VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Активизация интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000120
Тема: Активизация интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы
Содержание
     
ОГЛАВЛЕНИЕ
     
     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3.
     ГЛАВА 1. Теоретические основы активизации интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы средствами литературно-музыкальной композиции……………..7
     1.1. Активизация интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы как научно-методическая проблема ……………………………………………………………………………………..7
     1.2. Анализ педагогического опыта активизации интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы в психолого-педагогической литературе………………………………………15
     1.3. Как работая над составлением литературно-музыкальной композиции повышать интерес к литературе…………………………….…24
     ГЛАВА 2. Организация работы по активизации интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы…………………………………………………………………………..28
     2.1. Диагностика уровня интереса к изучению литературы…………28
     2.2. Формы и методы активизации интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы средствами литературно-музыкальной композиции по С.А.Есенину………………….34
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…
     СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………......
ВВЕДЕНИЕ
     
     Сегодня книга стремительно уходит из жизни современного школьника, уступая место интернету. Последствием этого становится то, что зачастую современные школьники не видят в произведениях скрытого подтекста, который хотел донести автор, и в связи с этим не возникает понимания смысла произведения в целом. Вопросы о том, как преодолеть чрезмерное влияние интернета на школьников, как приобщить их к более усердному чтению полных, а не сокращенных версий произведений, как вернуть интерес к книге уже несколько лет подряд волнуют целый ряд ученых и исследователей в области педагогики, психологии, социологии.
     Стоит отметить, что литературное развитие – это есть грань общего личностного развития человека, ведь именно из литературы человек приобретает для себя ценный жизненный опыт, анализирует поступки героев, наконец, формирует свое мировоззрение. Поэтому так важно в век информационных технологий, когда информация слишком доступна, не надо прикладывать усилий для ее поиска, чтобы современные школьники видели и осознавали ценность чтения литературных произведений, ведь это важнейший способ социализации.  
     Весьма очевидно,  что на сегодня  проблема заключается в том, что литература, как таковая,  стремительно утрачивает свои позиции перед влиянием интернета, а систематизированных и обоснованных методов и форм по активизации интереса школьников к литературным произведениям не разработано. 
     Кроме того, утрата интереса к чтению чревата еще и тем, что она влечет за собой целый ряд проблем в учебно-воспитательном плане. А именно ученики ввиду дефицита навыков чтения, навыков анализа произведений и навыков работы с осмыслением информации в целом рискуют  утратить или вовсе не приобрести чистоту и выразительность речи, а также они могут в дальнейшем отличаться и несформированностью логического мышления и отсутствием навыков выстраивания причинно-следственных связей. 
     Важно регулярно поддерживать интерес учеников к чтению, и литературе в целом, посредством нестандартных приемов, среди которых можно выделить, например, музыкально-литературную композицию. 
     Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать нам тему данной работы следующим образом: «Активизация интереса старшеклассников к изучению литературы средствами литературно-музыкальной композиции».
     К заявленной теме ранее уже обращались некоторые авторы и исследователи. Например, еще в Советской власти идея комплексного использования различных видов искусства в процессе учебно-воспитательной работы в общепедагогическом плане была провозглашена Н.К.Крупской и A.B. Луначарским. 
     Неоднократно говорилось об этом в трудах Б.В.Асафьева, М.А.Рыбниковой, В.Н.Шацкой, где эта идея получила дальнейшее развитие. В настоящее время идея комплексного воздействия методов на учеников расширяется и углубляется в теоретическом плане и в практической деятельности эстетиков – Борева Ю.Б., Бурова А.И., Ванслова В.В., Разумного В.А., Скатерщикова В.К.; психологов – Божович Л.А., Леонтьева А.Н., Менченской Б.М., Шарова Ю.В. ; деятелей культуры -Алексина А.Г., Михалкова C.B., Йеменского Б.М., Образцова C.B., Сац Н.И.; а также таких и дидактов и методистов - Апраксиной O.A., Кабалевского Д.Б., Квятковского Е.В., Лихачева В.Т. Филонова.
     Проблема взаимосвязи литературы с музыкой и другими видами искусства нашла свое любопытное отражение и в диссертационных исследованиях Митяевой З.А., Тюленева А.К., Ципиной H.A. В плане применения различных видов искусства в целях более глубокою раскрытия и осмысления литературного произведения, а также формирования большого интереса к ним и важной потребности в общении с ними интересны исследования Горюхиной Э.Н., Григорович Я.Д., ДавыденкоA.A., Лолуа В.В. Используя искусство на уроках литературы, они внесли свой вклад в теорию педагогики и обогатили практику методическими принципами формирования духовных потребностей и интересов учащихся.
     Объект исследования: процесс активизации интереса к изучению литературы в старших классах общеобразовательной школы.
     Предмет исследования: Работа над литературно-музыкальной композицией как средство активизации интереса старшеклассников к изучению литературы.
     Цель исследования: выявить и обосновать возможности литературно-музыкальной композиции как средства активизации интереса к литературе.
     Исходя из поставленной  цели можно выделить ряд задач:
     -выявить сущность понятия «интерес» в работе со старшеклассниками;
     - рассмотреть литературно-музыкальную композицию как средство активизации интереса к изучению литературы;
     -проанализировать сценарий  посвященный  литературно-музыкальной композиции по С.А. Есенину.
     Гипотеза исследования: литературно-музыкальная композиция может стать весьма эффективным средством активизации интереса учащихся старших классов к изучению художественной литературы, если она: 
     - включается в учебный процесс в соответствии с темой изучаемого материала,
     - находится в зоне ближайшего развития учеников, то есть отвечает их интересам,
     - позволяет реализовать творческий потенциал учащихся,
     -имеет особую образовательную среду.
     -
     Методы теоретического и эмпирического исследования, примененные в данной дипломной работе: анализ, конкретизация, изучение литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, описанного в литературе. 
     Практической значимостью исследования является то, что  разработанный нами сценарий мероприятия, по организации литературно-музыкальной композиции, может быть применен на учебных занятиях в старших классах.  
     Базой исследования является МБОУ СОШ «Центр образования №1» г.Нижний Тагил.
      
     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
     
     
     
Глава1.Теоретические основы активизации интереса в старших классах общеобразовательной школы
     1.1. Активизация интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы как научно-методическая проблема
     Для начала хотелось бы, отметить, что понятие «интерес» как таковое, весьма многогранное, сложное и очень значимое для человека, поскольку оно во многом определяет успех того или иного дела. Рассмотрим некоторые трактовки вышеуказанного понятия по определениям разных авторов. 
     Так, например, по мнению Н.Ф. Добрынина, интерес – это избирательная направленность внимания человека. С.Л. Рубинштейн полагает, что интерес – это проявление умственной и эмоциональной активности личности. Автор Д. Фрейер считает, интерес  активатором разнообразных чувств. Н.Г. Морозова определяет интерес как активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. И, наконец, А.Г. Ковалев считает, что интерес – это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
     Итак, мы обозначили лишь несколько определений понятия «интерес», несмотря на то, что в каждом из определений делается акцент на разные стороны личности – эмоциональную, чувственную, умственную, тем не менее, можно сформулировать самостоятельно общее определение категории «интерес». Интерес, в самом общем виде, - это есть проявление эмоционально-волевой сферы человека, которая оказывает положительное и стимулирующее влияние на деятельность человека.
     Далее отметим, что важнейшая область общего феномена интереса – это познавательный интерес. Познавательный интерес в научной трактовке – это интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях ?11?.  Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. 
     В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному пристрастному характеру которых, способствует интерес.
     Кроме всего прочего, важнейшей особенностью  интереса как социально-психологической характеристики, является его способность обогащать и активизировать процесс  не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Из опыта повседневной жизни, можно отметить, что любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно и более оперативно. 
     Более того, интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала) ?11?.
     Однако стоит отметить, что познавательный интерес – есть качество приобретаемое. А именно это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
     Обращаясь к сфере педагогики, отметим, что особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.
     Важно отметить, что в единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат) ?7?. 
     В научной литературе познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес ?8?. Однако, нужно сказать, что существование и последовательность этих стадий весьма условно – они могут меняться местами, некоторые и вовсе могут выпадать, но сам факт их наличия давно уже зафиксирован.
     Таким образом, интерес в рамках социально-психологического подхода — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности и побуждающих особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
     Развитие ученика-читателя — ключевая проблема литературного образования школьников, которая тесно связана с читательской деятельностью, становлением ученика как талантливого читателя. Проблема изучения читателя закономерно рассматривается в методических и психологических работах (Л.Г.Жабицкая, Н.Д.Молдавская, В. Г. Маранцман, О.И.Никифорова, О. Ю. Богданова, Л.И.Коновалова, В. Ф. Чертов, Е. И. Целикова, Г.Л.Ачкасова и др.).
      В настоящее время, благодаря концепции литературного развития В. Г. Маранцмана и его научной школы (Л. И. Коновалова, Г.Л.Ачкасова, Е. И. Целикова, Л. В. Шамрей и др.) многое известно о школьнике как читателе, о его читательской деятельности, о возрастных особенностях восприятия им произведений разных литературных родов и жанров. В последние годы проводились работы по исследованию читательских интересов современного школьника. Но количество таких работ невелико.
     Среди них еще меньше таких, в которых были бы подвергнуты анализу читательские интересы старших школьников. А ведь период ранней юности— наиболее ответственное время в формировании духовного лица молодого человека.
     Юность—период завершения формирования личности. Но нельзя забывать, что старшеклассники уже являются личностями, часто весьма яркими и необычными, разными по возможностям и интересам. Юность — пора первой любви, пора прилива внутренних сил. В это время у человека складываются критерии подхода к себе и к окружающей действительности, что отражается на его отношении к искусству. В ранней юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности.
     Восприятие читателем-школьником художественного произведения— сложный творческий процесс, обусловленный жизненным, эстетическим и эмоциональным опытом ученика. Проблема восприятия не должна решаться изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к искусству, к действительности, формирования его личности, духовного мира. Читательские интересы в значительной мере определяют личность человека. Лишь зная духовные запросы и уровень эстетического восприятия художественного произведения школьниками разных возрастов, можно создать педагогически оправданную систему рекомендаций.
     Чтение рассматривается нами не только как условие успешного обучения, но и как средство адаптации молодого человека к жизни в обществе. Старшеклассники в возрастном развитии отнесены психологами к периоду ранней юности, в котором центральное место занимают проблемы взаимоотношений личности и общества, поиски своего места в жизни. Они планируют свою взрослую жизнь, определяются их профессиональные склонности и желания, их пристрастия переходят в прочные убеждения. 
     По уровню литературного развития они разные. Для 16% учеников обычных классов характерно восприятие художественной литературы на наивно-реалистическом уровне. Старшеклассники понимают условность искусства, знают, что книгу пишут писатели, однако художественную действительность воспринимают как реальную, точку зрения автора либо искажают, либо не учитывают вообще. Ученики с таким уровнем сформированности читательских умений неохотно вступают в диалог в классе, пишут слабые письменные работы, 
     Многие старшеклассники проявляют интерес к истории и в большей мере — к истории своего Отечества. Теоретико-литературные понятия, освоенные в предыдущие годы обучения, позволяют им делать достаточно умелую читательскую интерпретацию произведений разных литературных родов и жанров, разных художественных систем. Как правило, такие ученики внимательны к художественной форме произведения, чутки к художественной детали. Осмысление содержания происходит на уровне рассуждения и читательской концепции. Пересказы — единичные явления, они характерны скорее для учеников с низким уровнем литературного развития. Ученик-читатель «видит» литературных героев в произведении, воображение его достаточно результативно, хотя для части читателей ведущим является воссоздающее воображение.
     Эмоциональная реакция на художественное произведение в этом возрасте проявляется слабее, свои чувства в период юности ученик-читатель меньше всего хочет сделать гласными, т. е. эмоция есть, но она не «публикуется». Старшеклассник видит причинно-следственные связи в художественном произведении, учитывает авторскую оценку персонажей, стремится к сопоставительному анализу произведений разных авторов.
      У старшеклассников, как правило, складывается привычное общение с разными видами искусства. Наиболее близки им музыка, живопись, театр, кино. Годы обучения в школе, приобретенный жизненный опыт формируют необходимую компетенцию для понимания самобытности русской итературы. Выпускники не только понимают, что произведение многопроблемно, но видят и осознают основные идеи произведения. Они охотно полемизируют друг с другом (а иногда и с автором) по вопросам социального, нравственного, философского характера. На завершающем этапе школьного литературного образования выпускники осознают, что каждое поколение писателей вносит свой вклад в литературный процесс.
     Л.И.Божович пишет: «В отличие от подростка, который в значительной степени обращен на познание самого себя, своих переживаний, в отличие от младшего школьника, который целиком поглощен вниманием к внешнему миру, учащиеся старших классов школы стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места, а также для того, чтобыполучитьопору для формирующихся у них взглядов и убеждений».
     Стремление познать мир и найти в нем свое место сказывается на литературном вкусе старшеклассников. Даже ученики, находящиеся на невысоком уровне литературного развития, чувствуют эмоциональный тон произведения, хотя в целом эмоционально-образные переживания в старшем школьном возрасте несколько ослабевают, поскольку развитие абстрактного мышления в эти годы идет особенно интенсивно и иногда подавляет эмоции.
     Конечно, литература по-прежнему как бы проясняет собственные переживания и размышления учеников, но теперь они соотносят их с авторским замыслом произведения. Черты осознанности эстетического восприятия у старшеклассников проявляются в более детальном и тонком ощущении формы произведения. По замечанию В.И.Нусенкиса, «у старших школьников меняются и сами отношения процессов „образной конкретизации“ и „образного обобщения“, переходя в иное качество. Теперь восприятие „конкретностей“ художественного текста не только способствует созданию иллюзии непосредственности изображенной в произведении жизни, но эстетически осмысливается, что свидетельствует уже о постижении специфического языка литературы как искусства. Этапом на этом пути должно стать теоретическое осмысление образности литературы и ее отношений с действительностью, теоретическое усвоение в старших классах таких понятий, как личность авторского сознания в произведениях различных родов, видов и жанров, художественный вымысел, условность искусства». 
     Изучение литературы в старших классах требует принципиально новых подходов. В изучаемых текстах должна подчеркиваться их двойная актуальность—для современных им эпох и для сегодняшнего времени. Необходимо совершенствовать анализ литературного произведения. По замечанию В.Ачкасова «в анализе произведения осуществляется полифункциональность самой методики, то есть он направлен на решение целого ряда задач... В анализе произведения целостность и проблемность являются... необходимыми качествами» У старшеклассников появляется возможность постоянно сопоставлять и сверять свое понимание художественного мира писателя с оценками критиков, с восприятием читателей прошлого. «Это позволяет увидеть глубину, смысловую многомерность художественного произведения, дает возможность интерпретировать его в диалоге с другими читателями»
     Ученики старших классов проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, к личности писателя и его творчеству в целом. «В основе читательского развития в этом возрасте лежит понимание авторской художественно-эстетической, философской, идейно-тематической концепции, с одной стороны, и способность развернуть собственный концептуальный текст, с другой», — замечает В. Ачкасов. 
     У современной молодежи нет привычки повторно перечитывать произведения. Немногие учащиеся пытаются создавать личные библиотеки. При этом здесь нет какого-либо определенного принципа — книги собираются случайные, за исключением учебной литературы. Немногие покупают книги, уже прочитанные и ставшие любимыми. Преобладающее место в личных библиотеках учащихся занимают художественные книги различных «массовых» жанров, но очень мало справочной, научно-популярной, публицистической литературы. Настораживает бессистемность чтения: учащиеся часто читают все, что попадает в руки. Это говорит о том, что у многих еще нет сложившихся читательских интересов. Читательская культура сегодняшнего выпускника школы явно не соответствует задачам нынешнего дня, а уж тем более завтрашнего. Конечно, формирование читателя—сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, нам кажется, что ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.
     
1.2. Анализ педагогического опыта активизации интереса к изучению литературы учащихся старших классов общеобразовательной школы в психолого-педагогической литературе 
     
     В рамках данного пункта рассмотрим литературу как учебный предмет в современной  общеобразовательной школе.
     Значимость литературы, как образовательной категории, чрезвычайно велика, поскольку литература выступает одним из агентов социализации личности. Кроме того, литература и ее шедевры оказывают влияние на становление внутреннего мира человека, на формирование его мировоззрения. 
     По мнению известного Твардовского: «литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя» ?5?. В этой цитате автор указал на самую суть литературы как школьного предмета, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие.
     Рассматривая литературу как школьную учебную дисциплину, отметим, что этот предмет имеет весьма сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.
     Кроме того, значимость этой учебной единицы еще и в том, что в литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; многие другие школьные предметы опираются самым прямым образом на литературу.
     Рассмотрим непосредственно методы обучения школьников литературе. 
     Для начала отметим, что методы обучения – это есть способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Обозначим определение в несколько ином направлении: методы обучения – это целая система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования. Прием, в свою очередь, как методологическая единица – это составная часть или отдельная сторона метода ?4?. 
     В современной науке есть следующие классификации учебных методов, обратимся к ним ?18?: 
     1группа. По источникам передачи и характеру восприятия информации выделяют 3 группы методов: 
     А) словесные, 
     Б) наглядные, 
     В) практические. 
     2 группа. По дидактическим задачам выделяют 3 группы методов: 
     А) методы приобретения новых знаний, 
     Б) методы формирования умений и навыков и осуществление их на практике, в)  методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. 
     3 группа. По характеру познавательной деятельности выделяют 5 методов: 
     А) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), 
     Б)  репродуктивный, 
     В) проблемного изложения, 
     Г) эвристический (частично поисковый), 
     Д) исследовательский.
     В целом можно сказать, что почти все перечисленные методы вполне подходят для уроков литературы в школе. Каждый из перечисленных методов для литературы имеет особое значение, поскольку в зависимости от того или иного выбранного метода появляется возможность познать литературу как многогранную и многоаспектную составляющую. 
     Теперь обратимся к задачам и содержанию курса литературы в старших классах. Но прежде отметим специфику восприятия литературы учащимися  старших классах.
     Так, по единодушному утверждению ученых, в 9-11 классах происходит значительный сдвиг в литературном развитии учащихся. Именно в этих классах отношение ученика к искусству начинает приобретать осознанный эстетический характер, когда книга воспринимается не только в своей содержательно-познавательной сущности, но и как художественная ценность ?18?. Значительно расширяется круг произведений, которые интересуют старших подростков. Любимыми становятся те, где автор внимателен к переживаниям героев, к сложным чувствам, - книга в этом возрасте становится средством, помогающим разобраться в себе, оценить качества своей личности, сформировать свой идеал. 
     Однако при достижениях в литературном развитии школьников старшего подросткового возраста заметны и некоторые утраты. Потребность в самовыражении у некоторых школьников оказывается настолько сильной, что анализ произведения нередко подменяется анализом собственных переживаний или рассуждениями на интересующие их темы. Возникает риск, что в связи с ростом самосознания личности происходит наполнение художественного текста собственными проблемами юного читателя. 
     Такова специфика восприятия литературы учащимися старшей школы. Теперь рассмотрим общие задачи изучения литературы в школе. Прежде всего, выступает задача развить потребность в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения. Второй не менее важной задачей выступает задача развить эмоциональную сферу восприятия учащегося текста. Следующей задачей является - научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними. Четвертой задачей выступает задача  научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения, художественную структуру произведения и средства, используемые автором, И, наконец, последней задачей выступает задача включить ученика в творческую деятельность с усилением самостоятельности от класса к классу ?2?. 
     Перед учителем всегда стоит вопрос – как реализовать все вышеперечисленные задачи наиболее эффективным способом. Для этого предусмотрены довольно стандартные приемы - сочинения, описания, размышления, изложения, пересказы. Но все это довольно быстро наскучивает школьникам в силу рутинности и однообразности предусмотренной программы по литературе. И здесь на помощь должны приходить качественно новые формы организации уроков литературы с тем, чтобы подогревать интерес школьников к произведениям, а также минимизировать те подростковые риски, которые мы обозначили выше. 
     В качестве важного стимулятора интереса старшеклассников может смело выступать литературно-музыкальная композиция. Этот прием довольно уникален и не ставит никаких рамок для творческого потенциала учащихся, в отличие от стандартных вышеперечисленных приемов для уроков литературы. Цель этого вида работы: дать учащимся систематические знания в области художественной культуры; привить глубокий интерес к искусству; научить жить и трудиться в соответствии с требованиями эстетики; научить учащихся эмоциональной чуткости; помочь им открыть все богатство красок, звуков, форм окружающего мира ?1?.
     Обозначим некоторые преимущества указанного приема для уроков литературы. Прежде всего, привлечение музыки на уроки литературы создает благоприятную эмоционально-эстетическую атмосферу, способствует глубокому постижению литературного произведения. 
     Кроме того,  возможности приобщения учащихся старших классов одновременно к классическому литературному и музыкальному наследию своего народа, а  здорового эстетического вкуса, духовных потребностей и интересов. Также нужно сказать, что музыкальные произведения, привлекаемые на уроки литературы, должны соответствовать литературному тексту в идейно-тематическом и эмоционально-интонационном плане, что способствует глубокому пониманию содержания литературного текста и пробуждению интереса к музыке.
      Формированию духовных потребностей и интересов учащихся способствуют музыкальные произведения, которые сливаясь с литературным текстом, не только ярче раскрывают идейно-нравственные и художественные ценности литературного и музыкального произведений, но и открывают широкие возможности проникновения в смысл и значение эстетических категорий (прекрасного, возвышенного, героического, трагического, низменного и т,д.). А так как эти категории являются общими для всех видов искусства, то, естественно, для учащихся открываются новые возможности познания посредством переноса знаний из области одного искусства в другую и варьирования ими в новых условиях
     Интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей. В. Н. Мясищев, рассматривая интересы в тесной связи с потребностями личности, в то же время отмечал своеобразие интересов, заключающееся в том, что они выражают познавательное отношение к предмету, тогда как потребности отражают тенденцию к реальному овладению ими.В литературе имеются попытки классификации интересов по разным основаниям. В соответствии с одним из таких оснований — формой деятельности — выделяют игровые, познавательные и профессиональные интересы. 
     
1.3. Как работая над составлением литературно-музыкальной композиции повышать интерес к литературе
      Выше мы уже говорили, что литература – это базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Роль ее крайне велика: ей принадлежит  ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.  
     Кроме того, скажем, что как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает в широкое взаимодействие с историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой. И это неслучайно, ведь неоценимую помощь в преподавании литературы учителю оказывает именно искусство в разных его проявлениях. Использование музыкально-литературных записей, произведений живописи повышает культуру учащихся, развивает их вкус, учит понимать прекрасное. В органическом единстве мысли и чувства, размышления и эмоционального переживания заключается преимущество уроков литературы, обогащенных образцами других видов искусства.
     В рамках нашей дипломной  работы подробнее хотелось бы остановиться на одной из форм организации учебного процесса – литературно-музыкальной композиции. Литературно-музыкальная композиция – это один из художественных приемов, сочетающий в себе одновременно несколько видов искусства. Основные цели данной формы работы: дать учащимся систематические знания в области художественной культуры; привить глубокий интерес к искусству; научить жить и трудиться в соответствии с требованиями эстетики; научить учащихся эмоциональной чуткости; помочь им открыть все богатство красок, звуков, форм окружающего мира; научить понимать и чувствовать автора, его мысли, его образы ?1?.
     Как правило, литературно-музыкальная композиция состоит из вполне стандартных составляющих: вступление, которое обозначает, чему будет посвящена композиция; основное действие, в котором отражается тема и идея всей литературно-музыкальной композиции; финальная часть, где идея всей композиции плавно и по смысл завершается.
     На наш взгляд, кроме всего прочего, литературно-музыкальная композиция способна решить ряд актуальных проблем, стоящих в настоящее время перед обществом, - проблему бездуховности, отсутствия культуры, проблему равнодушия ко всему, что нас окружает.
     В одном из индийских трактатов сказано: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше пения, музыки и игры и меньше того, что надо читать и произносить. И нет музыки без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной… А на язык струны лишь капля этого звука попадает, и стихами, не смоченными влагой, не спасешься… Если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания» ?1?.
     Стоит сказать, что со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:
     1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.
     2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.
     3. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности, но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст ?10? .
     Здесь нам крайне важно заметить, что использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи – формирования путем активизации слушательских впечатлений мировоззрения школьников, особенно важно это для старших классов в момент переходного возраста. 
     Также ввиду способности раздвигать временные и пространственные рамки литературно-музыкальная композиция является средством активной мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44