VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ экономико-правовой деятельности сельскохозяйственных предприятий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000185
Тема: Анализ экономико-правовой деятельности сельскохозяйственных предприятий
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
      Актуальность дипломной работы, есть Злободневность и необходимость исследования конкретной темы. Отрасль сельского хозяйства в России динамично развивается. Каждый год привносит множество изменений в законы, регулирующие эту деятельность. Большая часть территории России отдана под ту или иную отрасль хозяйства: Растениеводство, Грибоводство, Животноводство. Ученые ежегодно проводят сотни исследований по модернизации способов производства, внедрению генной инженерии, а значит, развиваются и предприятия, задействованные в сельхоз производстве, а их в нашей стране множество.
      Анализ экономико-правовой деятельности сельскохозяйственных предприятий включает в себя изучение структуры возможных организационно-правовых форм предприятий, выявление организационно-производственных процессов, а так же рассмотрение проблем финансирования сельского хозяйства. Все эти аспекты в дипломной работе я бы хотела рассмотреть как со стороны теории, так и на примере конкретного сельскохозяйственного предприятия. 
       В связи с отмеченным, цель данной дипломной работы состояла в проведении производственно-коммерческой деятельности при использовании нормативных актов сельскохозяйственного предприятия. В качестве такого предприятия было выбрано ОАО "Семья" республики Калмыкия.
      В процессе выполнения данной работы были решены следующие основные задачи:
1)	Проведена оценка правовой формы и организационно-производственной структуры предприятия, выбранного в качестве объекта изучения.
2)	Выявлена производственно-коммерческая специализация основной деятельности ОАО "Семья" и определены ее главные направления.
3)	Обобщены теоретические и практические способы финансирования сельского хозяйства в России.
4)	Определена система договорных отношений в сельском хозяйстве.
5)	На примере ОАО «Семья» рассмотрены основные виды договоров, использующихся в сельском хозяйстве.
В процессе решения перечисленных задач применяли основные методы изучения - анализ и синтез явлений, вертикальный и горизонтальный анализ, сравнение и другие.
В качестве информационной базы работы были использованы  документы и договоры исследуемого предприятия, а так же нормативно-правовые акты РФ.
Работа опирается на современные законодательно-правовые акты, регулирующие организацию деятельности сельскохозяйственных предприятий в России, а также на учебную, научную и специальную литературу по вопросам экономики и права сельхозпредприятий.







Любая дипломная работа должна начинаться с выявления ее объекта. В качестве объекта изучения в моей работе было выбрано ведущее сельскохозяйственное предприятие Городовиковского района Республики Калмыкия. Впервые оно было организовано в г. Городовиковск в 1980 г. В течение многих лет оно именовалось КФХ «Семья». Оно успешно занималось разведением крупного рогатого скота и мясопереработкой. 
     В 90-х годах в связи с реформами предприятие реорганизовали в сельскохозяйственный производственный кооператив. Несмотря на то, что в этой форме предприятие просуществовало самое большое количество времени но и этот статус не удержался. Пять лет назад предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО). Его устав, учредительные и регистрационные документы полностью соответствуют требованиям федерального закона РФ "Об акционерных обществах".
     В связи с этим, мне бы хотелось рассмотреть в каких организационно правовых формах может существовать сельскохозяйственное предприятие. 
     Субъектами предпринимательства являются как юридические лица, так и граждане.
     Как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели обязаны пройти государственную регистрацию. В сельском хозяйстве предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляют крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), глава такого хозяйства признается предпринимателем. В нашей стране действует Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 1994 г.
     Для начала можно определить, какие организации относятся собственно к сельскохозяйственным? Определение понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" дается в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации": это "физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции...". А Закон о несостоятельности (банкротстве) в п. 1 ст. 139 установил, что "под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, прибыль которых от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки"
     Процесс реорганизации сельскохозяйственных предприятий проходил в основном в начале 90-х гг., когда действовал Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, предусматривавший такие формы предпринимательства, как акционерные общества (открытого или закрытого типа), товарищества с ограниченной ответственностью, коллективные предприятия. На них и ориентировались колхозы и совхозы при преобразовании. Однако в Законе о предприятиях не были упомянуты производственные кооперативы, и хотя эта форма была вполне законной (действовал Закон о кооперации в СССР), их практически перестали создавать; лишь в последние годы стали предприниматься активные меры по возрождению сельскохозяйственной кооперации в России.

Большую популярность в то время приобрели также ассоциации крестьянских хозяйств, создание которых было предусмотрено Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Они представляли собой обычное крупное реорганизованное хозяйство, а крестьянскими хозяйствами в них считались внутрихозяйственные подразделения (бригады, звенья и т. п.), которым предоставлялась определенная самостоятельность.

Кроме того, как уже отмечалось, постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. колхозы и совхозы (по решению их трудовых коллективов) имели право сохранить прежнюю форму хозяйствования. При этом приватизация земли и раздел имущества на паи осуществлялись в этих хозяйствах в общем порядке. Такие колхозы и совхозы до последнего времени составляли весьма значительную часть всех сельскохозяйственных предприятий.

Следует отметить, что с момента принятия ГК РФ их существование (в прежнем виде) противоречит законодательству; все они должны изменить учредительные документы и перерегистрироваться. Так, любые ассоциации и союзы в настоящее время могут выступать только в качестве некоммерческих организаций; колхозы – только как форма сельскохозяйственной кооперации; такая форма, как совхозы, вообще не предусмотрена законодательством; они могут быть преобразованы в унитарные предприятия. При этом вполне допустимо, когда в названии сельскохозяйственной коммерческой организации после указания зарегистрированной организационно-правовой формы записывается и прежнее фирменное наименование, что дает узнаваемость уже зарекомендовавшим себя сельским товаропроизводителям, например: АО – комбинат "Московский", ООО – совхоз "Заря".
Участниками обществ и товариществ могут быть и физические, и юридические лица. При этом хозяйственные общества могут состоять и из одного лица.

Кроме того, одни общества, товарищества могут принимать участие в деятельности других хозяйственных обществ и товариществ. Это дает возможность создания самых различных многоступенчатых структур в пределах предусмотренных законом организационно-правовых форм, что важно для сельского хозяйства, где идет поиск путей восстановления межхозяйственных связей, оправдавшего себя опыта деятельности агропромышленных объединений и комбинатов.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Различие между ними состоит в том, что в товариществах на вере кроме полных товарищей участвуют вкладчики (коммандитисты), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и соответственно несут риск связанных с этим убытков только в пределах сумм внесенных ими вкладов.

В сельском хозяйстве полных товариществ почти нет. Это связано с тем, что прежнее законодательство не признавало полное товарищество юридическим лицом (то есть оно отождествлялось с простым товариществом, о котором мы поговорим ниже), и потому до 1995 г. такие формирования не регистрировались, а к этому времени реорганизация колхозов и совхозов в основном закончилась. Кроме того, особенности полного товарищества как организационно-правовой формы делают его малоприменимым к условиям крупных хозяйств.
Акционерные общества наиболее многочисленны среди реорганизованных сельскохозяйственных и подавляющего большинства перерабатывающих предприятий, а также агросервисных организаций. Это объясняется неоправданным, как теперь представляется, увлечением акционированием на первом этапе приватизации и перестройки экономики во всем народном хозяйстве. Кроме того, прежнее законодательство отождествляло акционерные общества закрытого типа (АОЗТ) и товарищества с ограниченной ответственностью. Сейчас общества с ограниченной ответственностью – самостоятельная форма, имеющая целый ряд преимуществ (для их участников) по сравнению с АО, поэтому при перерегистрации многим АОЗТ имеет смысл выбрать именно ее (подробнее см. следующий подраздел).
Как и все хозяйственные общества, АО представляет собой объединение капиталов, а не лиц. Поэтому, в частности, состав акционеров не соответствует составу работающих. Даже если в процессе первоначальной реорганизации сельскохозяйственного предприятия акции приобрели только работники реорганизуемого колхоза (совхоза), постепенно в связи с увольнением, выходом на пенсию и другими обстоятельствами это положение будет меняться. В результате может получиться, что решения принимают владельцы акций, не работающие в организации. Установление же в учредительных документах правила об исключении из числа акционеров в случае расторжения трудового договора (как это порой встречается на практике) не соответствует закону.
Главная особенность АО состоит в том, что его уставный капитал поделен на определенное число акций. Лицо, вкладывающее свои средства в капитал АО, приобретает взамен акции, дающие ему право получать доходы от деятельности общества и участвовать в управлении им. Однако акционер не может вернуть обществу свои акции и потребовать возврата имущества, переданного в счет платежа, или уплаченных за акции денег. Акции можно только уступить другому гражданину или юридическому лицу – продать, подарить, завещать в установленном порядке. Таким образом, смена акционеров не влияет на величину уставного капитала, что, конечно, гарантирует его устойчивость, но для самих участников сельскохозяйственных АО здесь возникают некоторые отрицательные моменты. Во-первых, акции не всегда удается реализовать, особенно если речь идет об АО с низкими доходами; во-вторых, в этой организационно-правовой форме никак нельзя предусмотреть возможность возврата земельного участка (земельной доли), внесенного в уставный фонд АО. Наконец, права акционеров по участию в решении основных вопросов деятельности общества не одинаковы: количество голосов, которыми располагает каждый участник на общем собрании акционеров, зависит от количества принадлежащих ему акций.
В сельском хозяйстве преобладают закрытые АО, и это естественно: все они создавались из реорганизованных колхозов и совхозов, и вошли в них только работники данных предприятий. И в дальнейшем, видимо, целесообразно придерживаться именно этого вида АО, чтобы не допустить преобладания участников, не связанных с сельскохозяйственным производством. Это относится и к АО, занимающимся переработкой сельскохозяйственной продукции и обслуживающим сельское хозяйство, где акции должны распределяться межу лицами, работающими в этих АО, и обслуживаемыми сельскохозяйственными организациями.
Был принят Закон об обществах с ограниченной ответственностью. И, конечно, сразу же возникает вопрос – насколько этот Закон применим к сельскохозяйственным ООО. В п. 2 ст. 1 сказано: "Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью... в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами". То есть формулировка аналогична той, что содержится в Законе об акционерных обществах. Однако не сказано, что до принятия специального закона сельскохозяйственные ООО продолжают руководствоваться законодательством о реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Напротив, в ст. 59 говорится, что учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до введения в действие данного Федерального закона (то есть до 1 марта 1998 г.), подлежат приведению в соответствие с ним не позднее 1 января 1999 г.

Представляется, что данный Закон вполне применим к сельскохозяйственным обществам. Все особенности, связанные с порядком формирования уставного фонда, земельной собственностью, и другие могут быть учтены в рамках установленных им норм.

Так, в Законе об обществах с ограниченной ответственностью – единственном из всех имеющихся к настоящему времени статутных нормативных актов – подробно определен порядок денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами (п. 2 ст. 15). Это особенно важно для сельскохозяйственных обществ, где вклады, как правило, носят неденежный характер. Такое же значение имеет возможность передачи в уставный фонд права пользования имуществом (п. 3, 4 ст. 15), поскольку участникам общества часто бывает выгоднее передавать только право пользования землей, и здесь возникают некоторые вопросы, которые до сих пор в законодательстве не были решены.

Закон об обществах с ограниченной ответственностью и достаточно ясный, доступный для понимания не юриста, и довольно полный; им удобно пользоваться при составлении учредительных документов, тем более что в ст. 12 подробно прописано, какие сведения должен содержать устав и учредительный договор. Так же детально урегулирована компетенция общего собрания общества, порядок его созыва и проведения, принятия решений. По сравнению с ГК РФ расширен круг вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания.

Законом оставлена достаточная свобода для участников ООО в выборе форм управления обществом: так, в соответствии с их решением, закрепленным в уставе, создается или не создается совет директоров либо наблюдательный совет общества, избирается или не избирается ревизионная комиссия (ревизор).
Количество голосов, которыми располагает каждый участник на общем собрании, пропорционально его доле в уставном капитале общества. Но уставом общества может быть определен и иной порядок исчисления голосов (п. 1 ст. 32).
Какие проблемы могут возникнуть у сельскохозяйственных предприятий, выбравших организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью?
Во-первых, минимальный размер уставного капитала. Согласно п. 1 ст. 14 рассматриваемого Закона он должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.
Во-вторых, предел численности участников – не более пятидесяти (п. 3 ст. 7). Если число участников окажется больше, общество под угрозой ликвидации должно преобразоваться в течение года в открытое АО или производственный кооператив. При этом согласно п. 3 ст. 59 те общества с ограниченной ответственностью (или, по старому, товарищества с ограниченной ответственностью), которые уже существовали с превышением численности на момент введения Закона, могут быть преобразованы и в закрытые акционерные общества без ограничения предельного количества акционеров.
В настоящее время наиболее приемлемой для сельского хозяйства формой организации производства является кооперация. Она и проверена временем, поскольку существовала в России с дореволюционных времен, показала свою эффективность в годы нэпа и более привычна для крестьян. Колхозы признаны в качестве производственных кооперативов и нынешним законодательством, поэтому членам колхозов теперь можно не отказываться от устраивающей их организационно-правовой формы (как это предполагалось в начале аграрной реформы), а следует только привести свои уставы в соответствие с действующими нормативными актами.
Кооперация имеет целью совместную деятельность в общих интересах, а не объединение капиталов с целью извлечения прибыли. Поэтому обязательно личное трудовое участие членов производственного кооператива в его деятельности (в потребительских – участие в хозяйственной деятельности); все члены кооперативов имеют равные права в принятии решений по принципу "один член – один голос"; полученная прибыль прежде всего направляется на нужды кооператива, а не на выплату дивидендов его членам; прибыль и убытки кооператива распределяются между его членами с учетом их личного трудового участия (участия в хозяйственной деятельности кооператива), а не размера пая.
Сельскохозяйственные кооперативы – пока единственные из аграрных формирований (кроме крестьянских хозяйств), о которых есть специальный закон, и это тоже можно отнести к достоинствам данной организационной формы, так как гарантируется, во-первых, определенная стабильность правового статуса, а во-вторых, учет особенностей аграрного производства.
В Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" (принят 8 декабря 1995 г., существенные изменения внесены 15 января 1999 г.)1 решены вопросы выхода гражданина из членов кооператива с целью создания крестьянского хозяйства; выдачи земельного участка выходящему члену кооператива; порядка образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и другие.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы – это кооперативы, занимающиеся обслуживанием сельских товаропроизводителей, прежде всего крестьянских (фермерских) хозяйств, а также производственных кооперативов и других аграрных организаций: переработкой и сбытом производимой ими продукции, поставкой и ремонтом техники, ветеринарией, агрохимией и проч. Возможные направления их деятельности перечислены в ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации, однако это не является определяющим моментом при отнесении сельскохозяйственных кооперативов к потребительским. Почти всеми из перечисленных направлений деятельности занимаются и производственные кооперативы. Но разница между ними в том, что производственные кооперативы объединяют граждан, которые личным трудом участвуют в производстве определенной продукции, оказании услуг в целях получения кооперативом прибыли, а потребительские кооперативы объединяют юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые передают кооперативу часть своих функций по какому-либо виду деятельности, а непосредственно их выполняют наемные работники кооператива. Потребительские кооперативы в экономической и сельскохозяйственной литературе называют еще межфермерскими, кооперативами второго уровня, вертикальной кооперацией. Не менее 50% работ сельскохозяйственного потребительского кооператива должно выполняться для членов данного кооператива. И размер паевых взносов в них не равен для всех, как в производственных, а пропорционален объему участия члена кооператива в его хозяйственной деятельности.
Сельскохозяйственные Производственные кооперативы, их тоже несколько видов: колхоз (сельскохозяйственная или рыболовецкая артель), коопхоз и иные, то есть "просто" сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Коопхоз – это новое понятие, введенное Законом о сельскохозяйственной кооперации. Главная его особенность в том, что в паевой фонд члены коопхоза объединяют только имущество, но не землю, которая остается в их собственности. Такой вид кооператива подходит гражданам, самостоятельно ведущим хозяйствование (крестьянское или личное подсобное), которые объединяются по какому-нибудь одному виду деятельности, например по обработке земли, производству продукции животноводства.
Основную массу производственных кооперативов составляют, конечно, колхозы. Практически все ныне действующие колхозы создавались еще до эпохи аграрной реформы в соответствии с нормами действовавшего тогда Примерного устава колхоза, поэтому положения их уставов во многом не соответствуют Закону о сельскохозяйственной кооперации. Этим Законом установлен срок до 1 января 1997 года для приведения учредительных документов производственных кооперативов в соответствие с ГК РФ и с Законом о сельскохозяйственной кооперации. Минсельхоз РФ разработал рекомендации о порядке такого приведения.
Главное, что предстоит сделать колхозам, – это оформить внесение имущественных паев и земельных долей их членов в паевой фонд колхоза, поскольку в кооперативах никакой общей собственности на имущество не предполагается. При этом обладающие такими долями и паями пенсионеры и иные граждане, не участвующие личным трудом в деятельности колхоза, могут оформить ассоциированное членство (см. ниже).
Членам колхоза необходимо представлять себе, что новое законодательство ввело для них субсидиарную ответственность по долгам кооператива (определение этого понятия дано в ст. 1 Закона, порядок применения такой ответственности – в ст. 37), не известную прежнему колхозному праву. Возможно, некоторых членов кооператива это заставит задуматься о выборе другой формы сельскохозяйственного производства – например, общества с ограниченной ответственностью.
Граждане и юридические лица, решившие создать сельскохозяйственный кооператив, прежде всего формируют организационный комитет, который готовит проект производственно-экономической деятельности кооператива, включая размер его паевого фонда, и проект устава, а также принимает заявления о вступлении в члены кооператива и, наконец, проводит общее организационное собрание. На таком собрании принимается решение о приеме в члены кооператива, утверждается устав и избираются органы управления. Затем подается заявление о государственной регистрации кооператива, к которому прилагаются протокол общего организационного собрания и устав, подписанный членами – участниками этого собрания (с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, мест жительства, серий и номеров паспортов).

Кооператив может быть создан на определенный срок или его деятельность носит бессрочный характер – это должно быть указано в уставе. К числу других обязательных сведений, которые должен содержать устав, относятся наименование, местонахождение кооператива, условия членства в нем, размер паевых взносов и порядок их внесения, сведения о создаваемых фондах кооператива, порядке распределения прибыли и убытков, органах управления кооперативом, времени начала и конца финансового года, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

Изменения и дополнения в устав принимаются на общем собрании кооператива, при этом квалифицированное большинство голосов требуется для принятия решения по наиболее существенным вопросам деятельности кооператива, таким, как изменение предмета его деятельности, введение дополнительных обязательств членов кооператива, изменение порядка вступления в кооператив и выхода из него. Принятые изменения в течение 7 дней должны быть направлены в орган, осуществивший государственную регистрацию кооператива. И регистрируются в том же порядке, что и устав кооператива.
В кооперативах существует понятие членства – в отличие от участия в хозяйственных обществах и товариществах. В производственных кооперативах членство включает и трудовые отношения, поэтому трудовой договор с членами кооператива не заключается, а трудовое законодательство на них не распространяется. Соответствующие отношения (по оплате труда, времени отдыха и т. п.) должны быть подробно урегулированы в уставе производственного кооператива, при этом недопустимо устанавливать условия, ухудшающие положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (подробнее см. гл. 10). Прямого ограничения численности наемных работников (как в Законе о производственных кооперативах) в Законе о сельскохозяйственной кооперации нет (это связано с необходимостью сезонного привлечения большого количества работников в период уборочной), но не менее 50% объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами.

В уставе кооператива в качестве обязательных сведений указываются характер и порядок личного трудового участия в деятельности производственного кооператива, а также ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию.

Членами производственного кооператива по закону могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста; членами потребительского кооператива могут быть также иностранные граждане и юридические лица. Причем в устав конкретного кооператива могут быть внесены дополнительные условия приема в члены этого кооператива: например, об уровне квалификации или личных качествах граждан, принимаемых в члены кооператива, удаленности их хозяйств от места расположения кооператива, качестве производимой ими продукции. И граждане, и юридические лица в принципе могут быть членами нескольких кооперативов (если иное не предусмотрено уставами последних).

В сельскохозяйственных кооперативах членство бывает двух видов: полное (или "просто" членство) и ассоциированное.

Ассоциированными членами кооператива могут быть как юридические лица, так и граждане, которые внесли паевой взнос. Трудового участия в данном случае не требуется, поэтому член кооператива может в установленном порядке переоформить свое членство в ассоциированное в случае выхода на пенсию, перехода на выборную должность вне кооператива, службы в рядах Вооруженных Сил и т. п. Но могут быть ассоциированными членами и работники кооператива.

Ассоциированный член не имеет права голоса в кооперативе, если только он не является работником кооператива (но в этом случае общее число голосов ассоциированных членов не может превышать 50% от числа голосов полных членов кооператива). Ассоциированные члены могут голосовать только по вопросу внесения в устав кооператива изменений, связанных с условиями их членства.

Для того чтобы вступить в уже существующий сельскохозяйственный кооператив, необходимо подать в его правление заявление с просьбой о приеме в члены кооператива, содержащее обязательства соблюдать требования устава (вносить паевые взносы, нести субсидиарную ответственность по долгам кооператива и т. п.). Решение правления о приеме в члены кооператива утверждается наблюдательным советом сельскохозяйственного кооператива (при его отсутствии – общим собранием). При этом в производственном сельскохозяйственном кооперативе решение, принятое наблюдательным советом, подлежит утверждению общим собранием, а в потребительском кооперативе считается окончательным (если иное не установлено уставом данного кооператива). С момента его принятия заявитель считается принятым в члены кооператива. Если же решено отказать в приеме, заявителю об этом сообщается письменно с указанием мотивов отказа, и он может обжаловать это решение на общем собрании членов кооператива.

Член сельскохозяйственного кооператива может выйти из него по своему желанию. Потребительские кооперативы сами устанавливают порядок такого выхода; члены производственных кооперативов по закону обязаны подать заявление в письменной форме в правление кооператива не позднее чем за две недели до своего выхода. Член любого сельскохозяйственного кооператива может выйти из него также путем передачи своего пая другому лицу – но только с согласия кооператива.

Членство в кооперативе прекращается также в случае смерти (ликвидации юридического лица или крестьянского хозяйства, являющихся членами кооператива) и исключения.

Порядок исключения из сельскохозяйственного кооператива подробно регламентирован в ст. 17 Закона о сельскохозяйственной кооперации. Установлено, что исключение может быть проведено только по окончании текущего финансового года. Основания исключения также приводятся в упомянутой статье Закона, но уставом конкретного кооператива могут быть установлены и другие основания, не противоречащие данному Закону. В частности, член кооператива может быть исключен, если не выполняет обязанностей, предусмотренных уставом, несмотря на письменное предупреждение; если в результате невыполнения им своих обязанностей кооперативу причинен ущерб или предъявлены исковые требования; если он представляет недостоверные данные бухгалтерской отчетности или недостоверные сведения о его имущественном состоянии (в тех кооперативах, где такие требования предусмотрены уставом); если он по закону или в соответствии с уставом не имел права на вступление или утратил право на членство в кооперативе. Член сельскохозяйственного потребительского кооператива может быть исключен и на том основании, что является учредителем или участником организации, конкурирующей с данным кооперативом.

Потребительские кооперативы сами устанавливают порядок исключения. В отношении производственных сельскохозяйственных кооперативов установлено, что вопрос об исключении предварительно рассматривает правление кооператива, решение которого утверждается наблюдательным советом кооператива, а затем общим собранием членов кооператива. Пай исключенным возвращается в общем порядке (см. гл. 6).
Высшим органом управления кооператива является общее собрание членов кооператива. Оно правомочно решать любые вопросы деятельности кооператива, причем целый ряд вопросов относится к его исключительной компетенции, то есть не может быть решен другими органами управления кооператива – они исчерпывающе перечислены в ст. 20 Закона о сельскохозяйственной кооперации. К исключительной компетенции общего собрания, в частности, относится: утверждение устава, изменений и дополнений к нему; выборы других органов управления и заслушивание их отчетов; утверждение программ развития кооператива, годового отчета и бухгалтерского баланса; установление размера и порядка внесения паевых взносов и других платежей членами кооператива; порядок распределения прибыли и убытков; определение видов, размеров и порядка формирования фондов кооператива; приобретение и отчуждение земли и основных фондов; прием и исключение членов в производственном кооперативе; реорганизация, ликвидация кооператива, вступление в другие кооперативы, хозяйственные общества, товарищества, союзы, ассоциации и выход из них.

Если по всем другим вопросам деятельности кооператива решение общего собрания принимается простым большинством голосов, то по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции, решение считается принятым, когда за него проголосовало не менее чем 2/3 от числа присутствующих на собрании (уставом может быть предусмотрен и более высокий кворум).

В больших кооперативах, где число членов превышает 300, общее собрание кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных. В этом случае в уставе должно быть определено, от какого числа членов кооператива избирается один уполномоченный, на какой срок и в каком порядке избираются уполномоченные. Все положения Закона об общем собрании действительны и в отношении собрания уполномоченных. Но кворум для принятия решений на собрании уполномоченных должен составлять 50% от общего числа избранных уполномоченных, но не менее 50 уполномоченных.

Исполнительным органом сельскохозяйственного кооператива, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, и представляющим кооператив в хозяйственных и иных отношениях, является правление.

Правление кооператива избирается общим собранием на срок не более пяти финансовых лет и состоит не менее чем из трех членов.

Уставом кооператива предусматривается распределение обязанностей между членами правления с условием совместно решать вопросы, связанные с осуществлением хозяйственных операций на сумму свыше заранее установленной. Размер оплаты труда членам правления кооператива определяется общим собранием. Если в результате недобросовестного исполнения своих обязанностей членами правления кооперативу причинены убытки, они обязаны их возместить. Основания и порядок такого возмещения подробно регламентированы ст. 28 Закона о сельскохозяйственной кооперации.
Другую распространенную в сельском хозяйстве группу некоммерческих организаций составляют учреждения – это главным образом научные институты и управленческие структуры. Их характерным признаком является то, что создаются они собственником (государством, муниципальным образованием, коммерческой организацией), финансируются им полностью или частично, получают от собственника имущество, закрепляемое за ними на праве оперативного управления. Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Он же утверждает устав учреждения.

Учреждение в сельском хозяйстве может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию или хозяйственное общество. Но при этом преобразование государственных и муниципальных учреждений допускается только в установленных специальными законами случаях.

Фонды

Новым видом юридических лиц являются фонды. Фонд должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели – например, в аграрной сфере возможно создание фондов поддержки фермеров, социального развития села и т. п. Чтобы избежать возможных злоупотреблений (таких, как действия в интересах учредителей или должностных лиц фонда), законодательством предусмотрены меры контроля за деятельностью органов фонда – обязательность создания попечительского совета, публичного ведения фондом своих имущественных дел. Кроме того, установлено, что органы фонда могут самостоятельно вносить в устав изменения только в том случае, если это прямо предусмотрено уставом. В противном случае право внесения изменений в устав принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.

К особенностям правового статуса фонда относится то, что его учредители (участники) не являются членами фонда, не участвуют в его деятельности и управлении его делами. Фонд является собственником своего имущества, на которое у его участников отсутствуют какие-либо имущественные права; не несут они и ответственности по долгам фонда.

Для ликвидации фонда также установлен особый порядок, исключающий возможность его самоликвидации по решению учредителей или должностных лиц фонда. Основания ликвидации фонда определяются не его уставом, а законом (п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Все сельскохозяйственные некоммерческие организации, кроме учреждений, могут иметь в собственности земельные участки (учреждениям земля предоставляется ее собственником в пользование). Следует иметь в виду, что .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44