеспечения.
     Таким образом, существует множество методик анализа кредитоспособности заемщика на основе изучения его финансового положения и устойчивости бизнеса с точки зрения своевременного погашения кредита.[30, c. 5-8]
     
1.2. Этапы анализа кредитоспособности
     
     Анализ кредитоспособности заемщика должен осуществляться согласно принципам системности и комплексности. При изучении структуры, элементов и системы анализа кредитоспособности заемщика следует обеспечить проведение всех необходимых этапов исследования, причем на всех стадиях анализа кредитоспособности, т.е. на стадиях предварительного, оперативного и ретроспективного анализа.
 	В связи с этим предварительный анализ кредитоспособности заемщика включает в себя 11 этапов:
* Формирование информационной базы анализа кредитоспособности;
* Оценка достоверности представленной информации;
* Предварительная оценка потенциального заемщика;
* Обработка полученной информации;
* Сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;  
* Качественный анализ финансовых коэффициентов;
* Определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;
* Расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заемщика;
* Присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;
* Анализ нефинансовых (качественных) показателей;
* Заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита. 
     Условия, при которых был предоставлен кредит, изменяются во времени и это имеет определенные последствия, влияющие на финансовое положение заемщика и его возможность расплачиваться по кредиту. В условиях экономического спада или возникновения определенных проблем в тех отраслях, где работает заемщик, необходимо наиболее часто и тщательно проводить оперативный мониторинг. Поэтому в банке должен осуществляться периодический мониторинг кредитоспособности каждого заемщика. В ходе такого мониторинга регулярно оценивается изменение уровня кредитного риска, и по итогам определения его уровня подготавливается и применяется система адекватных мер. В каждом банке должна действовать эффективная система внутреннего контроля, как на уровне отдельных кредитов, так и на уровне кредитного портфеля. Эта система должна обеспечить качественное управление операциями по кредитованию, установление уровня кредитных требований по отдельным кредитам и кредитному портфелю в целом, определение достаточности резервов на возможные потери, своевременное обновление информации о заемщике, контроль за уровнем кредитного риска.
     Таким образом, на стадии оперативного мониторинга кредитоспособности необходимо проводить экономический анализ по следующим этапам:
* Разработка графика и периодичности мониторинга по каждому заемщику, отдельно – по крупным, средним, мелким, проблемным кредитам;
2) Сбор (в соответствии с графиком мониторинга) и анализ финансовой информации о заемщике;
* Оценка изменений финансового состояния заемщика и прогноз влияния различных факторов на выполнимость условий кредитного договора в будущем;
4) Контроль исполнения заемщиком условий договора, в том числе проверка соответствия реального графика платежей по кредиту графику, предусмотренному кредитным договором; 
* Оценка изменения уровня кредитного риска;
* Оценка состояния обеспечения, предоставленного по кредиту;
* Проверка полноты соответствующей документации, касающейся обеспечения и возможности распоряжаться кредитом в случае возникновения у заемщика проблем с его погашением;
* Оценка соответствия выданного кредита кредитной политике банка и требованиям, предъявляемым со стороны контролирующих органов.[18, c.430]
     Ретроспективный анализ кредитоспособности заемщика базируется на всей информации, содержащейся в кредитном досье заемщика и собранной за время действия кредитного договора.
      Главными задачами ретроспективного анализа кредитоспособности являются объективная оценка результатов взаимодействия кредитора и заемщика, выявление всех факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на исполнение условий кредитного договора, выявление неэффективности и недочетов в действиях работников кредитного и других подразделений банка при сопровождении кредитного договора, определение величины убытков кредитора вследствие невыполнения заемщиком кредитных обязательств.
     В процессе ретроспективного анализа кредитоспособности в качестве основных этапов можно выделить следующие:
     1) обобщение информации, касающейся взаимодействия кредитора и заемщика в период действия кредитного договора;
     2) анализ тенденций изменения финансового состояния заемщика и его влияние на изменение уровня кредитного риска;
     3) анализ тенденций изменения качества и стоимости обеспечения в течение срока действия кредитного договора;
     4) анализ тенденций изменения нефинансовых показателей заемщика;
     5) присвоение заемщику класса кредитоспособности по итогам выполнения кредитного договора с учетом тенденций изменения всех количественных и качественных характеристик заемщика;
     6) внесение корректировок в кредитную историю заемщика.
 	На основе информации ретроспективного анализа кредитоспособности заемщика возможно формирование его кредитной истории, которая может быть использована в целях предварительного анализа кредитоспособности в случае последующего обращения заемщика за новым кредитом. Таким образом, все три стадии анализа кредитоспособности заемщика взаимосвязаны и образуют замкнутый цикл, в котором выходная информация на одной стадии анализа является входной на следующей стадии.
 	После изучения кредитным подразделением всех представленных заемщиком (поручителем, гарантом, залогодателем) документов, установления юридическим подразделением правовой силы этих документов, их проверки службой безопасности на предмет наличия негативной информации о деловой репутации организации и руководства заемщика (поручителя, гаранта, залогодателя) составляется мотивированное заключение, содержащее анализ возможности и условий предоставления кредита, которое передается на рассмотрение Кредитному комитету банка. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении кредита принимает Кредитный комитет.
     При принятии решения об отказе в выдаче кредита или в случае положительного решения работник кредитного подразделения направляет в адрес клиента письменное уведомление за подписью руководителя кредитующего подразделения. При положительном решении помимо этого вся исходная информация о заемщике вносится в базу данных кредитора, определяется точный срок привлечения заемщиком кредитных ресурсов в рамках заключаемого кредитного договора и начинается оформление всей кредитной документации. На основании письменного запроса кредитующего подразделения подразделение, ведущее учет кредитных операций, резервирует номер ссудного счета. Одновременно с оформлением кредитного договора работник кредитующего подразделения оформляет с заемщиком дополнительное соглашение к договору банковского счета о праве банка на безакцептное списание средств, а также договор поручительства, залога и другие необходимые договоры.
     При оформлении договора залога в нем указываются: предмет залога; его оценочная стоимость с учетом поправочных коэффициентов; предмет, размер и сроки исполнения обязательств по кредитному договору; у какой из сторон находится предмет залога; местонахождение предмета залога. Далее кредитный договор, завизированный кредитным работником, согласованный с юридическим подразделением и руководителем кредитующего подразделения, направляется на подпись заемщику, а затем визируется юридическим подразделением и руководителем кредитующего подразделения и передается на подпись руководителю банка. После подписания договора всеми сторонами один экземпляр передается заемщику, а работник кредитующего подразделения регистрирует его в журнале регистрации кредитных договоров.
     После оформления договоров (кредитного, залога, поручительства и пр.) работник кредитующего подразделения: начинает формировать кредитное дело, куда подшивается полный пакет документов, послуживших основанием для выдачи кредита; передает в подразделение, сопровождающее кредитные операции, оригиналы кредитной документации (для учета, регистрации, хранения, передачи другим подразделениям), карточки с образцами подписей заемщика, копии дополнительных соглашений к договорам банковского счета о праве на безакцептное списание средств со счетов заемщика (поручителя) в случае возникновения просроченной задолженности, копию страхового полиса и другие документы. 
     Подразделение, ведущее учет кредитных операций, открывает заемщику ссудный счет и другие необходимые счета на основании распоряжения и кредитной документации, переданных подразделением, сопровождающим кредитные операции.
     Получив от кредитующего подразделения распоряжение о предоставлении кредита и платежные документы заемщика, подразделение, сопровождающее кредитные операции, осуществляет контроль соответствия поступивших распоряжений условиям кредитного договора, проверку подписей на платежных документах, дает распоряжение подразделению, учитывающему кредитные операции, отразить в балансе ссудную задолженность по кредиту. В течение срока действия кредитного договора работник кредитующего подразделения: контролирует исполнение заемщиком условий договора, целевое использование кредита, финансовое состояние заемщика (запрашивает бухгалтерскую отчетность и другие необходимые документы); проводит оценку кредитных рисков; выявляет признаки проблемной задолженности и принимает меры к погашению просроченной задолженности; осуществляет мониторинг текущего состояния заемщика, поручителя, гаранта, залогодателя; вносит на рассмотрение Кредитного комитета предложения по изменению условий кредитного договора с последующим оформлением дополнительных соглашений; совершает другие необходимые действия. После окончательного погашения заемщиком всех обязательств, кредитное дело закрывается и через определенное время передается в архив.[16, c.452]
     Одним из определяющих условий качественной организации работы по анализу кредитоспособности потенциального заемщика является закрепление в нормативных документах банка всего комплекса выполняемых работ. Данный подход позволяет работникам банка, относящимся к разным структурным подразделениям или к одному подразделению, четко выполнять все требующиеся процедуры и обязанности в соответствии с необходимой последовательностью действий. Грамотно составленные внутренние документы дают возможность с наименьшими издержками и более эффективно применять механизм кредитования, а также минимизировать кредитный риск.
     Таким образом, процесс анализа кредитоспособности включает в себя 11 этап, к которым относятся формирование информационной базы, оценка достоверности представленной информации, обработка полученной информации и т.д.

1.3. Методы оценки кредитоспособности, применяемые коммерческими банками

     При оценки кредитоспособности физических лиц банки, как правило руководствуются своими внутренними нормативными документами. Однако, можно выделить 4 основных метода оценки кредитоспособности физического лица коммерческим банком:
     - Скоринговая (бальная) оценка кредитоспособности;
     - Андеррайтинг;
     - Оценка кредитоспособности по кредитной истории;
     - Оценка кредитоспособности по платежеспособности (уровню дохода).
     При скоринговой оценке определяется система критериев и соответствующих им показателей способности заемщика вернуть банку основной долг и проценты, показатели оцениваются в баллах в пределах установленного банком максимума, общая балльная оценка кредитоспособности. 
     В модели, построенной на оценке в баллах системы отдельных показателей, значимость показателей кредитоспособности физического лица определяется через дифференциацию уровня максимальной балльной оценки.
     Оценка финансового положения физического лица производится на основании:
     1) Справки с места работы о доходах физического лица за последние шесть месяцев, заверенной работодателем (по форме работодателя или по форме банка);
     2) Документов, подтверждающих наличие иных доходов в т.ч. доходов от продажи имущества, за счет которых будет производиться возврат кредита;
     3) Информации, указанной в Анкете;
     4) При наличии у Банка сомнений в отношении Клиента список документов может быть расширен.
     Следовательно, в таблице осуществляется учет всех расходов и доходов заемщика на момент подачи заявки на кредит, а так же прожиточный минимум по Кемеровской области.
     В случае если возврат кредита, согласно заявлению заемщика будет производиться за счет реализации имущества заемщика (в т.ч. вкладов), то размер дохода Заемщика определяется как сумма дохода согласно справки с места работы и дохода от продажи имущества (суммы вклада). При этом в качестве дохода от продажи имущества принимается рыночная стоимость имущества, подтвержденная оценочной компанией, аккредитованной в Банке либо ответственным сотрудником Банка.
     На основе предоставленных Клиентом документов проводится следующая оценка платежеспособности
     На основании тест анкеты клиента составляется рейтинговая оценка финансового результата заемщика. 
     На основании совокупной бальной оценки, делается вывод финансовом положении заемщика в соответствии с таблицей  «Вывод о финансовом положении заемщика».
     Таблица 1
     Вывод о финансовом положении заемщика
Количество полученных баллов
Финансовое положение Заемщика
0 баллов
Хорошее
1 балл
Среднее
2 балла
Плохое
3 балла
Плохое
4 балла
Плохое

Проведение Андеррайтинга
     Под Андеррайтингом понимается процедура оценки рисков кредитования потенциального заемщика, то есть оценка вероятности невозврата кредита и/или недобросовестного исполнения Заемщиком, Созаемщиком, Поручителем, Залогодателем обязательств, взятых на себя в рамках кредитного договора, генерального соглашения об открытии кредитной линии, договора поручительства и иных договоров обеспечения.[31]
     Целью проведения процедуры Андеррайтинга  является принятие обоснованного решения о возможности (или невозможности) предоставления кредита потенциальному Заемщику, принятия предлагаемого обеспечения и определения выдаваемой суммы кредита. 
     Основная задача процедуры андеррайтинга – снижение рисков кредитования.
     Выделяется две стадии Андеррайтинга:
     «Андеррайтинг Заемщиков» – комплекс мероприятий, направленных на отбор кандидатур потенциальных Заемщиков, платежеспособность, кредитоспособность и добропорядочность которых отвечает требованиям, критериям и условиям отдельных Порядков кредитования и настоящей Инструкции. Все нижеприведенные процедуры и требования по Андеррайтингу Заемщика также применяются к Созаемщикам и Поручителям.
     «Андеррайтинг Кредитной сделки» - комплекс мероприятий, направленный на проверку соответствия условий Кредитной сделки требованиям, критериям и условиям Отдельных Порядков кредитования и тарифам.
     Процедура Андеррайтинга  на различных стадиях кредитного процесса включает следующие этапы:
* - Андеррайтинг, проводимый на этапе консультирования Менеджером – консультантом. Результатом этого этапа должен быть сформировавшийся психологический портрет потенциального Заемщика и субъективная оценка Заемщика Менеджера-консультанта;
* - Андеррайтинг, проводимый Андеррайтером, результатом которого является  оценка рисков кредитования потенциального Заемщика и оформленное Заключение о возможности выдачи кредита;
     
     Этап 1. Андеррайтинг, проводимый Менеджером-консультантом 
     
     На этапе консультирования и предварительной квалификации потенциального Заемщика Менеджер-консультант проводит процедуру Андеррайтинга Заемщика и Андеррайтинга Кредитной сделки в рамках своих функций.
     Андеррайтинг  Заемщика, проводимый Менеджером-консультантом, заключается в формировании психологического портрета потенциального заемщика, а также субъективной оценки возможности приема пакета документов потенциального Заемщика и дальнейшего рассмотрения Заявки. 
     Менеджер-консультант на данном этапе оценивает поведение клиента, акцентируя свое внимание на наличии в его поведении признаков подозрительного поведения:
     - Клиент нетрезв или неадекватен;
     - Внешний вид клиента (одежда клиента) не соответствует заявленному в анкете-заявлении положению/статусу), одежда грязная или рваная,  обувь (например, очень старая, стоптанная) не соответствует одежде (например, норковая шуба или деловой костюм), руки, огрубевшие от физического труда, что не соответствует заявленному статусу (например, офисного работника высшего звена) и т.д.;
     - Клиент ведет себя очень нервно, постоянно с кем-то созванивается по телефону и консультируется;
     - Клиент пришел в сопровождении «родственников», «друзей», «знакомых» и
т.д., которые говорят ему, что и как делать и писать;
     - Клиент похож на наркомана: изможденное, маскообразное лицо, зрачки или сильно сужены, или наоборот – сильно расширены.
     При консультировании Клиента Менеджер-консультант обращает внимание на впечатление, производимое Клиентом при собеседовании, а именно: уравновешенность, ответственность, обязательность, логичность его рассуждений, понимание требований и условий Банка, пониманию принципа возвратности кредита, нацеленность на работу с Банком и т.д. Клиент Банка должен производить впечатление уверенного в своих силах, воспитанного, ответственного, и обязательного человека, с готовностью к ответу на все возникающие вопросы, связанные с процедурой выдачи кредита. При собеседовании у Клиента должна отсутствовать нервозность. Клиент должен адекватно оценивать свои финансовые возможности на перспективу.
     Особое внимание Менеджер-консультант уделяет тому, как Клиент отвечает на простые вопросы  – отвечает ли с затруднениями, путается ли, меняет ответы, пытается ли ввести в заблуждение, интересуется ли размерами ежемесячных платежей, которые он должен будет осуществлять при погашении кредита. Это, прежде всего, касается вопросов места работы Клиента и получаемых доходов.  
     Андеррайтинг Кредитной сделки на этапе оценки потенциального Заемщика Менеджером-консультантом заключается:
     -  в проверке соответствия предоставленного пакета документов и потенц.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.